Главная страница
Навигация по странице:

  • Дополнительная литература

  • Списки художественных текстов

  • И. А. Крылов БасниК. Ф. Рылеев

  • А. С. Грибоедов Своя семья. Студент. Горе от ума. 1812 год. Грузинская ночь. Родамист и Зенобия.A.С. Пушкин

  • Д. В. Давыдов Голова и ноги. Река и зеркало. Бурцеву. Не пробуждай... Современная песня и др.П. А. Вяземский

  • А. А. Дельвиг Русская песня (Соловей мой...). Русская песня (Ах, ты, ночь...). Идиллии. Сонеты.Е. А. Баратынский

  • А. А. Бестужев-Mapлинский Лирика. Андрей, князь Переяславский. Лейтенант Белозор. Фре­гат «Надежда». Аммалат-Бек. Страшное гаданье и др.М. Ю. Лермонтов

  • Вопросы для подготовки к экзамену

  • Вопросы. ЗФО_История_русской_литературы_19_век_1_часть_1. Ю. И. История русской литературы. 18001830е годы учебник


    Скачать 35.46 Kb.
    НазваниеЮ. И. История русской литературы. 18001830е годы учебник
    АнкорВопросы
    Дата27.04.2023
    Размер35.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗФО_История_русской_литературы_19_век_1_часть_1.docx
    ТипУчебник
    #1093740

    Основная литература:


    1. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1800-1830-е годы : учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Минералов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 392 с. — (Бакалавр. Академический курс). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/33E4CD42-5702-4A49-8C9F-3B7E42032641#page/1

    2. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1840-1860-е годы : учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Минералов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 399 с. — (Бакалавр. Академический курс). ). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/F4A69AB1-19DD-4484-AB8E-A6ADB80ECB10


    Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеются издания в электронном виде в электронно-библиотечных системах «Лань» и «Юрайт».

    Дополнительная литература:

    1. Фортунатов, Н. М.История русской литературы первой трети XIX века : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под ред. Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 207 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль.) https://biblio-online.ru/viewer/7B7902F8-BF83-418F-B647-532F3A378F55#page/5

    2. История русской литературы первой трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Аношкина [и др.] ; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 327 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс) https://biblio-online.ru/viewer/150D1368-6E08-4326-BF4E-7BF45CD3AE92#page/1

    3. Янушкевич, А.С. История русской литературы первой трети XIX века. Допушкинская эпоха [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2013. — 156 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/44188

    4. Янушкевич, А.С. История русской литературы первой трети XIX века [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2013. — 748 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/13090

    5. Линков, В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): Учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2010. — 304 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/10140

    6. Коровин, В.И. История русской литературы XIX века [Текст] : учебник для студентов вузов : в 3 ч. Ч. 1 : (1795-1830 годы) / [В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьева, С. М. Скибин] ; под ред. В. И. Коровина. - М. : ВЛАДОС, 2005.

    7. История русской литературы XIX века - рубежа XIX-XX веков [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. А. Жиркова, Н. В. Свитенко, Е. В. Сомова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высшего образования "Кубанский гос. ун-т" (ГОУ ВО КубГУ), Филол. фак., Каф. истории русской литературы, теории литературы и критики. - Краснодар : [КубГУ], 2016.


    Списки художественных текстов
    В. А. Жуковский

    Сельское кладбище. Вечер. Славянка. Людмила. Светлана. Две­надцать спящих дев. Эолова арфа. Теон и Эсхин. Рыцарь Тогенбург. Певец во стане русских воинов. Вождю победителей. По­слание Александру. Шильонский узник. Море. Кубок. Перчатка. Цвет завета. Таинственный посетитель. Царскосельский лебедь.
    К. Н. Батюшков

    Видение на берегах Леты. Послание к стихам моим. Мечта. Мои пенаты. Вакханка. Пробуждение. Таврида. Послание к Дашкову. Пленный. Переход через Рейн. Мой гений. Разлука. Воспомина­ния. Тибулловы элегии. Умирающий Тасс. Речь о влиянии лег­кой поэзии на язык. Вечер у Кантемира.
    И. А. Крылов

    Басни
    К. Ф. Рылеев

    К временщику. Гражданское мужество. На погибель врага. Лю­бовь к Отчизне. Победная песнь героям. На смерть Байрона. Ольга при могиле Игоря. Дмитрий Донской. Богдан Хмельниц­кий. Державин. Волынский. Смерть Ермака. Иван Сусанин. Войнаровский. Наливайко. Гражданин. Уж как шел кузнец. Ах, тошно мне.
    А. С. Грибоедов

