Главная страница
Навигация по странице:

  • Философский взгляд на глобальные проблемы: сущность, классификация и пути их возникновения.

  • Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи.

  • Роль философии в решении глобальных проблем.

  • Список использованной литературы.

  • Реферат по философии на тему Глобальные проблемы современности. Реферат по философии 1. Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи


    Скачать 23.3 Kb.
    НазваниеВзгляды философов на глобальные проблемы и их связи
    АнкорРеферат по философии на тему Глобальные проблемы современности
    Дата20.11.2021
    Размер23.3 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаРеферат по философии 1.odt
    ТипРеферат
    #276956

    Содержание
    Введение.........................................................................................................................................3

    Философский взгляд на глобальные проблемы: сущность, классификация и пути их возникновения................................................................................................................................4

    Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи.........................................................9

    Роль философии в решении глобальных проблем....................................................................11

    Заключение...................................................................................................................................14

    Список литературы......................................................................................................................15

    Введение.

    Тема глобальных проблем современности является особо актуальной на сегодняшний день в связи с тем, что осознание необходимости различия условий, позволяющих гарантированно осуществить и реализовать имеющийся план экономических действий, приводит к требованию различения проблем и перспектив современной цивилизации как условия философского выделения процессуальности экономических действий, адекватных процессам глобального масштаба.

    На рубеже двух тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

    Глобальный проблемы - это совокупность таких острейших жизненных проблем на исходе нашего века, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

    Главная цель работы заключается в краткой характеристике философских анализов глобальных проблем современности.

    Практическая значимость исследования заключается, в том что философский анализ глобальных проблем имеет значение для теоретико-методологического обоснования путей и методов принципиального решения этих проблем а так же результаты исследования способствуют более глубокому пониманию сущности глобальных проблем, механизма их взаимодействия и могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических и методологических основ исследований в данной области и что данный материал, может быть использован в преподавании курсов философии и других общественных наук в вузах, при подготовке и проведении спецкурсов по актуальным проблемам современности.

    В связи с этим направлением в данном исследовании является анализ глобальных проблем современности, с точки зрения философии.

    Философский взгляд на глобальные проблемы: сущность, классификация и пути их возникновения.

    В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества.

    Сложные проблемы, возникающие перед человечеством, могут считаться глобальными, так как:

    1) во-первых, они затрагивают все человечество, касаясь интересов и судеб всех стран, народов и социальных слоев;

    2) во-вторых, глобальные проблемы не признают границ;

    3) в-третьих, приводят к значительным потерям экономического и социального характера, а иногда и к угрозе существования самой цивилизации;

    4) в-четвертых, требуют широкого международного сотрудничества для решения этих проблем, так как не одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не в состоянии решить их самостоятельно.

    Сейчас, в XXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

    Сам термин «глобальные проблемы», впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция «ноосферы» (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.

    Специфика философского осмысления глобальных проблем заключается в следующем:

    1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

    2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

    3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

    4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

    Глобальные проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Процесс рождения проблем начался с появлением людей на Земле и непосредственно связан с их деятельностью. Ученые и философы на уровне обобщений выдвинули идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающая его среда, которая поддерживает жизнь на Земле). Русский ученый В.И. Вернандский в 1944 году высказал мысль о том, что деятельность человека приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

    К причинам возникновения глобальных проблем можно отнести и резкое возрастания численности человечества, и научно-техническую революцию, и использование космоса, и возникновение единой мировой информационной системы, и многие другие.

    Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.

    Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи. С одной стороны, - это огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, - это неспособность человека рационально распорядиться этой силой.

    Итак, можно назвать причины появления глобальных проблем:

    - глобализация мира;

    - катастрофические последствия человеческой деятельности,

    - неспособность человечества рационально распорядиться своей могучей силой.

    Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем, но наибольшее признание получила классификация по содержанию и степени остроты проблем. В соответствии с данным подходом глобальные проблемы человечества делятся на три группы, выражающие суть общего кризиса цивилизации:

    1) общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений);

    2) проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса);

    3) проблемы взаимоотношений общества и человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний).

    Однако устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем не существует. Тем не менее, к наиболее актуальным относится следующее:

    1) предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;

    2) преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас несколько сотен миллионов людей;

    3) обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;

    4) преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

    5) прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва»), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией;

    6) своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

    Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный.

    В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.

    Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа. Затем они становились региональными и глобальными.

    Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения.

    Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.

    Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

    Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние — по мере их решения — исчезать.

    Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:

    - гуманизация мирового сообщества;

    - формирование неагрессивной личности XXI века;

    - рациональное ограничение научно-технического прогресса;

    - устранение войн из жизни общества;

      - создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем.

    Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи.

    Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

    Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание, прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются «смертными грехами» нашей цивилизации. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться.

    Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве.

    Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере, у многих людей почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека.

    Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники — третьим грехом человечества, — которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство.

    Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества — изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически.

    Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества — генетической деградации человека — росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах.

    Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция — это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, — обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая «национальную ненависть», Подобная тенденция, несомненно, имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня.

    Чрезвычайно опасным для современного общества, по К. Лоренцу, является и седьмой грех — возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение. Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды.

    И, наконец, ядерное оружие — восьмой грех, который согласно К. Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем. Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия. Существуют многосторонние соглашения, так же идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания. Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее «кричащих» проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все «болевые точки» нашей цивилизации.

    Роль философии в решении глобальных проблем.

    Факт того, что философия призвана сыграть решающую роль в определении путей решения глобальных проблем признан всем международным научным сообществом.

    Известный американский политолог З. Бжезинский, рассуждая о современных глобальных противоречиях мира путях их разрешения, основной акцент делает на вере людей. Он считает, что вера — это «социальный цемент», существенный компонент общественной жизни, ибо общество, если оно ни во что не верит, это общество распада, почему наличие общих (значимых) чувств и объединяющей веры, способно во многом стимулировать решение стоящих перед людьми проблем общественного развития».

    С точки зрения З. Бжезинского, таким объединяющим духовным началом — верой современного человека должен стать рациональный гуманизм. Рациональный гуманизм - это интернационализм, неприемлемость любых форм тоталитаризма, иммунитет ко всякого рода утопиям, особенно к тем, где речь идет о немедленном решении социальных вопросов, опора на научные подходы. Рациональный гуманизм — это такая форма мировоззрения, которая решение всех вопросов соотносит с интересами каждого человека в улучшении жизни и соблюдении его прав.

    Так, О. Орука отмечает, что философия может внести огромный вклад в прогресс человечества, обратившись к решению практических проблем обеспечения благополучного будущего человечества, выполняя тем самым свою моральную функции.

    Философия тесно связано с футурологией и глобалистикой, в которой она выполняет определенные функции.

    Как заметил Г. Херц, «философия способна развивать планетарное сознание, гуманизировать международные отношения, и решать мировоззренческие, теоретико-познавательные и методологические проблемы исследований в области глобалистики. «Как стратегическое мышление философия может создавать модели экологического общества».

    Многие авторитетные международные общественные Организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории.

    Так, М. Месарович — видный деятель Римского клуба — международной общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, — в одном из своих докладов (Ганновер, 1989) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:

    1) снижение роста численности населения Земли;

    2) сокращение использования не возобновляемых ресурсов;

    3) уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;

    4) уменьшение неравенства

    При этом в его докладе отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать.

    По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить

    В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П.А. Сорокиным.

    П.А. Сорокин считает, что деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству. По его мнению главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П.А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма в обществе.

    П.А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении друг друга, поскольку любовь порождает любовь Неэгоистическая и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха.

    Согласно В.В. Миронову, глобальные проблемы современности, требуют глубокого философского осмысления, потому как, во-первых, они касаются всего человечества, во-вторых, необычны темпы развития событий, опережающие возможности их познания и на обыденном уровне, и на уровне научно-теоретического мышления, в-третьих, сегодня решение экологических проблем требует не только создания новых технологий и техники, но и ликвидации видов деятельности, связанных со большим потреблением ресурсов.

    В то же время, виды деятельности, обеспечивающие жизнедеятельность общества, должны быть соотнесены с требованиями экологического и нравственного императивов. Он подчеркивает необходимость выработки принципиально нового понимания места и роли человека в природе, что потребует значительного преображения самой философии, ее понимания природы и отношения к ней человека.

    Потребности же, связаны с ценностной ориентацией человека, следовательно, роль философии в исследовании и решении глобальных проблем намного шире и включает в себя и ряд других функций. Формируя мировоззрение, она утверждает в сознании человека и общества ценности, обладающие моральной основой.

    Преодоление глобальных проблем В. Зубаков, С.А. Лебедев, Н.Н. Моисеев, В.В. Миронов, В.Л. Калашников связывают с разработкой общей теории гармонизации взаимодействия природы и общества - теории ноосферогенеза.

    Она призвана определить общие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и общества и перспективы его развития. В фундамент этой теории закладываются точные, естественные и гуманитарные науки, на основе которых будут разрабатываться принципы ноосферогенеза, осуществляться поиск пути в эпоху ноосферы. Именно философия призвана конструировать все возможные рациональные мировоззренческие схемы как ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество в будущем.

    Заключение.

    Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности, преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

    Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет выявить их сущность, структуру и сложный механизм их взаимодействия и взаимозависимости, что содействует определению причин их появления и развития, а также способов и путей их решения. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения философия активизирует взаимодействие обширного круга наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Философия обеспечивает мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу определения путей решения глобальных проблем.

    Философия играет важную роль в определении путей решения глобальных проблем, обеспечивая их мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения она активизирует взаимодействие разных наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Она обретает прикладной характер, решая практические проблемы, рассматривает глобальные проблемы как целостную систему, что позволяет выявить их суть, структуру и механизм их взаимодействия и взаимозависимости, определить причины их появления и развития, а также пути их решения.

    Список использованной литературы.

    1. Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 125.

    2. Лебедев С.А. Философия естественных наук. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект «Фонд мир», 2006. – С. 56.

    3. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Универс, 1994. – С. 272.

    4. Месарович М. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М.: Гардарики, 2006. – С. 35.

    5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004. – С. 345.

    6. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. – М.: Международные отношения, 2002. – С. 238.

    7. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. – М.: Знание, 2002. – С. 48.


    написать администратору сайта