взаимосвязь права и государства. 13. Взаимосвязь права и государства. Взаимосвязь права и государства
Скачать 87.55 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ» Факультет электронного обучения курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему «Взаимосвязь права и государства»
МОСКВА 2019 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Соотношение государства и права в исторической ретроспективе 5 Глава 2. Взаимообусловленность и взаимовлияние государства и права в современном мире 16 2.1. Государство как фактор создания и развития правовых установлений: национальный и международный аспекты 16 2.2. Зависимость трансформации формы современных государств от глобализационных политико-правовых процессов 25 Заключение 38 Список использованных источников 40 ВведениеАктуальность темы курсовой работы. Право, как и государство, принадлежат к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Поэтому, вопросы исследования их взаимодействия и взаимовлияния друг на друга в любой период развития общества остаются актуальными. Кроме того, с каждым годом в России возникают все новые проблемы взаимодействия общества и права, которые приобретают свою идеологическую направленность в связи с формированием реальных границ правового государства, становлением системы народовластия и укрепления рыночной экономики. Кроме того, взаимодействие права и государства является сегодня не только актуальной, но и одной из наиболее сложных и наболевших проблем в юриспруденции. Рассмотрение отдельных сущностных связей, каналов, форм развития с позиции общего характера государства и права, как самодостаточных явлений, остаются нерассмотренными, дискуссионными с позиции изменения временных рамок и тенденций развития социума. По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. В науке обсуждаются разные точки зрения на то, насколько право и государство самостоятельны друг без друга, что главнее - право или государство. Объектом исследования выступают право и государство как самостоятельные, но в то же время взаимозависимые политико-правовые понятия. Предметом работы выступают государство и право. Целью работы является исследование взаимосвязи права и государства, из данной цели можно обозначить следующие задачи: - изучить соотношение государства и права в исторической ретроспективе; - рассмотреть государство как фактор создания и развития правовых установлений: национальный и международный аспекты; - определить зависимость трансформации формы современных государств от глобализационных политико-правовых процессов. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Соотношение государства и права в исторической ретроспективеАнализируя позицию данного вопроса, в первую очередь необходимо отметить, что согласно формационного подхода государства возникли в разных стадиях: рабовладельчество – феодализм, буржуазия – социализм. Каждая из стадий государственно-правового строя имеет свои особенности и выполняло различные функции жизнедеятельности общества. Из данных этапов государство приобретает различные свойства воплощения. В первую очередь через потребность общества с целевой направленностью (например, владение частной собственностью), реализация общественной стратификации, обнаружение социальных положений и позиций, различаются четко выраженные управляющая и управляемая подсистемы. Причинно-следственные связи, породившие право, во многом аналогичны причинам становления государства. Мононормы первобытного социума и нормы права имели преемственность и отличались от самоуправления и органами государства. Из этого можно сделать вывод, что возникновение права носит закономерный характер усложнения в процессе исторической эволюции общественных взаимосвязей, обострения социальных противоречий. Представляется правильным рассматривать соотношения государства и права в исторической ретроспективе с позиции основных теорий происхождения государства и права. Важно оценить их с позиций современных открытий юридической науки, определить их сущность в теоретическом осмыслении обозначенных проблем и найти смысл в каждой из них. Такой анализ причин и условий возникновения государства и права будет способствовать наилучшему познанию их природы и сущностных характеристик. Теории происхождения государства и права многогранны, имеют разные представления и смыслы, реализация которых протекают через призму исторического пространства и предпосылок. Их многообразие определяется различными факторами, причинами, интересами в частности, сложностью самих явлений, как государство и право, с другой стороны разными взглядами и суждениями на различные группы, слои, нации, классы на данный процесс. Споры о природной составляющей государства и права остаются дискуссионными и актуальными по сей день. История развития человечества показало особую роль в становлении государства и права, как религиозного аспекта. Причина объясняется тем, что религиозный культ, к примеру, первых родовых семей, опирался на систему и закономерности окружающего мира. В последующем открытия человека знаний о божественной природе выдвинуло религию на первое место. Первые страны, принявшие идею божественного происхождения государства и права были Древний Египет, Вавилон и Иудея. Подтверждение данному факту отражается в Библии: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» [11, с. 128]. На этапах перехода многих народов к феодализму, данная идея имела широкий резонанс. Например, в XII – XIII вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». В это же время активно развивается учение ученого-богослова, философа Фомы Аквинского. Концепция его мысли – государство и право появляется в процессе сотворения Богом мира. Теологическая или теократическая теория объясняется богодухновенными книгами и преданием. На сегодняшний момент, в виду разделения мнений религиозного характера, предание не считается авторитетным. Однако, ученый мир показывает четкое представление о том, что Священное Писание составлено из предания. В частности, наука богословия, откуда произошло (кроме государственных устоев) церковное право. Церковное право актуально по сегодняшний день, опираясь на догматические основы теологии. Также большой вклад в данную теорию внесли такие ученные, как христианский богослов и философ Аврелий Августин (354–430), французский философ, теолог Жак Маритен (1882–1973) и многие другие. Древнейшие памятники, свидетельствующие о теологической теории становления государства и права на земле: 1901 год, Вавилон, археологической экспедицией был обнаружен базальтовый столб, представляющий собой один из древнейших письменных источников правовых норм - 282 6 статьи свода законов древневавилонского царя Хаммурапи. Юридическая наука современного мира определяет место теократической теории по-разному. Мнения ученых в общем своде характеризирует данную теорию с позиции недоказанной, но в то же время неотвергаемой. Однако теологическое правоведение констатирует факт данной теории, как доказуемый. Говоря о значении теологической теории происхождения государства и права, важно указать и те исторические факты, на которые эта теория опирается. Существуют доказательства того, что первые государства имели религиозные формы, а их системы права были одновременно религиозными догматами. Во главе таких государств стояли жрецы. Это и древнеиндийское государство, управляемое кастой брахманов на основе уже упоминавшихся выше законов Ману, и древневавилонское государство, и Древний Египет. Существуют государства с религиозной формой и сегодня. Это, несомненно, Ватикан. Такими государствами можно считать страны, проповедующие, например, ислам в качестве государственной религии. Позиция современной России, на мой взгляд, несмотря на ее многоконфессиональность, опирается на Русскую Православную Церковь. Это объясняется историческими причинами, культурой и традициями русского народа. В нынешнее время у богословия имеются немалые возможности для укрепления социальных связей, оздоровления духовной, а через нее и нравственной жизни, укрепления российской государственности. Немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), на базе теократической теории создал собственное видение. Его учение о государстве и праве состоит в системе абсолютного (объективного) идеализма, изложенной в «Энциклопедии философских наук» 1817 года. Суть его учения заключается не в Божественном промыслении возникновения общественных явлений, а следовательно, и становления государства и права, а как «абсолютная идея», «мировой разум», или «мировой дух». Воля государства носит объективный характер, полную независимость от воли отдельных лиц. Государство выступает гарантом нравственности, имеет высшее господствующее право по отношению к личности [1, с. 102]. Результат образования семьи, как ячейки общества, является объектом общения (взаимосвязи) людей между собой. Государство выступает продуктом естественного развития, форма общения людей возможна только внутри него. Так полагает древнегреческий философ, основоположник логики, великий мыслитель по мнению К. Маркса – Аристотель (384–322 до н.э.), основав патриархальную теорию происхождения государства и права [9, с. 66]. В древней Греции и Риме популярность данной теории обусловлена тенденциями общественного воззрения в обоих государствах на личность. Человек и полноправный гражданин выступало лицо мужского пола. Концепция данной теории основывается на психологической предрасположенности построения общественных ячеек и родовых связей от семьи до государственности, где последнее выступает высшей формой общения. Важную роль в развитии данной теории сыграла религия. Наилучшая форма организации власти проявляется в служении обществу, а не присвоению материальных и экономических благ. К таким формам относятся монархия, аристократия, умеренная демократия. Взаимоотношения правителя и общества выстраиваются по схеме «семья - отец, отец – семья». Данная теория явленно отражается в современном государстве Ватикан. Святой Престол является высшим органом управления, кому обязаны подчиняться. Родовые семьи и социальные общества не вправе вмешиваться в государственную политику, Папа Римский и Римская курия – монарх в одном лице. На сегодняшний день патриархальная теория находит свое отражение в религиозных объединениях. Организация построения власти (естественно внутрицерковной) реализуется с монарха на основании канонического устроения (типикона, устава, Корана) единственного управляющего, который избирается. Подчинение ему через благословение осуществляется беспрекословно через нормы церковного права. Существует иерархическая система контроля. Примером может послужить Централизованная религиозная организация Русская Православная Церковь. Все подчиненные приходы и Епархии образуют Московский Патриархат. В церкви имеется церковный суд (не подчиненный государству) в трех инстанциях. Форма подчинения складывается из Священного