Главная страница
Навигация по странице:

  • Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, ок. 1439-1515 гг.)

  • 25 Политические идеалы раннего христианства..

  • Создание идеального государства ( Царство Божие

  • ИППУ. Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеОтветы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений
    Дата24.01.2023
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #901885
    страница8 из 17
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

    Правитель






    Форма власти

    Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”




    Война допустима в условиях обороны.

    Воина хорошо содержать и нравственно воспитывать


    Иосифлян представлял Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, ок. 1439-1515 гг.) - церковный и общественный деятель Московского государства, игумен и основатель Волоколамского монастыря, богослов и публицист.

    Центральным в его учении было учение о власти. Он отделяет представление о власти как о божественном установлении от факта ее практической реализации главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, поэтому может допускать ошибки. Ошибки могут погубить весь народ, т.к. “за государьское согрешение Бог всю землю казнит”. Поэтому власть неоспорима только в случае, если ее носитель основной задачей употребления власти видит благо подданных, в противном случае он “мучитель” и ему надо “оказать сопротивление”. Именно эти положения Иосиф выдвигал как программные, когда вел борьбу с великокняжеской властью, отстаивая имущественные права церкви. Одновременно Иосиф обосновал теорию о превосходстве духовной власти над светской.

    В начале Иван III занимал сторону нестяжателей, но после Соборов 1503-1504 гг. переориентировался на прочный союз с церковью, где главенствовали иосифляне. Изменил свою позицию и Иосиф Волоцкий: его задача - возвеличить царя и доказать необходимость безоговорочного подчинения ему. Не отрекаясь от мысли, что “царь естеством подобен всем человекам”, но его божественное избранничество лишает простых людей возможности критиковать царя или князя. Что же касается монастырского стяжания, то оно обосновывалось необходимостью использовать церковное богатство на “благие дела”: строить монастыри и церкви, кормить монахов и подавать бедным.

    Победа “стяжателей” на Церковном Соборе 1503 г. не только усилила притязания иосифлян, но и определила формы совместной деятельности церкви и государства. В частности, одной из главных задач государства - помощь церкви в борьбе с еретиками. Обе партии внесли существенный вклад в развитие русской политической мысли. Если Нил Сорский первый поставил вопрос о недопустимости преследования людей за убеждения и образ мыслей, то Иосиф Волоцкий - о правомерности верховной власти, возможной утрате ее священного характера, если она реализуется с нарушением предъявляемых к ней требованиям. Мысли чрезвычайно плодотворны, ставшие основой демократических учений в России.
    25 Политические идеалы раннего христианства..

    Христианство возникло в I в. в Римской империи. В его истории выделяют два периода: “апостольская церковь” (примерно I-II вв.) и “епископальная церковь” (со второй половины II в.).

    Главный источник политико-правовых идей христиан - Новый Завет. В раннехристианской литературе, прежде всего в “Апокалипсисе”, осуждались рабовладельческий Рим, (“царство дьявола”, “дьявольский мир зла и насилия”), римские императоры (“зверь - антихрист Нерон” - гонитель христиан), цари, вельможи, богатые, купцы. Это была реакция на глубокую неудовлетворенность состоянием общества, что особо остро ощущалось на периферии Римской империи, среди покоренных народов. Иисус призывает отрешится от всех ценностей этого общества - от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасение души. В его проповеди аскетизма, смирения содержалось скрытое осуждение действительности, признания ее порочной, несправедливой.

    Христиане мечтали об уничтожении Рима (“великой блудницы вавилонской”), ждали пришествия мессии, Христа, который сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в “геенну огненную”. После чего установится “тысячелетнее царство”, где трудящиеся “не будут уже ни алкать, ни жаждать”. В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием. Одновременно в христианских произведениях высказывались идеи о вооруженных отрядах христиан, их схватки с римлянами. Особое внимание в этот период уделялось обустройству христианских общин. Общины организуются на демократических началах: нет духовенства, предметов культа, обрядов. Имущество принадлежало общине, существовали общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали проповедники(апостолы), не имевшие привилегий. Христиане стремились освободиться от зла в общинах, было провозглашено равенство всех верующих, преодолена идея богоизбранности отдельных народов.

    Если суммировать сказанное, то в основе политико-правовых идей ранних христиан лежит право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Через акт спасения правда открывается человеку в «святом благовествовании» в виде «закона совершенного, закона свободы». Таким образом, правда и свобода составляют содержание божественного закона, предписанного людям. Его необходимость вызвана тем, что «человек слаб», впадает в грех и нуждается в спасении.

    Таким образом, ядром идеального правопорядка должны быть правда и закон свободы. В христианском учении они конкретизируются в виде заповедей, выражающие некоторые общечеловеческие ценности, нормы нравственности и справедливости: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, «почитай один другого выше себя». «не о себе только каждый заботься, но каждый о других». А в юридической области правда и закон свободы конкретизируются в принципах равенства («нет ни эллина, ни иудея»), эквивалента (равным за равное), обязательности труда и распределения по труду (“если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”). В Новом Завете содержится осуждение богатых, частной собственности, провозглашается общность имущества, так как богатство корень всех зол, причина порчи человека. Реализация этих идей заложена в христианской общине. Ко II веку их сеть раскинулась по всей Римской империи.

    К концу II века в христианские общины стали приходить выходцы из имущих слоев. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии общин. Начался епископальный период в истории христианской церкви. Среди верующих зарождается разочарование в скорый приход мессии, верх берет направление, где упор делается на мистические стороны учения. Складывается оторванный от массы верующих церковный аппарат и церковная иерархия. Руководство общинами переходит в руки епископов, дьяконов, образовавших клир (духовенство). Епископы назначались из состоятельных людей. Епископы общин установили между собой прочные связи, возникла вселенская церковь. Стало правилом - “вне церкви нет спасения”, “без епископа нет церкви”.


    Правовые идеи раннего христианства


    Восприятие вести о царстве божием как возможности удовлетворить элементарные потребности, отомстить угнетателям

    Создание идеального государства (царство божие)







    Соединение идеи идеального государства с бунтарскими настроениями и проповедью о скором втором пришествии Иисуса Христа (апокалипсис)




    Создание идеального государства (Царство Божие)
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17


    написать администратору сайта