    Своя семья. Студент. Горе от ума. 1812 год. Грузинская ночь. Родамист и Зенобия.
    A.С. Пушкин

    Воспоминания в Царском селе. К другу-стихотворцу. Пирующие студенты. К Лицинию. Вольность. Де­ревня. К Чаадаеву. Сказки. Noel. Кинжал. Наполеон. B.Л.Давыдову. Узник. Птичка. Свободы сеятель пустынный. Вакхическая песня. В Сибирь. Арион. Анчар. Пророк. Поэт. Поэту. Поэт и толпа. Стансы 1826 г. Стансы 1828 г. Памятник. Вновь я посетил. Любовная и пейзажная лирика.

    Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Граф Нулин. Полтава. Мед­ный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Евгений Онегин.

    Повести Белкина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка. История села Горюхина.
    Д. В. Давыдов

    Голова и ноги. Река и зеркало. Бурцеву. Не пробуждай... Современная песня и др.
    П. А. Вяземский

    Негодование. Петербург. Русский Бог. Первый снег. Тройка. Я пережил... Друзьям.
    А. А. Дельвиг

    Русская песня (Соловей мой...). Русская песня (Ах, ты, ночь...). Идиллии. Сонеты.

    Е. А. Баратынский

    Подражателям. Когда твой голос, о поэт... К чему невольнику мечтания свободы? Последний поэт. Эда. Бал. Цыганка.
    А. А. Бестужев-Mapлинский

    Лирика. Андрей, князь Переяславский. Лейтенант Белозор. Фре­гат «Надежда». Аммалат-Бек. Страшное гаданье и др.
    М. Ю. Лермонтов

    1931 июня 11 дня. 10 июля. 30 июля. Желание. Предсказание. Жалоба турка. Парус. Поле Бородина. Бородино. Смерть поэта. Дума. 1 января 1840. Прощай, немытая Россия. Послание Одоев­скому. Казачья колыбельная. Когда волнуется желтеющая нива. Родина. Кинжал. Поэт. Узник. Пророк. Соседка. Пленный рыцарь. Валерик. Завещание. Пейзажная и любовная лирика.

    Кавказский пленник. Последний сын вольности. Хаджи-Абрек. Измаил-Бей. Беглец. Тамбовская казначейша. Песня про купца Калашникова. Мцыри. Демон. Вадим. Странный человек. Мас­карад. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.
    А.В. Кольцов

    Косарь. Песни пахаря. Размышления поселянина. Урожай. Что ты спишь, мужичок? Думы сокола. Доля бедняка. Послание B.Г. Белинскому. Удалец. Соловей. Лес. Умолкнувший поэт .Молитва. Великая тайна. Царство мысли.
    Н. В. Гоголь

    Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские по­вести. Женитьба. Ревизор. Театральный разъезд. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями.

    Периодические издания:

    1. Вопросы литературы.

    2. Русская литература.

    3. Новое литературное обозрение.


    Вопросы для подготовки к экзамену

    1. Общие закономерности историко-литературного процесса 1-й половины 19 в. Проблема периодизации.

    2. Формы общественно-литературной жизни в 1-й половине 19 в. Литературно-общественная полемика 1880-1810 1-3гг. «Арзамас» и «Беседа».

    3. Национальное и мировое значение русской литературы 1-й 19 века. Тема Отечественной войны 1812 г. в русской поэзии этого периода (В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», И.А. Крылов «Волк на псарне», Д.В. Давыдов «Песня», А.С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе», «Бородинская годовщина», «Евгений Онегин» (гл. 8), М.Ю. Лермонтов «Бородино» и т.д. - анализ 3-х - 4-х произведений по выбору).

    4. Судьба классицизма и сентиментализма в 1 трети 19 в. Предромантизм К.Н. Батюшкова («Вакханка», «Пробуждение», «Мечта», «Переход через Рейн», «Видение на берегах Леты» и т.д.).

    5. Объекты социальной сатиры и положительные герои басен И.А. Крылова. Художественное мастерство и творческий метод Крылова-баснописца.

    6. Основы романтического миропонимания и поэтики романтизма. Творческие индивидуальности поэтов «пушкинской плеяды»: А.А. Дельвиг, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков (анализ творчества 1 - 2-х поэтов по выбору).