писания и Предания, а также канонов Церкви. Из изложенного можно сделать вывод, что церковная власть носит внутригосударственный иерархический, патриархальный строй со своей системой управления, судами, Епархиями, приходами и поместными Церквями. Тем не менее, организована, как юридическое лицо, следовательно, подчиняется действующему законодательству РФ и рядов других стран. Также к примеру жизни по патриархальной теории можно отнести жителей Сентинельского острова из Андаманских коренных народов, проживающих на Андаманских островах Бенгальского залива. Доподлинных источников и исследований социального устройства данного общества нет, однако, исходя из попыток установления контактов, индийские антропологи выдвинули данное предположение исходя из личных наблюдений. Еще одним примером является остров Ниихау, расположенного в 28 км к юго-западу от острова Кауаи. Является собственностью семьи Робинсон, где все проживающие подчиняются главе семьи. Однако стоит отметить, что социальное патриархальное устроение данных примеров распространяется только на территориальное образование. В рамках границ государственного и международного образований, данные территории признаны «запретными» официально государственными властями. Отечественными последователями патриархальной теории был публицист и социолог Н.К. Михайловский (1842–1904гг.), продвигавший ее идею вместе с идеями народничества; историк М.Н Покровский (1868 –1932 гг.), видевший сущность государственной власти в лице монарха [2, с. 91]. На ранних стадиях становления человеческого общества, приоритетом было земледелие и земля как таковая, как главный ресурс существования людей. Присваивающая экономика выдвинула ориентиры расщепления земельных владений. Швейцарский мыслитель Карл Людвиг Галлер на основании изложенного, предложил патримониальную теорию возникновения государства. Именно борьба за территориальные границы порождали межплеменные конфликты. Патримониальная теория происхождения государства отличается логичностью и опирается на широкие исторические данные, однако, закрепляет концепции монархической власти. Выдвигая на первый план область экономики и социальную сферу общественного устроения, К.Г. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин продвигали материалистическую теорию происхождения государства и права. Государственное образование приходит на смену родоплеменной организации, а право – на смену обычаям. Данные изменения произошли не в силу религиозных воззрений и обычаев людей, а экономической эволюцией и изменениями в самом первобытном обществе. Разделение труда привело к большому, интенсивному скачку в развитии человечества, выраженное с появлением торгово-экономических отношений, появление ремесла, отделение скотоводства от земледелия. Все это привело к способности человека производить больше средств к существованию для поддержания жизненного устоя. «Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством». Государственные образования появились в результате реорганизации первобытно-общинного строя путем полного вытеснения последних. Долгое время в нашем государстве данная теория выдвигалась на первый план и считалась единственно верной. Выделились два подхода: классовая борьба, как решающая роль в происхождении государства путем раскола общества на антагонистические классы; экономический рост путем усложнения общественного строя, его производительной и распределительной сфер. Отвержение божественной теории происхождения государства и права, её резкой критике нашло свое отражение в естественно-правовой доктрине. П. Гольбахом (1723 – 1789гг.) в работе «Священная зараза или естественная история суеверия» наиболее четко развил представление о данном направлении мысли. Отечественная и зарубежная литература описывает ее как договорная теория. Отдельные ее истоки зародились еще в Древней Греции. Свое развитие теория получила в Средние века, где активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией [10, с. 73]. Данное направление мысли исследовали и поддерживали различные ученые, философы, юристы с разных стран. В Голландии – Г. Гроций и Спиноза. Во Франции – П. Гольбах, Жан-Жак Руссо. В Англии – Т. Гоббси Д. Локк. В России – А. Родищев и др.. Государству предшествует обычное состояние, характеристика которого дается учеными по-разному. Одни считали, что это был «Золотой век человечества (например, Жан-Жак Руссо), другие – «Война всех против всех (Т. Гоббс). Неотъемлемое достоинство данной теории – признание за людьми естественных данных природой прав. Расслоение общественного строя и экономическая эволюция ради избегания социальных конфликтов для достижения мирных условий существования и благополучия заключается общественный договор. Детальное освящение, назначение, структура и функции договора, как и сопоставимые ему вопросы, вошли в ряд трактатов Жан-Жака Руссо (1712 – 1778гг.), особенно в труде «Об общественном договоре». Главная цель договора – передача естественных прав человека, своей личности и воли государству. Оно в свою очередь выступает гарантом сохранности прав, продуктом общественного происхождения разумной воли народа, как «...