Главная страница
Навигация по странице:

  • Политическая эсхатология и мессианизм

  • Владимир Ильич Ленин (1878-1924)

  • Вторая

  • Демократия, свобода, права, гуманизм

  • Форма диктатуры пролетариата - Республика Советов

  • 27.Политико-правовая идеология анархизма. П.Ж. Прудон.

  • Пьер Жозеф Прудон (1809-1865)

  • «социальную конституцию»

  • автономия личности

  • 28. Теократические теории Ионна Златоуста и Аврелия Августина.

  • Аврелий Августин (354-430 гг.)

  • 29.Проекты Конституций Н.М. Муравьева.

  • 30. Правовые и политические воззрения социал-демократов. Ф. Лассаль.

  • Фома Аквинский о видах законов и праве народа на оказание сопротивления тиранической власти. Государство

  • ИППУ. Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеОтветы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений
    Дата24.01.2023
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #901885
    страница9 из 17
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

    Равенство, свобода



    Политическая эсхатология и мессионизм





    Ликвидация частной собственности


    Труд обязателен для всех



    Духовенство присвоило монопольное право проповедовать и толковать христианское учение, разработало систему обрядов, служб, догм. Общие трапезы были заменены причащением, апостолы - слугами епископов, равенство верующих - противоположностью клира и мирян. С начала III века все большую роль играет апологетика, в результате чего, Церковь от осуждения императорской власти перешла к оппозиции культу императора. Одновременно она настойчиво призывала подчиняться властям. Стремление церкви к союзу с императорской властью завершилось в 313 г. признанием Константином христианства равноправной, а в 324 г. - господствующей религией.

    Э
    Политическая эсхатология и мессианизм
    волюция христианства сопровождалась борьбой церкви с ересями (греч. hairesis - отбор, учение, школа, секта). В основе ересей лежали общие с церковью христианские догмы, но понимавшие их в отличие от клира буквально. Наиболее видные ереси в начальный период христианства - монтанисты, гностики и др. Они широко использовали апелляцию к текстам священного писания, утверждали, что общественное неравенство противоречит божественному закону справедливости. В их общинах сохранялись первоначальные порядки. Епископы, в борьбе с еретиками объединялись с государством, призывали императоров жестоко подавить эти движения.
    26.Политическая и правовая концепция В.И. Ленина.

    Владимир Ильич Ленин (1878-1924) Основатель первого в мире социалистического государства. Классовая природа государства, по Ленину, является его основной чертой. Она внутренне присуща ему по нескольким причинам. Первая - воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество с момента появления частной собственности, «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых интересов». Вторая - комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса. Третья - осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему (главным образом) классу.

    Бесспорен вклад Ленина в марксистскую идею о государстве как политической организации «насилия для подавления какого-либо класса». Ленин писал: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой ... для всякого классового общества вообще...». Суть всех без малейшего исключения государств, сколь бы разнообразными ни были их формы, в конечном счете - диктатура экономически господствующего класса. Это (если угодно) - «железный закон» бытия государства, который ни при каких обстоятельствах нельзя отменить, смягчить или перехитрить».

    Конкретное содержание феномена «диктатуры класса» Ленин видит таким: диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. господство над другими классами; диктатура осуществляет свою власть опорой ее на насилие. Насилие необходимый элемент диктатуры; признаком диктатуры является ее полнейшая раскрепощенность, совершенная не связанность законами. Демократия, свобода, права, гуманизм - фасад диктатуры, «буржуазная демократия, будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековым, всегда остается - и при капитализме не может не оставаться - узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных». Почему? Рабочий класс в силу материальных причин, лишен возможности играть ту же роль, что буржуазия в свободе слова, собраний, управлении государством.

    Революция и государство. Как революция должна отнестись к старой государственной машине: воспользоваться или сломать? Сломать - это основное в учении марксизма о государстве, Ленин наполняет этот процесс конкретным содержанием: сломать бюрократические и военные институты, ликвидировать репрессивный аппарат, заменить на ключевых постах чиновников, ввести правовые ограничения для эксплуататорских классов.

    Заменить старое государство следует орудием диктатуры пролетариата - пролетарским социалистическим государством. Его функции: наладить социалистическое хозяйство, устранить эксплуататоров от политической жизни. Форма диктатуры пролетариата - Республика Советов. В ней сочетаются черты государственной и общественной организации, элементы представительной и непосредственной демократии. В Советах сосредоточивается законодательная, исполнительная и контрольная власть. Они принимают законы, которые реализует исполнительная власть и отчитывается пред Советом. И таким образом, диктатуру осуществляет пролетариат, организованный в Советы. Партия реализует свои решения путем кадровой политики.

