Конные игры кочевых народов. Юношеских исследовательских работ "Тропой открытий В. И. Вернадского" Гуманитарное направление Народная культура. Фольклористика и этнография Тема работы Конные игры казахов и алтайцев Чуйской степи
Скачать 42.92 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Алтай Горно-Алтайский государственный университет Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ "Тропой открытий В. И. Вернадского" Гуманитарное направление: Народная культура. «Фольклористика и этнография» Тема работы: «Конные игры казахов и алтайцев Чуйской степи» Работу выполнила: Кукпекова Сынару Юрьевна, обучающаяся 7 класса МКОУ «Курайская СОШ» Руководитель: Маралова Любовь Диргаловна, учитель алтайского языка и литературы. МКОУ «Курайская СОШ» 649792 село Кызыл-Таш, ул. Заречная 3 телефон: 89136946795 с.Курай, 2022 г. Оглавление
Введение (Бистин jерде таштарды чогуп салганы керегинде бичиир. конные скачки корорго улус чогулып турганы керегинде бичиир. Бистин jерде школдын турганында конезовод болгонын бичиир. Конные игры являются одним из самых зрелищных видов спорта и единственным, в котором помимо человека участвует еще одно живое существо - лощадь. Лошадь - самая любимая, умная и приносящая большую пользу человеку животное. Культ "коня" в культуре алтайцев играет важную роль. Наши предки с давних времен учили своих детей держаться в седле. Детей усаживали в седло и начинали учить верховой езде в то самое время, когда они учились ходить, то есть вся жизнь алтайцев была связана с лошадьми. Конь и его всадник были одним целым. В.В.Радлов писал: "Как только алтаец садится на лошадь, меняется вся его осанка. Здесь он чувствует себя на месте, тело выпрямляется... Лошадь и всадник сливаются в одно целое, и глядя на них, начинаешь понимать, как могла фантазия древних греков создать из северных народов, не расстающихся с конем, кентавров..."1 Введениеге Азарт и эмоциональная разрядка, присущие любому виду спорта, сопровождаются на конноспортивных состязаниях с эстетическим удовольствием. Турниры поразительны по зрелищности и красоте: выступающая пара - человек и лошадь - завораживают своей силой, умением, грацией. Явное преимущество конных соревнований и в том, что зритель, вне зависимости от результатов, испытывает мощный заряд положительных эмоций. Актуальностько (может jараар) Все больше стало входить в современную моду и досуг людей увлечение верховой ездой. В наше время чаще всего такие люди не являются спортсменами и совсем не обязательно, что они продолжатели казачьих кровей и традиций. Их всех объединяет любовь к лошадям и страсть ко всему, что как-то связано с конной тематикой. Таких всадников называют в наше время обобщенно «конниками», хотя изначально у этого слова было немного другое значение: Это очень зрелищный спорт, представляющий собой соревнования по преодолению препятствий в определенном порядке и определенной сложности и высоты, состоящие из отдельных деревянных частей. Предмет исследования: конные игры Объект исследования: развитие конных игр в Чуйской долине от древности до наших дней. Степень исследованности темы. На сегодняшний момент тема продвижения спорта изучена не в полном объеме. Хотелось бы отметить, что данная тема ранее была затронута такими авторами как: Степень разработанности научной проблемы определяется тем, что научных исследований, специально посвящённых пиару коневодческой отрасли в целом, не проводилось. Введениеге Конный спорт зародился в глубокой древности. Стихийно возникавшие скачки азиатских воинов, конные ристалища Древней Греции, Древнего Рима и Византии, рыцарские турниры средневековья, всевозможные военно-прикладные состязания кавалеристов и, наконец, современные Олимпийские игры - таков длинный сложный путь развития конного спорта. Несмотря на долгий путь развития, неизменной оставалась его цель - воспитание физически сильного, волевого человека. Со временем менялись приемы тренировки всадников и лошадей. Возрастала роль конницы в войне, усложнялись требования к ее быстроте, подвижности, маневренности. Не в диковинку была верховая езда в России. Достаточно