Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • СКОЛЬКО ГОЛОВ, СТОЛЬКО УМОВ (Искусство спора)

  • Лагов О.А. Отчет - Искусство оратора. З. В. Савкова искусство оратора


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеЗ. В. Савкова искусство оратора
    Дата19.09.2022
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛагов О.А. Отчет - Искусство оратора.pdf
    ТипРеферат
    #685487
    страница20 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    http://www.koob.ru
    184
    Критически оценить различные стороны содержания и формы выступления помогает
    ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
    Вопросы, подлежащие оценке
    Оценка в баллах
    Примечани е
    ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
    Внешний вид.
    Мышечная свобода. Позовая активность.
    Жесты, мимика, движения.
    СЛУХОВОЕ
    ВОСПРИЯТИЕ
    Свобода звучания голоса.
    Индивидуальный тембр.
    Дикционная четкость. Культура речи. Богатство интонирования.
    РЕЧЕВОЕ
    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
    Действенность выхода. Зачин.
    Захват и удержание внимания.
    Общение.
    Учет аудитории.
    Обратная связь.
    Содержательность и доказательность.
    Видения и отношения.
    Художественная перспектива. Сквозное действие и сверхзадача. Финал. Степень эмоционального воздействия.
    Оценки ставятся по пятибалльной системе с добавлением плюсов и минусов (+, -). В последней графе аргументируются выставленные оценки.
    Рекомендованные вопросы могут быть сформулированы иначе, число их сокращено.
    Пользование схемой поможет самоанализу. Она подскажет, что удалось, а над чем надо еще поработать. Готовясь к выступлению, оратор знает заранее, па какие моменты будет обращено внимание слушателей.
    Критическое отношение к себе, способность серьезно анализировать собственные победы и поражения, желание совершенствоваться — это верные признаки творческого роста оратора.
    185
    Встреча оратора со слушателями — это не просто встреча с частным лицом, это — встреча с обществом. Поэтому необходимо помнить о своей гражданской ответственности перед аудиторией, к которой обращено ваше слово.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    Какие существуют виды речи?
    Какова природа рождения монолога?
    Какие различают виды монолога?
    Какие характерные признаки монолога?
    Какие существуют элементы внутренней техники речевого действия?
    Что надо знать о видениях?
    Какова роль отношения в ораторском искусстве?
    Какие существуют тонкости общения с аудиторией?
    Что значит владеть перспективой в ораторском выступлении?

    http://www.koob.ru
    Почему надо обогатить свой запас глаголов действия?
    Что значит «основной тон» выступления?
    Что передает меняющийся постоянно тембр голоса?
    Что дает оратору анализ прошедшего выступления?
    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Упражнение «Глаголы». Возьмите любую фразу, например, «глаголом жги сердца людей» и произносите ее, меняя глаголы действия: увлекаете, упрекаете, недоумеваете, сожалеете, угрожаете, сомневаетесь...
    Упражнение «Отношение». Произносите, меняя отношения, например, такую фразу: «И вы это сделали» — с восхищением, пренебрежением, гневом, радостью, недоумением...
    Заметьте, как меняется интонация, как каждый раз по-разному окрашивается ваш голос.
    Упражнение «Видение». Произносите какое-либо слово и старайтесь увидеть его как можно полнее, ярче. «Лес», «Речка», «Справедливость», «Правда»... За любой абстрактной фразой надо видеть конкретные картины. Произнесли «справедливость» и вспомните случай из вашей жизни, а может быть, из чужой, и восстановите в памяти это событие, случай. Нарисуйте внутренним видением, как это было.
    Упражнение «Перспектива». Мы показали, как насыщены поэтические строки А. С.
    Пушкина риторическими приемами, такими, например, как анафора, многосоюзие, градация, инверсия и другими.
    Выбрав небольшое стихотворение, постарайтесь разбить его на пять частей: экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию и финал.
    186
    1-я часть Экспозиция В полк пригласили мать героя — Где сын навечно в списки занесен.
    2-я часть Завязка действия Старушка седенькая шла вдоль строя Как будто бы искала, где же он?..
    3-я часть Развитие действия По-матерински вглядывалась в лица, Не обожженные войной,
    И думала:
    4-я часть Кульминация «А если повторится — Они такие же,
    5-я часть Финал Как мой...»
    Николай Савков
    Не торопитесь прочесть первые строки. Они очень важны, как зачин в ораторской речи.
    Первые фразы втягивают слушателей в атмосферу событий, заинтересовывают. Точно так же не проглатывайте чрезвычайно важные последние два слова: «Как мой». В этом весь смысл стихов. И, не торопясь, стремитесь к ним. Развивайте мысль, идите к концу стихотворения, не затухая эмоционально и голосово (что весьма часто бывает), а, наоборот, наращивая действие, ведущее к сверхзадаче: сказать всем, что не оскудела
    Русская земля патриотами своей Родины.
    СКОЛЬКО ГОЛОВ, СТОЛЬКО УМОВ
    (Искусство спора)
    Меж ими все рождало споры И к размышлению вело: Племен минувших договоры,
    Плоды наук, добро и зло...
    А.С. Пушкин.
    «Евгений Онегин»

    http://www.koob.ru
    Всякий человек мыслит по-своему. Вот почему не всегда можно легко достичь разумного согласия в беседах, спорах двух или нескольких людей. С другой стороны - это прекрасно, когда интеллектуальное многообразие вступает в борьбу ради поиска истины.
    «В спорах рождается истина». Мудрость этого изречения бесспорна. А может быть, спорна? Может быть, в споре не всегда рождается истина? Мы часто спорим не только по мелким, бытовым вопросам, но пытаемся решать и важнейшие жизненные вопросы. А спорить не всегда умеем.
    Спор, дискуссия, полемика по своей сути сходны. Это виды диалогов или монологов, в которых происходят сопоставления, столкновения различных точек зрения. Это формы интеллектуального общения, задача которых: установление истины, выработка верных научных взглядов и опровержение отсталых; вскрытие и преодоление недостатков; формирование активной жизненной позиции. Каждый из этих видов интеллектуального диалога имеет свои особенности.
    СПОР - это борьба двух противоположных мнений. Иногда даже по малозначащим вопросам. Поэтому спор рассматривается как более общее родовое понятие, в которое можно включать дискуссию и полемику, то есть дискуссию и полемику можно рас- сматривать как особые виды спора.
    ДИСКУССИЯ чаще используется в науке для решения спорных научных проблем. Ее цель - достижение общности мнений по обсуждаемой проблеме, нахождение истины.
    ПОЛЕМИКА - тоже интеллектуальный диалог, но цель ее не достижение согласия, а утверждение своей точки зрения, победа над другой стороной. Полемика - это всегда борьба, страстный эмоциональный спор по важным мировоззренческим, идеологическим, нравственным и научным вопросам. Многообразны жанровые особенности полемики.
    Наиболее распространенные ее жанры: спор, дискуссия, беседа, совещание, ответы на вопросы. Эти жанры могут иметь различные организационные формы: конференция,
    «круглый стол», диспут, симпозиум, вечер ответов на вопросы и др.
    188
    Спор, дискуссия, полемика - взаимопроникаемы. Это зависит от того, идут или не идут оппоненты на сближение позиций. И если позиции сближаются, то полемика становится спокойнее, менее эмоциональна по форме ведения диалога. И, скорее, начинает напоминать дискуссию. И все-таки полемика всегда остается самой острой и напряженной формой духовного, интеллектуального, нравственного противоборства, цель которого - победа над противником. Эта победа обязательно ведет к истине.
    Результативность спора, дискуссии, полемики зависит от ряда условий. Прежде всего важна сама личность, ведущая спор. Знакома она или не знакома. А если слышали, то каково мнение о ней? И если ничего не известно, то чрезвычайно валено первое впечатление при встрече. Помним: обаяние - это естественность поведения.
    Доброжелательность, уважение оппонентов, умение установить контакт, тон разговора, манера поведения, внешний вид - все это создает благоприятную атмосферу для общения.
    Результат будет тем успешнее, чем достойнее друг друга окажутся противники по своим знаниям, эрудиции, полемическому искусству.
    К спору надо готовиться: продумать аргументы, предполагаемые возражения, вспомнить неопровержимые данные, которые подтвердят правоту суждений. Только глубокое знание предмета спора ведет к точности и ясности выражения ваших мыслей и к убедительной доказательности.
    Надо учитывать психологический склад, внутренний мир собеседника, темперамент, настроение, отношение к вам. Это позволит правильно выбрать приемы воздействия.
    Есть люди, предельно сосредоточенные на самих себе, на своем внутреннем мире. Они нелегко входят в контакт с другими, рассматривают их как просто объект общения, а не как полноправный самостоятельный субъект со своей непредсказуемостью. Л.Н. Толстой считал, что главный водораздел в общении между людьми проходит по линии:

