Главная страница

взаимосвязь права и государства. 13. Взаимосвязь права и государства. Взаимосвязь права и государства


Скачать 87.55 Kb.
НазваниеВзаимосвязь права и государства
Анкорвзаимосвязь права и государства
Дата17.03.2023
Размер87.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла13. Взаимосвязь права и государства.docx
ТипКурсовая
#996597
страница3 из 4
1   2   3   4

2.2. Зависимость трансформации формы современных государств от глобализационных политико-правовых процессов



Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.

С нарастающей тревогой сегодня мы наблюдаем развитие нынешнего глобального политического кризиса. Его стороны явно затрагивают внутригосударственную политику государств и сферу международного права.

XXI век называют эпохой глобальных перемен. Очевидно, что от них ожидается надежда блага всем народам, всему миру. Но в последние годы данное понятие чаще трактуется в тревожных контекстах. Глобальная реальность все чаще, с каждым днем обогащает их трагическими событиями.

Мир менялся всегда, но сегодня темпы перемен набирают скоростные и масштабные обороты. Любые перемены бесполезно отрицать, а тем более им сопротивляться. Это не здоровый консерватизм. В свою очередь опасно принимать и следовать любым переменам, или просто плыть на их волнах.

По своей сути, существенная часть мировой права посвящена дискуссиям и решениям данных сложнейших проблем: как изменять правила при переменах и не допустить «бесправной паузы», и какие должны быть новейшие, усовершенствованные правила, отражающие закрепляющие необходимые перемены.

Во все времена, данные проблемы стояли остро именно в периоды глобальных перемен, потому, что тогда главная повестка определяла «риск беззакония». И именно тогда наибольшие трудности испытывали поиски решения единых правил жизни, удерживая общество (порой это было невозможно) в рамках правовых норм.

Сегодня многие процессы – и локальные, и глобальные, в мире воспринимаются апокалиптически. Это касается не только личностных ощущений, но и позициями многих государств. Мы не видим, а может, просто не хотим видеть, что литература, искусство, политика, экономика переживает грядущие сценарии мировых катастроф. Это воистину касается политико-правовых процессов, как «краеугольного камня» глобализации.

Представляется, что нечто подобное имел в виду апостол Павел, когда на заре Новой эры в своем Послании к фессалоникийцам писал: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» [15, с. 60].

До начала развития нынешней эпохи перемен, первая половина столетия прошла успешно в рамках правового оформления становления глобального мира. Большое количество стран прошли этапы развития правового сознания и успели зафиксировать позиции на политической карте мира.

Создание Организации Объединенных Наций с развитием основополагающих принципов, положило основу признания неотчуждаемых прав и свобод человека, а также неотчуждаемых суверенных прав наций-государств. Данные факторы обеспечили миру 70 лет существования без глобальных войн и сократили масштабы локальных конфликтов.

Современные глобальные перемены берут свое начало распадом советского блока и СССР, где в итоге, на мировую «арену» выдвигают позиции США. Данные новшества очевидным образом сопровождаются сломом старых правил, устоев локальной и мировой политики, установленные итогами Второй мировой войны. Данный слом явно показал следующее, что оказавшаяся в тот момент единственной сверхдержава – США – начала принудительно диктовать международные условия жизни на собственный лад, не взирая не только на существующие нормы, но и на собственных союзников и партнеров.

С тех времен этот процесс набирает обороты, который создал в нынешней системы политико-правовых процессов кризис. И сегодня в него глобальный мир погружается все глубже и глубже. По мнению В.Д Зорькина главным тезисом этого кризиса является «последовательный и целенаправленный слом наследия Вестфальского мира, включая Ялтинско-Потсдамскую систему мироустройства, и подрыв основополагающих принципов ООН, включая принцип национально-государственного суверенитета».

На территории бывшего СССР была сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах наподобие Европейского союза, однако такая форма государственного образования не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств [18, с. 140].