сказать, что, например, именно от славянского слова «конязь» - предводитель на лошади, получил название командующий войском - князь. При княжеских дворах для боевой подготовки дружинников проводились ристания - скачки и бега на дорогие призы. Первые свидетельства о конных ристаниях в Москве на месте нынешнего Александровского сада относятся к 1473 году, когда их увидел гость из Италии Кантарини. Гипотеза: в век информационных технологий конный спорт устаревает. Есть ли будущее у конного спорта Основной болукке бичиир. Проходят эти соревнования, как правило, на конкурном поле, украшенном зеленью и цветами, около препятствий устанавливаются декоративные откосы в форме различных архитектурных или этнографических атрибутов, всадники выступают в ярких рединготах. Всё это создаёт праздничную атмосферу шоу. При этом не каждый зритель догадывается, что успешное участие в соревнованиях требует полной гармонии между лошадью и всадником, которая достигается трудными и многочисленными тренировками. Всадник должен обладать смелостью и решительностью, тонким расчётом, высоким искусством управления лошадью, хорошей общефизической подготовкой. От лошади требуются большая сила, мощный подход к барьеру и отталкивание, высокая координация движений, умение сохранять равновесие при полёте над препятствием и при приземлении, а также гибкость и пластичность движений. Основной болукке: В настоящее время в районе развито 5 видов разных конных игр и состязаний, развлечений и др. Это в первую очередь многочисленные виды скачек: кунан чабыш – скачки на молодых лошадях по третьему году, тай чабыш – скачки на лошадях в возрасте двух лет, и ат чабыш – несколько видов скачек на взрослых конях. Самым известным и любимым среди них были скачки, называвшиеся "Ат jарыш. Этот вид состязаний устраивают не только во время соревнований районного масштаба, конные скачки стали основным номером любого знаменательного события. Иногда в конных состязаниях активно участвуют 12-14 летние мальчики в качестве жокея. Взрослые всегда дают наставления юным наездникам, делятся опытом. За месяц, а иногда за 2 месяца до соревнований хозяин готовит лошадей к скачкам. Они всегда изучают все тонкости конных скачек и искусно используют свои знания при подготовке скакунов к состязаниям. Эти знания издавна накапливались и передавались из поколения в поколение. Мыныла "Конные скачкини" божодор. Лошадям бывает трудно, когда им приходится нести вес на спине и одновременно бажать. Вот почему лошади и всаднику приходится работать вместе, как единому целому. К тому же, всаднику надо сделать так, чтобы его или ее вес был наименьшей помехой для лошади. Всадник также должен уметь "считывать" барьер, чтобы правильно подвести к нему лошадь. Можно сказать, что конные скачки - это искусство. Искусство - это стиль и талант, которые ведут всадника к решению проблем, так же как и развитию партнерства с лошадью. Это состязание требует точности и внимательности. Если лошадь выбрана правильно, а всадник хорошо подготовлен, тогда соревнования по конным скачкам превращаются в красочное и увлекательное мероприятие. Ведь именно это и делает это вид спорта популярным и привлекательным. Мыны переделать Говоря о конных состязаниях, нельзя не отметить такие любимые кыргызами виды развлечений, как оодарыш (эниш) – борьба двух всадников, цель которых – стащить соперника с седла, жамбы атыш – стрельба по подвешенной на длинном шесте мишени на полном скаку лошади, тыйын энмей – джигитовка, во время которой на полном скаку всадник должен был поднять монету с земли (букв.поднимание монеты), кыз куумай – состязание между юношей и девушкой в умении ездить верхом, жорго салыш – скачки на иноходцах и некоторые другие. В конце XIX в. – начале XX в. это были наиболее популряные виды развлечений у кыргызов. Каждый мечтал если не попасть в числе призеров, то хотя бы принять в них участие. Печать скотоводческого быта, кочевого образа жизни несли на себе и другие виды игр, бытовавшие в народе. Сюжеты некоторых из них являлись непосредственным отражением в игровой форме наиболее характерных ситуаций из повседневной жизни скотоводов-кочевников. Довольно распростран....................... основной болукке .