Главная страница
Навигация по странице:

  • 47. Гоббс о государстве и праве.

  • Война всех против всех – естественное состояние рода человеческого.

  • 48. Идеология феодальной аристократии. М.М.Щербатов

  • 49.Ш.Монтескье о происхождении, формах государства и разделении властей

  • "Персидские письма"

  • 50.Основные политико-правовые положения буржуазного либерализма в учении С.Е. Десницкого.

  • 51.Учение Гегеля о государстве и праве

  • ИППУ. Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеОтветы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений
    Дата24.01.2023
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #901885
    страница15 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

    Формы государственного устройства:

    прочность и устойчивость; Там «менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико,сошлось на одной нелепости»; Каждый переносит свое естественное право...на большую часть всего общества, единицу которого он составляет».

    44.Ж.Ж.Руссо о происхождении и видах неравенства, государства и права

    Труды: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права».

    С его именем связаны радикальные тенденции в полит. мысли предреволюционной Франции: идеи равенства, соц. справедливости, народного суверенитета, законности сотротивления тирании. Выдвинутая им программа, соответ. требованиям радикального настроения бедноты и крестьян, получила название политического радикализма.

    О происхождении и видах неравенства. Представление о естественном состоянии он использует как гипотезу («гипотетическое естественное состояние»), для изложения своих взглядов на весь процесс жизни человечества, в том числе и политико-правовой мысли. В естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны, ничего не было общественного, даже языка.Люди жили как звери. Неравенство здесь лишь физическое. Но по мере накопления знаний и опыта, совершенствования орудий труда складываются общественные связи, зарождаются социальные формирования — семьи,народности. Первое — имущественное неравенство. Оно связано с появлением частной собственности на землю, противоречащему естественному состоянию. На смену последнему пришло Гражданское общество. В таком обществе идет постоянная борьба между богатыми и бедными . «Общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог ни вернуться назад, не отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных».

    Затем появилось политическое неравенство. Для того,чтобы обезопасить себя и свое имущество, богатые составили «хитроумный план»: якобы для защиты от взаимных раздоров предложили учредить публичную власть и законы. Так образовалось государство и люди поделились на правящих и подвластных.

    Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В деспотии нет законов, все люди равны — они ничто перед тираном, равны в своем бесправии. Люди оказались в естественном состоянии.

    О праве. В естественном состоянии права не существуют. У людей ни права, ни морали (звери). И таким образом, у него естеств. Право и естеств. Закон лишены юридического смысла, а выступают как естественная для человека, т.е исключительно нравственная категория. В деспотическом государстве все держится на силе и, следовательно, применения силы по отношению к тирану естественно и правомерно: он не может пожаловаться на насилие, т.к. «насилие его поддерживало», насилие и свергает: все идет своим естественным путем». Пока народ терпит и повинуется, то это хорошо,но, сбросив тирана — поступит еще лучше. Такова логика Руссо в обосновании насильственного революционного ниспровержения абсолютизма.

    Об общественном договоре. Основанием права могут быть только договор или соглашение — политическое право (основано на договоре). Первоначальный договор создавал ситуацию,когда в обществе есть правительство и законы, но нет права, юридиеских отношений между людьми.Представление о договорном происхождении власти он соотносит не с прошлым,а с будущим, с политическим идеалом.

    Последствия общественного договора: « Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное целое. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа,а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».

    О суверенитете народа. В результате договора равных между собой образуется республика, где индивид, подчиняясь обществу, становится свободным, т.к. Не подвластен никому в отдельности. Суверенитет принадлежит народу: он осуществляет законодательную власть, а свобода — это когда граждане под защитой закона и сами его принимающие.Идея суверенитета народа, принцип равенства и свободы — ядро политической системы Руссо. Народный суверенитет имеет 2 признака: неотчуждаем и неделим, поэтому Руссо против предствительного: решение принимает весь народ, так как он не связан ранее принятыми законами, то может всегда изменить принятые решения, даже условия первоначального договора.