Опыт развития свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов, поэтому внутри Содружество Независимых Государств образовались другие формы объединения, такие как союзное государство России и Белоруссии, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) целями, которых являются обеспечение безопасности, демократическое развитие, создание единого экономического пространства и т.д.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. Статья 1 Договора о создании союзного государства гласит: Российская Федерация и Республика Беларусь Российская Федерация и Республика Беларусь создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

По мере дальнейшего развитие Союзного Государства в соответствии с ч. 3 статьи 2 Договора будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции. Форма устройства союзного Государства определены в статьи 3, 4, 5, 6 и 7 Договора. Важно не отметить следующее, что мотивация избранности, исключительности и обособления в мировом сообществе американского государства и народа, давно и очень широко анонсируется в США в повседневной лексике, а с последними событиями стала обиходно проявляться во внешнеполитических документах и выступлениях официальных лиц. Концепции военного планирования, которые постоянного и открыто постулируют, выстроены по принципу несравнимости и мирового могущества. Ни одна страна не может быть мощнее и сильнее военного потенциала США на земле, на море, в воздухе и в космосе. Это напрямую находит свое отражение в доктринах становления и развития систем СМИ в глобальном информационном пространстве.

Примером может послужить заявление президента США Дональда Трампа, сделанное им 23 декабря 2017 года об увеличении ядерного потенциала. В очередной раз Армерика пытается выстроить мировые позиции в «своих руках». Однако, реакция мирового сообщества, в частности России, обусловилась не участвовать в гонке вооружений. Однако, 19.04.2017 года, из-за нарастающих противоречий США и КНР, последняя, показала явную мощь ядерного вооружения. На фоне таких глобальных событий в любой момент может случиться ядерная война. Опять же ярким примером «единоличного» решения США может послужить эксцессы прямого политического и военного во внутренние дела суверенных государств без мандата ООН (1995, 1999 года – Югославия; 2001 год – Афганистан; 2003 год – Ирак; 2013 год – Украина).

Важным аспектом, проблемой, которая ставится во все времена всеми государства мира – это терроризм. Отмечу, что данное явление является политическим процессом, имеющим свою сущность и цель. Международное право основательно называет терроризм именно преступлением против безопасности человечества. 1Поднимая вопрос сущности и борьбы с мировым терроризмом, нельзя не вспомнить теракт в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года. В результате взрыва самодельной бомбы в вагоне поезда метро погибли 15 человек, более 50 человек получили ранения (аналитическая сводка).

На примере данного злодеяния, возникает следующий вопрос: не следует ли ограничить права приезжающих на территорию РФ иностранных лиц для исключения в будущем подобные ситуации? Не слишком ли либеральна Конституция РФ (ч.3 ст.62), которая явным образом свободно предоставляет равные права иностранным гражданам наряду с гражданами Российской Федерации? И не умоляют ли неоправданные послабления мигрантам право каждого россиянина на жизнь (ст. 20 Конституции РФ)?

Аналитическая сводка: 30 мая 2013 года представитель Службы контрразведки ФСБ в ходе выступления в Совете Федерации признал, что именно мигранты в России стали основной питательной средой для терроризма и что под видом мигрантов в Россию проникают кадровые разведчики, которые ведут подрывную террористическую деятельность. Региональные управления ФСБ РФ регулярно публикуют отчетности о раскрытии ячеек исламистских групп в среде мигрантов. По последним статистическим данным, на территории России и стран ЕАЭС активно осуществляют деятельность эмиссары турецких, пакистанских, саудовских и сирийских экстремистских организаций. У данных организаций четко выработаны приемы и методы вербовки. 28 марта 2017 года на базе Ошского государственного университета прошло экспертное заседание «Вопрос региональной безопасности в процессе евразийской интеграции». Как заявил прокурор отдела по надзору за законностью оперативно-разыскной деятельности и следствия прокуратуры Ошской области, в Киргизии сейчас порядка 2 тысяч граждан являются членами или приверженцами семнадцати религиозно-экстремистских организаций и занимаются вербовкой в свои организации. Другой канал связи и вербовки – интернет. Различные специально создаваемые сайты под благовидным внешним предлогом, реализуют экстремистскую литературу и видео о призыве к ненависти всему человечеству. Интернет-группы, например, социальной сети «ВКонтакте», откровенно призывают молодежь к суициду через так называемые «игры смерти». Причем, на законодательном уровне невозможно применение ни одной санкции в виду отсутствия состава преступления. Это серьезная молодежная проблема и со стороны государством должны быть применены обеспечительные меры по ликвидации и жесткому контролю за деятельностью интернет-сетей.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2016 года «Меры по ликвидации международного терроризма» 71/151 указывает, что террористические акты угрожают международному миру и безопасности, относит меры борьбы с терроризмом к обязательствам государств по международному праву (преамбула); определяет акты международного терроризма как преступные акты, направленные «... на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или отдельных лиц в политических целях» ( пункт 4), призывает государства принять внутренние законодательные акты, необходимые для обеспечения того, чтобы юрисдикция их судов позволяла привлекать к ответственности лиц, совершивших террористические акты, и для осуществления сотрудничества с другими государствами (пункт 15). В таком понимании акт терроризма является с точки зрения уровня его общественной опасности преступлением против безопасности человечества.

