Главная страница
Навигация по странице:

  • 56. Политико-правовая концепция ислама

  • 57. Юридический позитивизм.

  • 58. Чернышевский Н.Г. о формах государства

  • ИППУ. Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеОтветы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений
    Дата24.01.2023
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #901885
    страница17 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    55. Герцен А.И. о государстве и праве.

    А. И. Герцен (1812–1870 гг.), основными трудами которого являются «Полярная звезда», «Колокол».

    Основные позиции А.И. Герцен:

    1. Происхождение государства объясняется договорной теорией.

    2. Появление государства совпадает с развитием рабовладельческих отношений.

    3. Отмена крепостного права возможна только революционным путем.

    4. Критиковал русское самодержавие и им созданный государственный аппарат.

    5. Различает две формы организации человеческого общества:

    а) монархия – тип монархии – отец, пекущийся о детях, хозяин, занимающий своих работников;

    б) республика – тип республики – свободная артель, люди, имеющие общее дело и одинаковое участие. Различается политическая и социальная республика, при этом подлинной республикой является социальная. Политическая республика является этапом к освобождению народа, она предшествует социальной республике.

    56. Политико-правовая концепция ислама

    В начале VII в. на Аравийском полуострове начинается процесс объединения разрозненных арабских племен и процесс образования арабского государства. Возникает совершенно новая идеология, которая пришла на смену арабскому политеизму, - ислам.

    Автор ислама Магомет. В 40 лет он пришел к выводу, что единый бог - Аллах сделал его своим избранником с целью распространения среди людей истинной веры. Он явился автором Корана. Каждая проповедь Магомета была кораном (лекцией), потом так стали называть всю совокупность его лекций. Магомет был и светским, и политическим лидером. Ислам обосновывал идею теократии. Аллах и его посланник, управляющий по воле бога, определяет положение власти. Ранний ислам исходит из того, что вся светская и духовная власть принадлежит только пророку, а после его смерти - халифам (его заместителям). В действительности власть стала переходить к светским правителям. Они сказали: нет власти не от бога.

    Покорность смирения перед насилием и бедностью.

    Смысл существования - в потустороннем мире. Защита собственности - сущность государства.

    Комментарием к Корану являются книги шариата (верный путь к спасению). Шариат - мусульманский правовой кодекс. Основными направлениями ислама являются суннизм и шиизм.

    Недовольство Персии арабами выразилось в появлении нового идеологического течения - шиизма.

    Шииты по-своему трактуют положения Корана, противопоставляют свои священные предания суннитскому. Они выдвинули положение о сущности 12 имамов (династий). По их учению, 12й имам скрылся для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость и правду. Современный Иран - шиитское государство.

    Арабские мыслители стремились отделить политику от религии: Ибн Русид, Ибн Халдун.

    Большая часть сочинений Ибн Русида - комментарии к трудам Аристотеля. Структура идеального общества - три сословия:

    1) производят материальные ценности;

    2) обеспечивают защиту от врагов;

    3) осуществляют воспитание и обучение граждан.

    Критикуя мусульманскую идеологическую традицию, Ибн Русид считал, что представители духовенства должны быть отстранены от политической власти, глава государства должен избираться из числа наиболее способных граждан и выступать в обществе в качестве светского государя. Он должен опираться на светские законы.

    Ибн Халдун считал, что объединение людей в общество не имеет божественного происхождения.

    Причина - взаимопомощь в добывании жизненных средств. Сущность государства состоит в охране частной собственности.

    57. Юридический позитивизм.

    Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома "Юриспруденция и философия права" (1892 г.).

    Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против "метаюридических" принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о "народном духе" исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.

    Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства,

    Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством.

    Поскольку естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию. Нельзя решать возникающие на практике юридические дела исходя из естественно-правовой доктрины, делящей право на естественное и положительное: "Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен отбросить естественное, — писал Бергбом. — Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практической юридической жизни невозможным". Единственное реальное право то, которое выражено в законе. "Сущность любого права состоит в том, что оно действует". Норма — альфа и омега права, его начало и конец, за пределами закона нет никакого другого права.

    Вслед за французскими экзегезами (толкователями, комментаторами Гражданского кодекса) Бергбом рассматривал право как нечто логически законченное и беспробельное* — праву присуща та же непроницаемость, что и физическому телу. Вся задача суда состоит в том, чтобы на основе логического толкования текста закона определить решение по данному делу.

    58. Чернышевский Н.Г. о формах государства

    Н.Г. Чернышевский также считал, что в общинном владении присутствует “высшая форма отношений человека к земле”. Внутриобщинное регулирование без “вмешательства всякой центральной и посторонней администрации” он считал более разумным законодательством, чем правительственное регулирование с помощью законов. Разочаровавшись в попытках правительства осуществить крестьянскую реформу, он стал ориентироваться на крестьянскую революцию.

    В отличие от Герцена Чернышевский – убежденный демократ. Он полагал, что демократия по своему характеру противоположна бюрократии.

    Политическая идеология революционных демократов исходила из решительного отрицания не только феодально-абсолютистских, но и других эксплуататорских, в том числе капиталистических, порядков. Они открыто и последовательно делали ставку в достижении своих демократических социально-политических идеалов на народную, крестьянскую революцию, остро критикуя либерализм и реформизм. Чернышевский, например, выступал в принципе за демократическую республику с выборностью, подконтрольностью и подотчетностью должностных лиц. Отмечая такие достоинства буржуазной демократии, как парламентаризм, избирательная система, гражданское равноправие, политические свободы, он в то же время указывал на ее слабые стороны, отмечая ее формальный характер.

    Политические взгляды революционных демократов получили свое продолжение в политических теориях революционных народников. 1870-е гг. стали поистине периодом революционного народничества, поскольку основными действующими лицами в нем стали анархисты.

    М.А. Бакунин(1814-1876) - основоположник русского анархизма - резко критиковал сторонников некритичного восприятия русской общины. Он не был согласен с Герценом в том, что будущее связано с преобразованием общины с помощью прививки результатов западной науки или положительного опыта западной цивилизации. Необходимо, по его мнению, использовать опыт бунта и раскольничий опыт русского крестьянства.

    Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под воздействием характерного для анархизма негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и присущим им путей и средств социального регулирования. Все юридические законы, в отличие от законов природы и правил общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. В противопоставлении “человеческого права” и государственных законов Бакунин опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта