Главная страница
Навигация по странице:

  • Петрова Елена Алексеевна

  • Тема проекта

  • ГЛАВА II СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Образ птицы в мифологии восточных славян.

  • Воробей

  • Ворон

  • Гамаюн

  • Образ птицы в древнерусской литературе.

  • Дятел

  • Петух

  • Вывод

  • Образ птицы в литературе XIX века.

  • Образ птицы в литературе ХХ века.

  • ГЛАВА III ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД

  • ГЛАВА IV СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  • X всероссийская научнопрактическая конференция учащихся Мой род мой народ Секция Литературоведение


    Скачать 106.5 Kb.
    НазваниеX всероссийская научнопрактическая конференция учащихся Мой род мой народ Секция Литературоведение
    Дата30.03.2022
    Размер106.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmoy_rod_-_moy_narodlena_petrova.doc
    ТипДокументы
    #428424

    X Всероссийская научно-практическая конференция учащихся

    «Мой род – мой народ»

    Секция Литературоведение

    Образ птицы в русской литературе

    Автор:

    Петрова Елена Алексеевна

    учащаяся 9 «В» класса

    МОУ СОШ №2 им. А. Н. Радищева

    Научный руководитель:

    Канахина Галина Алексеевна

    учитель Русского языка и литературы

    Малоярославец 2014

    ГЛАВА I ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ


    В наши дни забыты многие, ранее значимые вещи. Одна из них – образ птицы. Кто сейчас задумывается о значении образа птицы в литературе? Кто спросит себя, чем являлся данный образ для писателя? А ведь каждое упоминание птицы несёт определённую символику, смысл. Забывая значения мельчайших деталей литературы, мы забываем нашу историю. А забывая историю, теряем нашу индивидуальность, перестаём быть настоящими русскими людьми. Именно поэтому так важно не терять народную память и возрождать забытые знания.

    Также, исследуя образ птицы в древности, можно проследить изменение его значения. Ведь образ птицы стал значимым ещё у восточных славян и дошёл до наших дней, изменяясь вместе с обычаями и культурой. Особенно актуальна эта тема сейчас во время высокоскоростных технологий и интернета, когда не остаётся времени на изучение национальной культуры и верований. Поэтому-то и была выбрана для проекта именно эта тема.
    Тема проекта: «Образ птицы в русской литературе»
    Цель: Изучить историю развития и изменения образа птицы в русской литературе, а также её роль в развитии литературного творчества. Исследовать, какова роль птицы в произведениях русской литературы.
    Задачи:

    1. Изучить литературу по данной теме.

    2. Проанализировать произведения, в которых присутствует образ птицы.

    3. Сравнить образы птиц в произведениях различных жанров.

    4. Сделать выводы о роли птицы в произведениях русской литературы.

    ГЛАВА II СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА


    История русской литературы протянулась через тысячу лет. Из-за этого исследовать образ птицы удобнее, разбив русскую культуру на несколько этапов. А именно:


    1. Мифология восточных славян. Дохристианские времена.

    2. Древнерусская литература. Влияние православия на образ птицы.

    3. XVIII век. Приобщение к европейской культуре.

    4. XIX век. Золотой век русской литературы.

    5. XX век. Серебряный век русской литературы. Советские времена.


    Образ птицы в мифологии восточных славян.
    Восточные славяне, бывшие язычниками, почитали множество птиц, различая среди них добрых и злых. Птицы несли в дом радость или горе, беду или удачу. Одни встречались радостно, другие холодно. Про птиц слагались сказки и песни. Они тесно переплетались с жизнью славянина, встречая его при рождении и провожая после смерти. Утро начиналось с песней петуха, в поле распевали жаворонки, ночью пел колыбельную соловей. Славяне часто представляли себя вольными птицами и мечтали улететь за сине море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. С древних времён птицы и животные олицетворяли собой какие-либо силы природы, а потому наделялись символическим значением. Светлые образы поднебесных существ часто появлялись на посуде, прялках, вышивке. Народный костюм по своему силуэту был похож на птицу: широкие рукава-крылья, головные уборы – хохолки, поясные и нагрудные украшения – оперение. Проделав исследовательскую работу, я выяснила, что особо значимы для славян были такие птицы, как:

    1. Аист. Он приносит людям младенцев. Считалось, что они вытаскивают грудных детей из моря и, подлетев к дому, бросают внутрь через дымоход. Гнездо аиста на крыше дома – к счастью и многодетности.

    2. Голубь. С ним соединилось представление о счастье и любви. Давно известна миротворческая роль этой птицы, в колыбельных песнях часто упоминается о голубе, который воркует и успокаивает ребёнка.

    3. Жаворонок. С прилётом жаворонков славяне связывали приход весны. Считалось, что в образе этих птиц раз в году души предков навещают родную сторонку. Широко был распространён обычай печь в начале весны «жаворонков» из теста.

    4. Воробей. Птица, символизирующая ловкость, проворность и связывавшаяся в народных представлениях с воровством. В фольклоре воробей наделяется мужской символикой.

    5. Ласточка. Её, как и голубя, любит Бог. По поверьям, счастье поселялось в том доме, под стрехой которого ласточка свила своё гнездо. Считалось, что ласточки приносят на своих крыльях весну на землю.

    6. Лебедь. Эти птицы исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе саму природу. Лебедь известен своей верностью, и только лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поёт свою последнюю песню и падает на землю.

    7. Сова. Ночная гуляка величается в сказках разумною головушкой, залесною барышней. С ней всегда соединялось представление о мудрости. Любит жить в глухом лесу, сторожит клады, дружит с мудрецами.

    8. Ворон. Самая мудрая и вещая птица. В волшебных сказках он добывает живую и мёртвую воду, представляет ветер. Ворон живёт 300 лет и владеет тайнами.

    9. Сокол. По легендам, именно птица-сокол принесла на землю огонь. Сокол больше духовная птица, он помогает человеку, особенно воину. Не зря русский воин часто на шлеме носил соколиные перья.

    10. Орёл. Божья птица, царь-птица, владыка небес. Все орлы происходят от царей. Они распоряжаются, кому быть в небесах, а кому нет. Орлы связаны с небесными стихиями и управляют ими. Убивать орла запрещено.

    11. Кукушка. Она не вьёт гнезда, а подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда, потому она ассоциируется с бездомной, не имеющей семьи женщиной, наказанной за какую-то провинность богом или родителями.

    12. Петух. Символ плодородия. Считается опекуном хозяина. Он является одним из основных атрибутов свадебного обряда. По окончании жатвы резали петуха.

    Но кроме птиц настоящих, наблюдаемых каждый день, изученных до последнего пёрышка, в славянской мифологии присутствовали и вымышленные птицы:

    1. Алконост. Сладкоголосая птица с человеческим лицом, пение которой заставляло позабыть обо всём на свете. Вместе с птицей Сирином обитает в Раю, в ветвях Мирового Дерева, но гнезда не вьёт

    2. Грифон. Образы грифонов были широко распространены в древнерусском зодчестве и изобразительном искусстве. В волшебных сказках гриф – огромная птица с клювом и когтями из железа.

    3. Сирин. По преданию, Сирин, как и Алконост, обладал завораживающим голосом, заставлявшим забыть обо всём на свете. Но если Алконост пел песни радости, то песни Сирина были проникнуты печалью.

    4. Гамаюн. Считалось, что Гамаюн обладает тайным знанием и является вестником богов. Своим пением он предвещает будущее, но слова его песен темны и невнятны.

    5. Жар-птица. На поиски пера жар-птицы, символа счастья, отправляются сказочные герои. Им предстоит долгий путь, потому что живёт эта птица в тридесятом царстве, в райском саду.

    Все эти птицы участвовали в народных сказках, пословицах, прибаутках. Они помогали или мешали героям, заставляли отправляться в путь, открывали древние тайны. Русские люди связывали с птицами свои поверья, пели про них песни, по поведению птиц угадывалась погода.

    Птицу знать по перьям, сокола по полёту.

