Лекция. XX. религии мира. Буддизм. Ислам. Новые секты
Скачать 217.5 Kb.
|
XX. РЕЛИГИИ МИРА. БУДДИЗМ. ИСЛАМ. НОВЫЕ СЕКТЫ. Теоретический минимум 1. Общая типология религиозности. Её ранние (первобытные, языческие); этнические (национальные); мировые; модернизированные варианты. а) древние религии: зороастризм; митраизм, манихейство; греко-римский олимпизм; б) индийские религии: Веды; брахманизм; джайнизм; индуизм и его ответвления (вишнуизм, кришнаизм, шиваизм, сикхизм); в) китайские религии: даосизм и конфуцианство; г) японская религия синто; д) иудаизм — первый вариант монотеизма. 2. Буддизм — первая международная религия: а) принц-отшельник Будда, его жизнь и учение; б) основные принципы классического буддизма; г) дзэн (чань)-буддизм — философия абсурдности мира и стабилизации жизни в этом катастрофичном мире; д) причины широкого распространения буддизма и его популярности не только на Востоке, но и на современном Западе; е) буддизм в России. 3. Ислам как вера и образ жизни: а) Мухаммед — торговец, воин, политик и пророк единого Бога-Аллаха; б) главные заповеди мусульманства; Коран и его суры; в) роли ислама в современном мире; либерализм и фундаментализм внутри мусульманства; г) ислам в России; агрессия ваххабизма. Литература Лекция 20. Апанасёнок А.В. Религии народов мира. М., 2012. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. Изд. 2-е. М., 1999. Религии мира. Пособие для учащихся. М., 1997. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб., 1997. * * * Альбедиль М. Индуизм. Главная религия Индии / Пер. с франц. СПб., 2005. Альбедиль М. Буддизм / Пер. с франц. СПб., 2006. Анатоль А. Истина Дао / Пер. с англ. М., 2008. Берёзкин Р.В. Драгоценные свитки (баодзюань) в духовной культуре Китая. На примере «Баодзюань о трёх воплощениях Муляня». СПб., 2012. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. 4-е изд. СПб., 2003. Бонград-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980. Дао и даосизм в Китае. Сб. статей. М., 1992. Далай-Лама. Буддийская практика. Путь к жизни, полный смысла. Киев – М., 2003. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5-ти томах / Гл. ред. М.Л. Титаренко. 2-е изд., стереотип. Т. 1. Философия. М., 2011; Т. 2. Мифология. Религия. М., 2011.. Житенев С.И. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М., 2012. Игнатович А. Школа Натирэн. Трактаты. М., 2002. Игнатьев И.П. Как стать буддой. Л., 1991. Йога Васиштха. Практическая философия йоги и веданты / Пер. с англ. М., 2011. Книга самурая / Пер. с япон. СПб., 1998. Конфуций. Афоризмы мудрости / Пер. с кит. М., 2008. Конфуций. Суждения и беседы / Пер. кит. СПб., 2008. Лао Дцы. Дао дэ цзин. Книга пути и достоинства / Пер. с древнекит. М., 2012.. Мартынов А. Конфуцианство. «Лунь юй». СПб., 2003. Мудрость дзэн. 100 историй пробуждения / Сост. Т. Клири / Пер. с англ. СПб., 2012. Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей. СПб., 2001. Нидал О. Верхом на тигре. Европейский ум и буддийская свобода / Пер. с нем. М., 2012. Сато Х. Самураи. История и легенды / Пер. с япон. СПб., 2003. Сущность дзэн. Искусство быть свободным / Пер. с англ. СПб., 2012. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования / Пер. с япон. СПб., 1998. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002. Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб., 2003. Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин». СПб., 2004. Торчинов Е.А. Краткая история буддизма. Происхождение и развитие, философия и литература. СПб., 2008. Чордон Т. Буддизм для начинающих / Пер. с англ. М., 2012 (Религии. Буддизм). Уроки дзэн. Искусство управления / Пер. с англ. СПб., 2012. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий / Пер. с франц. М., 2012 (Философские технологии: религоведение). Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства / Пер. с франц. М., 2012 (Философские технологии: религоведение). Ягю Мунэнори, Хейхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча / Пер. с япон. СПб., 1998. Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение / Пер. с кит. М., 1950. * * * Ислам. Краткий справочник. М., 1983. Ислам. Энциклопедический словарь / Отв. секр. С.М. Прозоров. М., 1991. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1986. Хрестоматия по исламу / Пер. с араб., введ. и примеч., сост. С.М. Прозорова. М., 1994. Армстронг К. Мухаммад. История пророка / Пер. с англ. М.. 2008. Большаков О.