На мой взгляд, «прямое окно» к экстремистской деятельности современной России и ряда стран, пролегает через религиозную деятельность. Неоднократно СМИ публикуют данную проблему для массового обозрения, однако, на законодательном уровне, нет даже, попыток предпринять меры по государственному контролю. Примером может послужить журналистское расследование телеканала НТВ от 21.04.2017 года в программе ЧП «Расследование» на тему: «Ничего святого: как секта экстремистов и педофилов делает бизнес в России». Здесь отражается реальная схема экстремистской деятельности религиозной организации ИПЦР. Но не только эта беда касается деноминаций. Самая крупная в России религиозная организация Русская православная Церковь (Московский Патриархат) также подвержена к занятиям террористической деятельности.

Объясняется это следующими факторами: численность прихожан – миллионы человек. Это колоссальные потоки людей всех народов и воззрений, приходящих и составляющих массы верующих; количество Приходов (официально зарегистрированных как местная религиозная организация) имеет статус юридического лица, а значит, пользуется всеми правами. Здесь, на мой взгляд, «дыра» закона заключается в финансовой деятельности данных организаций.

Возможность системы пожертвований невозможно отследить ни количеством поступающих средств (за исключением, банков) ни за способами их фактической реализации. Наличие иностранного агента ставит позиции перечисления финансовых потоков под контроль государства, НО создание фонда открыто дает «зеленый свет» активно действовать иностранному лицу; физические лица-священнослужители. Это больше внутренняя политика РПЦ. Однако, Епархиальные управления на назначение должности Председателя приходского совета (настоятеля) не проводит юридическую проверку лиц на соответствие занимаемой должности. По сути, любой гражданин (даже без разницы национальности, возраста, воззрений, финансового и социального положения) на усмотрение Правящего архиерея (благословение) может стать руководителем юридического лица РО. Причем, со стороны государства сегодня нет жесткого контроля над деятельностью РПЦ ввиду предоставления «поблажек» и ее авторитетности в социальной среде. Разные провинившиеся «супостаты», выходящие за рамки РПЦ, базируются, к примеру, в ИПЦР, или создают новую религиозную группу.

Соответственно, для поддержания жизнедеятельности необходимы финансовые решения. А это «улов» для Западных (и не только) различных организаций.

Сегодня очевидную опасность для ряда государств, в том числе и России, представляет «Исламское государство», известное, как организация ИГИЛ. Решение Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года № АКПИ14 – 1424С – признать международные организации «Исламское государство» и Джебхат Ан-Нусра (Фронт победы) террористическими и запретить их деятельность на территории Российской Федерации.

Конечно, главной задачей ИГИЛ для мирового сообщества является создание управляемого хаоса. Тем самым, заставить силовыми методами изменять политико-правовые процессы ряда государств, в частности Сирии.

Современный мир столкнулся не с исламским бунтом против устроения человеческой жизни. Он столкнулся с особым архаическим варварством.

Многие пытаются называть его исламским, добавляя эпитеты «экстремистское», «радикалистское», «террористическое» и так далее. В своей совокупности, это не ислам, как религия таковая. Это исламизм - фашиствующее варварство, которое лишь прикрывается одеждами подлинного ислама, но не имеет к исламу никакого сущностного отношения.

Ведь не зря пресловутое «Исламское государство» грозит уничтожить не только суфийские исламские памятники и реликвии, но и священную для всех мусульман Каабу.

