Главная страница
Навигация по странице:

  • «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Юридический факультет имени А.А. Хмырова

  • 1. Понятие правовой культуры,ее структура и выводы Понятие правовой культуры

  • Структура правовой культуры

  • Выдающиеся юристы как представители правовой культуры

  • Михаил Михайлович Сперанский

  • Николай Михайлович Коркунов

  • Способы повышения правовой культуры

  • Юридический факультет имени А. А. Хмырова Кафедра теории и истории государства и права курсовая работа правовая культура понятие, структура, выводы


    Скачать 75.13 Kb.
    НазваниеЮридический факультет имени А. А. Хмырова Кафедра теории и истории государства и права курсовая работа правовая культура понятие, структура, выводы
    Дата01.05.2023
    Размер75.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkursovaya.docx
    ТипКурсовая
    #1101372
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВО «КубГУ»)

    Юридический факультет имени А.А. Хмырова

    Кафедра теории и истории государства и права

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВЫВОДЫ

    Работу выполнил________________________________М.А.Мышко

    Специальность 40.03.01 «Юриспруденция» 1 курс

    Научный руководитель

    к.ф.н., доцент__________________________________А.А.Чупрова

    Нормоконтролер к.ф.н., доцент _________________А.А.Чупрова

    Краснодар 2023

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………….....3

    1. Понятие правовой культуры, ее структура и выводы……………….....5

      1. Понятие правовой культуры………………………………………….7

      2. Структура правовой культуры……………………………………......9

      3. Выдающиеся юристы как представители правовой культуры……11

    2. Способы повышения правовой культуры……………………………...14

    3. Правовое воспитание как условие формирования высокого уровня правовой культуры……………………………………………………....18

      1. Особенности формирования правового воспитания молодежи…..18

      2. Методы и формы правового воспитания…………………………...26

    Заключение……………………………………………………………………...31

    Список используемой литературы…………….……………………………....33

    Введение

     Правовая культура – явление сложное и многогранное. Даже в определении его понятия и системы нет единства. Оно характеризуется наличием различных видов, функций, проявляется на различных уровнях.

    Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой на всем протяжении его развития, она включает в себя опыт предшествующих поколений нации, а также других культур мира.

    Так, например, в статье 44 Конституции Российской Федерации закреплено, что:

    1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

    2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

    3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. [1]

    Правовая культура состоит из правосознания, правовых отношений, правопорядка и закона, правовой деятельности.

    Важнейшие признаки высокого уровня правовой культуры в государстве — постоянство конституционного строя, верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности, эффективность правоохранительных органов.

    Понятие правовой культуры рассматривают в широком и узком смыслах. Вшироком смыслеправовая культура — часть общей культуры общества и включает в себя законы, юридическое образование, правовую науку, правопорядок. В узком смысле правовая культура — это часть общей культуры личности, включающая некоторый уровень правосознания, знание и навыки правомерного поведения. [2]
    Понятие “правовой культуры” используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную, всю юридическую деятельность.

     Актуальность темы исследования обусловлена потребностями формирования высокого уровня правовой культуры населения, воспитания безусловного уважения к праву и закону как важнейшим составляющим модели правомерного социального поведения, необходимого для успешной реализации задач социально-экономического развития общества и государства в современных реалиях.

    Объектом исследования выступают общественные отношения, детерминирующие правовую культуру как социально-правовое явление, как компонент правовой системы и государственности. 

    Предметом исследования являются закономерности становления, противоречия и проблемы, тенденции и перспективы формирования правовой культуры в современном российском государстве.

    Одним из важных методов, используемых в работе, является структурно-функциональный подход к правовой культуре, позволяющий раскрыть роль изучаемого феномена в правовой системе общества.

    1. Понятие правовой культуры,ее структура и выводы


      1. Понятие правовой культуры

    Для начала дадим понятие правовой культуры в традиционном, узком и широком смысле.

    Итак, правовая культура— это совокупность представлений людей о праве, его реализации, правоприменительной деятельности, сформированных в виде знаний, убеждений, норм и установок, принятых социумом

    Правовая культура в узком смысле – система взаимоотношений, сложившаяся между людьми и различными организациями в результате их длительного взаимодействия.

    Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения. [3]

    Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры -один из признаков правового государства. Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п. В правовой культуре развитого демократического общества судебная власть – это не третья сила, как традиционно считается (первые две – законодательная и исполнительная власти), а первая власть, обеспечивающая не только разрешение различных споров, но и управление многими сферами государственной, общественной и личной жизни.

    Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

    Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Не менее важны в правовом воспитании и качество законодательства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина. [4]

    Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений – мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере.

    В настоящее время в юридической науке сложился ряд методологических подходов к исследованию правовой культуры.

    Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:

    1) антропологической, т.е. культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;

    2) социологической, т.е. культура – это сумма духовных ценностей; культура – компонент общественной жизни;

    3) философской, т.е. культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически. [5]

      1. Структура правовой культуры

    Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

    • - уровня правосознания и правовой активности общества;

    • - степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

    • - степени прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

    Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется

    • - полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина;

    • - реальной потребностью в праве;

    • - состоянием законности и правопорядка в стране;

    • - степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

    Правовая культура представляет собой все юридическое "богатство", выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных юридических ценностей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, правовому прогрессу. Наиболее прогрессивным показателем уровня правовой культуры является степень развитости его государственно-правовых институтов и норм. [6]

    Существуют три группы компонентов, из которых и складывается позитивное правовое поведение граждан:

    • познавательные;

    • поведенческие;

    • ценностно-ориентационные.