    7. Генезис и развитие русского романтизма. Проблема национальной самобытности Фольклорные жанры лирической, исторической, обрядовой песни в творческой интерпретации поэтов-романтиков (А.А. Дельвиг. Русские песни («Ах ты, ночь ли», «Соловей мой, соловей»), П.А. Вяземский «Еще тройка», В.А. Жуковский «Светлана», Д.В. Давыдов «На голос известной русской песни», А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака», М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» и т.д. - на примере 3-х - 4-х произведений).

    8. Типологические разновидности русского романтизма. «Байронический след» в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

    9. Полемика о романтизме 1810-х - 1820-х гг. Декабристская теория романтизма. Творческие индивидуальности поэтов-декабристов (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, В.Н. Раевский (анализ творчества 1 - 2-х поэтов по выбору).

    10. Жанровый комплекс романтизма. Своеобразие жанра романтического послания (К.Н. Батюшков «Мои пенаты», А.С. Пушкин «Городок», К.Ф. Рылеев» Пустыня» и т.д. - анализ 2-х - 3-х произведений по выбору).

    11. Элегия как сентиментально-романтический жанр (В.А. Жуковский «Сельское кладбище», «Вечер», «Море»; А.С. Пушкин «Безумных лет угасшее веселье», «Деревня»).

    12. Жанр баллады в эстетике романтизма. Сюжеты русской и европейской истории в балладах (В.А. Жуковский «Двенадцать спящих дев», «Людмила», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Суд божий над епископом» и т.д., М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль» - на примере 3-х - 4-х произведений по выбору).

    13. Мистико-философские и религиозно-моралистические интерпретации фольклорно-мифологических сюжетов в балладах В.А. Жуковского («Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Кассандра», «Лесной царь» и т.д.).

    14. Дума как жанр романтизма. Тематика, герои, пафос дум К.Ф. Рылеева. Проблема историзма («Дмитрий Донской», «Волынский», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Смерть Ермака», «Державин» и т.д. – анализ 3-х - 4-х произведений по выбору).

    15. Жанровые черты романтической поэмы. К.Ф. Рылеев «Войнаровский», «Наливайко», Е.А. Баратынский «Бал», «Эда» (на примере одного произведения каждого автора).

    16. Типологические разновидности романтической повести. «Кавказские» и «морские» повести А.А. Бестужева-Марлинского («Аммалат-бек», «Мулла-Hyp», «Лейтенант Белозор», «Фрегат Надежда» - на примере 2-х -3-х повестей по выбору).

    17. Жанровые черты исторической повести романтизма (А.А. Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга», «Андрей Переяславский», Н.А. Полевой «Повесть о Буслае Новгородском» и т.д. - на примере 2-х- 3-х повестей по выбору).

    18. Жанровые черты фантастической повести романтизма (В.Ф. Одоевский «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «Игоша», О. Сенковский «Записки домового», «Большой выход у сатаны», А. Пушкин «Гробовщик», Н.В. Гоголь «Вий», «Нос» и т.д. – анализ 3-х - 4-х произведений по выбору).

    19. Романтизм в литературной теории Пушкина. Своеобразие романтизма в поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Фольклорные мотивы. Пародийный стиль. Демократизация языка. Полемика вокруг поэмы. В.Г. Белинский о «Руслане и Людмиле» (ст. 6 цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

    20. «Критический реализм» (А. Соколов) «Южных поэм» А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»): герой, героиня, сюжетные коллизии как художественные иллюстрации философского осмысления проблемы свободы.

    21. Смысловые аспекты темы свободы и ее эволюция в лирике А.С. Пушкина («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Noel», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар», «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора», «Памятник»).

    22. Идеалы любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина («Вакхическая песня», «19 октября 1825 г.», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил», «Мадонна» и т.д.).

    23. Пушкинская концепция поэта и природа поэтического творчества («К другу стихотворцу», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк», «Осень», «Труд», «Памятник», «Египетские ночи» и т.д.).

    24. Взгляд А.С. Пушкина на роль личности и эпохи Петра I в русской истории («Стансы» 1926 г., «Пир Петра I», «Полтава», «Медный всадник» и т.д.).

    25. Реализм как художественный метод. Основы реалистического мировидения и эстетики. Тип «маленького человека» в истории русского реализма 1 половины 19 в.

    26. Реализм как литературное направление. Динамика развития. Понятие гоголевской «натуральной школы». Типологические разновидности русского реализма, его жанровый комплекс.

