внеклассное мероприятие. горький в самаре. Ярослав Гашек бывал в Самаре
Скачать 120.66 Kb.
|
Ярослав Гашек бывал в Самаре Опубликовано 29 января 2012 от Алекс В далеком 1916-м Ярослав Гашек, в возрасте 33 лет записывается в Киевский полк, и он сделал, наверное, главный выбор в своей жизни. По иронии судьбы в то же самое время в тот же полк был зачислен и Йозеф Швейк. Летом следующего года Гашек не только участвует в сражении при Зборове (чехи тогда захватили в плен более трех тысяч австрийцев), но и получает серебряную Георгиевскую медаль «За храбрость». В следующем 1917 году Гашек, главный редактор газеты «Чехослован», написал повесть «Бравый солдат Швейк в плену», по сути — эскиз будущего романа. Однако весной 1918 года пути чехословацкого корпуса и Ярослава Гашека расходятся навсегда. Чехословацкий корпус поднимает «белочешский мятеж»… Но по словам свидетелей того времени, чехи не собирались вмешиваться во внутренние дела России. После заключения Брестского мира они оказались лишенными возможности сражаться против Австрии за независимость своей страны. В последствии была произведена эвакуация корпуса через Владивосток в Европу. При этом артиллерию чехи оставили еще на территории Украины, а из легкого вооружения было разрешено оставить по 168 винтовок и одному пулемету на каждый из 63-х эшелонов. И эшелоны двинулись на восток. К маю 1918 года они растянулись на тысячи километров от Пензы до Владивостока. Примерно с этого времени за чехословацкими частями закрепилось неофициальное название «легионеры». Сам «мятеж» начался с инцидента 14 мая 1918 года в Челябинске. Там на соседних рельсах оказались эшелоны с чехами, ехавшими на восток, и мадьярами, ехавшими на запад. Мадьяры были тоже военнопленные, только сдавались они не добровольно, в России содержались под стражей, а теперь, по условиям Брестского мира, возвращались в Австрию, продолжавшую вести войну против Франции, Британии и США. В Австро-Венгерской империи только венгры имели реальную автономию. Официальные названия всех имперских учреждений содержали аббревиатуру «K.U.K.», «Кайзер унд Кениг», то есть, «императорский и королевский». Империя — Австрия, королевство в ее составе — Венгрия. В отличие от чехов, словаков, поляков, румын и украинцев, живших на австрийской территорий, только мадьяры были готовы воевать за имперские интересы. Чехов они считали предателями. Чехи отвечали взаимностью. Поэтому и возник инцидент, в котором был тяжело ранен чешский солдат. Сохранилась его фамилия — Духачек. В отместку за него чехи застрелили мадьяра-обидчика. Челябинские власти арестовали нескольких чехов, чем и побудили сам мятеж. Взбунтовавшийся эшелон освободил арестованных, захватил городской арсенал (2800 винтовок и артиллерийскую батарею) и фактически овладел городом. Гашек еще в марте дезертировал из корпуса и приехал в Москву, где вскоре вступил в чехословацкую коммунистическую секцию РКП(б) и записался в Красную армию. В апреле 1918 года Гашек был направлен в Самару для агитационной работы (коммунистической, разумеется) среди австрийских военнопленных. Здесь Гашек и занимался формированием красноармейского отряда из чехов-интернационалистов. Их штаб-квартира находилась в гостинице «Сан-Ремо» на Дворянской улице, напротив кирхи. Сейчас это дом 98 по улице Куйбышева. Тем временем поезда с легионерами ушли дальше на восток, и к началу «мятежа» «белые» чехи были в Уфе и Пензе, а в Самаре — только красные. Впрочем, сформировать чешский полк так и не удалось, а пока отряд стал ротой 2-го Советского полка Красной армии и разместился в здании на углу Воскресенской и Соборной (Пионерской и Молодогвардейской) улиц. Инспектор пехоты РККА Самарской губернии Семенов докладывал командованию, что в чешской роте образцовый порядок, занятия проводятся «ежедневно с утра до 11 часов и после обеда с двух до половины пятого». Оставаясь политкомиссаром, Гашек продолжал писать. 