    Механизм выявления интересов суверенного народа: воля всех- сумма интересов и общая вля — образуется путем выитания взаимоисключающих интересов.

    Принародовластии возможна только Республика, а форма организации будет определяться числом лиц, участвующих в управлении — монархия, аристократия, демократия.

    45. Политико-правовые идеи в США в период борьбы за независимость. Т. Пейн.

    Основываясь на идеях Просвещения, естественно – правовой доктрины, которые к тому времени проникают и в колонии Сев. Америки, колонисты заявляют, что их «права и свободы» не могут быть отняты или ограничены без их согласия (Декларация 1 континентального конгресса 1774 г.). В политико-правовой мысли выделяются 2 лагеря – республиканцев и федералистов.

    Т.Пейн первый в статье «Серьезная мысль» поставил ? об отделении от Англии, в ст. «Здравый смысл» показал несовершенство английского гос. стороя и предложил для колоний название США.

    Естественные права присущи человеку по природе (право на счастье, свободу. С образованием общества и гос-ва люди передвли часть своих естественных прав в «общий фонд» - так возникли гражд. права( право собственности).

    Происхождение гос-ва договорное. Верховная власть принадлежит народу, который вправе как суверен утвердить любую форму правления, уничтожить ее, имеет право на восстание и революцию.

    (Наиболее приемлема республика).- теоретическое обоснование отделения от Англии.

    Формы государства:

    • Старые (наследственная монархия) – самые несправедливые

    • Новые – основанные на принципе народного представительства

    Верховная власть принадлежит законодательному органу, избираемому на основе всеобщего избирательного права

    Он был против единоличного главы исполнительной власти, предпочитая коллегиальный орган.

    Идеи Пейна изложены в «Декларации независимости Соединенных штатов»(1776), автором которой является Джефферсон.
    46.Теория надклассовой монархии Л.Штейна.

    Выступал против идей социализма и коммунизма(высока возможность неизбежной революции). Изложил свою теорию в книге «Социализм и коммунизм в современной Франции».

    Различает государство и гражданское общество. Гражд общество основано на разделении труда, которое зависит от форм собственности и делится на классы( феодализм: землевладельцы и крестьяне, капитализм: капиталисты и рнабочие).

    Если общество делится на классы, го гос-во должно носить надклассовый характер, т.е. выражать интересы общества, а не класса.

    Господство буржуазии ведет к застою (лишает рабочий класс возможности приобрести частную соб.), а победа рабочего класса- к переделу собственности, прекращению производства – республиканская форма не подходит. При высоком цензе устанавливается власть буржуазии, при общем избирательном праве – власть пролет-та. Предпочтительнее наследственная монархия.

    Власть делится на законодат, исполнит, княжескую(монархическую) и соблюдается «незыблемость» прав в таком гос-ве. Право-равные возможности для улучшения своего положения.
    47. Гоббс о государстве и праве.

    «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»:

    Основа: своеобразное представление о природе и страстях человека. Изночально все люди созданы равными в отношениях физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другим право на все.

    Война всех против всех – естественное состояние рода человеческого.

    Естественные права (свобода, собственность, самосохранение) не обеспечены, т.к естественные законы к исполнению не обязательны. Превратить их в безусловный императив может только сила-позитивный закон: предписание делать или не делать что-либо. Гарантом мира и реализации естественных законов является абсолютная власть, государство, путем издания гражданских законов.

    Государство возникло на основании общественного договора( Сначала ОН считал, что это договор между подданными и правителем, который не может быть расторгнут без согласия сторон, затем – на основании общественного договора: каждого с каждым, где правитель не принимает участия, а значит и не может его нарушить).Заключив общест договор и перейдя в гражд состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободится из под действия верховной власти.

    Виды государств:

    • Появившиеся в рез-те добровольного соглашении – политические(на установлении)

    • Появившиеся в рез-те физической силы - на приобретении.

    Формы правления: монархия, аристократия, демократия. Лучшая: абсолютная монархия, так как обеспечивает неделимость власти и ее суверенитет.

