чайковский. Я заранее, при жизни вкушаю уже наслаждение тою долею славы, которую уделит мне история русского искусства
Скачать 27.96 Kb.
|
«Я заранее, при жизни вкушаю уже наслаждение тою долею славы, которую уделит мне история русского искусства». П. Чайковский из письма Н. Ф. фон Мекк (1877 год) Вторая половины XIX века это расцвет русской культуры во всех областях. Изобразительное искусство чутко отражало настроения эпохи. Русская литература дала непревзойденные образцы поэзии и прозы, переживал свой расцвет психологический роман. Музыка становится более доступной для разных слоев населения, сформировалась национальная музыкальная школа. Петра Ильича Чайковского при жизни называли «сочинителем всероссийской музыки», он стал достоянием не только для России, но и всего мира. Тонкий психолог, музыкальный драматург, П. И. Чайковский раскрыл в своей музыке весь противоречивый внутренний мир человека - любовь и сострадание, мысли о трагизме жизни и, в то же время, умение насладиться ее чудесными мгновениями. Чайковский словно бы явился для того, чтобы перенести эти богатства в новое измерение – мир звучащих образов. В его творчестве по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы. Герои Чайковского были понятны силой своих трагических переживаний; это были люди, близкие героям Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, — мятущиеся, ищущие счастья, страдающие. Имя Чайковского на афишах всегда собирало на концерты и премьеры спектаклей много народа. Растущая слава Петра Ильича при жизни сочеталась с его редкой скромностью. «Нам, артистам, приходилось почти насильно вытаскивать его на вызовы, смущенный донельзя, он уже по дороге кланялся своими короткими поклонами. Люди кричали приветствия, дамы бросали цветы, откалывая их от своих нарядных туалетов» - вспоминала артистка Нина Фриде. Из воспоминаний современников мы можем представить образ спокойного, мягкого, добросердечного человека, который безгранично предан своему дорогому искусству. «Его все любили. Своим скромным и мягким обращением он не мог не очаровывать», - писал сын дирижера Э. Ф. Направника. Певший в консерваторском хоре Л. П. Штейнберг — впоследствии известный дирижер, — вспоминал о репетициях к юбилею А. Г. Рубинштейна в 1889 году: «Но и потрудился же с нами Петр Ильич. Его милая простота, добродушный тон, которым он высказывал нам и порицания и поощрения, завоевали ему сердца всего громадного хора… И никогда не забыть нам его милого лица. Всегда очень мягкий и застенчивый, он дирижировал с улыбкой, жесты его были закругленные, без резкости, он четко управлял хором и оркестром». Медея Ивановна Фигнер, первая исполнительница ролей Лизы из оперы «Пиковая Дама», Иоланты в одноименной опере Чайковского вспоминает: «Летом 1890 г. Петр Ильич гостил в нашем имении Тульской губернии и проходил со мной и моим мужем Н. Н. Фигнером только что им написанную оперу „Пиковая дама". Вообще же заниматься с ним было одно наслаждение, он был такой мягкий, добрый, и работали мы с ним легко и без устали». Представить живой портрет композитора нам помогают письма его современников. Ярко описал внешность своего великого друга консерваторский товарищ Петра Ильича, Герман Августович Ларош: «Белый как лунь, с волосами, сильно поредевшими, с небольшой, тщательно остриженной бородою, одетый не только безукоризненно, но в неизменно свежий, как бы новый костюм, он походил на старика только цветом волос; во всем остальном производил впечатление бодрости, живости и энергии даже больших, чем в прежнее время». Наталия Ипполитовна, племянница Чайковского, писала: «Он был ласковый и внимательный, всегда элегантно одет и всегда от него хорошо пахло какими-то особенными духами. Потом я узнала, что дядя Петя любил сам составлять себе духи из разных сортов». В. П. Погожев, управляющий делами дирекции Императорских театров, описывал «живое милое лицо симпатичного человека, с мягким и ласковым голосом». Петр Ильич говорил, что ему свойственна «тугость на знакомства», но при этом вел огромную переписку более чем с 600 корреспондентами и встречался с множеством людей, вкладывая в общение искренность и человеческую теплоту. При этом он постоянно стремился к одиночеству, уходя от суеты для творчества. Навещая друзей и знакомых, Чайковский интересно рассказывал о своих путешествиях, о выступлениях и концертах, встречах с выдающимися