    27. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как начало русской реалистической прозы. Экспериментально-полемических характер повестей.

    28. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина - «энциклопедия русской жизни» 1810-х -1820-х гг. 19 в. и «в высшей степени народное произведение».Оценка романа В.Г. Белинским (8-я, 9-я статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина») и Д.И. Писаревым («Пушкин и Белинский»).

    29. Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин как тип «лишнего человека» в критическом осмыслении 19 в. (Белинский, Добролюбов, Гончаров и др.). Жанрово-композиционное своеобразие романа.

    30. Художественно-историческое осмысление А.С. Пушкиным прошлого и настоящего России в прозе 1830-х гг. («Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева»).

    31. Формирование принципов реалистической драматургии в исторической трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Роль личности и народа в историософской концепции А.С. Пушкина. В.Г. Белинский о «Борисе Годунове» (10-я и 11-я статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

    32. Общечеловеческое в проблематике «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Образы и идеи.

    33. Формирование принципов реалистической драматургии в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Проблематика комедии, социальная и психологическая природа конфликтов. Комедия и ее герой в общественно-литературной полемике 19 в. (А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, И.А. Гончаров и др.).

    34. Специфика жанра и художественного метода комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности композиции, языка, стиля.

    35. Романтическая концепция земного и духовного бытия в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее социально-исторический и философско-духовный уровни. Ключевые образы, темы, мотивы лирики.

    36. Проблема эволюции лермонтовской лирики: от романтической мятежности, героики, индивидуализма раннего творчества «1831 июля 11 дня», «Я жить хочу! Хочу печали», «Предсказание», «Жалобы турка», «Парус» и т.д.) к народности и реализму («Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Валерик», «Завещание» («Наедине с тобою, брат»)

    37. «Мцыри» Лермонтова как романтико-символистская поэма философского характера; Мцыри как образец романтического героя. Своеобразие художественной формы произведения.

    38. Национально-историческое и философско-религиозное в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Демон как проекция личности и судьбы лирического героя.

    39. Жанровая природа романа «Герой нашего времени»: социальное, психологическое, философское. Дискуссия о Печорине в контексте поиска «героя времени» (автокомментарий Лермонтова в «предисловии» к роману, отзыв Николая I, оценка русской критики: В.Г. Белинский «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова», Н.А. Добролюбов» Что такое обломовщина?» Д.И. Писарев «Базаров», И.А. Гончаров «Мильон терзаний» и т.д.).

    40. Проблема художественного метода романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Реализация идейно-художественного замысла автора в композиции произведения

    41. Романтическая доминанта и элементы реализма в сборнике Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Народно-поэтическая основа сюжетов и стилистики «Вечеров...». Образ автора.

    42. Романтика и реализм, прошлое и настоящее в идейной концепции сборника Н.В. Гоголя «Миргород». Природа комического. Автор и герой- повествователь в сборнике. В.Г. Белинский о повестях Гоголя (статья «О русской повести и повестях г. Гоголя»).

    43. Социальный и философско-психологический планы «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя. Реальное и мистическое в гоголевском символе.

    44. Драматургия Н.В. Гоголя. Социальная проблематика, критико-сатирический пафос и юмористическое начало в комедии «Ревизор». «Театральный разъезд» как автокомментарий к «Ревизору». Комизм положений и диалогов в «Женитьбе».

    45. «Мертвые души» Н.В. Гоголя: замысел и реализация. Судьба II тома «Мертвых душ». Роль его персонажей в гоголевской жизнетворческой концепции возрождения России.

    46. «Герой времени» и «герои племени» в I томе «Мертвых душ». Художественные способы и приемы создания образа-типа. Его социально-историческая значимость и «архетипическое» ядро. Мифологический пласт смысла поэмы.

    47. Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Специфика авторского «присутствия» произведении.

    48. Профетический смысл художественного творчества в понимании Н.В. Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями» как опыт социально-политической и нравственно-религиозной публицистики. Полемика с В.Г. Белинским но поводу «Выбранных мест...»

    49. А.В. Кольцов - классик песенного творчества.

    50. Русская классика «золотого века» в философско-эстетических интерпретациях Серебряного века (В.С. Соловьев. «Значение поэзии в стихотворениях Пушкина», Д.С. Мережковский «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» И.Ф. Анненский «Юмор Гоголя». А. Белый «Мастерство Гоголя» – 2-3 по выбору).


    написать администратору сайта