    После утверждения власти, пролетарское государство сейчас же начнет отмирать («О государстве»), ибо в обществе без классов оно не нужно. К числу причин отмирания государства и права Ленин относил созданную при капитализме систему учета и контроля. Она проста и доступна всем. Конечно, это долгий путь. Но сама идея незыблема и сугубо важна для марксизма.

    Взгляды Ленина на государство и право, его деятельность оказали особо сильное влияние на историю XX века.
    27.Политико-правовая идеология анархизма. П.Ж. Прудон.

    Под анархией (греч. аnarchia - безвластие) понимается упразднение всех форм угнетения человека, замена « политической конституции» «социальной», соответствующей справедливости и природе человека. Анархисты отрицали государственную власть, предлагали заменить ее самоуправлением. Они выступали с идеей социальной революции не с помощью государства , а против государства, объясняя это тем, что государство является более жестким эксплуататором, чем буржуазия.

    Одним из первых крупных теоретиков анархизма был Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Свои идеи он изложил в книге «Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти» (1840). Сущность социальной революции Прудон видел в экономическом перевороте. Он различал две стадии социалистической теории: утопическую и научную. Социализм становится научным, когда опирается на экономическое обоснование. При этом общество есть естественная форма жизни людей. Оно основано на разделении труда, равенстве, взаимном обмене услугами и результатами труда, трудовой собственности и на свободном объединении. В совокупности эти элементы составляют «социальную конституцию». Ее основа - свобода и равенство.

    Социальная конституция устанавливается в результате социального переворота. Главная задача переворота - упразднение «политической конституции», государства и права, так как « всякая власть - это деспотизм». Класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может существовать без эксплуатации общества. То же и право. От него вред обществу, поскольку законы издаются в интересах власти. Они многочисленны и изменчивы. Поэтому законодательство непременно растет, появляются все новые декреты, законы, часто противоречивые и все это обрушивается на народ.

    Государство не только эксплуатирует общество и осуществляет тотальный надзор, силой подавляет недовольных. Конституционное государство - это и союз буржуазии против рабочих, оно сохраняет прибыль. Поэтому, политические преобразования бессмысленны, а необходим экономический переворот, тогда будет справедливое распределение, прямой обмен результатами труда, бесплатный кредит, народный банк, собственность меняется владением. Метод, с помощью которого можно достичь этого - просвещение, в результате чего произойдет мирная революция.

    Вместо политической формы организации общества должна быть экономическая ассоциация. А в целом общество будет представлять федерацию ассоциаций.

    Краеугольным камнем теории анархизма является автономия личности. Сделать человека свободным, значит уравновесить, уравнять его с другими. И человек действует автономно, независимо от авторитетов. Цель социализма по Прудону - освободить человека от гнета эксплуатации, нищеты, угнетения государства, буржуазии и церкви. Социализм - единственно справедливый строй. Идеи социальности он противопоставлял буржуазному индивидуализму и эгоизму.

    В.И. Ленин указывал на три основные различия анархизма и марксизма. Марксизм ставит цель уничтожения государства после уничтожения классов, как результат построения социализма, ведущий к отмиранию государства. Анархисты - «с сегодня на завтра». Марксизм - пролетариат, завоевав политическую власть, ломает старую государственную машину, чтобы заменить ее новой. Анархисты отрицают всякую власть. Марксизм - пролетариат готовит революцию путем использования современного государства. Анархисты - против государства.

    28. Теократические теории Ионна Златоуста и Аврелия Августина.

    Одним из первых теоретиков теократии был дважды низложенный константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (345-407 гг.). Логика его рассуждений сводилась к следующему. Из слов апостола “всякая власть от бога”, не следует, что каждый князь лично ставится богом, это лишь общий принцип власти. Далее: библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, - не истинные цари, они несли наказания за такие действия. Из этого следует вывод: “оставайся в своих границах - одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого... Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника”.

    Виднейшим идеологом церкви и западной патристики был гиппонский епископ Аврелий Августин (354-430 гг.), “святой и учитель церкви”. В 387 году он принял крещение, с 395 года - епископ Гиппона. Характерной чертой мышления Августина было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой посвящена «Исповедь» - лирическая автобиография, рисующая его внутреннее развитие от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции его философии сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации темных «бездн» души, Августин пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает».

    Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате « О граде Божием», написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 году.

    В работе “О граде Божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “Божий град” (церковь) - духовная общность, основанная «на любви к богу, доведенной до презрения к себе», и “град земной” (государство), основанный «на любви к себе, доведенной до презрения к богу». Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь” и теперь есть царствие земное”. Только в ней “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”. К граду Божию принадлежит Авель - первый праведник.