29 мая была взята Пенза, а 7 июня чехи подошли к Самаре. После боя под Липягами они без труда овладели Самарой, поскольку эсеровские крестьянские дружины заняли и удерживали железнодорожный мост через Самару. Большевики успешно эвакуировались из города вверх по Волге. Гашек с тремя чешскими взводами некоторое время обороняли железнодорожную станцию. Поняв, что города не удержать и отступление неизбежно, Гашек с ужасом вспомнил, что в «Сан-Ремо» остались документы отряда, а самое главное — списки добровольцев. Гашек принял решение, рискуя жизнью, документы уничтожить. Больше в Самаре его не видели. До сентября Гашек скрывался в Самарской губернии. Чуть позднее, 25 июля в Омске был подписан документ: «Полевой суд чехословацкого корпуса на основании предложения общественного обвинителя выдает ордер на арест Ярослава Гашека, — организатора чехословацкого красного войска в Самаре, обвиняемого в измене государственным интересам чехословацкой нации». И хотя Комуч еще в июне официально отменил смертную казнь, нетрудно догадаться, что ожидало Гашека «по законам военного времени», попади он в руки соотечественников. Но Гашек просто так сдаваться не собирался. О периоде «самарского подполья» он вспоминал кратко: «Когда братья наступали на Самару в 1918 году, мне, прежде чем пробраться в Симбирск, пришлось в Самарской губернии в течение двух месяцев играть печальную роль идиота от рождения, сына немецкого колониста из Туркестана, который в молодости ушел из дома и блуждает по свету». Насколько печальной эта роль была для Гашека, трудно судить. Но именно она дала ему ключ к будущему роману, сформировав образ того самого Швейка, который виртуозно использовал умение в нужный момент прикинуться идиотом. Некоторое время Гашек странствовал по деревням, одетый в мордовскую одежду. В Большой Каменке один крестьянин распознал в нем чужака («не умеешь ты онучи-то по-мордовски наматывать»), но властям не выдал. В сентябре 18-го в Симбирске Гашек не без приключений прибыл в штаб 5-й красной армии и изложил ее начальнику политотдела Каюрову историю своих странствий. Впоследствии Гашек успел побывать помощником коменданта Бугульмы, а до окончания войны служил в политотделе 5-й армии. Судьба чехословацкого корпуса сложилась, как известно, трагично. В ноябре 1918 года кончилась Первая мировая война. Чехословакия стала независимой. Тысячи солдат со своими молодыми генералами (вчерашними поручиками и капитанами) застряли в чужой стране, где оказались никому не нужны. Они хотели домой, а разные политические силы стремились использовать чехов в своих интересах. Колчак приспособил их для охраны железных дорог (все равно на всех станциях сидели чехи), но большевики и левые эсеры перехитрили адмирала, посулив легионерам скорое возвращение домой, взамен они потребовали голову Колчака и получили ее. В 1920 году уехал на родину и Ярослав Гашек. Но не с легионом, а по решению центральных органов чехословацкой компартии в России. В конце 20-го года Ярослав Гашек вернулся в «злату Прагу», где не был больше пяти лет. Гашека травили как «предателя национальных интересов», грозились осудить за измену родине в конце концов, он поселился в Липнице и занялся главным, как оказалось, делом своей жизни — засел за роман о Швейке. Музеи Ярослава Гашека существуют в Липнице и Бугульме. Памятник — в Праге. А в Самаре, не так давно, с мемориальной доски на здании бывшей гостиницы «Сан-Ремо» оторвали бронзовый барельеф писателя. На Главную Юлиус Фучик в Самаре 1930-е годы. По СССР путешествует чехословацкий журналист и писатель Юлиус Фучик. Что может делать иностранец в первом в мире государстве рабочих и крестьян? Конечно же, превозносить его до небес в своих заметках: это хорошо, то прекрасно, а это вообще просто космос. Минусы каким-то волшебным образом проскакивали мимо. Свои впечатления от посещения СССР Фучик изложил в книге «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем». Притворялся старым профессором Когда Германия захватила Чехословакию, коммунисту Фучику пришлось скрываться. Иногда он разыгрывал целые комедии, чтобы остаться неузнанным. Его любимой была роль пожилого профессора Горака. Загримированный Фучик надевал очки, клеил искусственную бороду и для большей убедительности хромал. Свою главную книгу написал в тюрьме У Юлиуса Фучика много общего с Мусой Джалилем: журналист, попал