людьми. В Москве, куда Чайковский переехал, поступив на работу в Московскую консерваторию, он сразу вошел в круг передовой московской интеллигенции, тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, В. В. Стасовым. Знакомство с Толстым, которого композитор считал «самым глубоким и сильным гением из всех когда-либо бывших писателей» оставило след в душе композитора на всю жизнь. «Когда я познакомился с Толстым, меня охватил страх и чувство неловкости перед ним,- писал композитор в дневнике,- мне казалось, что этот глубочайший сердцевед одним взглядом проникнет во все тайники души моей». Толстой в свою очередь был потрясен музыкой 2-й части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. Вскоре Толстой написал Чайковскому: «Я никогда не получал такой дорогой для меня награды за мои литературные труды, как в этот чудный вечер». После той памятной встречи Толстой и Чайковский неоднократно встречались и беседовали об искусстве. С другим современником — драматургом А.Н. Островским — у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского «Воевода». Именно Островский дал Чайковскому первые уроки драматургии, которые сильно пригодятся тому впоследствии во время работы над либретто его опер. Совершенно особое отношение было у Чайковского к Чехову. Эти два гениальных русских художника имели большую разницу в возрасте 20 лет, но их жизненные и творческие пути пересеклись, и многое их роднило. Чайковский очень рано заметил появлявшиеся в русских журналах рассказы молодого Чехова и писал в одном из писем: "Читали ли Вы что-нибудь Чехова? Этот молодой писатель, по-моему, обещает быть очень крупной литературной силой". При встрече Чехов был поражен скромностью и простотой Петра Ильича. «Он хороший человек, — писал он после этого знакомства, — и совсем не похож на полубога». Чехов подарил Чайковскому первые издания своих рассказов "В сумерках". Позже он решил посвятить Чайковскому другой сборник - "Хмурые люди". Он обратился к композитору за разрешением, при этом добавил, что "подарил бы даже солнце, если бы оно ему принадлежало". Чайковский и Чехов решили даже вместе писать оперу, но замысел не осуществился. Помешали поездка Чехова на Сахалин, а затем скорая смерть Чайковского. Но на рабочем столе Чехова в Мелихове и Ялте всегда стояла фотография Чайковского с дарственной надписью композитора и звучала его музыка. А в письме Чехова к Модесту Ильичу Чайковскому мы читаем такие слова: «Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает теперь второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом (третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое)». Конец XIX – начало XX в. – переломная эпоха в духовной жизни России. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Подобно именам Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова, открывшим для мира великую русскую литературу, имя Чайковского стало эпохой в развитии музыкальной культуры, ценнейшим русским вкладом в нее, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности нашего народа. Талант - не космополит: он принадлежит своему народу и своему времени. И.С.Тургенев Пётр Ильич Чайковский является одной из ключевых фигур ХIХ века, чей вклад в русское музыкальное искусство невозможно переоценить. Став прославленным композитором при жизни, он остается востребованным в наше время, как в России, так и за рубежом. Анализ временного отрезка, на который пришлось творчество П.И. Чайковского, обзор значимых исторических и культурных событий той эпохи, взгляд на известных современников великого композитора позволят лучше понять его роль в формировании русской национальной культуры и музыкальной самобытности. Искусствоведами XIX век признаётся «Золотым веком русской музыки» [БИЭ т.18, с.65]. Первая половина этого периода неразрывно связана с салонами петербургских и московских аристократов, где формировались музыкальные вкусы публики. Предпочтение отдавалось музыке западноевропейской, в то время как инструментальное творчество русских композиторов во многом сводилось к камерному музицированию [БИЭ т.18, с.65]. П.И. Чайковский занял особое место в музыкальном искусстве XIX века, объединив национальную традицию и мировые стандарты, поскольку его творчество, «будучи явлением глубоко национальным, вместе с тем представляет собой одну из вершин мирового симфонизма» [БИЭ т.18, с.70]. 