Г. История халифата. Т. 1. Ислам в Аравии (570–633). М., 1989; Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633–656). М., 1993; Т. 3. Между двух гражданских войн (656–696). М., 1998. Фон Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600–1258). М., 1988. Ирвинг В. Жизнь пророка Мухаммеда / Пер. с англ. М., 2012 (История. География. Этнография). Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996. Резван Е. Ислам. СПб., 2006. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2004. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985. Силантьев Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. М., 2008. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. М., 2002. Уинтл Дж. История ислама. Подробный справочник по истории / Пер. с англ. М., 2008. Хисматуллин А.А. Суфизм. СПб., 2003. Текстологический практикум Конспект В начале лекционного курса у нас уже шла речь о религии, её общих чертах и отдельных разновидностях. Почему в связи с аксиологией и культурой мы снова возвращаемся к этой тематике, на сей раз затем, чтобы охарактеризовать различные религии Востока и Запада? Потому, во-первых, что эти религии тесно связаны с философией. В тех регионах, где философия так и не возникла, эти варианты веры заменяли её, по-своему как могли трактовали предельные основания жизни и мысли. Там и тогда разница между мифологией, религией и философией была и оставалась условной. В крупнейших центрах самых древних цивилизаций их философские школы или выступали в религиозной форме, или же продолжали религиозную тематику. Более или менее отдаляясь от религии, философия сохраняла с ней генетические или полемические взаимосвязи. Во-вторых, разнотипные религиозные системы предопределили весь уклад жизни соответствующих народов (или же отразили его, что, в общем, одно и то же), включая устои здравоохранения и пути медицины. Её восточные и западные варианты понимали человека, его здоровье и болезни так, как диктовала религия. Пищевые предпочтения, правила гигиены, режим труда и отдыха, отношение к воспитанию, семейной жизни, родам и похоронам — все эти моменты повседневной жизни и культуры извечно зависели от господствующей в социуме религии. Поэтому познакомиться с разными духовными традициями поучительно и теоретически, и практически. Особенно будущим медикам. Им ведь надо быть образованными людьми, чтобы иметь право с достоинством держаться перед пациентами. А среди этих последних наверняка окажутся представители разных культур Запада и Востока. Россия вместила в себя большинство из них. Русские исследователи работали во всех районах земного шара, изучали все религии мира. Напомню, что вера в богов и поклонение им сразу после своего возникновения приобрели разнообразные, но достаточно типичные формы. К числу самых ранних форм религии относятся: анимизм (одушевляющий природу); тотемизм (усматривающий сверхъестественную связь человека с ней в виде животных и птиц); фетишизм (верящий во влияние отдельных предметов на судьбу человека); наконец, магия (колдовство, чародейство) — символические действия (заклинания, жертвоприношения, т.п. обряды), стремящиеся повлиять на ход реальных событий. Из этих относительно простых элементов религиозности, их переплетения складываются все ее более развитые виды. По масштабу своего распространения на Земле они делятся на мировые (международные) и национальные (этнические). Образцами национальных религий могут служить: индуизм, возникший в глубокой древности среди племён, живших по р. Инд, сложившийся на основе брахманизма (см. дальше) и до сих пор объединяющий большинство жителей Индии; Китай В Китае мы сталкиваемся с непривычной для европейцев ситуацией: в одной и той же стране мирно уживаются три разные религии. Две местные — даосизм и конфуцианство, и третья, заимствованная из Индии — буддизм. Примеров того, как на одной и той же территории сосуществуют разные веры, немало и в нашем полушарии. Почти все российские города — многоконфессиональные. Часть горожан ходит в православные храмы, часть в иудейские синагоги, часть в католические костёлы да лютеранские кирхи; часть в молитвенные дома разных протестантских организаций; кое-где ещё в мусульманские мечети или буддийские дацаны. Но у нас поклонение одному богу исключает веру в другого. А у китайцев один и тот же человек может обращаться в разным