    Высоко летишь, где-то сядешь.

    Учись, умная голова, у глупой птицы.
    Если пташка купается в пыли – жди дождя.

    Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.
    Гуля, гуля-голубок,

    Гуля сизенький,

    Сизокрыленький,

    Всем миленький.
    «Иван - царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар - птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от её хвоста»
    Вывод: Птицы имели очень большое значение в жизни восточных славян. Без участия птиц не проходило и дня, что и отразилось в их мифологии, быте, фольклоре.
    Образ птицы в древнерусской литературе.
    Формирование русской литературы началось с принятием христианства. Первые книги были церковными. Летописи вели тоже монахи. И большинство произведений тех времён были либо церковными, либо летописными. Но все-таки языческие верования в народе были очень сильны. Поэтому в древнерусской литературе мы можем наблюдать смешение православных и славянских образов птиц. Птицы остаются детьми неба, силами природы, но всё чаще выдуманных птиц заменят настоящие, а настоящие приобретают божественный образ. Также появляются новые образы и значения птиц. Теперь уже птицы несут на землю вести с небес, являются божьими вестниками. Птицы предсказывают судьбу человека. Теперь уже образы птиц принимают, хотя и близкие к славянским, но всё же новые образы.

    1. Аист. Символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа.

    2. Ворон. Символ уединения и отшельнической жизни.

    3. Голубь. Голубь является символом мира и правды, символом невинности и покорности. Также голубь олицетворяет символ Святого Духа. В Библии голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь.

    4. Грифон. Первоначально в образе грифона изображали сатану, завлекающего людские души в ловушку, в дальнейшем это животное стало символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа

    5. Дятел. Символизирует в христианской традиции ересь и дьявола, который разрушает человеческую натуру и ведёт человека к проклятию.

    6. Журавль. Символ доброй жизни, верности, аскетизма.

    7. Ибис. Символ плотского желания, нечистоты, лености. Ибис не умеет плавать и посему пожирает выброшенных на берег мёртвых рыб, которых приносит в пищу своим детёнышам.

    8. Орёл. Обычно орла считают символом Воскресения. Такое толкование основано на раннем представлении, что якобы орёл, в отличие от других птиц, летая вблизи солнца и окунаясь в воду, периодически обновляет своё оперение и возвращает себе молодость.

    9. Петух. Один из символов Христовой любви. Поющий петух — напоминание об отречении Петра и прощении его Иисусом.

    10. Феникс (Жар-птица). Символ воскресения. Христианство, прикоснувшись к своим корням, каждый раз пробуждалось и возрождалось, как птица феникс, из пепла.

    Постепенно образ птицы всё больше терял своё первоначальное значение и приобретал приближенное к православному. Но в произведениях древнерусской литературы можно встретить как славянские, так и христианские значения образа птицы

    «И помедлил ещё семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

    Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

    Он помедлил ещё семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему» (Ветхий завет)
    «Плачет, из Путивля долетая.

    Голос Ярославны молодой;

    Обернусь я, бедная, кукушкой,

    По Дунаю-речке полечу…»

    «И сказал Кончаку старый Гзак:

    Если сокол улетает в терем,

    Соколёнок попадёт впросак -

    Золотой стрелой его подстрелим…» (Слово о полку игореве)

    Вывод: образ птицы в древнерусской литературе достаточно близок к славянской мифологии, но уже начал постепенно отдаляться от первоначальных значений.


    Образ птицы в литературе XVIII века.
    В XVIII веке в литературу активно проникают европейские движения. Литературные произведения становятся более свободными. Теперь птицы и животные имеют самые различные образы. В начале века птицы в основном присутствуют в описаниях пейзажа и благополучия. Ближе к середине образ птиц начинает использоваться в сравнениях и выражении чувств. В конце века на примере животных и птиц всё чаще обличается поведение человека.
    В произведениях Ломоносова образ птиц отражает благополучие и процветание земель, описанных в пейзаже. По мнению автора, благополучие происходит от правления дочери Петра I, которого, как считает Ломоносов, послал в Россию Бог. И птицы – посланники неба, подтверждающие его слова.

