Главная страница
Навигация по странице:

  • Вечный закон

  • Божественный (откровенный) закон

  • 32.Политико-правовая доктрина Н. Макиавелли.

  • 33.Марсилий Падуанский о государстве и праве.

  • Божественный закон

  • 34.Политико-правовые идеи «великих социалистов». Сен-Симон.

  • 35.Политические и правовые идеи реформации.

  • Происхождение государства.

  • Формы государства (идеальное государство). Лютер

  • Понятие права (отличие от закона; виды права). Лютер

  • Особенности теории. Лютер

  • 36.Политико-правовые взгляды Ивана

  • А.М. Курбский (1528-1583 гг.)

  • Иван IV Грозный (1530 – 1584)

  • ИППУ. Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеОтветы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений
    Дата24.01.2023
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #901885
    страница10 из 17
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

    Формы


    Правильные



    Сущность – божественна


    Происхождение – наследственно

    Употребление – законно

    Цель – общее благо и законность

    Попрание всех элементов власти, произвол и беззаконие

    Цель – личное благо



    Тирания


    Олигархия

    Демократия


    Монархия


    Аристократия

    Полития



    Лучшая – монархия (монарх – подданные, господа – слуги). Допустима смешанная форма

    Закон – общее правило для достижения цели




    Вечный


    Божественный разум, управляющий миром

    Естественный


    Отражение человеческим разумом вечного закона

    Человеческий


    Естественный закон, подкрепленный принуждением


    Божественный (Библия)



    Суть концепции – предписания человеческого (действующего феодального) закона вытекают из воли бога и его нарушение – грех



    Идеал видели в раннем христианстве


    Ставили цель переустройства и религиозно - церковной жизни и всех сфер общества


    Возникали в центрах интеллектуальной жизни



    СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

    Фома Аквинский (1226–1274) – средневековый философ и богослов. Его основные работы «Сумма теологии», «О правлении государей».


    Фома Аквинский – выдающаяся фигура средневековой политико-правовой мысли. Он уделяет особое место учению о законах, их видах и соподчиненности.

    Особое место в доктрине Фомы занимают законы. Закон он понимает как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него и делит их на естественные, положительные, человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают путь достижения “небесного блаженства”). Из их сочетания выводит четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный.

    Вечный закон (божественный естественный) - “сам божественный разум, управляющий миром”; он лежит в основе всего мирового порядка. Естественный закон (человеческий естественный) - отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон (человеческий положительный) - действующее феодальное право выражающее требования естественного закона подкрепленное принуждением. Закон необходим потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, могут творить зло и для обеспечения естественного закона их необходимо принудить силой и страхом наказания. Божественный (откровенный) закон - это Библия.

    Суть этой концепции сводится к тому, что предписания человеческого (действующего, феодального) закона вытекают из воли и разума бога, а потому нарушение его не только влечет наказание, но и является грехом. Два последних закона не должны противоречить естественному закону.

    (До Фомы Аквинского сословное неравенство объяснялось “установлением природы” и “необходимостью досуга” (Аристотель), “правом народов” (римские юристы), “грехом” (Августин Блаженный). Аквинат обосновывал феодальные привилегии сословной иерархией, возводимой им в ранг божественного установления.)

    Рассматривает Фома и вопрос о возможности сопротивления тиранической власти. Если правитель нарушает естественные законы, то это зло ниспослано подданным за грехи, сопротивление - грех и во избежание смуты надо подчиняться. Если же действия правителя противоречат божественному закону, то в этом случае церковь может низложить тирана, ему нельзя повиноваться. Так обосновывались теократические притязания церкви
    32.Политико-правовая доктрина Н. Макиавелли.

    Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др.

    Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др.

    Макиавелли говорит о наличии объективной исторической необходимости, судьбе. Но она не абсолютна, в истории есть место и для личной энергии отдельного человека (воли, доблести, предприимчивости). Макиавелли также считает, что церковь должна служить интересам государства и народа. Христианство, по его мнению, проповедующее смирение, только обессиливает человека. Он считает, что догмам традиционной религии и морали не следует придавать никакого значения, поскольку они не могут содействовать укреплению благоустройства общества.

    Государство – это целостная структура, которая образована подчиненностью управляемых управляющим. Государство состоит из законов и политической власти. В догосударственном состоянии люди жили как животные, а потом они объединились и выбрали самого достойного своим вождем. Постепенно у них стали вырабатываться этические нормы, представления о добре и зле и т. д. Позже его представления об идеальном государе изменились. Макиавелли считает, что подданные выбирают его не по принципу силы, а по принципу справедливости и мудрости.

