Главная страница
Навигация по странице:

  • Просодические признаки. Ударение, его функции и типы. Понятие фонетического слова. Клитики.

  • Синтагма и фонетическая фраза. Интонация и ее компоненты. Система интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой.

  • Поэтическая фонетика. Фонетические явления в художественном тексте: аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.

  • Фоносемантика. Понятие звукобуквы. Основные проблемы и методы фоносемантических исследований.

  • Ритм и его единицы. Ритм в стихе и прозе и поэтический метр. Рифма, типы рифм.

  • Орфоэпия. Норма и варианты произношения. Факторы развития нормы. Социофонетические признаки говорящего.

  • Примеры орфоэпических тенденций современного произношения гласных и согласных. Орфоэпические нормы в области ударения.

  • Ответы на вопросы для экзамена по общей фонетике. Общая фонетика. Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языкаречи. Текст как продукт речи


    Скачать 212.19 Kb.
    НазваниеЯзык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языкаречи. Текст как продукт речи
    АнкорОтветы на вопросы для экзамена по общей фонетике
    Дата23.05.2023
    Размер212.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбщая фонетика.docx
    ТипДокументы
    #1153208
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Суперсегментные единицы фонетики и фонологии. Слог, его признаки, структура, функции. Проблемы слогоделения: фонетические правила, интуитивное членение, экспериментальные методы.

    Суперсегментные (супрасегментные) единицы

    • Слог

    • Фонетическое слово

    • Синтагма

    • Фонетическая фраза

    Просодические признаки:

    • Ударение

    • Интонация

    Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Так, например, внутри слога слоговой и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми, которые образуют вершину слога. Слог является и сегментной единицей, так как представляет собой линейную последовательность звуков и суперсегментной, так как представляет собой единство слогового и неслогового звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

    Слог – фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

    Фонетические признаки слога

    мин. цепочка звуков, выступающих как цельный комплекс артикуляции;

    мин. звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад воздушного потока (аэродинамический аспект);

    единица восприятия речи

    единица речевого ритма

    Основные фонетические закономерности ярко проявляются в пределах слога, и в современной лингвистике слогом называется фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. С артикуляционной точки зрения слог — это звук или сочетание звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог – это волна сонорности, звучности, слоговая, т.е деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности.

    Структура слога


    Функции слога:

    служит местом реализации ударения и фразового акцента

    способ организации сегментных единиц, т.е. регулирует их сочетаемость друг с другом, ведь не каждая фонема может объединяться с другой фонемой

    единица речевого ритма, т.е. ритмообразующая функция

    Слогоделение фонетические правила:

    • членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка, ка-ра-ка-ти-ца, про-да-ю.

    • Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка, вой-на, вой-ско-вой).

    Интуитивное членение на слоги

    Определяется морфемной структурой:

    под-редактировать – по-дремать

    Зависит от конкретного звукосочетания, чаще предпочитает закрытые слоги в стечении согласных: кош-ка, вет-ка

    Связано с эстетическими представлениями

    Однако!

    Полезно при обучении чтению

    Не противоречит правилам переноса
    Экспериментальные методы. Л. В. Бондарко:

    Слогораздел ВСЕГДА проходит после гласного звука. Закрытый слог может быть только перед паузой.

    Изучение реального взаимодействия звуков. Частный пример – лабиализация согласных:

    подлунный - колдун

    подруга – подрубленный

    Для РЯ наиболее характерны сочетания С+Г. Закрытые слоги появились после падения редуцированных глас.

    1. Просодические признаки. Ударение, его функции и типы. Понятие фонетического слова. Клитики.

    Просодические признаки – ударения и интонация.

    Ударение – фонетическое выделение одного из слогов (слов) в потоке речи. Характеризуется комплексом фонетических средств:

    • импульсное увеличение дыхательной активности (экспираторность)

    • относительная длительность ударного гласного,

    • тембр гласного,

    • интенсивность звуков ударного слога

    Типы ударения

    • словесное, синтагматическое, выделительное (логическое и эмоциональное).

    Другие признаки ударения

    При изменении слова ударение может оставаться на том же месте или, наоборот, смещаться с одного слога на другой: неподвижное — подвижное.