в руки к немцам, создал свое главное произведение в фашистских застенках и был казнен в той же тюрьме. Писать книгу ему помогал надзиратель. Каждый день он тайно приносил лист бумаги, а вечером забирал. Это слово здесь не очень уместно, но Фучику повезло: последнюю страницу «Репортажа с петлей на шее» он дописал за день до отправки в Берлин. Там его и казнили. Пропаганда сделала из него святого Как это часто бывало после смерти видного коммуниста, пропаганда превратила его в святого. Фучика идеализировали, чехословацкие школьники были обязаны знать его произведения, в его честь называли улицы, ему посвящали книги, фильмы (список можно продолжать бесконечно). Говорили, что Фучик жив и бежал в Боливию После падения социализма Фучик перестал быть коммунистическим идолом. В Чехии пустили слух, что он сотрудничал с гестапо, да и «Репортаж с петлей на шее» никогда не писал. Его честное имя спасла группа чешских историков. Они доказали, что Фучик никого не предавал и книгу написал именно он. Существовал еще один невероятный слух: на самом деле Фучика не казнили, он бежал в Латинскую Америку и живет в Боливии. Тут и говорить нечего – это была неправда. Фучик был настолько верен своей профессии и своим идеалам, что день его смерти, 8 сентября, позже объявили Международным днем солидарности журналистов. Так что неудивительно, что одна из улиц Казани скромно носит его имя. Ваш папа Нексе": ко дню рождения датского писателя, сто лет назад жившего в Самаре "Волжская коммуна" продолжает проект "Гений и место", посвященный выдающимся людям, связанным с нашим краем. О связи Мартина Андерсена-Нексе с Самарой в свое время писали литературовед Владимир Неустроев, историки и краеведы Федор Попов и Ирина Лазарева. Этой теме был посвящен изданный в Куйбышеве в 1959 году альбом, который теперь хранится в областной универсальной научной библиотеке. "Велькоммен каммерат Нексе!" Восемь лет назад в Самаре отреставрировали фасад двухэтажного каменного купеческого особняка конца XIX века на улице Галактионовской, 21. В этом здании, являющемся сейчас объектом культурного наследия федерального значения, после революции размещался детдом. Он был создан Комитетом по ликвидации последствий голода при Самарском отделе ГПУ. В 1960-м на фасаде установили доску из белого мрамора с надписью: "Дом, в котором в 1922-1924 годах датский писатель-коммунист, почетный член Самарского Совета депутатов трудящихся Мартин Андерсен-Нексе содержал детский дом на 65 сирот". Книги этого автора в СССР издавали часто. Этому способствовал не только его литературный талант, но и тот факт, что писатель был одним из основателей коммунистической партии в Дании. Особенно популярен его роман "Пелле-завоеватель". По нему режиссер Билле Аугуст снял фильм, ставший лауреатом Каннского фестиваля. Факт, зафиксированный на мемориальной табличке на здании бывшего детдома ВЧК, в сталинские годы не афишировался. А также и то, что в губернии столетие назад царил жуткий голод и Самара была наполнена беспризорниками. Созданный в то время в Самаре первый детский дом стал носить имя Мартина Андерсена-Нексе. Почему именно его? Дело в том, что в 1921 году писатель создал в Дании "Комитет экономического и культурного сближения с Россией". Эта организация собирала пожертвования от бизнесменов и творческой интеллигенции и перечисляла деньги на счет Межрабпома. Благодаря этому в Дании сформировали и отправили в Россию эшелон с продовольствием и одеждой. Все грузы распределили между детскими домами Сызрани, Самары и Саратова. За счет этой помощи Межрабпом в апреле 1922 года содержал 19 детдомов. Всем им присвоили имена известных зарубежных интернационалистов. В декабре 1922 года Андерсен-Нексе приехал в Самару. Это событие описал в книге "Люди одного костра" публицист, драматург и поэт Сергей Третьяков: "Детская колония ГПУ в Самаре выбрала его почетным шефом. Он решил приехать туда. Проводников не было. Поехал сам, не зная почти ни слова по-русски. В Москве сказал в билетную кассу: "Самара". В Самаре заявил извозчику: "Вечека". Извозчик привез его в Губчека. Там все спали. Нексе долго стучал, никого