    Эволюция форм государственности зависит от наличия противодействующих друг другу социальных сил – народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись.

    В зависимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет:

    1) единовластие, правление немногих;

    2) правление всего народа.

    В зависимости от целей государства и качества их достижения он вычленяет следующие типы:

    1) монархию;

    2) олигархию;

    3) демократию.

    Все три типа относятся к так называемым неправильным формам. Они приводят к попранию законов, пренебрежению интересами государства.

    Макиавелли вырисовывает идеал государства из уже существующих форм государственности. Республика должна быть результатом согласования всех трех государственных форм, а интересы правителя и народа должны находиться в согласии. В таком случае государство будет благоденствовать. Большую роль в этом играет закон. Закон связывает обязательствами и государя, и народ. Закон защищает государство и от произвола толпы, и от несдержанности правителя. Мудрость народа сосредоточена в законе.

    Сущность республики заключается в компромиссе между народом и знатью. Аристократия необходима, так как именно из нее выдвигаются государственные деятели, военачальники, чиновники. Народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона.

    Каждое государство время от времени захватывают смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры.
    33.Марсилий Падуанский о государстве и праве.

    Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил бывший одно время ректором Парижского университета Марсилий Падуанский (1280? - 1343 гг.).

    В работе “Защитник мира” (1324 г.) он утверждал, что основная причина войн, смут и возмущений - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира государства.

    Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, различия между грехом и заслугами перед богом, а также наказания и награды в мире, где судья Христос. Человеческий закон обеспечивает правоту и общее благо, прочность власти; различает правомерное и неправомерное, устанавливает справедливость. Его соблюдение обеспечивается принуждением. Специфика законов определяет цели, сферу и методы деятельности церкви и государства.

    К делам церкви относятся божественные законы. Духовенство имеет право только учить, проповедовать вероучения, но не принуждать. Марсилий Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии и, следовательно, наказывать нарушителей божественного закона (грешников) может только бог.

    Еретика можно изгнать из государства, но это право князя, а не священника. Он был против привилегий пап, выступал за выборность священников и в целом за реформу церкви.

    Поскольку цель человеческого закона – общее благо, то он должен приниматься народом. Народ лучше повинуется тем законам, которые сам создал. Обществу принадлежит большая сила для принуждения к соблюдению закона. Что касается правительства, приводящего законы в исполнение, то оно должно быть подзаконно и выбираться народом. При этом лучше, если правитель – монарх, пожизненно избираемый и ответственный перед народом. действие Идеи Марсилия Падуанского о принадлежности народу законодательной власти, подзаконности правительства, выборности правителя предвосхитили лозунги революций ХVII-ХVIII вв. Исходили они в большей части из практики современных ему городских республик.

    34.Политико-правовые идеи «великих социалистов». Сен-Симон.

    20-30 гг. XIX в. во Франции были временем активно-го развития политико-правовой мысли социалистического и коммунистического направления. Основными представителями этого периода являются Клод АнридеСен-Симон(1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837),в Англии - Роберт Оуэн (1771-1858). Для теорий социалистов характерны резкая критика капиталистического общества и попытки разработать альтернативные социальные проекты. Сен-Симон убедился, что революция не ведет ни к чему, кроме хаоса и анархии. Чтобы предотвратить катаклизмы,необходимо преобразовать общество. Оно должно учитывать интересы широких масс, наиболее обездоленных.Он выделял три стадии развития общества:

    1)теологическую, которая заключается в переходе от первобытного идолопоклонства к политеизму;

    данной стадии соответствует рабовладельческий строй;

    2) метафизическую, основанную на единобожии и феодальном способе ведения хозяйства;

    3) позитивную, при которой веру в Бога заменит научное мировоззрение, обществом будут управлять

    ученые. Переход к позитивной стадии Сен-Симон считает неизбежным. Промышленное общество основывается на всеобщей занятости и бурном развитии производительных сил.

    Роберт Оуэн отмечал, что индустриализация в европейских странах позволит создать новое общество по принципу коммун. Он осознавал всю утопичность предлагаемых проектов, поэтому стремился не воплотить их в жизнь, а повлиять на общественное мнение.

    35.Политические и правовые идеи реформации.

    Эпоха. - Реформация - разнородное общественное движение во многих странах Западной и Центральной Европы (цель - преобразование господствовавшей католической церкви).

    Германия (поляризация классовых сил; крестьянская война)

    Мартин Лютер (1483 - 1546) (окончил Эрфуртский университет; магистр свободных искусств; в Виттенбергском университете получил степень доктора богословия; в 1517 открыто выступил против католицизма).

    Противопоставил себя движению низов (стал вождем и идеологом умеренного бюргерского течения).

    Работы («К христианскому дворянству немецкой нации» (задача освобождения немцев от засилия папского Рима); «О светской власти» (светская власть обязана охранять существующие порядки - шаг назад); «О рабской воле» (теория абсолютного предопределения)).

    Томас Мюнцер (1490 - 1525) (современник и последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса - таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен).

    Жан Кальвин (1509 - 1564) (юрфак Парижского и Орлеанского университетов; сильное влияние на него оказали идеи гуманистов, особенно Эразма Роттердамского и Лютера; 1553 - отрекся от католицизма и создал первую общину своих реформаторских идей; власти вынудили его покинуть родину; обосновался в Швейцарии; главный труд «Наставления в христианской вере»).

    Происхождение государства. (-).

    Характеристика государства (определение государства).

    Лютер (коренное преобразование культа и организации церкви вело к сдвигам в социальной и политической жизни общества; предпосылки для политического объединения Германии; прекращается отток денежных средств в Рим; упразднение церковных праздников - стимулирование предпринимательской деятельности; упрощение мессы - упразднение огромной массы духовенства; секуляризация церковного и монастырского имущества).

    Концепция государства (порвал с теорией христианского корпуса (объединение христианских народов, жизнь которого регулируют две власти (светская и духовная) и два права (мирское и каноническое); отверг целесообразность 2 властей и 2 прав - альтернатива - учение о 2 царствах (разграничение религиозной и светской сфер)).

    Кальвин (радикальная реформа устройства церкви; упрощение культа; упразднено духовное сословие; церковные общины стали возглавлять старшины из мирян).

    Формы государства (идеальное государство).

    Лютер Светское правление должно осуществляться с помощью светской власти (отвергается тезис католицизма о примате духовной власти над светской; светской власти отводится экономика, политика, просвещение, культура; должностные лица обязаны преследовать интересы подданных, руководствуясь при этом этическими принципами и нормами естественного права).

    Необходимость полной автономии религиозной организации от общества (вера, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции светской власти - сфера исключительно духовной власти; при нарушении принципа разделения властей - справедливо право сопротивления со стороны подданных - оружие только слово и страдание за веру, единственный судья - Бог).

    Мюнцер (реформация - преобразование мира на началах примата общих интересов; вера - активные действия в интересах трудового народа против угнетателей; только люди труда способны понимать Бога - их интересы полностью совпадают с интересами общества).

    Торжество общих интересов (общность имущества; отсутствие частных интересов).

    Ближайшие политические цели (манифест «Статийное письмо» - перед трудящимися ставилась задача объединиться в христианский союз и братство, устранить иго господ и установить справедливый общественный строй).

    Не отвергал республиканских идей (народ должен определять и контролировать политику государства) (радикализм оттолкнул многих от Реформации).

    Кальвин (всякая община имеет право самостоятельно управлять своими делами (основа МСУ и республиканских программ)).

    Концепция государства (соединение церкви и государства в единое целое; государство установлено Богом, необходимо человеку, как воздух; протест против власти - дерзость против Божьей воли; строгое правительство лучше слабого).

    Кальвин не отвергал монархию, но отдавал предпочтение республике (наихудший из политических режимов - демократический (охлократия), наилучший - аристократический или олигархический; права на власть человек мог быть удостоен в силу духовного и нравственного превосходства над другими членами общины и государства).

    Реализация идей на практике (пришел к власти в Женеве; придал своим установлениям силу государственного закона; ввел жесткую регламентацию общественной и личной жизни (не было свободы даже в развлечениях, выборе одежды или пищи); преследование инакомыслящих).

    Понятие права (отличие от закона; виды права).

    Лютер (важнейшая роль отводится разуму, который ставится выше закона; отрицается право подданных на сопротивление властям; послушания требует не должностное лицо, а служба; непослушание властям - грех; покорность и смирение пред властью предержащей; вера в государство).

    Особенности теории.

    Лютер (реформатор культа, образования, языка, музыки, культуры; создание лютеранства).