    С точки зрения закрепленности ударения за определенным слогом в слове в языке: свободное — связанное.

    Функции ударения

    Структурные: кульминативная, разграничительная

    Смысловые: смыслоразличительная (замок – замок, present – present, логическое ударение). Есть языки, в которых ударение не различает слова: французский, тюркские, финно-угорские и др. Экспрессивная (эмоциональное ударение). Смыслоразличительная функция.Словесное ударение может быть ослабленным в клитиках или многосложных словах: слабое (побочное).

    Фонетическое слово – это последовательность слогов, объединенных ударением, или хотя бы один слог, обладающий признаком ударности. Например, слова ночь, ветер, бежать, бережет представляют собой одно фонетическое слово.

    В русском языке не все слова могут иметь ударение. Безударными могут быть предлоги, частицы, некоторые союзы. Их называют клитиками. Итак, клитики – это слова, лишенные ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Например: к вечеру, на берегу, у березы, под столом, и брат, не знаю, с тобой, без тебя. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Например: где же, придет ли.


    1. Синтагма и фонетическая фраза. Интонация и ее компоненты. Система интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой.

    Синтагма – интонационно-смысловое целое, ограниченное паузами, и обычно представляет собой единый понятийный блок. Основным средством членения речевого потока на синтагмы является пауза.

    Фонетическая фраза – основная единица речи, выражающая законченную мысль; целостность фразы создается интонационными средствами и паузами.

    Бывают односинтагменные

    • Вчера шел снег

    и многосинтагменные фразы.

    Тип голоса: нейтральный, расслабленный, напряженный, скрипучий (дрожащий), придыхательный.

    Функции интонации:

    1. Структурно-синтаксическая: интонация оформляет фразу и ее части

    2. Смысловая: выражает цель высказывания, различает конструкции по смыслу

    3. Экспрессивная: выражает эмоции

    4. Эвфоническая: придает синтагме и фразе благозвучность

    Интонационная конструкция (ИК)

    Тип соотношения компонентов интонации, способный противопоставить по смыслу высказывания с одинаковым звуковым составом.

    Теория ИК в изложении Е. А. Брызгуновой («Звуки и интонация русской речи»).

    Схемы ИК: движение тона



    Регистр тона: верхний (о чем-то маленьком), средний, нижний (о чем-то большом)

    ИК-1 – нейтральное утверждение: скоро сессия

    ИК-2 - подчеркивание информации (частный вопрос, требование, характерна для предложений с вопросительным словом): кто это?

    ИК-3 – общий вопрос (обычно без вопросительного слова), эмоциональное побуждение: вы любите кино?

    ИК-4 – анкетный вопрос, очевидный ответ: Ваша фамилия?

    ИК-5 – выражение оценки большой степени признака, действия (восклицательная и отрицательная конструкция): какая хорошая погода!

    ИК-6 после центра тон остается повышенным; оценочные вопросительные конструкции, с оттенком удивления: куда мы зашли?

    ИК-7 – отрицание признака, выражение недоверия, неуверенности, (не)согласия, оценки: Куда нам!


    1. Поэтическая фонетика. Фонетические явления в художественном тексте: аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.

    Поэтическая фонетика – раздел, изучающий роль звукового строя для реализации поэтической функции художественного текста/система языковых единиц, выполняющая эстетическую функцию в художественном тексте языка.

    Звуковые явления в художественном тексте

    Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

    Ассонанс — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации.

    Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки.

    Ассимиляция – артикуляционное употребление звуков друг другу в потоке речи. Происходит между звуками одного типа.

    Диссимиляция – расподобление артикуляционные или подобных друг другу звуков.

    Метр – идеальная схема чередования сильных и слабых звуков. Выражается в размере.

    Палатализация – Вид дополнительной артикуляции согласных, образуется мягкость звука.


    1. Фоносемантика. Понятие звукобуквы. Основные проблемы и методы фоносемантических исследований.

    Фоносемантика – это область знания, изучающая звукоизобразительную систему языка. На основе экспериментальных данных с опорой на психометрический метод изучения символического значения звуков речи. Например, буква А ассоциируется с широтой, свободой, красным цветом, буква У с тревогой, теснотой, темным цветом.