не добился, рассердился, поехал сам колесить по городу, нашел свой детдом. Ребята вскарабкались на него. Начался невероятный разговор. Ребята тыкали ему в нос опорки. Нексе разобрался в вопросах. Он пошел на рынок, купил шестьдесят пар валенок (а ведь он не из щедрых) и обул ребят". Вернувшись в Москву, как пишет Третьяков, датчанин предложил государственному издательству весь свой гонорар перечислять самарскому детдому. При встрече с писателем от имени ребят поручили выступить маленькому сироте Шуре Миллерову. Он был единственным, кто без запинки научился выговаривать: "Велькоммен каммерат Нексе!" Однако в последний момент мальчишка растерялся и вместо приветствия закричал: "Да здравствует Интернационал!" Писатель рассмеялся, обнял ребенка. И тут уже все дети бросились к нему, крича: "Папа приехал! Папа приехал!" Нексе не смог сдержать слез. Он остался в детдоме на несколько дней. Пел вместе с детьми, танцевал, устроил конкурс рисунков. Все вместе они поставили спектакль "Победим голод!". В течение двух лет детдом был практически на полном содержании писателя. На его деньги ребятам покупали обувь, одежду, материалы для поделок. Он вел с ними переписку, называя себя "Ваш папа Нексе". Вот отрывок из одного его письма: "Мои милые и дорогие дети! Мне радостно, что вы не забываете меня. Когда ко мне приходят гости, то я показываю им ваши фотографии. Все с удовольствием смотрят и завидуют, что у меня так много прекрасных детей". Деятельность писателя во многом способствовала тому, что правительство Дании заключило с Советской Россией торговый договор. В полную силу заработал датский Красный Крест. В нашей стране открывались бесплатные столовые для детей, сюда приезжали железнодорожные эшелоны с одеждой и лекарствами. В зарубежной прессе и изданной в 1923 году книге "На рассвете" Андерсен-Нексе с симпатией отзывался о Советах. В статьях он также писал, что население Поволжья сильно пострадало от засухи 1921 года, и призывал помочь голодающим. От пастуха до антифашиста Писатель вырос в бедной семье каменщика. Был четвертым ребенком из одиннадцати детей. Когда Мартину было восемь лет, его семья переехала на остров Борнхольм в Нексе. Название этого города впоследствии стало его псевдонимом. С девяти лет сам зарабатывал себе на хлеб - работал пастухом, батраком, учеником сапожника, каменщиком, газетчиком. В юности переболел туберкулезом. Упорно занимался самообразованием. В 1897 году сдал экзамен на звание учителя. Затем увлекся литературой и начал писать прозу, которая первоначально была довольно пессимистической. В XX веке вышли в свет его лучшие произведения - пронзительные человеческие истории "Пелле-завоеватель", "Дитте, дитя человеческое", "В железный век". Будучи уже всемирно известным автором, Андерсен-Нексе в 1930-е стал частым гостем Советского Союза. В 1940-м Данию оккупировали нацисты. В стране, по словам писателя, наступило "моральное затемнение". В июне 1941 года 72-летнего Андерсена-Нексе вместе с другими "неблагонадежными" арестовали. Под влиянием требований мировой общественности его перевели из тюремного заключения в больницу. В октябре 1943-го датские коммунисты помогли писателю бежать в Швецию. Оттуда он перебрался в СССР, где вел антифашистские радиотрансляции на Данию и Норвегию. После окончания Второй мировой войны Андерсен-Нексе перебрался в ГДР, где и провел остаток жизни. Он умер в 1954-м в Дрездене. Похоронили его на родине, в Копенгагене. Мемориальная табличка на доме, где в конце 1922 года побывал датский писатель, несколько лет отсутствовала. Потом повесили новую. При этом почему-то пропало упоминание, что писатель был почетным членом Самарского Совета депутатов трудящихся. Сейчас в здании находится акушерское отделение городской больницы № 3. Изложение – тест. Биография и творчество А.Н. Островского. А….. Н….. Островский родился… (где? когда?). Отец,…, … . Мать,…, …. Детство провёл в … . В 1840 году…. , но в в1843 -…. . С 1845 по 1851 годы работал … . Островского называли… «…». Он создал русский … : в 1865 г -…, в1870 –возглавил … . 14 января 1853 года … . С 1855 года пишет сатирические пьесы: … С 1847 года… . Основные этапы творчества можно разделить на три периода. 