человеческое учреждение или даже изобретение». Главные постулаты: право собственности, свобода и безопасность. Руссо активно развивает идею народного правления. Только общественная силовая политика может управлять государством. Теория носила прогрессивный характер, так как предполагала свержение власти, если не выполнялись условия общественного договора. Сторонники теории отстаивали позицию обладанием народом неотчуждаемых прав на создание государства путем общественного договора, а также сопротивление тиранам, на его защиту. Таким образом, естественно-правовая теория построена на позиции возникновения государственности в результате добровольного объединения общества в целях достижения справедливости, сохранности законных прав и свобод, защиты личности. Последователи данной теории разделили право позитивное и естественное. Первое вытекает из правотворчества государства по воли общества и регулируется самим обществом путем принятия законов и мононорм. Второе вытекает из биологического фактора и социальной сущности человека, тем самым даёт неотчуждаемость естественно-присущих ему прав с момента рождения (право на свободу, равенство, жизнь и т.д.). Данное право не скреплено временем, местом, никто не может его отменить или внести изменения. Процесс социализации индивида становится «лояльным» в границах общественного сознания, но под надзором государственного устоя и традиций общества. Идеи о незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека сыграли огромную роль в процессе развития правовой мысли, оказывая свое влияние на современное правоприменение. Их сущность заложена в нормах международного и национального права многих стран, легли в основу понятия правового государства. Но при этом нельзя не сказать о том, что исторические исследования на предмет реального исполнения общественного договора и его норм отсутствуют. Трудно представить, как в условиях конфликтности и отсутствия аппарата власти общество может договориться между собой. Также естественно-правовая теория отвергает экономический фактор появления государственности, где экономика естественным образом появляется в результате деятельности общества. Тем не менее, данная теория представляет колоссальную ценность научной мысли. Государство и позитивное право представляются продуктами осознанной деятельности общества, что дает возможность их изменять и совершенствовать для дальнейшего развития. Впервые носителем государственного суверенитета является народ, которому должны подчиняться весь государственно-властный аппарат. Данные критерии находят свое отражение в общепринятых юридической науке доктрин о демократическом государстве. Российско-польский правовед и социолог Л.И. Петражицкий (1867–1931 гг.), являясь автором изданной в 1909 году «Теории государства и права в связи с теорией о нравственности», рассматривает появление государственности и правовых норм с точки зрения психологии [3, с. 85]. Человеческая психика выступает синтезом потребностей и общественного сознания (общение, подчинение, подражания, поведение, действия и т.д.). Государство представляется конечным продуктом жизнедеятельности людей посредством форм эмоционального общения, где общество приспосабливается к жизненным устоям окружающей среды. Правообразование рассматривается связью психического состояния человека и «императивно-атрибутивные правовые переживания». Под императивностью стоит понимать осознанное чувство долга перед членами общества, а под атрибутивностью осознанное право требования соблюдения правовых норм, санкций со стороны других. В итоге право представляется как «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». На основании этого, право представлено в двух проекциях: интуитивное право (эмоциональные переживания, табу, веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести) и позитивное право (производное от интуитивного) – созданные государством нормы (официальное право). Позиции психологической теории придерживался австрийский психиатр З. Фрейд (1856–1939) потребностью индивида на психологическом уровне повелевать и подчиняться. Также французский философ Э. Дюркгейм (1858–1917), в отличие от вышеупомянутых ученых, видео образование государства и права в социально-психологических свойствах человека, как общественного явления. Развитие общественного строя и общественных классов путем завоевания с применением насилия, порабощении одних племен другими является краеугольным камнем теории насилия. На основании этого сильный класс становится господствующим, а побежденный – «классом рабочих и служащих». Основная тенденция реализации данной теории – прямая сила в прямом, реальном ее применении. Сила рассматривается как глобальное явление, сообразующее порождающее единство противостоящих друг другу «элементов» государственности. Видными представителями данной теории были известный «ревизионист марксизма» К. Катунский (1854-1938 гг.) и австрийский социолог, государствовед Л.Гумплович (1838-1909 гг.), немецкий экономист Е.Дюринг (1833-1921 гг.) [8, с. 176]. На основании исследования данного параграфа, можно сделать следующие выводы. В мире существует множество различных теорий, объясняющих соотношение государства и права. Это понятно, ибо каждая из теорий отражает различные взгляды и суждения разных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, а также взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения государства и права. Позиции каждой из теории имеют право на воплощение и отражаются в реалиях современного правосознания. История не терпит ошибок, особенно их повторения. Для этого она существует и несет свои функции. Человечество стремительно развивается на волне новшеств, преобразуя теоретическую сущность правоприменения господствующей над практической. |