Конные скачкиге . Для того чтобы наилучшим образом подготовить лошадь к конным скачкам, проводились специальные.......... прыжковые тренировки, а позже и соревнования, которые и явились первыми соревнованиями по преодолению препятствий. База бир заключение. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения. Заключениеге Моя гипотеза не подтвердилась: даже сейчас людям интересен конный спорт, а после того, как я рассказала о конкуре в классе, несколько моих одноклассников захотели попробовать им заняться. Популярность конного спорта неоспорима. Особенно популярна верховая езда, а самым искусным из её видов признан конкур. Даже в программе Олимпийских игр конкур занимает особое место. Перед самым закрытием Олимпиады проводится конкур в два гита, по результатам которого разыгрывают «Большой Олимпийский приз по преодолению препятствий». мынан алар. Заключение В результате исследования я выяснила, что мир лошадей очень разнообразен. Еще мы поняли, что в наше время, когда труд человека во всем заменяют машины, казалось бы, можно обойтись и без помощи лошадей, но невозможно представить себе наш мир без этих красивых и умных животных. Их нельзя заменить в лечении детей-инвалидов, в сельском хозяйстве без них тоже сложно обойтись, а какой цирк без ловких лошадок и их трюков и еще много и много областей деятельности человека, где лошадь необходима людям. Нам очень интересно было работать над этим проектом, мы много узнали занимательных историй и фактов из жизни лошадей, прочитали много полезной литературы. Мы думаем, что и дальше будем интересоваться всем, что касается лошадей, и узнавать о них всё больше и больше интересного. Рецензия бичиирге керек. Выводы по главе Проведя исследование конно-спортивной отрасли в России, автору удалось выявить современную структуру россиийского КС. По мнению автора, она включает в себя 6 основным субъектов, которые взаимодействую между собой, и способствуют развитию отрасли. Также, при проведении анализа проблем конного спорта РФ, автор использовал метод «экспертного интервью», что позволяет сделать следующие выводы: ·последствия экономического кризиса девяностых годов практически ликвидировали спортивную отрасль как систему и полностью изменили социальную базу данного вида спорта, однако конный спорт постепенно восстанавливается, но уже с иной системой функционирования КС ·Нехватка мастеров конного спорта тесно связана с отсутствием соревновательного опыта. По мнению автора, это проблема возникла из-за отсутствия двухсторонней связи между ФКСР и ведущими спортсменами РФ. ·состояние турнирных полей является серьезной проблемой в сфере конного спорта, за которой пристально следит ФКСР ·в России нет никаких определенных методик обучения детей верховой езде. Поэтому можно сделать вывод о том, что детского конного спорта как системы на территории РФ не существует конный спорт технология продвижение Актуальность. Для начала, я провела анкетирование среди своих одноклассников, с целью узнать имеются ли у них обереги из пуповин, и что они знают по изготовлению данного оберега. Из анкетирования, я выяснила, что такой оберег имеют 30% из опрошенных, знают, как изготовить 5 %, а на вопрос: «Почему их ценят?» ребята давали различные ответы. Самыми популярными из них были: «Оберегает» - 60%, «Такова традиция» - 20 %, «Не знаю, но хочу узнать» - 20%. (Приложение № 1). Из анкетирования, я сделала вывод, что данный вопрос очень актуален, так как традиция сохранения пупка в настоящее время исчезает. Следовательно, необходимо привлечь внимание к сохранению данной традиции как к средству познания истории, культуры и традиций своего народа. Данная тема достаточно изучена, но для выяснения дополнительных фактов, материал собран из уст информантов старшего поколения и систематизирован в исследовательской работе. В этом состоит новизна работы. Цель: Изучение пуповины ребенка, как оберега и лекарства. Данная цель требует решения следующих задач: - раскрыть понятие пуповины ребенка у алтайцев; - исследовать