1- (годы), что написал? Главные события в творчестве. 2-… 3- … . 1870 год ознаменован написанием пьесы… В 1878 году… Последние годы жизни… (что написал? События жизни?) Изложение – тест. Биография и творчество А.Н. Островского. А….. Н….. Островский родился… (где? когда?). Отец,…, … . Мать,…, …. Детство провёл в … . В 1840 году…. , но в в1843 -…. . С 1845 по 1851 годы работал … . Островского называли… «…». Он создал русский … : в 1865 г -…, в1870 –возглавил … . 14 января 1853 года … . С 1855 года пишет сатирические пьесы: … С 1847 года… . Основные этапы творчества можно разделить на три периода. 1- (годы), что написал? Главные события в творчестве. 2-… 3- … . 1870 год ознаменован написанием пьесы… В 1878 году… Последние годы жизни… (что написал? События жизни?) Бланк ответа По_______________________________________ Тема: ______________________________________________________ Группа________________ курс__________________ ФИ____________________________________________________________ 1_________________________________________________________________ 2_________________________________________________________________3___________________________________________________________ 4_________________________________________________________________5_________________________________________________________________6_________________________________________________________________7_________________________________________________________________8_________________________________________________________________9_________________________________________________________________10________________________________________________________________11________________________________________________________________12________________________________________________________________13________________________________________________________________14________________________________________________________________15________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________16_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Введение Пушкин! Александр Сергеевич! «Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» В Самарском крае много мест, связанных с именем А.С. Пушкина. 16 сентября 1833 года поэт проехал через самарские сёла Красный Яр – Алексеевка - Борское для того, чтобы изучить и собрать материалы для своей книги о Пугачёве. Так что наш край оставил след не только в жизни и творчестве писателя, но до сих пор мы сталкиваемся с эти великим именем. Цель моей работы: Изучить родной город Самару и выявить какой след оставил А.С.Пушкин в судьбе города. Основная часть. За воздвигнутым в 1888 году краснокаменным теремом драматического театра остался большой, без единого деревца и кустика пустырь, которым заканчивалась левая сторона Саратовской(Фрунзе) улицы. То был неистощимый источник пыли во время летних ветров и средоточие грязи весной и осенью. Довольно обширный “жареный бугор” этот (в то время закулисно-хозяйственная часть театра не простиралась так далеко, как сейчас) не один год находился во власти самарских мальчишек и коз. Последние, естественно, владели им сезонно — до тех пор, пока там оставалась хоть одна живая травинка. Но даже в таком первобытном виде это возвышавшееся над Волгой место считалось едва ли не самым красивым и привлекательным в городе. Отсюда открывался прекрасный вид на широкую излучину Волги, Жигулевские Ворота, часто подернутые прозрачной дымкой.. Поэтому не случайно, когда передовая Россия решила всенародно отметить 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, взоры горожан, причастных к проведению юбилейных торжеств в Самаре, обратились и к этому пустырю за драмтеатром В последнем десятилетии XIX века в Самаре знали и помнили, что А.С.