учениям: отдыхая на лоне природы он чувствует себя даосом; в семье и на работе — конфуцианцем; в кризисные моменты жизни — буддистом. Далее, китайская вера, причём во всех трёх указанных вариантах, отличается от наших тем, что изначально не предполагала богов, духовенства и храмов. Некие аналоги того, другого и третьего там всё-таки со временем возникли. Но в целом на Востоке религии не так резко отделены от светской жизни, как на Западе. Ритуалы оставались уделом личности, её семьи; максимум — квартала соседей по селу или городу. Даосизм Даосизм — ставшая религией самая древняя философия Китая. Её основателем считается Ли Боянь, которого прозвали Лао Цзы (Старый учитель). Он вроде бы жил в начале VI века до новой эры, служил хранителем архива одного из правителей. Ему приписывается трактат «Дао Дэ Цзин» — «Книге о Дэ и Дао», т.е. о пути и добродетели.Первое слово обычно переводят как «путь», т.е. закон вечного изменения мира и человека. Впрочем, понятие Дао исключительно многозначно и разнообразно. К нему подойдут такие наши выражения, как истина, учение, метод и другие. Но вообще-то язык, испорченный культурой, не способен правильно его сформулировать. Дао бесполезно пытаться понять логически, его нельзя уловить органами чувств, а можно постичь только интуитивно. По мысли Лао Цзы, человек как часть природы изначально добр и вообще хорош, но его портит культура, история общества. Излишние заботы и страсти вступают в противоречие с законом природы. Пытается ли человек разбогатеть или узнать всё на свете — его дао искажается. В природе, дескать, нет богатых и бедных, она существует по вечным законам, неподвластна техническому прогрессу. Тогда человек болеет и слишком рано умирает. Никакой души даосизм не знает, поэтому смерть означает тут простое окончание жизни навсегда. Но если вернуться к природе, постичь и использовать её скрытые возможности, можно вернуть жизнь на гармоничный путь, избежать болезней, обрести долголетие. В принципе — даже бессмертие. Отсюда даосский принцип у вэй — недеяния, неотклонения (от «генеральной линии»). Имеется в виду, конечно, не полная пассивность, не самоубийственный паралич жизнедеятельности. Скорее — отказ от достижений технической цивилизации (письменности, машин и прочего) всей связанной с ними искусственной активности. Главная мысль даосизма — подчинение «естественному» ходу событий. Пассивность в отношении будущего дополняется у даосов активностью в отношении прошлого. Имеются в виду древние средства воздействия на человека — лекарственные снадобья и психофизические тренировки. Алхимики изготавливают разные препараты из растительного сырья и минералов. Мудрые наставники учат заниматься полезной физкультурой и настраиваться на душевный транс. В результате прилежные ученики обретают гармонию тела и духа. Чтобы обрести авторитет среди народа и при императорских дворах, даосские мудрецы занимались разного рода предсказаниями и гаданиями (мантикой), включая астрологию, хиромантию, геомантию. Популярные до сих пор «лунные календари» огородных посевов и ухода за растениями — из той же сказочной оперы. Примерно с середины II века новой эры даосизм приобретает черты религии. Лао Цзы был обожествлён, в его учении акцентированы мистические черты — поиски неземного счастья разными способами, то пассивными, то активными. Постоянная ниша для заработков даосских жрецов — знахарское врачевание. Они аккумулировали множество рецептов китайской народной медицины. После появления на китайской земле буддизма, даосисты тоже завели себе нечто вроде храмов и монастырей. Они также заимствовали из народной мифологии образы нескольких богов (син) — богатства (Фу-син), долголетия (Шоу-син) и деторождения (Лу-син). На вершине даосского пантеона размещается всесильный Нефритовый владыка (Шан-ди). Со временем под именем даосизма ужились довольно разные явления — и этническая философия, и примитивная религия шаманистского типа, и школы самоусовершенствования для избранных учеников под влиянием уникальных отшельников — мудрецов (учащих владеть собой, до предела развивать возможности организма) и чемпионов (по рукопашному бою, вообще физическим упражнениям). Как видно, на европейский взгляд даосизм явно архаичен и предельно наивен. Бегство на лоно природы ещё никого не спасало от голода, эпидемий, других катастроф, озверения. Однако мысль о том, что периодическое общение