    Там тьмою островов посеян,

    Реке подобен Океан;

    Небесной синевой одеян,

    Павлина посрамляет вран.

    Там тучи разных птиц летают,

    Что пестротою превышают

    Одежду нежныя весны;

    Питаясь в рощах ароматных

    И плавая в струях приятных,

    Не знают строгия зимы. (Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года)
    Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно меняющейся, звучащей на разные голоса. Мир созданный творцом всего живого прекрасен. Державин восхищается этим миром, в его произведениях звучит восхваление Бога.

    О домовитая Ласточка!

    О милосизая птичка!

    Грудь красно-бела, касаточка,

    Летняя гостья, певичка!

    Ты часто по кровлям щебечешь,

    Над гнёздышком сидя, поешь,

    Крылышками движешь, трепещешь,

    Колокольчиком в горлышке бьёшь. (Ласточка)
    Стихотворения Карамзина таинственны и загадочны. Он пытается разобраться во всех тайнах мира. Поэтому в творчестве Карамзина можно встретить насколько противоречивые образы, такие как образ петуха символизирующего покой.

    Долина, где судьбы рукою

    Хранится таинство сердец;

    Где странник, жаждущий покою,

    Его встречает, наконец;

    Где взор бывает вечно светел

    И сердце дремлет в тишине;

    Забот печальный вестник, петел,

    Не будит счастливых во сне. (Долина Иосафатова)
    Крылов своими баснями часто намекает на человеческие пороки, иногда пытаясь обратиться к определённому человеку. Но все его басни с первого взгляда кажутся только историями, и лишь при более тщательном рассмотрении становится ясен смысл произведения.

    Орёл пожаловал Кукушку в Соловьи.

    Кукушка, в новом чине,

    Усевшись важно на осине,

    Таланты в музыке свои

    Выказывать пустилась;

    Глядит — все прочь летят,

    Одни смеются ей, а те её бранят.
    Вывод: в литературе XVIII века всё чаще используется образ птицы. Авторы стремятся нарушить установившиеся нормы литературного языка, построить новые принципы, более понятные и близкие народу.
    Образ птицы в литературе XIX века.

    Литература ХIХ или «золотого» века прославилась своими поэтами, на которых ориентировались не только российские последователи, но и видные зарубежные писатели. Образ птицы теперь появлялся практически в каждом произведении, всплывая в той или иной форме. Жизнь человека была насыщена поэзией. И было очень важно поддерживать в народе любовь к России и её культуре. Писатель XIX века был «всемогущим властелином», управлявшим мыслями народа. Поэтому образ птиц стал совершенно естественен для живших тогда людей. Для лучшего раскрытия темы стоит рассмотреть творчество самых известных писателей «золотого века русской литературы».
    Пушкин – один из самых известных русских поэтов, он часто обращался к образу птицы, сравнивая и придавая ему самые различные значения. Пушкин начал вновь обращаться к славянским значениям образов птиц, не забывая при этом и современных, несущих православную символику.

    Сижу за решёткой в темнице сырой.

    Вскормленный в неволе орёл молодой,

    Мой грустный товарищ, махая крылом,

    Кровавую пищу клюёт под окном,

    Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

    Как будто со мною задумал одно;

    Зовёт меня взглядом и криком своим

    И вымолвить хочет: "Давай улетим! (Узник)
    Одним из наиболее часто обращавшихся к образу птицы поэтов был Жуковский. Его произведения прославляли любовь и дружбу, выразить которые очень сильно помогали птицы.

    На кровле аист нос острит;

    И в небе ласточка кружит,

    И дым клубится из печей;

    И будит мельницу ручей;

    И тихо рдеет тёмный бор;

    И звучно в нем стучит топор.
    Тютчев в своём творчестве часто противопоставляет друг другу птиц, придавая им неожиданные, нестандартные образы. Часто в его стихотворениях мы можем встретить сравнение стихий, птиц, христианских символов.

    Пускай орёл за облаками

    Встречает молнии полет

    И неподвижными очами

    В себя впивает солнце свет.

