Лекция. XX. религии мира. Буддизм. Ислам. Новые секты
Скачать 217.5 Kb.
|
Дхаммапада [Буддийский сборник изречений. III–IV вв. до н. э.] ... 4. «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обокрал меня». У тех, кто не таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается. 5. Ибо никогда в мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. ... 61. Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы. 124. Если рука не ранена, можно нести в руке яд. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу. 190. Тот же, кто нашел прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе, кто владеет подлинным знанием, видит четыре благородные истины. 191. Зло, происхождение зла и преодоление зла, и благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению зла. [Четыре благородные истины — идейная основа буддизма, сформулированная Буддой после просветления. Более развернуто четыре благородные истины сводятся к следующему: 1) в мире есть зло, страдания и они не случайны; 2) поскольку всё в этом мире причинно обусловлено, зло и страдания имеют своё происхождение: они зависят от рождения, которое, в свою очередь, определяется привязанностями; 3) если устранить причину, то зло и страдания прекратятся; 4) к прекращению зла и страданий ведет благородный восьмеричный путь: правильный взгляд, правильные намерения, правильная речь, правильные поступки, правильная жизнь, правильные усилия, правильная память, правильное сосредоточенное размышление. Каждое из этих восьми звеньев препятствует возникновению условий, вызывающих страдание; уничтожает невежество и привязанности, успокаивает и приближает к просветлению. Когда цепь рождений прерывается, страдания прекращаются и начинается нирвана]. 201. Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живёт спокойный, отказавшийся от победы и поражения. 228. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы». Дхаммапада / Пер с пали, коммент. В.Н. Топорова. М., 1960 (Памятники литературы народов Востока. Переводы. III. Bibliotheca Buddhica. XXXI). Коран 1 Открывающая книгу Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господину миров Милостивому, милосердному, Царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, По дороге тех, которых ты облагодетельствовал, — Не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших. 2 Корова … Поистине, те, которые не уверовали, — всё равно им, увещевал ты их или не увещевал, — они не веруют. Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их — завеса. Для них — великое наказание! … И сражайтесь на путях Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, — поистине, Аллах не любит преступающих! И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн хуже, чем убиение! … Они спрашивают тебя: что им издерживать? Скажи: «Что вы издерживайте из блага, то — родителям, близким, сиротам, бедным, путникам. Ведь, что бы вы ни сделали из добра, — поистине, Аллах про это знает». Ваши жёны — нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя, и бойтесь Аллаха, и знайте, что вы Его встретите, — и обрадуй верующих! … А когда вы дали развод жёнам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно, преступая: если кто делает это, тот несправедлив к самому себе. … 4 Женщины О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. … … Женитесь на тех, кто приятен вам, женщинах, — и двух, и трёх, и четырёх. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это — ближе, чтобы не уклониться. И давайте жёнам их приданое в дар. Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас, то питайтесь этим на здоровье и благополучие. … Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) женщины, числом более двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина. … Поистине, Аллах знающ, мудр! … А те из ваших женщин, которые совершат мерзость, — возьмите в свидетели против них четырёх из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Аллах устроит для них путь. … Мужья стоят над жёнами за то, что Аллах дал одним преимущества перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, — поистине, Аллах возвышен, велик! 5 Трапеза …Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленная, и убитая ударом, и убитая при падении, и забоданная, и то, что ел дикий зверь, — кроме того, что убьёте по обряду, — и того, что заколото на жертвенниках, и чтобы вы делили по стрелам. … О вы, которые уверовали! Когда встаёте на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток. А если вы не чисты, то очищайтесь; и если вы больны, или в пути, или кто-нибудь из вас пришёл из отхожего места, или вы касались женщин и не найдёте воды, то омывайтесь хорошим песком, — обтирайте им свои лица и руки. Аллах не хочет устроить для вас тяготы, но только хочет очистить вас и чтобы завершить свою милость к Вам, — может быть. вы будете благодарны! … 9 Покаяние … И призыв от Аллаха и Его посланника к людям в день великого хаджа о том, что Аллах отрекается от многобожников и Его посланник. И если вы обратитесь, то это — лучше для вас, а если отвратитесь, то знайте, что вы не ослабите Аллаха. Обрадуйте же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием. … Избивайте же многобожников, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! … Перевод с арабского академика И.Ю. Крачковского (1883–1951), первое издание 1963, второе — 1986 гг. |