Но как могла произойти на фоне прогрессирующего мира столь опасная коалиция? Ответ кроется в якобы благой идее «принуждения к демократии» с помощью иноземных военных вторжений. И осмыслить накопившийся опыт попыток реализации этой идеи. Именно в этом опыте необходимо искать сущность вторжения общественного хаоса. В свою очередь, Опыт почти полутора десятилетий подобных "демократизаций" показал неизбежность их катастрофических последствий. И после полутора десятилетий такого опыт мир имеет все основания полагать, что речь идет не о «демократическом идеализме», а о целенаправленном создании так называемого «управляемого хаоса».

События нынешнего времени в Сирии, Ираке, Ливии, Египте, Йемене, Нигерии, Мали, а также недавние теракты на Синае и в Париже показывают, что «Исламское государство» приобретает статус глобальной проблемы для всего общества. При этом нельзя не понимать, что в лице этого «халифата» мы имеем дело с предельно амбициозным врагом, который уже предъявляет миру немало признаков альтернативной - террористической и варварской государственности.

Говоря о современном терроризме, как проблемы мирового масштаба, которая существенно влияет на политико-правовые процессы, весь мир оказался перед лицом мощнейшего глобального вызова, который требует срочного осознания и пересмотра позиций международного права.

Сегодня весь мир и почти все государства переживают нравственную катастрофу, переживая подобно событию из Библии, проблему Содома и Гоморры – гомосексуализм (однополые браки). Гендерные отношения становятся все более популяризованы. Конечно, зависимость государств в масштабах глобального мира не велика. Но это дело времени.

Впервые процесс легализации подобных браков на международном уровне началась в 1994 году на конференции ООН в городе Каире, посвященная народонаселению планеты.

Законодательные новеллы стран Запада в сфере социальной морали и семейных норм оказываются для массового сознания очень многих стран мира социально-психологическим шоком. То есть, ломкой глобальной социальности.

Для больших масс людей христианского мира – это нечто новое, включая нормы легализации и расширенной правовой защиты однополых сексуальных союзов, означают прямое нарушение фундаментальных религиозных заповедей. Для светских людей, воспитанных в соответствующих национальных культурах, такие новеллы означают не менее болезненный слом традиционных, глубоко укорененных в культуре, нравственных принципов.

Ведущие религиозные иерархи мира всех концессий, все настойчивее заявляют о том, что позиции современного Запада во главе с США ввергает весь мир в глобальную нравственно-идеологическую катастрофу.

Результаты социологических опросов по фактам массовых выступлений в Сербии, Италии, Испании, Франции показали, что подобные правовые новеллы в сфере регулирования половых и семейных отношений считает категорически неприемлемыми огромная часть светского населения планеты.

И не только в исламском или православном мире, но и в католических и протестантских странах Запада. Данная проблема пробуждает слом нравственного воспитания молодого поколения через массовое распространение коммуникационных сетей. Политическое сообщество некоторых стран, в частности Франции, Великобритании, в некоторых штатах и столице Мексики, Коста-Рике легализовали аспект однополых браков, разработав отдельную правовую систему.

В Российской Федерации однополые браки понимаются в категорическом контексте ввиду религиозного и правового аспектов. Однако, есть примеры регистрации подобного типа брака. В 2014 году в городе Санкт-Петербург официально был зарегистрирован брак между женщиной и мужчиной, который находился в состоянии смены пола. Оба супруга пришли на регистрацию в белых свадебных платьях. Депутат законодательного собрания города Санкт-Петербурга Виталий Милонов выступил с резкой критикой и осуждением подобного действия.

На основании этого, происходит подрыв и элиминирование важнейшего фундамента, конструкции человеческой морально-нравственной нормативности, обрушение «нравственного закона». Мы должны задуматься очень серьезно над данной глобальной проблемой, сегодня, в условиях снижающейся в «эпоху перемен» работоспособности правового закона.

Единое мировое государство можно навязать только силой, кровавым подавлением противодействующих народов и стран. Украинская революция является этому тезису ярким примером. Свержение законной власти насильственным способом, а также полномасштабной войны против огромной части собственного народа «контртеррористической операцией» явило миру воочию кризис международного права. Беспрецедентные масштабы внешнего вмешательства во внутренние дела находящегося в центре Европы суверенного государства. Вмешательства, сопровождающегося беспрецедентной кампанией информационно-пропагандистской фальсификации реальных событий и произвольными заинтересованными интерпретациями международного и национального права.

В чем фундаментальные правовые причины таких катастрофических внеправовых трансформаций мировой политики?