    На наше восприятие оказывает давление и буква, т.е. те ассоциации, которые возникают под воздействием ее графического образа.

    Носитель фонетического значения — звукобуквенный психический образ, а звукобуква — единица изучения фоносемантики.

    Методология фоносемантических исследований включает в себя как минимум три метода изучения звукосмысловых связей. При изучении звукоизобразительной системы языка основным методом служит метод фоносемантического анализа, предполагающий такие этапы, как: 1) установление у слова наличия / отсутствия «звукового» значения; 2) учет и анализ критериев идентификации звукоизобразительных слов; 3) этимологизация слова с учетом его фонетико-семантических коррелятов в родственных языках; 4) корреляция акустико-артикуляторных характеристик звукового облика слова с сенсорно-эмоциональными характеристиками денотата для установления мотива номинации; 5) выделение параллелей (звуковая форма и семантика этимологизируемого слова) в неродственных языках (типологические обобщения); 6) определение наличия / отсутствия и характера звукоизобразительности. Помимо вышеназванного метода также широко применяются метод психолингвистического эксперимента с дальнейшей статистической обработкой данных, метод субъективного наблюдения и контекстуального анализа, что обусловлено комплексной природой объекта исследования.

    Основные проблемы фоносемантики (Ю. В. Казарин)

    Определение характера фоносемантических явлений (национальный/универсальный).

    Выработка методики исследования

    Определение природы фонетической семантики слов.


    1. Ритм и его единицы. Ритм в стихе и прозе и поэтический метр. Рифма, типы рифм.

    Речевой ритм – регулярное повторение сходных речевых единиц. Выполняет структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции.

    Единица ритма в прозе — синтагма. В стихе — (звук), слог, ритмическая группа (состоит из ударного слога и примыкающих к нему безударных), строка, строфа.

    Метр— мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением. Метр – это сочетание сильных (иктов) и слабых слогов, оно константно и унифицированно.

    Ритм — реальное чередование сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов), возникающее в результате взаимодействия реальных слов и метрического закона.

    Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов, связана со звуком, слогом, ударением:

    • Точная

    • Неточная

    • Ассонанс – совпадение гласных, но не согласных

    • Диссонанс – совпадение согласных, но не гласных

    • Неравносложная – два согласных рифмуется с одним и т.п.

    • Усеченная - прием рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова.

    В зависимости от расположения ударений:

    • Мужская – на последнем слоге

    • Женская – на втором слоге от конца

    • Дактилическая – на третьем слоге от конца

    • Гипердактилическая – четвертый/пятый слог от конца




    1. Орфоэпия. Норма и варианты произношения. Факторы развития нормы. Социофонетические признаки говорящего.

    Орфоэпия (с греч. правильная речь) — совокупность произносительных норм языка (обеспечивает единообразие его звукового оформления); раздел лингвистики, изучающий произносительные нормы.

    Орфоэпия и орфография: разница в установках говорящих и пишущих. Стихийность, естественность развития орфоэпии, менее жесткие и отчетливые средства кодификации, чем у орфографии. Бессознательность отношения к орфоэпическим нормам и, вообще, к своему произношению. Более активное развитие, акт. дискуссии (кофе, йогурт и проч.), внимание общества. Консерватизм словарей. Орфоэпические варианты в тестах по русскому языку. В процессе формирования нормы чаще всего выделяется область (город, столица), особенности произношения в которой и образуют в дальнейшем литературную норму языка в целом.
    Норма — система устойчивых реализаций языковой системы, закрепленных в процессе коммуникации. В понятие произносительной нормы включают произношение и ударение; иногда — в широком понимании — образование вариантных грамматических форм.

    Норма, сознательно культивируемая обществом, — черта литературного языка. Двойственность отношения к нормативности.

    Проблема нормы принципиально возникает в том случае, когда одна единица в языке имеет несколько реализаций, вариантов произношения (тв[o]рог — твор[o]г, до[шт’] — до[ш’]).

    Орфоэпия, в отличие от орфографии, допускает варианты!