и описать изготовление оберега «Кин» у телегитов; -выяснить, можно ли пуповину, использовать как лекарство. Объект: народная традиция сохранения пуповины ребенка. Предмет: оберег «кин». Методы. Теоретические: анализ литературы и сравнение. Эмпирические: изучение научно - публистической литературы. Методы опроса: беседа и интервьюирование. Гипотеза. Если изготовить оберег «кин», то он может способствовать духовному развитию человека, а также использоваться в качестве лекарства. I. Пуповина ребенка: от оберега до лекарства 1.1 Значение пуповины ребенка у алтайцев О традициях алтайцев – теленгитов связанных с пуповиной встречается в книге Нины Игнатьевны Шатиновой «Семья алтайцев». Она пишет о том, как в старину относились к пуповине ребенка алтайцы. Душа ребенка, по представлениям алтайцев, была связана с его отпавшей пуповиной.[2, стр. 25] В своей статье Любовь Ямановна Талкыбаева пишет: «Кин – ол кирелте, башка баш кожулганы, jонго кижи кожулганы. Кинди таштабас, кинчек болор дежер.» В переводе с алтайского языка это означает: «Пуповина – это знак прибавления ребенка в семье, человека в обществе. Пуповину нельзя выбрасывать, это грех». [1, стр 87] Но, что же подразумевается под понятием «кин» у теленгитов? Слово «кин» с алтайского языка переводится как пуповина. Это культя пупочного канатика, которая находится рядом с пупочным кольцом у рожденного ребенка и которая постепенно начинает высыхать, а затем и полностью отходит в течение 3- 4 дней. После того, как пуповина полностью отпадет, киндик - эне – женщина, которая перерезала пуповину новорожденному, проводит первые обряды. В статье Л.Я. Талкыбаевой по этому поводу говорится: «Когда пуповина ребенка отойдет, ее омывают в молоке, затем окурив можжевельником, оборачивают шелком и зашивают в мешочке из кожи».[1, стр 88] 1.2 Изготовление оберега «Кин» у телегитов По традиции оберег «Кин» изготавливает киндик- эне. Считается, что такой оберег защищает своего хозяина от негативной энергетики, способствует улучшению физического и эмоционального состояния человека. Готовый оберег киндик-эне приносит родителям. В свою очередь мать и отец ребенка одаривают ее подарком. В обрядах изготовления оберега «кин» для девочек и мальчиков есть как сходства, так и отличия: 1. Сходство. Для изготовления оберега готовят кожу из овечьей шкуры, нитки из сухожилий (сейчас используют нитки на усмотрение киндик-эне), бусы, раковины – каури, пуговицы. А также зерна ячменя, веточки можжевельника. 2. Оберег для мальчика. По словам респондента Едешовой Любовь Васильевны, для оберега сначала сшивается мешочек в форме треугольника. Он напоминает сосуд «тажуур» или пороховницу. Затем в готовый мешочек кладут пуповину и вместе с ней кладут пулю, иногда вместо пули используют порох. Пулю кладут, чтобы ребенок стал охотником, был смелым и умелым. Кончик пули обматывают тонким овечьим салом - сырец, приговаривая, чтобы путь ребенка был легким и безопасным. Вместе с пуповиной кладут можжевельник, 3-4 зерна ячменя, чтобы ребенок был сытым. Украшали мешочек различными бусами, каури и пришивали пуговицу. (Приложение №2) 3. Оберег для девочек. По словам Матыевой Розы Базуловны, мешочек для пуповины сшивали в форме ромбика. Ромбик означает игольницу. В нее клали маленькую белую пуговицу, чтобы девочка была мастерицей. Можжевельник, чтобы оберегать от злых духов, 3-4 зерна ячменя, чтобы не знала голода. Изготовленные обереги хранились в сундуках, иногда их прикрепляли к специальному украшению для верхней одежды ребенка – шалтрак, которое пришивалось к спинке верхней одежды. А мать носила мешочки на своей одежде - чеедек. (Приложение № 3) В наше время обереги изготавливаются очень редко, и их хранят, подвешивая на настенные ковры в домах. Когда дети вырастают, им отдают мешочек с пуповиной. 