Пушкин в 1833 году побывал в Самарской губернии. Пребывание Пушкина в Самарской губернии отражено в его творчестве. Был изменен план повести "Капитанская дочка" - в ряде глав действие происходит в наших краях. Хотя пушкинские торжества 1880 и 1899 годов проходили в общем российском потоке, в нашем городе они отличались активностью и основательностью. Так, в мае 1880 года, когда в России праздновалось открытие в Москве памятника Пушкину, в Самаре прошли чествования поэта в мужской гимназии и народное гулянье с фейерверком в Струковском саду. Наш город оказался в числе десяти провинциальных городов, отметивших это событие, а если взять Россию в её нынешних границах, то в числе немногих пяти городов. Перечислим их: Орёл, Псков, Самара, Тула, Царское Село. В 1899 году Россия широко отметила 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина. В Самаре наряду с текущими юбилейными действиями – церковными службами, чтениями, утренниками, вечерами, народными гуляньями, дарением пушкинских книг учащимся, статьями в газетах – были приняты решения, увековечить имя Пушкина в самом строе нашего города, - о создании Пушкинского сквера и присвоении намеченному к постройке Народному дому имени великого поэта. Пушкинский сквер и Пушкинский народный дом прошли через все испытания бурного XX века, существуют поныне, и, будем верить, ещё долго будут украшать наш город и нести самарцам имя Пушкина. Также некоторые объекты в городе были названы в честь великого поэта: в третьей части города (такое было в те времена “районное” деление) открылась народная библиотека, названная Пушкинской. Нескольким училищам было присвоено имя Пушкина. На заседании Самарской городской Думы в апреле 1899 года было решено создать на пустыре между городским театром и Иверским монастырём площадку для детских игр и, посадив на ней деревья, кустарники, цветы, превратить её в сквер. Гласные члены Думы Иван Семёнович Клюжев (инспектор народных училищ, в будущем депутат Государственной Думы), Николай Дмитриевич Батюшков (фабрикант, из старинного дворянского рода) и ещё 12 гласных предложили назвать этот сквер Пушкинским. В обоснование того, что будущий сквер достоин имени Пушкина, на заседании Думы говорилось: «Это место по своему чудному виду на Волгу – единственное на этой великой реке». Вначале предполагалось строить этот сквер силами учащихся и учителей с привлечением средств города. Вот в те весенние пушкинские дни круто изменилась и судьба пустыря за драмтеатром. Именно с него и начался школьный праздник древонасаждения, объявленный в честь столетия А. С. Пушкина. Под руководством учителей и садовников учащиеся высадили здесь молодые деревца и саженцы, специально выписанные из Саратова. Так в Самаре возник рукотворный сквер имени Пушкина, сказочно преобразив и украсив самый конец Саратовской улицы.( ныне – это улица Фрунзе) Однако через год Альфред Филиппович Фон Вакано взялся за дальнейшее благоустройство площадки – он был владельцем расположенного неподалёку Жигулёвского пивоваренного завода. На заседании Городской Думы в октябре 1902 года фон Вокано сообщил, что пушкинская площадка благоустроена и на ней построен павильон. А чтобы навечно и “вещественно”, так сказать, закрепить имя поэта, на преображенном детскими и учительскими руками клочке самарской земли было решено установить бюст А. С. Пушкина. И он появился тут в 1905 году, на двухметровом кирпичном постаменте. К тому времени сквер был обнесен высоким штакетником, деревья укрепились, а рядом с закулисной частью театра был построен и открыт красивый деревянный павильон, названный Пушкинским. Скромный белый бюст Пушкина долгие годы стоял в том его углу, что образуется нынешними улицами Фрунзе и Вилоновской. В одном крыле Пушкинского павильона с декабря 1906 года открылась бесплатная библиотека, где в то революционное время скопилось много книг по истории, политике, социальным и экономическим вопросам, в другом — хозяйничали дети, родители и учителя. Потому-то весь этот “культурно-спортивный комплекс” и называли тогда “Семейно-педагогический кружок или Пушкинский сквер”, о чем гласила огромная вывеска, укрепленная на двух столбах и обращенная к Саратовской улице В годы первых пятилеток в городе появились большие, современные стадионы, дворцы культуры и библиотеки, но Пушкинский сквер до самой Великой Отечественной войны и некоторое время после ее окончания оставался скромным спортивным сооружением — маленьким