    Но нет завиднее удела,

    О лебедь чистый, твоего?

    И чистой, как ты сам, одело

    Тебя стихией Божество. (Лебедь)
    Языков в своём творчестве часто обращается к древнерусским значениям птицы. У него птицы приобретают божественный смысл, сравниваются с душами людей. В его произведениях наиболее часто звучит историческая и религиозная тема.

    И свят, о боже, твой избранник!

    Мечом ли руку ополчит?

    Велений господа посланник,

    Он исполина сокрушит!

    В венце ли он - его народы

    Возлюбят правду; весь и град

    Взыграют радостью свободы,

    И нивы златом закипят!

    Возьмёт ли арфу - дивной силой

    Дух преисполнится его,

    И, как орёл ширококрылый,

    Взлетит до неба твоего! ( Подражание псалму XIV)
    У Лермонтова образ птицы часто звучит в любовных стихотворениях, подстраиваясь под настроение героя, принимая тот или иной облик. Иногда образ птицы отражает душевное состояние самого поэта во время написания стихотворения.

    Есть птичка рая у меня,

    На кипарисе молодом

    Она сидит во время дня,

    Но петь никак не станет днём;

    Лазурь небес - её спина,

    Головка пурпур, на крылах

    Пыль золотистая видна,

    Как отблеск утра в облаках. (Надежда)
    Фет великий певец русской природы. Восхваление родных просторов и любимой страны можно встретить в его произведениях довольно часто. Поэт восхищается птицами и редко придаёт им какой-то образный смысл. В его стихотворениях звучит прямое обращение к самой птице, а не к её образу.

    Ласточки пропали,

    А вчера зарей

    Всё грачи летали

    Да, как сеть, мелькали

    Вон над той горой.

    С вечера все спится,

    На дворе темно.

    Лист сухой валится,

    Ночью ветер злится

    Да стучит в окно. (Ласточки пропали)
    Все стихотворения Майкова пронизаны великой любовью к северной России. На севере очень короткое лето и наслаждаться пением птиц можно в течение очень короткого времени, затем наступает полярная ночь. Именно поэтому уроженцы севера так любят лето, солнце, птиц.

    От грустных дум очнувшись, очи

    Я подымаю от земли:

    В лазури темной к полуночи

    Летят станицей журавли.

    От криков их на небе дальнем

    Как будто благовест идёт -

    Привет лесам патриархальным,

    Привет знакомым плёсам вод!.. (Журавли)
    Произведения Некрасова почти всегда описывают жизнь крестьян. Ему очень близки мотивы деревенской жизни, работы в поле, честного труда крепостного. В связи с этим птица олицетворяет деревенский покой и умиротворение.

    Опять я в деревне. Хожу на охоту,

    Пишу мои вирши — живётся легко.

    Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,

    Забрёл я в сарай и заснул глубоко.

    Проснулся: в широкие щели сарая

    Глядятся весёлого солнца лучи.

    Воркует голубка; над крышей летал,

    Кричат молодые грачи;

    Летит и другая какая-то птица —

    По тени узнал я ворону как раз;

    Чу! шёпот какой-то... а вот вереница

    Вдоль щели внимательных глаз! (Крестьянские дети)

    Вывод: в ХIХ веке наблюдается расцвет русской поэзии. Известные писатели обращаются к образу птицы, освещая его с самых различных сторон, придавая ему как исконно русские, так и европейские значения. Именно в этом веке образ птицы получает наибольшее распространение.
    Образ птицы в литературе ХХ века.
    Двадцатый век – это советский период. Быстрое развитие техники, строение новой страны, где православие, так долго бывшее основной религией, начинают запрещать, всё это оставило заметный след в русской литературе. Кроме того в двадцатом веке произошли жесточайшие войны, которые не могли не повлиять на развитие русской литературы. Военная тема звучит в каждом втором произведении тех времён. Наряду с военной тематикой, появляются и произведения, в которых оплакиваются снесённые церкви и разрушенные монастыри. Несмотря на все потрясения двадцатого века, этот период литературы назван «серебряным», что говорит о величии и красоте произведений тех времён.
    Ахматова в своих стихах описывает новую страну. И голос иволги печален, он оплакивает старую жизнь, утерянный покой. Ахматова предлагает соединить уклад старой и новой жизни.