1.3 Пуповина, как лекарство Пуповина ребенка является не только оберегом, но и лекарством для своего хозяина. По словам Едешовой Любовь Васильевны, пуповина ребенка использовалась в качестве лекарства тогда, когда ребенок сильно болел, и надежды на его выздоровления не было. Тогда мать открывала мешочек с пуповиной, который принадлежал ребенку. Пуповину измельчали до порошка, затем перемешивали с козьим молоком и кипятили. Получившуюся смесь давали ребенку. Считается, что такая смесь действует как лекарство. В России вопросом изучения пуповины человека, другими словами «стволовые» клетки, впервые заговорил в 1909 г. профессор Военной медико-хирургической академии Санкт-Петербурга Александр Александрович Максимов. Он сделал заявление о том, что в организме человека такие клетки, способны при определенных условиях превращаться в зрелые, дифференцированные клетки организма. Несколько позже профессор московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи Александр Яковлевич Фриденштейн подтвердил предположение коллеги и, изучая возможности этих особых клеток, стал разрабатывать сферу их применения. Сейчас, по словам профессора Бориса Владимировича Афанасьева, директора клиники трансплантации костного мозга Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, в России вопросами стволовых клеток занимаются ученые и практикующие врачи Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. В лаборатории «стволовые» клетки получают из пуповинной крови. Стволовые клетки заготавливают в момент рождения ребенка, подвергают тщательному обследованию, замораживают и, в случаях их совместимости с каким-либо пациентом - трансплантируют. Манипуляция осуществляется после рождения ребенка и пережатия пуповины: пуповина перерезается и кровь собирается в стерильный контейнер, содержащий антикоагулянт — раствор, предотвращающий свертывание крови. Обычно объем собранной крови колеблется от 60 до 120 мл. Эта процедура не представляет никакого риска ни для матери, ни для ребенка и может быть произведена как при обычном течении родов. К настоящему времени опыт хранения стволовых клеток насчитывает 15 лет, причем после размораживания клетки сохраняют все свои свойства. Размораживают образцы в водяной бане при температуре 40-41°С в течение 3-5 минут. Размороженные клетки должны быть сразу перелиты пациенту. Примером тому может служить история шестилетней Кинси Моррисон, которая страдала острой формой лейкемии. Шанс на выздоровление подарила новорожденная сестренка. Стволовые клетки малышки, взятые из пуповины после ее рождения, оказались абсолютно иммунологически совместимыми с клетками Кинси. Заключение. Таким образом, исследуя данную тему, я многое узнала об обереге «Кин» и пришла к выводам: 1. Сохранение пуповины ребенка у алтайцев является обязательным ритуалом. Потеря пуповины считается грехом. 2. Существуют сходства и различия в изготовлении оберега «Кин» для мальчиков и девочек. 3. Пуповину ребенка можно использовать в качестве лекарства. 4. Знание и сохранение традиции позволят в будущем использовать знания во благо нации. Результатами исследования стало доказательство того, что сохранение пуповины способствует духовному развитию человека, а также дает возможность использовать ее в качестве лекарства. Хотелось бы поблагодарить респондентов старшего поколения: Едешову Любовь Васильевну, Матыеву Розу Базуловну, помогавших в выполнении данной работы. Их информация позволила углубить имеющийся материал. Материалы исследования могут быть использованы в качестве средства для духовного обогащения и расширения кругозора детей. В будущем использование пуповины в качестве лекарства вполне реально. Список используемых источников 1. Талкыбаева Л.Я. «Чуй элинин jанжыгулары», 2015 г. с. Кош-Агач, 190 стр. 2. Шатинова Н.О. «Семья алтайцев», 1982г. с.72-76. Интернет ресурсы: https://www.7ya.ru/article/Lekarstvo-iz-pupoviny-perspektiva-ispolzovaniya-stvolovyh-kletok/ Информанты: 1. Едешова Любовь Васильевна, 1957 г.р., с.Курай 2. Матыева Роза Базуловна, 1969 г.р., с.