ИППУ. Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений
Скачать 0.7 Mb.
|
ПростыеУродливыеЦарская властьТирания толпыВласть оптиматовТиранияКлика богатых и знатныхНародная власть Формы власти Аристократическая сенатская республика МонархииАристократииДемократииНачала Консулат + Сенат + Народное собрание и трибуны Право Воплощение требований и естественного здравого разума в правилах, принятых государством Естественное – истинный закон Положительное - государственное Право народов - международное ПубличноеЧастноеПоложительное право соответствует естественному “Право не создаётся из бесправия” Писаное право Цицерон делит на частное и публичное. Так называемое международное право трактуется им как часть положительного права разных народов и как часть естественного права международного права (т.е. как международное естественное право). Он был сторонником соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая “не была возвещена и объявлена”. 22. Идеи Филофея в работе «Москва-третий Рим». После Куликовской битвы Москва становится центром объединения русских земель. Ведущими направлениями русской политической мысли в XV-ХVI вв. были проблемы происхождения русского государства, родословия их князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношений церкви и государства, отправление правосудия в стране. Они нашли свое развитие и завершение в теории “Москва - третий Рим” монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея (начала ХVI в.) По теории Филофея вся история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чья судьба направлялась богом: Рим, Византия, Москва. Она будет им до предначертанного богом конца света, “а четвертому не быти”, и московский государь - “высокопоставленный”, “вседержавный”, “богоизбранный” наследник власти великих государств. Россия, сохранившая верность православию, не только осталась невредима, но и явно набрала силу: сбросила монгольское иго, успешно обороняет свои границы, укрепила свой международный авторитет. Слава и могущество Рима и Византии не исчезли, они возродились в России как преемницы православия. Соотношение светской и церковной властей Филофей решает следующим образом. Царь является наместником бога на земле и его слуга, «сердце царево в руке божией», в его лице светская и духовная власть совмещаются. Светская власть должна руководствоваться законами, царь жить праведно, наблюдая за тем, чтобы подданные жили по закону и заповедям. Церковь же представляет одно из ведомств государства, поэтому царь должен назначать епископов, искоренять недостатки в православии, содержать церковь и монастыри, бороться с ересями. Таким образом, Филофей увеличивает объем светской власти и одновременно ограничивает духовную власть, ее полным подчинением светским правителям, но с сохранением за духовенством права «говорить правду» царям. Но при этом, светская власть должна осуществляться в законных формах, царю надлежит жить «праведно», наблюдать за тем, чтобы подданные жили по закону и «заповедям». Не выделяя право как самостоятельный социальный регулятор, Филофей подчеркивает, что законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются. Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах Теория “Москва – третий Рим” История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - МосквыПолитические аспекты Верховенство власти московских государей над удельными князьями Претензия Москвы на объединение православных народов |