Обвинения ООН в неэффективности ее механизмов в значительной мере справедливы. Речь идет о таких основополагающих принципах, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, территориальная целостность государств, равноправие и самоопределение народов, разрешение международных споров мирными средствами, уважение прав человека и основных свобод. Их нарушение буквально взрывает международную правовую систему. Именно отсутствие ясно заявленных норм реализации этих принципов, в их единстве, - позволяет отдельным государствам и международным органам принимать решения и действовать на основании собственных интерпретаций указанных принципов. То есть не на основе строгих общепринятых международных правовых норм, а исходя из политико-идеологических пристрастий и прагматических конъюнктурных интересов. Факт форсированной глобализации финансов и торговли общеизвестен.

Разные страны, их блоки и мегакорпорации формируют свою экономическую политику, исходя из собственных эгоистических интересов. Почему? Потому, что все существующие глобальные экономические институты, включая Банк Международных расчетов в Базеле, МВФ, Всемирный банк, G20 и т.д., принимают только рекомендательные решения.

Но финансовая «прозрачность» и взаимосвязанность мира сегодня такова, что государства и глобальные экономические корпорации способны нанести своим конкурентам ущерб, соизмеримый с последствиями большой войны. Так, сейчас именно нерегулируемая деятельность крупнейших финансовых спекулянтов стала главной причиной возникновения тяжелейшего мирового экономического кризиса, из которого глобальная экономика с трудом выбирается уже седьмой год. Кроме того, усиливаются, глобализируются и наращивают размах своей деятельности транснациональные криминальные сообщества.

В последние десятилетия стремительно разрастается деятельность так называемых «частных военных компаний», ЧВК. Они не только действуют в различных странах и регионах мира по заказам корпораций и государственных органов без должного правового контроля. Их нередко нанимают с явной целью проведения неправовых операций, за которые заказчик формально не несет правовой ответственности.

Примеров такого рода действий полно в Африке, в Афганистане, в Ираке (вспомним скандалы расстрелами бойцами американской ЧВК «Блэкуотер» мирного иракского населения). И сейчас то же самое происходит на Украине. Мы пока не знаем точно, какие именно ЧВК там воюют. Но есть данные о том, что против ополченцев украинского юго-востока действуют, в том числе, полностью англоязычные боевые подразделения.

Особую остроту ситуации размыва и разрушения международного правового поля придает взаимопереплетение всех перечисленных как бы неформальных воздействий.

Транснациональный криминалитет, размещая свои капиталы в легальном бизнесе, оказывает растущее влияние на мировую экономику и мировые финансы. Расследования в Италии и Швейцарии установили, что нелегальные капиталы транснациональных криминальных сообществ стали главной финансовой базой для спасения в кризисе крупнейших западных банков. Вместе с криминалитетом в экономические структуры даже наиболее развитых стран неуклонно проникают не только преступные капиталы, но и анти-правовые, преступные нормы деятельности.

В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 года, выражена решимость государств «повышать уважение к верховенству права в международных и внутренних делах». На прошедшей в сентябре 2010 года 65-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной целям в области развития, было особо подчеркнуто, что «верховенство права на национальном и международном уровнях имеет особо важное значение для устойчивого и всеохватывающего экономического роста и полного осуществления всех прав человека и основных свобод, включая право на развитие».

Что делать современным государствам на фоне реальных, глобализационных политико-правовых явлений? Еще можно добавить к данному тезису-вопросу: а что же делать государствам в совокупности, вместе по реализации достижения совместных юридических норм для наведения «порядка» блокового права?

Представляется возможные единственное, что к названному выше Всемирному Совещанию следует идти именно путем детальной проработки новых международных норм в Комиссии ООН по международному праву и последовательной постановки предлагаемых норм на всемирное обсуждение на Генеральной Ассамблее. Полнота системы норм в такой сложнейшей и чувствительной сфере, как международные отношения, принципиально недостижима.

Соответственно, даже если в результате описанной выше работы возникнут очень хорошо проработанные юридические тексты, они, тем не менее, при реализации содержащихся в них норм потребуют их постоянной интерпретации, в единстве их буквы и их глобального гуманитарного духа. То есть - обращения к базовым массовым представлениям о социально приемлемом и справедливом.

1   2   3   4


написать администратору сайта