    Шкала нормативности (Аванесов):

    1) варианты равноправны (дождь),

    2) один вариант предпочтительнее остальных, допустимых (доп. тв[o]рог, д[э]кан), допустимо устаревающих (горни[шн]ая, рек[a]м),

    3) один вариант является правильным, остальные не рекомендуются (не рек. ок[o]н), запрещаются (доку­мент — документ, доцент, шофер, портфель; од[э]колон) — пометы неправ., груб. неправ.

    Причины возникновения и факторы развития нормы:

    а) фонологические: фонологическая система и тенденции ее изменения;

    б) экстралингвистические (влияние письма, взаимодействие социальных и территориальных дилектов (оканье, фрикативный []), распространение информации (роль театра и кино, радио и телевидения — звучащих СМИ), нормативные оценки говорящих (в том числе эстетические) и, вообще, реальное словоупотребление, речь.

    Социофонетические признаки говорящего и «кодификатора»

    Возраст, происхождение, соц. среда (место учебы, работы, круг знакомых), место рождения и проживания (временные наслоения в речи разных людей). Социофонетические портреты: новый русский, интеллигент, рабочий и проч.


    1. Примеры орфоэпических тенденций современного произношения гласных и согласных. Орфоэпические нормы в области ударения.

    Фонетические законы произношения гласных

    1. Выбор гласных звуков в позиции после/перед мягким/твердым согласным (пат — пять). Поэтому же звук [и] после твердого согласного заменяется на [ы]: сыграть.

    2. Аканье — совпадение после твердых согласных в неударных слогах фонем <о> и <а> в звуках [] и [ъ].

    Примеры орфоэпических тенденций в области гласных:

    Звук [о] может произноситься в безударном слоге в сложных и сложносокращенных словах (госзаказ, оргтехника), в заимствованных словах (рококо), в иноязычных приставках (постсоветский), в неударных предлогах, местоимениях, частицах (мой друг).

    В некоторых словах наблюдаются колебания в выборе [э] и [о] после мягких и шипящих согласных (маневры — манёвры, желчь — жёлчь).

    Примеры орфоэпических тенденций в области согласных:

    Тенденция к отвердению согласного перед мягким или палатальным [j] (дверь, вьюга, ослик). В старшей норме такие сочетания были невозможны.

    На месте чн произносится [ч’н] или [шн]: (все) конечно — конечно (буду). В некоторых словах допустимы оба варианта: булочная. Возможны колебания произношения отдельных слов, в зависимости от значения (сер­деч­ный приступ — сердечный друг)

    Смягчение перед <э> в заимствованиях. + орфографический вопрос (мэр, пэр, сэр — метр?). Разная способность согласных к смягчению. л/л': Сл[э]нг, пл[э]ер — желе, филе.

    Орфоэпические нормы в области ударения

    Равноправные варианты: залитый, баржа, кружится

    Более и меее предпочт.: стенам и стенам, грузит и грузит, порвался и порвался

    Сферы: общеупотребительная и профессиональная: добыча, шприцы, искра, компас и проч. Лит и нар.-поэт.: девица, серебро, честный-честной и проч.

    Современные и устаревшие варианты. Литературные и просторечные, диалектные.

    Нормы в области ударения: примеры разных частей речи:

    Колебания в сфере существительных:

    • Во всех формах ж., м., ср. родов: б рж , баржи и прочее

    • обух-обухи, обуха, шрифты, и проч., деревце-деревца

    • Омонимы и разные знач. слова: грош, мех (мехи, меха), орден (ордены, ордена), корпус(-ы,-а), лагерь(-и, -я), пропуск(-и, -а), хлеб(-ы,-а) и проч.

    • Ср.: слесарь, шофер, автор, редактор, корректор, договор и проч.

    Колебания в сфере глагольной лексики:

    • Глаголы на –ить сверлить, включить, бурить, долбить, крепить, звонить – тенденция к ударению на основе в личных формах

    • Омонимы: косить (быть косоглазым)-косит, заточить (заострить и посадить в тюрьму)

    • Бурит, включит, сверлит, синит.

    • Звонит! – дискуссия.



    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта