ИППУ. Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений
Скачать 0.7 Mb.
|
ВластьПроисхождение - наследственное Употребление - законное ” Сущность – божественная“Скипетр получен из рук Бога» Употребление - законное Духовная – поддерживает светскую силой своего авторитета Светская – заботится о церкви, преследует ее врагов, назначает епископов Духовная – поддерживает светскую силой своего авторитета Подданные – служат царю “верой, правдой и покорением” Царь – строг, справедлив, заботлив Большой успех имел первый аспект, но и он вызвал ожесточенное сопротивление удельных князей и боярства, принявшее при Иване III религиозную форму, а при Иване IV продолженное светскими аргументами. Религиозная форма борьбы была вызвана тем, что церковь приобрела большие богатства, прежде всего, земельные, что побуждали ее к активной политической борьбе. Это привело к расколу церковников на “нестяжателей” и “иосифлян” (стяжателей). 23. Обоснование запрета смертной казни Ч.Беккариа. Политко-правовые идеи нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели выступали за реорганизацию деятельности церкви и отторжение от нее земельных владений. Они были категорически против вмешательства церкви в политическую жизнь государства, поддерживали боярскую оппозицию. Иосифляне были сторонниками сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса, поддерживали усиление власти московских князей. Иосифляне и нестяжатели принадлежа к внутрицерковным кругам, ставили перед собой задачу улучшить работу церкви, но по-разному видели ее идеалы. Конфликт возник из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним был органически связан -должна ли церковь поддерживать усиление царской власти. Основоположником учения «нестяжателей» был Нил Сорский (1433 – 1508). С цель укрепления авторитета церкви, он выступил с проповедью аскетизма и отказался от стяжания. Сорский поселился в вологодском крае, где организовал свою Нило - Сорскую пустынь в которой реализовал идеал пустынножительства: вместе с другими монахами жил своим трудом. Его слава была очень велика. Учение нестяжателей наиболее полно были разработаны Максимом Греком. Основные идеи нестяжателей, во многом совпадающие с положениями теории естественного права, сводились к следующему: идеалом монашеского устройства является община. Монах скита (общины) живет за счет своего труда, наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Накопление богатств (собирание “по насилию от чужих трудов”) нельзя оправдать даже “благими целями” в виде частичного использования на подаяния. Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную; современные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения, и поэтому иноческий подвиг следует нести в виде скитничества, частной собственности не должно быть ни у монахов, ни у монастырей; духовная и светская власть должны иметь свою сферу деятельности, свои способы и методы ее осуществления; поиски духовного спасения каждым христианином (еретиком) индивидуальны, насилие над свободной волей человека не допустимо. Нил Сорский(1433 – 1508) Монах Кирилло-Белозерского монастыря Нестяжательна, заботится о спасении душ христианских, наставляет советом, убеждает ЦерковьОбщежительный, монахи живут общиной, трудом своим (“ не делай, да не ешь”), нет частной собственности МонастырьПроисхождение выборное или наследственное, духовенство ей подчинено и содержится на жалованииВ л а с т ьЕретика можно наказать силами государства, смертная казнь исключена. Законными способами происхождения власти являются не только наследственное занятие престола, но и выборный путь, когда в выборах участвуют и “простейший люд”; царь должен обладать высокими нравственными качествами, господствовать над своими страстями. Можно критиковать правителя вплоть до признания его правления “мучительским”, но предпринимать что-либо против него недопустимо. Предпочтительной формой власти является такая, в которой царь управляет при помощи советников. Царская власть действует в рамках закона; суд осуществляется на основе положительных законов. Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря Милосерден, правосуден, миролюбив. Ограничен божественными и положительными законами |