    Основателем града земного был братоубийца Каин; государство - создание человеческое, его цель - временная, “оно создано насилием, держится принуждением”. “При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки, что такое как не государства в миниатюре”. Оправдание государства, по Августину, в том, что оно поддерживает земной, временный порядок.

    Но государства разные: есть два вида земных царств. Одни - организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцем Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, “общество нечестивых”. Другие царства – это “христианские государства”, власть которых основана на заботе о подвластных. В конечном счете, оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

    Августин призывал насильственно приобщать к христианской вере, вооруженным путем искоренять ереси. Если неверие не поддается убеждению, то должно “принуждать людей, а не учить”. Ссылаясь на св. Луку, он призывал: “Принудьте войти всех, кого найдете”. Compelle intrare (“принуди войти”) - в средние века стали девизом инквизиции.

    Всякое насилие - от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди» , до государственного насилия - для Августина есть следствие греховной испорченности человека и потому неизбежно. Таким образом, оправдание государства, по Августину, - и в поддержании социального порядка. Он выдвинул свой довод в оправдание рабства - “имя рабства заслужила вина, а не природа”. Источник рабства - прегрешение библейского Хама: “Грех - первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды”.

    Христианское вероучение в работах Августина откровенно приспосабливается к интересам власть имущих. Так, частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых - есть божественные установления. Бог сотворил “богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы испытать богатого”. Перетолковывает он и заповедь “не убий”, “ее отнюдь не переступает те, которые ведут войны по полномочию от бога”, читай - от церкви.

    Влияние Августина было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья он был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм - переживание от благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения Августина. В современной католической неосхоластике к Августину апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в Августине одного из своих предшественников.

    Теократические идеи Августина наиболее полно осуществились в Византии, где союз церкви и государства создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.

    29.Проекты Конституций Н.М. Муравьева.

    "КОНСТИТУЦИЯ" Н.М. МУРАВЬЕВА - проект государственного преобразования России, подготовленный Н.М. Муравьевым, одним из руководителей Северного общества декабристов.

    Всего известно четыре редакции "Конституции". Первая из них была написана в 1821 г., последняя - в 1826 г. в Петропавловской крепости по требованию Следственного комитета.

    В соответствии с "Конституцией" Н.М. Муравьева после переворота Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 13 держав и 2 областей. Эти крупные административные единицы могли самостоятельно решать свои дела, у них были свои законодательные и исполнительные органы власти, свои столицы. В каждой из держав создавалось правительственное собрание.

    Верховная власть в стране передавалась Народному вече и императору. Народное вече, состоявшее из Верховной думы и Палаты представителей, становилось высшим законодательным органом. Оно должно издавать законы, объявлять войну, устанавливать налоги, руководить развитием народного хозяйства. Император получал высшую исполнительную власть, ограниченную конституцией. По существу, он становился высшим чиновником России. Н.М. Муравьев таким образом надеялся ввести в России конституционную монархию, близкую европейским образцам.

    Крепостное право по "Конституции" отменялось. Все граждане объявлялись равными перед законом. Гражданином России становился человек, достигший 21 года, имевший постоянное место проживания и выполнявший определенные обязанности перед обществом. Избирательным правом пользовались граждане, обладавшие недвижимой или движимой собственностью стоимостью 500 и 1000 рублей соответственно.

    Освобожденные от крепостного состояния крестьяне получали в собственность дом, приусадебный участок и 2 десятины земли. Помещичье и церковное землевладение сохранялись. Крестьяне по-прежнему должны были трудиться в помещичьих хозяйствах, но теперь уже в качестве вольнонаемных рабочих. Хотя "Конституция" Н.М. Муравьева предусматривала освобождение крестьян и либеральные реформы, в первую очередь она была нацелена на отстаивание интересов имущих сословий и существенно ущемляла права большинства населения России.
    30. Правовые и политические воззрения социал-демократов. Ф. Лассаль.
    Идеология социальной демократии сложилась из ряда идей и стремлений первой половины XIX в. Еще тогда зародилась идея государства, помогающего трудящимся осуществить глубокий общественный переворот. Для этого государство должно стать демократическим, со всеобщим избирательным правом, без каких бы то ни было имущественных цензов. Такое государство, как предполагалось, окажет помощь наемным рабочим в организации производственных мастерских, коопераций, объединений, которые постепенно вытеснят буржуазию из всех сфер экономической деятельности.

    Немалую роль в распространении идей социальной демократии играло неверие их сторонников в возможность насильственного, принудительного создания социалистического строя.