стадионом, принадлежавшим уже Дому Красной Армии. (Павильон сгорел во время войны.) Когда стадион был передан в ведение Горзеленхоза, Пушкинский сквер решено было восстановить. в 1968 году настал черед новой перестройки и полной перепланировки Пушкинского сквера, который виделся автору проекта реконструкции архитектору В. Смирнову как своеобразный культурный центр. Здесь, на открытом воздухе, в тени деревьев, предполагалось устраивать выставки работ куйбышевских художников и скульпторов. В работе над заново отлитым большим портретом А. С. Пушкина участвовал тольяттинский скульптор В. А. Фомин. Вместе с архитектором А. Г. Моргуном они завершили художественное решение памятника, задуманного И. Б. Федоровым. Теперь А. С. Пушкин стоит недалеко от крутого косогора. Его решительный и вдохновенный взгляд устремлен на волжские просторы. Сам он легко прислонился к перилам, напоминающим перила волжской набережной, а руки его свободно и красиво лежат на них. Бюст установлен на высокой ребристой колонне, опирающейся на беломраморный квадратный постамент. Решение о строительстве в Самаре Народного дома с театральным залом на шестьсот мест, библиотекой-читальней и чайной-столовой за счёт попечительства о народной трезвости было принято ещё в 1898 году. На заседании Самарской Городской Думы в июле 1899 года гласный Александр Александрович Смирнов (присяжный поверенный, литератор, писавший под псевдонимом Треплёв, знакомый Максима Горького) внёс предложение о присвоении Народному дому имени Пушкина в ознаменование столетия со дня рождения поэта. Предложение было поддержано Думой. В силу ряда причин строительство Народного дома началось только в мае 1902 года, но в декабре 1903 года он был уже закончен, освящён и открыт для посетителей. В строительстве Пушкинского народного дома большую роль сыграли архитектор, гражданский инженер Ф.П.Засухин, А.Ф. фон Вакано – за его счёт был сделан подвижный пол в зрительном зале, приводимый из наклонного положения в горизонтальное, а также внутренняя противопожарная и водопроводная сеть. Но особенно важную организующую роль в создании Пушкинского народного дома сыграл Михаил Григорьевич Котельников (статский советник, управляющий акцизными сборами). В адресе, вручённом ему в связи с его переводом в Оренбург в мае 1905 года, говорилось: «Народный дом имени А.С.Пушкина, вмешающий до 1000 человек посетителей, создан и построен исключительно Вами, и город Самара может гордиться тем памятником, который Вы ему оставили». Пушкинский народный дом быстро сделался местом приятного и полезного проведения времени и самообразования самарцев: они посещали спектакли, концерты, чтения, лекции. В 1918 году Пушкинский народный дом был отдан под Клуб железнодорожников, который с 1926 года стал называться Клубом имени Революции 1905 года. Однако название «Пушкинский народный дом» всегда оставалось в памяти и обиходе у самарцев, ныне употребляется всё чаще и в печати. В наши дни оно частично восстановлено официально в названии «Дом культуры железнодорожников им. А.С.Пушкина». Вскоре после ввода в эксплуатацию Пушкинского народного дома на его балконе был установлен гипсовый бюст А.С.Пушкина работы самарского скульптора-любителя Вадима Николаевича Рейтлингера, родившегося в Самаре в 1880 году. В 1905 году идентичный гипсовый бюст Пушкина того же автора был установлен на двухметровом постаменте из оштукатуренного кирпича в Пушкинском сквере. Самара вошла в число двадцати двух городов Российской империи, имевших в 1905 году памятники Пушкину. Эти скромные первые памятники великому поэту в Самаре быстро сделались достопримечательностью города, неоднократно воспроизводились, начиная уже с 1906 года, на почтовых карточках, издаваемых в Самаре и Москве. Интересно отметить, что памятники А.С.Пушкину в Самаре работы В.Н.Рейтлингера оказались первыми на берегах Волги. Следующий памятник поэту в волжском городе появился в Астрахани в 1937 году. Бюст Пушкина украшает фасад Пушкинского народного дома и в настоящее время. Памятник же этого скульптора в Пушкинском сквере, созданный из недолговечных материалов, к сожалению, не сохранился. Картина Владимира Александровича Михайлова ярко показывает нам события 5 декабря 1905 года. Народный дом им. А.