    Католицизм (человек оправдывается перед Богом добрыми делами; церковь посредник в общении с Богом; верующие не могли общаться с Богом напрямую).

    Лютеранство (каждый христианин достигает спасения души исключительно посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса; отрицание догмата католицизма о спасительной силе церкви - отвергаются претензии духовенства на контроль за верой и совестью = равенство людей в делах веры).

    Покорность и смирение перед властью.

    Первым обосновал принцип независимости государственной власти при решении задач социально-экономической и политической жизни общества.

    Кальвин (только один безусловный авторитет - Священное Писание; Бог выразил свою волю в Библии; человек должен только согласовывать свою жизнь с этим законом; отвергал также веру во всесилие человеческого разума).

    Основополагающий тезис лютеранства (учение об оправдании верой) дополнен учением о предопределении (если спасти человека может только вера, а она нисходит на него вследствие божьей благодати, то без помощи Бога человек не может спастись - истинно верующий тот, кто избран Богом, он и может спастись верой).

    Кальвинизм требовал посвятить себя делу, профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином (закладывалась основа протестантской этики - в сочетании с индивидуализмом является особенностью общественной жизни во многих странах Запада).

    Кальвинизм (культ труда, предприимчивости; в нем буржуазия нашла действенное идейное оружие).

    Историческое значение Реформации - готовили духовную, нравственную и правовую почву для буржуазных революций.

    36.Политико-правовые взгляды Ивана IV (Грозного) и Андрея Курбского.

    Иван IV Грозный (2530 - 1584гг.), стремясь создать сильное государство. был сторонником неограниченной царской власти. В области политических воззрений наибольшее внимание уделял он вопросам законности происхождения власти. И потому единственным законным основанием занятия царского престола считал право наследования. Престол “не похищен”, не захвачен через войну и кровопролитие, а унаследован мирным путем (“десница наша не обагрялась кровью соотечественников”). Себя он именует “скипетродержателем”, “величайшим христианским государем”, получившим власть непосредственно в силу божественного промысла.

    При определении объема полномочий власти Иван IV не признает никаких ограничений. По его пониманию, подданный безраздельно должен находиться во власти царя. Причем Грозный обосновывает свое право судить и наказывать не только не только за дела, но и за мысли. При этом, отходя от традиций русских мыслителей, его не интересует моральный облик властителя. Форму власти он определяет “вольное царское самодержавие... нашим государям никто ничего не указывает... никто их вольных самодержавцев не сменяет на престоле, не ставит и не утверждает”. Царь не нуждается в советах, его воля не ограничена законами, он не волен не только жаловать, но и казнить. Высший суд принадлежит только ему - как непосредственному наместнику бога, вид и меру наказания определяет не суд, а царь.

    Своеобразную интерпретацию получило у Ивана IV положение об ответственности властителя перед подданными. Царь не может быть преступен по своей природе, он возможно грешен, но наказание за грех прерогатива Высшего суда и наказывается Всевышним. Что касается взаимодействия властей: духовной и светской, то теорию их симфонии он полностью отрицает, выступая сторонником четкого разграничения сфер их деятельности.

    В оппозиции к Ивану IV был А.М. Курбский (1528-1583 гг.), один из его сподвижников. Курбский традиционно считал источником власти в государстве божественную волю, а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел. А поскольку Иван 1У уклонился, по мнению боярина, от выполнения этих задач, поэтому он лишен божественного покровительства. Хотя в первую половину царствования, когда власть ограничивалась мудрым Советом, участвовало правительство (Избранная Рада) совместно с царем в делах государства, то во всем чувствовалось мудрое управление.

    После того, как Грозный распустил Раду, сосредоточил в своих руках неограниченную власть, то такое правление стало законопреступным. Основной характеристикой установившегося политического режима Курбский считает беззаконие.

    В правопонимании Курбский отождествляет право и справедливость. Только справедливое может быть названо правовым, так как насилие - источник беззакония, а не права. Особое недовольство вызывает у Курбского заочное осуждение, возражает он и против применения жестоких наказаний, смертная казнь должна назначаться в исключительных случаях и только к нераскаявшимся преступникам. Наилучшим вариантом организации формы государственной власти ему представлялась монархия с выборным сословно-представительным органом, участвующим в разрешении всех важнейших дел в государстве. Таким образом, Курбский отстаивал форму власти в виде сословно-представительной монархии, в которой полномочия реализуются на основании принятых законов.


    Иван IV Грозный

    (1530 – 1584)
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17


    написать администратору сайта