    Наиболее ярким теоретиком социальной демократии второй половины XIX в. был публицист и адвокат Фердинанд Лассалъ (1825— 1864). Его усилиями была создана в 1863 г. первая рабочая социалистическая партия "Всеобщий германский рабочий союз".

    Талантливый агитатор и пропагандист, Лассаль называл себя учеником Маркса. Зная наизусть "Манифест коммунистической партии" и экономические труды Маркса, он так активно и широко пропагандировал его идеи в немецком рабочем движении, что после гибели Лассаля Маркс счел необходимым на первой же странице "Капитала" (1867 г.) заявить о своем авторстве идей, распространенных Лассалем.

    Однако теория Лассаля и ее практические приложения, как там же писал Маркс, отличались от марксизма. Лассаль не хотел звать рабочий класс к насильственной коммунистической революции, он не верил в ее успех. Лассаль не желал повторения "ужасов июньских дней" (жестокого подавления восстания парижского пролетариата в 1848 г.), он стремился к тому, чтобы инициатива решения социального вопроса явилась результатом науки и согласия, "а не ненависти и дикой санкюлотской ярости".

    Приверженец идей не только Маркса, но и Гегеля, Лассаль считал государство воплощением публичного интереса, противостоящего индивидуализму и социальному эгоизму. В книге "Программа работников" он писал, что нравственная природа государства, его истинное и возвышенное предназначение состоят в развитии рода человеческого по направлению к свободе. История человечества — это борьба с природой, нищетой, невежеством, бедностью, бессилием, неволей всякого рода. "Постепенное преодоление этого бессилия — вот развитие свободы, которое составляет история".

    Организующим и объединяющим началом общества и его истории является государство, утверждал Лассаль. Однако в современном обществе государство не соответствует своей идеальной сущности, поскольку буржуазия подчиняет государство "грубой материи денег". При помощи имущественного ценза буржуазия превращает государство в своего слугу, охранника, "ночного сторожа".

    Это определение "государство —ночной сторож" надолго установилось в публицистике и в научной литературе за буржуазным государством, которое в соответствии с доктриной классического либерализма осуществляло только охранительные функции и никаких социальных.

    Для освобождения от эгоистического господства буржуазии и восстановления подлинной идеальной сущности государства Лассаль считал необходимыми отмену имущественного ценза и завоевание всеобщего избирательного права. Это, подчеркивал Лассаль, "единственное средство улучшить материальное положение рабочего сословия".

    Лассаль призывал все классы, особенно интеллигенцию, соединить усилия для того, чтобы с помощью государственных мер помочь нуждающимся классам, "улучшить положение рабочего класса при помощи собрания, избранного всеобщей подачей голосов". Он утверждал, что речь должна идти не об установлении политического господства "четвертого сословия" (т.е. рабочего класса), а "только о том, чтобы сделать идею четвертого сословия руководящей государственной идеей". Это означает, что государство, основанное на всеобщем избирательном праве, станет народным государством, помогающим рабочему классу освободиться от материальной нужды и капиталистической эксплуатации. Из государства — "ночного сторожа" оно превратится в "социальное государство", посредством неограниченного кредита помогающее рабочим создавать производственные товарищества.

    По теории Лассаля, это единственно возможный путь к социализму; решение данной задачи — выражение подлинной сущности государства. "Если идея рабочего сословия станет господствующей идеей государства, — писал Лассаль, — то это только приведет в сознание и сделает сознательной целью общества то, что всегда было непознанной органической природой государства".

    Лассаль призывал рабочий класс, интеллигенцию, все классы и сословия к легальной политической борьбе за всеобщее избирательное право — к митингам, петициям, демонстрациям. "Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще, — говорил Лассаль. -Я вызываю движение общее, демократическое, народное, а не классовое только".

    В борьбе за демократическое и социальное государство Лассаль не чуждался компромиссов с властями: за моральную поддержку инкорпорации в Пруссию Шлезвиг-Голштинии канцлер Бисмарк обещал Лассалю учредить всеобщее избирательное право в Германии (обе стороны выполнили свои обещания). В переписке с Бисмарком Лассаль даже рассуждал о возможности поддержки рабочим классом монархии, если бы она в противоположность эгоизму буржуазного общества встала на подлинно революционный и национальный путь "и превратилась бы из монархии привилегированных сословий в социальную и революционную монархию".


    1. Фома Аквинский о видах законов и праве народа на оказание сопротивления тиранической власти.


    Государство – часть мира, созданного богом, поэтому церковь должна стоять над светской властью, духовно направлять ее усилия



    Неправильные

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


    написать администратору сайта