С.Пушкина был местом заседаний Самарского Совета депутатов трудящихся, который возглавлял Н.Е.Вилонов. В эту тревожную, зимнюю ночь к зданию для расправы с революционными силами были стянуты казачьи подразделения и жандармерия. Всё это лично видел из окон своей квартиры и запечатлел художник. Произведение вызвало яростное негодование буржуазной прессы. Цензоры запретили Михайлову распространять фотографии этих произведений. В настоящее время картина находится в самарском художественном музее. Таким образом, по всей области решили увековечить память Пушкина: В 1999 году открыт памятник А.С. Пушкину в парке «Дубки» города Новокуйбышевска. Бюст работы скульптора А.П.Богданова, преподавателя местной художественной школы, архитектор памятника – А.П.Шошин. О намерении открыть памятник А.С.Пушкину в Тольятти сообщили газеты 4 февраля 2004 года. Над памятником работает тольяттинский скульптор Николай Колесников. Остаётся пока никак не отмеченным имя Пушкина в селениях Самарской губернии, через которые поэт проехал в 1833 году. Следовало бы установить памятные стелы в райцентрах Красном Яре и Борском, а так же в посёлке Смышляевка. С дореволюционных времён в Самаре в бывшем Мещанском посёлке существовала улица Пушкинская. Она обозначена на плане Самары 1910 года (параллельная Чернореченской улице и соседняя с ней). В 1966 году Пушкинская улица, входившая в Ленинский и Самарский районы, исчезла с карты города в связи с реконструкцией и перепланировкой его старой части. Была с 1910 года улица Пушкина и в посёлке Зубчаниновке, который в 1942 году вошёл в состав Куйбышева-Самары. Однако уже давно эта улица переименована в Сокскую. Отрадно отметить, что недавно в Самаре появилась улица Пушкина, ранее это была часть улицы Братьев Коростелевых, а для самарцев и гостей города открыт литературный музей, названный именем великого русского поэта. Заключение Пушкин – это имя сопровождающее нас всю жизнь. Впервые мы его слышим от пап и мам, бабушек и дедушек в самом раннем возрасте, когда еще мы не умеем писать и читать. Он входит в наши души чудесной сказкой с синем лукоморьем, морскими богатырями и волшебной золотой рыбкой. Сказки Пушкина – это первые наши книги и самые лучшие! Изучив Самару и область, я узнала, что с именем великого поэта очень много связано, хотя и был на нашей земле он проездом. Не стоит говорить о вечности, понятие это многогранно. Но ясно одно: вечность не подвластна времени. Слово Пушкина столь же сильно и проникновенно действует на нас, как действовало на его современников и будет действовать на наших потомков. Оно стало достоянием вечности и наш город и область является ярким примером! Использованная литература Государственный архив Самарской области. Ф. 155. Оп.1. Д. 3878. Там же Ф.388. Оп.3 Д.805. Там же Оп.4. Д.94. Там же Оп.45. Д.132., 133, 136, 137. Там же Ф.430. Оп.1. Д.5. Там же Д.157. Там же Д.1827, 1849а. Там же Д.2033. Там же Ф.4978. Оп.1. Д.32. Там же Оп.2. Д.29. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 19 томах. М., 1994 - 1997. Мир Пушкина. Т.1. Письма С.Л. и Н.О. Пушкиных к их дочери О.С. Павлищевой. 1828 - 1835. СПб. 1993. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. Т.1. М., 1999. Русские писатели. Т.1. М., 1989. Аксаков И.С. Письма к родным. М., 1988. Бартенев П.И. О Пушкине. М., 1992. Ободовская И.М., Дементьев М.А. После смерти Пушкина. Неизвестные письма. М., 1980. Павлова Е.В. А.С. Пушкин в портретах. М., 1989. Розен А.Е. Записки декабриста. СПб. 1907. Соллогуб В.А. Воспоминания. М., Л., 1931. Его же Сочинения. Т.1. СПб, 1877. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л., 1988. Шелгунов Н.В. и др. Воспоминания. Т.1. М., 1967. Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства Государственных имуществ. 1837 - 1887. Ч.1. СПб, 1888. Список высших чинов центрального и местных управлений. Памятники Отечества. 1986. №2. Русский архив. 1866. Т.1У. Самарские губернские ведомости 1862. №51. 22 декабря. Часть официальная. Там же 1864. №31. 1 августа. Приложение. |