Курай Приложение № 1. . Приложение № 2. Конные игры кочевых народов. В связи с многочисленными традициями в кочевой культуре алтайского народа были и есть игры, которые актуальны и по сей день. Конным спортом у алтайцев занимались с детских лет. Сила, умение, и ловкость, быстрота - вот основные качества наездников. В состязаниях конников древнейшие виды, верховая езда, ловля арканом лошадей и их выездка, кöк бöрÿ и другие. Эмдик ÿредиш. Огромнын почетом у алтайского народа пользуются арканщики. В состязаниях конников с древнейших времен была распространена ловля арканом лошадей и их выездка. Это скорее всего, многовековая практика повседневной жизни кочевого народа. чем вид спорта, но со временем ловля коня арканом стала зрелищным видом спорта. У алтайцев - это оседлать и обучить необъезженного коня за короткий промежуток времени. В давние времена у нашего народа искуссного наездника определяли по способности поймать арканом неукрощенную лощадь, вырвавшуюся из табуна. Считалось, что хороший наездник, не страшится ловить неукрощенного скакуна. Таким образом. сакрально значимый образ коня, нашедшего широкое отражение в литературе, безусловно, относится к основополагающим архетипическим символам культуры кочевых народов, передающийся в разных формах по сегодняшний день. Кöк бöрÿ (улак - тартыш) Козлодрание или борьба за тушу козла - это командная игра, очень любимая у народов средней Азии. На Алтае она относилась к забытым народным играм, поэтому энтузиасты этой игры возродили ее в 90-ые годы XX века, сегодня она относится к одной из азартных и любимых зрелищ алтайского зрителя на больших народных праздниках, Эл - Ойынах. История этой игры имеет далекие корни, как и сам образ кочевой жизни. "Кöкпар - кöк бöрÿ" в переводе на русский означает "серый волк". Волки считались мифическими предками кочевников, но в то же время в обыденной жизни они были самыми злейшими врагами, так как они могли наносить большой ущерб скоту. Соответственно убить волка было большой удачей и радостью. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу на растерзание собравшимся. Так подобная борьба превратилась со временем в игру. Волка же заменили тушей обезглавленного козла. Спортсменам из двух соревнующихся команд (по 5 - 10 человек в каждой) надо поднять тушу (улак) с земли или отобрать у соперников и завести в ворота как можно большее число раз. В начале игры и после каждого "попадания" в ворота улак водворят в центр поля. Разрешается отнимать улак у противников, перебрасывать и передавать его своим игрокам. нельзя привязывать улак к себе или к седлу, а также сбивать с ног чужих лошадей, хлестать их, пугать, отгонять или удерживать, поднимать на дыбы. Стегать плетью разрешается только свою лошадь. В те времена, когда только появилась это игра, выигранную тушу игроки варили и делали священнодействие в форме коллективной трапезы, так отдавая дань своему противнику - волку. Кÿреш, теленит кÿреш. У многих степных народов очень распространена борьба на лошадях. Борьба на лошадях широко описана в эпических произведениях. (мында ссылка эдер) поэтому ее впервые представители как теленит кÿреш - поясная борьба на чубарых лошадях в 2014 году на межрегиональном празднике алтайского народа Эл - ойын. Задача борьбы - стащить противника с коня, оставшись самому в седле. Противник пытается скинуть с седла противника на лошади. Участники борются в разных весовых категориях. Побеждает тот. кто коснется первым земли или же с него стащат пояс. Игра требует прочной посадки, большой физической силы и ловкости в сочетании с умением управлять конем. Конные скачки - ат jарыш. В состязаниях конников древнейшие виды - это, конечно же, верховая езда, скачки на длинные дистанции. Это испытание не только для наездников. умение держаться в седле, а главным образом - это испытание для лошадей. Исторические корни этой игры основывались на необходимости готовить лошадей к длинным переходам во времена перекочевки на новые места, а также отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. Конные скачки являются неотъемлемой частью всех больших праздников у кочевых народов. В скачках участвуют лошади от 2 лет. Соревнования проводятся на дистанции 15 - 30 км. Старт дается сразу большому числу участников. Большинство наездников традиционно - дети. Самый первый прибывший получает почетное 1 место. которое сегодня обычно дарят машину, а конь, победивший на скачках получает большой почет и уважение. 1 В.В.Радлов "Из Сибири" |