    48. Идеология феодальной аристократии. М.М.Щербатов

    «Путешествие в землю Офирскую господина С. швецкого дворянина». Пытается доказать «химеричность равенства сословий». Люди имеют разные способности. «Люди уступили свою вольность для общей пользы». Эта польза сохраняется и обеспечивается сословным делением.

    Привилегии дворян и их земли передаются по наследству за особые заслуги перед государством их предков.

    Был против права купечества владеть крестьянами («равный не может владеть равным»).

    Рисует свой идеал кастового рабовладельческого общества(в своей книге).

    Во главе офирцев стоит царь, подчиненный законам, издаваемым сословными дворянскими собраниями и правящий совместно с ним (верховный совет, высшее правительство). Все стороны жизни, быта, правовое положение каст рег7улирует «Катехизма законов». «Благородные» имеют право на рабов и занятие государственных должностей. Особые привилегии у вельможной знати.

    49.Ш.Монтескье о происхождении, формах государства и разделении властей

    Политико-правовое учение Ш. Монтескье

     Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - выдающийся юрист и политический мыслитель. Основные произведения: "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748).
     Задача, которую ставит перед собой Монтескье - поиск закономерного в законах. Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. В естественном состоянии человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Объединяясь в общество, люди утрачивают понимание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны,- писал Монтескье,- побуждает установить законы между людьми". Вследствие этого возникают законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения все граждан между собой (гражданское право). Образование государства также обусловлено потребностью в общих законах. При рассмотрении вопроса о происхождении государства Монтескье опирается на принцип историзма, критикуя теорию общественного договора. Монтескье считает, что государство возникает не одномоментно, а в результате длительного исторического процесса.  На возникновение и развитие государства оказывают влияние моральные (образованность народа, религия, национальный дух) и географические (размер территории, климат, рельеф) факторы. Они определяют форму правления того или иного государства. Монтескье различает три формы правления: республика (бывает двух видов: демократия и аристократия), монархия и деспотия.  Каждой форме правления соответствуют свои природа и принцип правления. "Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй - человеческие страсти, которые двигают им". Природой республики является правление всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Принципом республиканского правления является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.
     Монтескье - сторонник умеренного правления, под которым он понимает конституционную монархию. Умеренное правление означает наличие политической свободы и основано на законах. Монтескье выделяет два вида законов о политической свободе: 1) устанавливающие политическую свободу в её отношении к государственному устройству. Она обеспечивается принципом разделения властей.  2) устанавливающие политическую свободу в её отношении к гражданину. Заключается в обеспечении безопасности, прежде всего путём доброкачественности уголовных законов и судопроизводства.
     Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви необходимо во избежание злоупотребления властью. "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодатель. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать характеру и свойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Факторами, определяющими законы, являются форма правления, географические условия, образованность народа, религия, воля законодателя. Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Основополагающим принципом законодательства является умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодателя".

    50.Основные политико-правовые положения буржуазного либерализма в учении С.Е. Десницкого.

    С. Е. Десницкий (1740–1789 гг.), автор перевода «Истолкование английских законов г. Блекстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской».

    Основные взгляды:

    1. Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии. Цель государства – достижение наибольшего количества благ наибольшим числом людей.

    2. Власть подразделяется на законодательную, исполнительную, судебную, гражданскую и наказательную.

    3. Предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное.

    4. В области судопроизводства настаивал на введении демократических принципов: равенства всех перед законом, равное наказание за совершение одинаковых преступлений и т. д.

    5. Применение смертной казни возможно в двух случаях: умышленное убийство и измена родине.

    6. Выступал за равное отношение ко всем народам, населяющим Россию.

    51.Учение Гегеля о государстве и праве

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа".

    Методология Гегеля. По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его философская система посвящена познанию идеального начала - Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:

    1) закона единства и борьбы противоположностей;

    2) закона перехода количественных изменений в качественные;

    3) закона отрицания отрицания.

    Гегель заимствует у французского Просвещения идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать существующее положение вещей. По мнению Гегеля, "все действительное - разумно, всё разумное - действительно". Целью философа является примирение с действительностью.

    Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т.е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта