ИППУ. Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений
Скачать 0.7 Mb.
|
Ответы к экзамену по дисциплине «История политических и правовых учений» 1.Предмет истории политико-правовых учений. Политико-правовая доктрина. Политико-правовые мысли в период зарождения государственности. История политических и правовых учений- это процесс закономерности возникающих и развивающихся на протяжении истории человеческих идей, учений о государстве и праве. Предмет ИППУ- это идеи, мысли теоретически оформленные в доктрины, учения идеологов различных классов, социальных групп о государстве, праве, условия и факты их возникновения, развития и смены. Политико-правовая доктрина-это система взглядов на возникновение, развитие, содержание и функции государства и права. Политико-правовая доктрина состоит из 3 оснований: 1) Логико-теоретическое основание (это мировоззренческая база мыслителя) 2)Основания теоретического содержания (категории и основании, которые описывают доктрину) 3) Программные положения (оценка существующего государства и права, политические цели) Политико-правовые мысли в период зарождения государственности. Политико-правовые взгляды в эпоху зарождения государственности: 1)Божественное происхождение и божественная легитимация всех существующих юридических институтов, правителей, власти, законов. В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые после научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. 2) Земные порядки - это часть общего, космического порядка установленные Богами. Люди не отличают себя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки – часть общемирового, космического порядка. 3) Земные законы – это отражение вечных божественных законов. В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов. 2.Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии в учении. Основная работа «Два трактата о правлении» До государства люди пребывали в естественном состоянии-состоянии равенства и свободы. Свобода распоряжаться своей личстью и и своими делами приводит к появлению собственности,она связанна с личностью и с его делами. Причины возникновении государства: 1)Нет гарантии частной собственности и нет необратимости наказания. 2)Нет органа, который проводил бы толкование естественного права, естественного закона. 3)Нет органа, который приводил бы к исполнению. И тогда для гарантии естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественное соглашение. Гарантом стало государство. Государство-совокупность людей, соединяющихся в одно целое под эгидой и же установленного общего закона и создавшихся судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. Оно имело право издавать законы, использовать силы общества для их применения, ведать отношениями с другими государствами. Правитель становится тираном, так как много привилегий. Правитель изъят из-под действия закона, а по Локку ни один человек не может быть изъят из-под действия законов этого общества. Абсолютная монархия- всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав, над ней нет законов. Для того, что бы он не превратился в тирана,нужен: 1)Единые, постоянные, обязательные законы. 2)Необходимо разделение властей. Локк разделяет 2 власти: 1.Исполнительная власть(Кабинет; Правительство во главе с монархом) законодательной властью не обладает. Функции Монарха :Законодательная инициатива, вето, право роспуска парламента, не может препятствовать созыву парламента. 2.Высшая законодательная власть(Парламент) Требования: не должен заседать долго, иначе велик соблазн создать выгодные для себя законы. Локк был категорически против абсолютно-монорхического устройства власти. Он понмал,что идеальных форм не бывает и появление деспотической власти всегда возможно, и тогда народное восстание будет совершенно правомерным. 3.Обоснование демократической формы правления софистами. В основе обоснования демократии лежит мысль Пратогора,согласно которому люди первоначально отличались от животного только умением пользоваться огнем. Постепенно люди овладели ремеслами, но жили порознь и гибли от диких животных. Жить вместе они не умели: едва собравшись, начинали раздоры,так как Дике(справедливость) понимали по разному.И тогда боги дали людям стыд и правду(закон),а закон это совместное установление граждан(договор). И никакое государство не устоит, если политикой будут заниматься немногие. Справедливость требует того, что в управлении государства должны участвовать все граждане. Человек беспомощен только до образования государства. Все люди равны и государство обеспечивает причастность всех к справедливости, добродетели, мудрости политической жизни. Всему этому можно научиться. Софисты противопоставляли писаные законы естественным. Писаные законы - искусственное изобретение, они несправедливы, от них (человеческих законов) неравенство, а не от природы. Справедливо то, что пригодно сильнейшему. Государство обеспечивает добродельность «Одинаковым закон не может быть,но это закон». 4.Теория солидаризма Л. Дюги. Основой общества является неравенство людей, что ведет к разделению на классы,где каждый класс выполняет необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность- факт взаимной зависимости. Он(факт солидарности) порождает социальную норму -ничего не делать, что уменьшает солидарность, и делает все, что бы увеличить социальную солидарность. Норма стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению. По солидаристской доктрине, индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности. Дюги отвергал концепции общественного договора и государственного суверенитета. Суверенитет, преклонение перед большинством, является основой деспотизма. Поэтому правовым основанием публичной власти является только осуществление социальной солидарности. Выступал против парламентаризма: Политическое могущество принадлежит кабинету министров. Закон- выражение воли нескольких человек в парламенте. Разложение парламентского режима -есть гибель государства. Им на смену идет государственный строй, обеспечивающий социальную солидарность-строй социальной справедливости. То есть на смену господства классов придет господство представителей всех классов и партий. Предложения по преобразованию государственного строя. 1)В палате депутатов должны быть пропорционально представлены все партии. 2)Сенат составляется из представителей всех классов поровну. 3)Отношения между классами регулируются договорами. 4)Государство имеет обязанности: всеобще образование, здравоохранение, социальное обеспечение, охрана труда и т.д. 5.Политико-правовые идеи в древнеиндийском трактате «Артхашастра». «Артхашастра» («Наставление о пользе», IV-III вв. до н.э.). Автор Чанакья (литературный псевдоним Каутилья, годы жизни неизвестны), древнеиндийский государственный деятель. «Артхашастра» - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами - наставление правителю по искусству управления подданными. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. В трактате, в полном соответствии с брахманизмом, воспроизводятся идеи о кастовом строе, о превосходстве жречества и его монополии на отправление религиозного культа, подчинения им светских правителей. Однако, во-вторых, явное предпочтение отдается артхе (практической пользе), а главная роль в законодательстве – государю. Согласно «Архашастре», из четырех видов узаконивания дхармы – царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая – высшей силой, в случае, если священный закон не согласуется с дхармой, обладает царский указ.При отсутствии разногласий религиозному закону отдавалось предпочтение перед всеми другими. На первый план выдвинута идея сильной царской власти. Каутилья рекомендует царю руководствоваться интересами укрепления государства, в интересах государственной пользы не останавливаться перед нарушением религиозного долга. Таким образом, идеи Каутильи были направлены на освобождение деятельности государя от религиозных традиций, необходимости сверять каждый шаг с их догмами. В этом были заинтересованы и светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жречества на политику, и часть самого жречества – консолидировать господствующие сословия. Выделение полезности в качестве самостоятельного начала в управлении государством, освобождение политики из морально-религиозных уз, дало основание для характеристики Каутильи в качестве индийского Макиавелли. 6.Радищев А.Н. о государстве и праве. Крепостное право Радищев назвал «звериный обычай порабощать себе подобного человека»,а «крестьянин в законе мертв».По природе все люди равны, а крепостное право-насилие. Положительный закон должен основываться на естественном законе. А так как крепостное право насилие, то и ему следует противопоставить насилие. Оно противоречит общественному договору, т.к общество создано для обеспечения интересов каждого. Самодержавие он отождествляет с тиранией и называет «наипротивнейшим состоянием» и ему надо противопоставить народную революцию. Монарх не может быть просвещенным, он доступен просвещению, а его союзниками в угнетении и подавлении народа является церковь. И они друг другу в этом помогают. Монарху не выгодно ограничивать свой собственный произвол. Радищев делает вывод «Из мучительства рождается вольность».Так появилась концепция народной революции. Но он опасался, что народ пойдет по пути мщения и поиски самозванцев. Следовательно народу необходима позитивная программа. России необходима республика, где «на вече весь течет народ»,вече-это государь, Россия ему представляется как союз республик. Основа союза- частная собственность(естественное право человека).Но собственность(земля),принадлежит тем, кто ее обрабатывает, а не помещикам. Республиканский политический идеал для России, считал Радищев выглядел так: форма правления -республика, форма гос. устройства -федерация, политический режим-народовластие. В этой республике существует разделение властей на законодательную(однопалатное народное собрание),исполнительную(избираемее народом чиновники) и судебную(выборные судебные органы). Права- это естественные права личности, и свободы граждан включают вольность, право на самозащит, собственность и восстания, свободу мысли, слова и совести, равноправие всех. Социальной основой общества является мелкая частная собственность. Преобразования -революционный, а столица Нижний Новгород. ИППУ 7. Основные политико-правовые идеи Китая. Моизм. Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в. в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий. Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране - затяжной политический кризис.В поисках выхода из кризиса , в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм. Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо стремиться. Основные положения и проблемы: 1. Проблема государства. Развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба". 2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье - основа порядка в государстве. 3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг - трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть. 4. Функции государства: социальная, нравственная, защитная. 5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы: а) забота о земледелии; б) умеренность в налогах; в) скромность государственных расходов (содержание двора); г) воспитание народа; д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером. 6. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов. 7. Правовые взгляды Конфуция: а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль. б) Против правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно - наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями. в) Законодательство должно играть вспомогательную роль. Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. Даосизм.Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э). Основное произведение - "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ"). Основные идеи: 1. Понятие "дао". Дао - это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и справедливость. В отношении к дао все равны. 2. Противопоставление культуры (цивилизации) и природы. Дао и цивилизация несовместимы. Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао. 3. Принцип политического искусства. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) - лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. 4. Отношение к войне. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии. 5. Осуждение роскоши и богатства. 6. Представление об идеальном правителе: а) Он должен быть умным. б) Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества. в) Понимать дао. 7. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте. 8. Против правления законов. Моизм. Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ). Произведение - "Мо-цзы". Основоположник радикально - демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства. Основные положения концепции: 1. Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем. 2. Идея единой для всех справедливости и власти. 3. Идеальная организация власти - мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо: а) насаждение единомыслия; б) искоренение вредных учений; в) поощрение доносов; г) поддержание социального равенства. 4. Осуждалось замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от происхождения. 5. Вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви. 6. Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так - все должны заниматься физическим трудом. 7. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти. В целом это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом. Легизм.Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э), создатель трактата "Об искусстве управления". Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти. В целом, вся концепция пронизана: а) враждебностью по отношению к людям; б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку. Основные положения: 1. Невозможность возврата к старине. 2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего. 3. Основное назначение государства - противостоять злому началу (природе) человека. Человек - это источник социального зла. 4. Понятие идеального государства включает в себя: а) сильную верховную власть; б) вооруженную на высшем уровне армию; в) централизованность государства; г) ограничение произвола чиновников и местных правителей; д) единый порядок и законы. 5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни ( в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни). 6. Осуждение милосердия и гуманизма. 7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон. 8. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля. 9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн. 10. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) внушать страх своему народу; б) быть таинственным; в) контролировать чиновников и никому не доверять; г) принимать политические решения, исходя из того, что никому нельзя доверять. Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления. В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает. |