    С субъективной стороны правокультурным является поведение личности показывающее:

    1. глубокое знание и понимание права;

    2. принятие права как ценности;

    3. уважительное отношение к нему;

    4. психологическую готовность к юридической деятельности.

    С объективной стороны правокультурное поведение раскрывается: через активную правомерную деятельность. Такая деятельность отличается самодеятельностью, интенсивностью, инициативой, творчеством.

    Таким образом, человек, обладающий правовой культурой - это, и одновременно правоактивный человек.

    Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично знакомиться с законом, выбрать нужные принципы, нормы, основательно усвоить закреплённые в них права и обязанности, пределы и порядок их осуществления. Он отрицательно относится к нарушениям общественного и правового порядка.

    К группе познавательных компонентов относят полноту юридической информированности граждан, уровень правовой образованности населения, знание и понимание отдельным человеком действующих внутри страны законов.

    К поведенческим компонентам относят устойчивые формы правомерного поведения, заключающиеся в повседневном осознанном соблюдении и исполнении человеком законов и различных оговоренных в законодательстве обязанностей, а также в использовании им своих прав. При этом гражданин сознательно отказывается от применения любых противозаконных средств при решении спорных ситуаций, выбирая в качестве единственной приемлемой для себя модели правомерное поведение.

    К группе ценностно-ориентационных компонентов относят различные правовые установки, касающиеся, в частности, желания гражданина соблюдать закон, его готовности воспринимать, усваивать и оценивать правовую информацию, отстаивать свои законные интересы и др. Эти установки оказывают существенное воздействие на мировоззрение индивидуума. [7]

      1. Выдающиеся юристы как представители правовой культуры

    Юристу сложно оставить свое имя в истории, он редко занимается уникальной, особенной деятельностью. Тем важнее те имена, которые сохраняются в человеческой памяти.

    Опыт отечественных юристов тем более важен, что они не просто воплощают особенности профессиональной правовой культуры, но и своими судьбами свидетельствуют об исторических особенностях отечественного государства и права. Очень показательна в этом плане жизнь российского юриста, судьи и общественного деятеля А. Ф. Кони. Его профессиональная деятельность вместила период от времен Александра II до советской власти. Другой пример — Р. А. Руденко, который сначала принимал участие в массовых репрессиях сталинского времени, а затем активно способствовал реабилитации и оправданию их жертв. [8]

    Например, как один из родоначальников юридической науки остался в истории древнегреческий философ и ученый Аристотель. Известно множество древнеримских юристов и мыслителей республиканского и классического периода, в том числе, — Марк Тулий Цицерон, Секст Элий Пэт Кат, Марк Манилий, Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Аквилий Галл, Лабеон, Капитон, Ювенций Цельс и Публий Ювентий Цельс, Юлиан, Помпоний, Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан. Многие из этих юристов известны за их вклад в развитие основ гражданского, уголовного, государственного права, юридическую технику. В Великобритании, в которой до сих пор правовая доктрина признается в качестве формального источника права, в судебных решениях можно встретить ссылки на мнения таких выдающихся юристов XV—XVIII веков как Томас Литтль- тон, Эдвард Кок, Метью Хейл, Уильям Блэкстон. [9]

    Среди знаменитых юристов Российской Империи в XIX и (или) начале XX века выделяляются Михаил Михайлович Сперанский, Дмитрий Иванович Мейер, Николай Михайлович Коркунов, Николай Степанович Таганцев, Федор Никитович Плевако, Владимир Данилович Спасович, Александр Иванович Урусов, Анатолий Федорович Кони. Среди советских юристов известны, например, такие ученые как Олимпиад Соломонович Иоффе, Сергей Никитович Братусь, Владимир Николаевич Кудрявцев, Михаил Давыдович Шаргородский, Евгений Брониславович Пашуканис, Лев Самойлович Явич, Владик Сумбатович Нерсесянц. Известны и некоторые советские практики, например, прокурор, Роман Андреевич Руденко.

    Рассмотрим некоторых юристов.

    Так, например, Михаил Михайлович Сперанский внес свой вклад в правовую культуру тем, что предложил создать училище правоведения. Таким образом, Сперанский, внося предложение о создании училища правоведения, исходил из стремления повысить юридическую и правовую культуру в судах и государственных учреждениях, дать России юристов высокой квалификации. [10]

    Николай Михайлович Коркунов

    Основой правовой доктрины мыслителя послужила философия позитивизма в том виде, в каком она была разработана французским социологом О. Контом. Н.М. Коркунов разрабатывает теорию права в рамках социологического варианта позитивизма. Социологическое направление в теории права и государства методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.

    Н. Я. Соколов определяет правовую культуру как меру освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использования различными субъектами, действующими в правовой сфере. [11]

      1. Способы повышения правовой культуры

    Современное российское общество переживает глубокий духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями.

    Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.

    Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России. [12]

    В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты - семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.

    Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственным уровнем культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.

    При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов.

    Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний служащих государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы. Правовое воспитание призвано искоренить негативное отношение к праву и повысить уровень правовой культуры, и только в этом случае возможно реально полное осуществление всех прав и свобод личности.

    Повышение правовой культуры происходит через совершенствование ее элементов, таких как знание законодательства, соблюдение процесса законотворчества и участие в нем граждан, законопослушное поведение в форме соблюдения и исполнения норм права.

    Важно отметить, что при низком уровне правового сознания, правовом нигилизме граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех.

    Повышению уровня правовой культуры способствует активное участие граждан в политической жизни общества. Так как право всегда имеет политическое содержание, и выступает одной из форм политики.
      1   2   3


    написать администратору сайта