2 Идеалы самобытности и народности в музыке во второй половине XIX века в России широко пропагандировались представителями «Могучей кучки», творческого содружества ведущих русских композиторов. Известные современники П.И. Чайковского, а именно М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, во главе с их идейным вдохновителем В.В. Стасовым, боролись за «утверждение русского национального стиля в музыке, за народность» [Муз. словарь, с.178]. В тот же период времени произошло значимое культурное и историческое событие, которое не получило должного уважения со стороны композиторов «Могучей кучки»: А.Г. Рубинштейн открыл консерваторию в Петербурге. В то время как «кучкисты» с пренебрежением относились к «консерваторам» и игнорировали значимость профессионального обучения, П.И. Чайковский испытывал необходимость получить систематическое образование, что он и сделал, пожертвовав доходным местом в Министерстве юстиции. Талант П.И. Чайковского проявился в раннем возрасте, однако, начало его творческого пути стало возможным только с появлением музыкальных классов А.Г. Рубинштейна и Петербургской консерватории, после окончания которой, молодой композитор получил приглашение преподавать в Москве. Со многими преподавателями Московской консерватории (Н.Г. Рубинштейн, Н.Д. Кашкин, Г.А. Ларош, Н.А. Губерт) сложились дружеские отношения. Позже П.И. Чайковский познакомился и с композиторами «Могучей кучки». Интересно, что Пётр Ильич в целом разделял их взгляды, однако, он придерживался собственного пути в музыке. Композитор также познакомился и с известным музыкальным критиком В.В. Стасовым. Несмотря на то, что у них были разные музыкальные взгляды, они уважали друг друга. П.И. Чайковский знал и ценил музыкальное творчество не только своих соотечественников, но и зарубежных современников, среди которых были: 3 Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс, Ференц Лист, Рихард Вагнер. Восхищение их талантом не помешало П.И. Чайковскому продолжать двигаться в своем музыкальном направлении. Он также хорошо был знаком с современной ему литературой, особо ценил произведения А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.А. Фета. В творчестве этих писателей П.И. Чайковский находил источник вдохновения. Литераторы тоже высоко ценили талант Петра Ильича. Однажды В.В. Стасов получит письмо от И.С. Тургенева, в котором писатель отметит: «Из всех молодых русских музыкантов только у двух есть талант положительный – у Чайковского и у Римского-Корсакова» [Цит. по: Орловский вестникъ]. Таким образом, П.И. Чайковский был знаком с представителями разных сфер искусства и смог установить со многими из них крепкие дружеские отношения, он всегда был готов обсудить свои произведения и получить полезные советы по сочинению и исполнению музыки, в то же время искренне восхищаясь талантом собеседника. За это его уважали, и его дарование также ценилось по заслугам. Приглашенный на один из концертов П.И. Чайковского, Л.Н. Толстой, слушая анданте Первого квартета, прослезился и позже писал: «Я никогда не получал такой дорогой для меня награды за мои литературные труды, как этот чудесный вечер…Я полюбил Ваш талант» [Цит. по: Прибегина, с.43]. Исследователи биографии и творчества П.И. Чайковского отмечают, что он был «страстным театралом и знатоком специфических особенностей театрального искусства…поклонником не только драмы и оперы, но и балета» [Прибегина, с.56]. Решив написать произведение в этом жанре, П.И.Чайковский выступил реформатором русского театра, открыв новую разновидность балета, где «музыкальные образы развиваются так же, как в опере и симфонии, и имеют свою музыкальную драматургию… главная тема проходит этапы своего развития, претерпевает эволюцию, получает новое освещение» [Прибегина, с.57]. Новаторство П.И. Чайковского оказалось 4 востребовано его временем, что становится очевидным при сравнении его принципов композиции со «сводом правил балетного академизма», разработанного М.И. Петипа, который в это время (с 1869 по 1903 гг.) являлся главным балетмейстером Петербургской балетной труппы Мариинского театра. Среди принципов великого хореографа были: «стройность хореографического ансамбля; мастерство композиции; виртуозная разработка сольных партий» [БИЭ т.21, с.314]. Таким образом, в основу музыки положены принципы, разработанные для хореографии. Балет «Спящая красавица» был написан в условиях тесного взаимодействия с М.