    Я слышу иволги всегда печальный голос

    И лета пышного приветствую ущерб,

    А к колосу прижатый тесно колос

    С змеиным свистом срезывает серп.

    И стройных жниц короткие подолы,

    Как флаги в праздник, по ветру летят.

    Теперь бы звон бубенчиков веселых,

    Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд.

    Не ласки жду я, не любовной лести

    В предчувствии неотвратимой тьмы,

    Но приходи взглянуть на рай, где вместе

    Блаженны и невинны были мы. (Я слышу иволги всегда печальный голос)
    Блок любит обращаться к истории и древним значениям птиц. Птицы в его произведениях борются за Русь, как и их творец.

    И, чертя круги, ночные птицы

    Реяли вдали.

    А над Русью тихие зарницы

    Князя стерегли.

    Орлий клёкот над татарским станом

    Угрожал бедой,

    А Непрядва убралась туманом,

    Что княжна фатой. (На поле Куликовом)
    Есенин очень любит Русскую землю. Он часто воспевает её красоты, но иногда и печалится, что люди сами уродуют родину.

    По-осеннему кычет сова

    Над раздольем дорожной рани.

    Облетает моя голова,

    Куст волос золотистый вянет.

    Полевое, степное "ку-гу",

    Здравствуй, мать голубая осина!

    Скоро месяц, купаясь в снегу,

    Сядет в редкие кудри сына.
    Пастернак любит природу и обращается к несколько неожиданным в стихотворении образам птицы. В его произведении мы видим образы петуха и курицы, которых не часто встретишь в русской поэзии.

    Отчаянные холода

    Задерживают таянье.

    Весна позднее, чем всегда,

    Но и зато нечаянней.

    С утра амурится петух,

    И нет прохода курице.

    Лицом поворотясь на юг,

    Сосна на солнце жмурится.(Весна в лесу)
    Цветаева сравнивает людей с птицами, она пытается увидеть в своём сыне гения, говоря, что он одного цвета с великими людьми.

    Голуби реют серебряные,

    растерянные, вечерние...

    Материнское мое благословение

    Над тобой, мой жалобный

    Вороненок

    Иссиня-черное, исчерна-

    Синее твое оперение.

    Жесткая, жадная, жаркая

    Масть.

    Было еще двое

    Той же масти — черной молнией сгасли!—

    Лермонтов, Бонапарт.( Голуби реют серебряные)

    ГЛАВА III ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД


    Проведя исследование, я узнала, что образ птицы очень сильно изменился вместе с народом, его занятиями и интересами. В славянской мифологии и русском фольклоре птицы были воплощением богов, они напрямую общались с людьми, принося им в дом вести. Птицы часто противостояли злым силам, стерегли границы родной Земли, указывали дорогу и приметы на погоду. Тёмные птицы, сопровождавшие нечистую силу, несли плохие вести, болезни и даже смерть.

    Птицы принимались некогда за общепонятный поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии, солнечный свет. Стихиям этим были приписаны свойства птиц, по преимуществу – тех, которые поражали наблюдающий ум человека быстротой своего полёта и силой удара, и наоборот, с птицами были соединены мифические представления, заимствованные от явлений природы. Фантазия создала своих баснословных птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Постепенно с развитием и утончением общества образ птицы приобретал дополнительную роль, создавая атмосферу, показывая настроение героев. В наше время образ птицы редко встречается напрямую, но незаметно для нас он создаёт ту атмосферу, которую хотел передать автор.

    ГЛАВА IV СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


    http://www.dubus.by/modules/myarticles/article.php?storyid=1338

    http://scanpoetry.ru/poets

    http://rupoem.ru

    http://rud.exdat.com/docs/index-790647.html

    http://ruspisateli.ru/poety.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki




    написать администратору сайта