с первозданной природой благотворно для организма и психики; о том, что нельзя безнаказанно насиловать свои тело и душу достижениями и пороками технической цивилизации — такая идея безусловно созвучна поучениям даосских мудрецов. А все эти выдумки о бессмертии и чудесах даосской практики пускай забавляют членов ассоциации даосизма, которая действует в Китае. Соответствующие образы привлекают западных туристов и эффектны в кино. Это там даосы летают, превращаются в невидимок, моментально оказываются в разных местах одновременно, мгновенно меняют свою внешность, даже воскресают после смерти… На всё это способны герои сказок любого народа. Конфуцианство Конфуцианство — ещё одна китайская религия, дополнившая даосизм и названная по имени своего основатели — учителя Кун Цзы (латинизированная форма Конфуций). Это уже более историческая личность, его биография известна нам довольно детально, но, разумеется, не без примеси соответствующих мифов и легенд. Каждая действительно новая по духу религия вызывается к жизни большими общественными потрясениями. Конфуций жил в эпоху неутихающей гражданской войны, со всеми её зверствами, беззакониями. Он предложил выход из бедствий — бороться за лучшего человека, лучшее общество, лучшее государство. Собственно религиозные явления сведены Конфуцием до минимума. Духи и божества, смерть и бессмертие — бесполезно пытаться их понять. Достаточно признавать Небо как творца жизни, а Китай — Поднебесной страной, центром Вселенной. Здесь была и будет обитель порядка и совершенства. Чтобы восстановить порядок на этой земле, надо вернуться к прошлому. Тогда все люди хорошо себя вели, и всё общество поэтому процветало. Долг, а не выгода, любовь к людям, а не ненависть. Этого безоговорочно требует Конфуций. Главное средство исправления нравов — почитание старших. И в семье, и в государстве. Общий для всех времён и народов культ предков достиг своего максимума в конфуцианстве. Сыновняя почтительность (сяо) приобрела вселенские масштабы: император — сын Неба, а все китайцы — дети императора. Чиновники — любимые им старшие дети. Самые старшие и авторитетные — советники правителя, как бы повторяющие пример самого Конфуция. Поскольку все родственники — одна семья, статьи чиновником в принципе может каждый. Надо только хорошо подготовиться и лучше других претендентов сдать государственные экзамены. Проверяют навыки иероглифической письменности, знание произведений Конфуция и его главных последователей. Только потомство неблагородных профессий отстраняется от экзаменов (проституток, актёров, парикмахеров). Благороден не только тот, кто знатен, но и все добродетельные мужи. Они следуют конфуцианской этике долга и гуманизма. В итоге Конфуций завещал, чтобы «государь был государем, подданный подданным, отец отцом, а сын сыном». Конфуцианство, в ещё большей степени, чем даосизм, соединяет в себе черты религии, политики и гражданской этики. Меньше всего здесь философии и мистики. Конфуций, как и Будда, не писал книг. Его сочинения составлены из ответов на вопросы учеников. Ответы, правда, рассчитаны на сообразительных слушателей. Афоризмы Учителя надо уметь применять к современным проблемам политики и общественной жизни. На рубеже II и I столетий до нашей эры императоры узаконили учение Конфуция в качестве официальной идеологии государства. С VI же века по всем городам возводятся храмы в его честь, где и производится публичное поклонение этой по сути обожествлённой фигуре. Наследие Учителя регламентирует все моменты и детали публичного поведения подданных китайского императора: одежду, украшения, прическу, походку, приветствия, другие позы на людях. Наше выражение «китайские церемонии» отсюда же — обряды, этикет поведения выражают волю Неба, согласно Конфуцию. Вплоть до упразднения китайской монархии в 1911 г. Конфуцию воздавали почести как духовному отцу нации, «учителю десяти тысяч поколений». Впрочем, поклонение ему, формальное или реальное, остаётся в Китае до сих пор. То, что вместо императора на вершине политики и этики стали лидеры коммунистов, вроде Мао Дзэдуна или Дэн Сяопина, не принципиально. Столь утрированное чинопочитание, такая незыблемая веками традиционность, как в конфуцианском Китае, в целом чужды нам, европейцам. Но поучиться уважению к старшим, бесконечной любви к родителям, близким, уважению к институтам государственности, и нам всем не грех. |