И. Петипа, с учётом особенностей хореографической постановки. «Балет – та же симфония» – скажет П.И. Чайковский о «Спящей красавице» [Цит. по: Прибегина, с.57]. Действительно, отдельные номера и сцены стали исполняться не только во время спектакля, но и на симфонической эстраде. Музыка перестала играть вспомогательную роль, но начала соперничать с искусством танца. Благодаря П.И. Чайковскому произошло соединение и взаимопроникновение этих двух разновидностей искусства, что отчетливо заметно по отзыву, составленному Г.А. Ларошем. Приведем отрывок, выделив слова, которые обычно применяются к описанию танца, а не музыки: «Мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия….г.Чайковский подметил особенности балетного стиля и, приноравливаясь к ним, снова выказал ту гибкость, которая составляет одно из драгоценнейших достояний творческого таланта» [Цит. по: Прибегина, с.58]. Дарование П.И. Чайковского было признано уже в его время. Современники называли его величайшим «симфонистом», отразившим современную эпоху и современного человека. Термин «симфонизм» был введен музыкальным критиком Б.В. Асафьевым, который отмечал, что композитору никогда не удается скрыть свои эмоции, свой внутренний мир, который так или иначе проявит себя в музыке. «Симфонизм» собственно 5 обозначает «творческое постижение и выражение мира чувств и идей в непрерывности музыкального тока, в его жизненной напряженности» [Асафьев, с.215]. Первая симфония П.И. Чайковского «Зимние грёзы» стала первой симфонией, созданной русским композитором, который получил профессиональное образование у себя на родине. Более того, симфонизм Петра Ильича обладал чётко выраженной национальной принадлежностью, настолько явной, что на одном из концертов в Европе запретили исполнять Третью симфонию, назвав ее слишком «русской». Имя П.И. Чайковского стало эталоном классической музыки на все времена во всех странах мира. Д.Д. Шостакович в трудные для нашей страны годы ХХ века писал: «Нет ни одного русского композитора конца XIX века или первой половины XX столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества П.И. Чайковскому…Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопровождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творческого подъема русского национального духа…» [Цит. по: Козлова, с.97]. В чем заключается секрет настолько значительного влияния П.И. Чайковского на русскую национальную культуру? Золотой век русской музыки ждал гения, который сможет услышать, понять и почувствовать, чего требует его время. П.И. Чайковский, как и представители «Могучей кучки» выступал за народность и самобытность музыки, но при этом был хорошо осведомлен о музыкальных тенденциях во всем мире и учитывал их. Композитор внимательно наблюдал за тем, как современная ему публика принимает его произведения и постоянно их дорабатывал и перерабатывал, что позволило им в дальнейшем оставаться не менее востребованными и любимыми. Пётр Ильич всегда был готов к сотрудничеству и пользовался советами коллег, друзей и даже критиков. Понимая, что современный театр требует реформы, он с удовольствием 6 сотрудничал с мастером хореографии, и из этого союза появился новый жанр балета, объединивший музыку и танец. Наконец, П.И. Чайковский уловил, что его времени необходим не просто талант, но профессионализм, и выполнил требование своего времени, получив профессиональное образование. П.И. Чайковский был ключевой фигурой своего времени. С помощью полученных знаний он не только в полной мере раскрыл собственный талант, но и сумел передать накопленные знания следующему поколению и помог открыть дверь в новую музыкальную эпоху. Источники и литература: Вайдман П. Е. Чайковский в воспоминаниях современников [Электронный ресурс] // «Чайковский». Проект Ивана Фёдорова. [сайт]. [2003-2014]. URL:http://www.tchaikov.ru/sovr.html (дата обращения: 23.03.2015). Великие современники (А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) [Электронный ресурс]// Национальный фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования. [сайт]. URL:http://music.e-publish.ru/p79aa1.html (дата обращения: 23.03.2015). П. И. Чайковский//Наша история. 100 великих имен. 2010. Выпуск № 4. Калинина Н. А. П. И Чайковский. Повесть. – М. Детская литература 1988. Никитин Б. С. Чайковский. «Старое и Новое». М. Знание, 1990. |