    http://www.koob.ru
    понимающие - непонимающие. И действительно, человек может быть и добрым, и честным, и порядочным, а понять другого не может. Ему мешает закрытость общения, он весь внутри самого себя. «Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя», - утверждал Вольтер. Надо изменять себя, быть готовым к диалогу в душевной атмосфере и дать собеседнику свободу быть таким, каков он есть. Дать ему право на тайну, которую нам не разгадать. «Человек - это есть тайна», - считал Ф.М. Достоевский.
    «В споре виновен у м н ы й». Это изречение должно охлаждать спорщиков. Не следует сразу отвечать собеседнику. Надо
    189
    выслушать его возражения до конца. Ведь часто бывает так, что спор идет о разных вещах. Или, наоборот - об одном и том же, только выражаемом разными словами.
    Лучше постараться во время спора ловить свои ошибки: не вызвано ли слишком дурное начало спора не очень хорошим вашим настроением, не связанным с содержанием спора; не проявляете ли вы недовольство, нетерпение, неуважение; не отвлекаетесь ли на другие мысли; не навязываете ли собеседнику свои аргументы; удается ли вам быть тактичным, не имеете ли предубеждение против собеседника... Лучший вариант в этом случае:
    «одному покориться, другому поступиться».
    Слушать и слышать. Только это, ныне забытое, «искусство слышать» обеспечит правильное ведение спора. Слушание -это сложный психологический процесс, состоящий из восприятия, осмысления и понимания. И если хоть одно из этих звеньев нарушается при невнимательном слушании, понимание бывает ложным. А без полного и точного понимания спор, беседа неэффективны. Периоды красноречия сменяются напряженным вниманием к доводам, доказательствам партнера.
    Сам слушай, но скупись, брат, на слова: Недаром рот один, а уха два.
    Только предельное внимание, заинтересованность в обсуждаемой теме или проблеме, сдержанность, ум и искусство слушать могут привести к желаемому результату.
    Не допускать, чтобы спор «пошел на ДА и НЕТ». Нередко, вступая в спор, собеседник хочет взять истину «с наскока». После первой же вашей фразы вы слышите в ответ резкое
    «Нет!» Такой человек не слушает собеседника, он живет одним: показать свое превосходство. Таким образом пытаясь утверждать себя в жизни единственным действием
    - «возражать». Из-за такого возражения теряется истина, спор скатывается к голослов- ному, бездоказательному словоизвержению.
    Слабой попыткой утвердить свой авторитет является приписывание оппоненту того, чего он вовсе не говорил.
    Надо уметь принимать возражения, если они идут от сильного противника. Возражение должно пробуждать в вас не гнев, а внимание. Возражения обогащают оратора. Ведь надо найти убедительные доводы, доказательства, примеры, чтобы отстоять свою позицию, взгляды, суждения. Сильный противник заставляет предугадывать ход его мыслей, выводов, и вы, чувствуя его силу, готовитесь к обороне.
    Когда участвуешь ты в скачке спора,
    Не горячись и упадешь не скоро.
    190
    Важна краткость доказательств в споре.
    Много доказывать - ничего не докажешь.
    Слишком много слой затемняют мысль, действуют в противоположную сторону.
    Пусть лучше в спор и не вступает тот,
    Кому для доказательств нужен год.
    Джами
    Сжатость изложения мысли придает языку силу. И чем яснее мыслит оратор, тем понятнее выражает свои мысли. По мнению Г.Р. Державина: «Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами, без чувств, не только бывает ненужно, но и неприятно.

    http://www.koob.ru
    Да, настоящая мудрость немногословна»'. И этой краткости надо учиться.
    Каждый довод должен не только быть четок, ясен, чист, но и иметь свое место в речи. Что это значит: «быть на своем месте?» Это означает, что сначала идут наиболее легкие для понимания доказательства, затем потруднее, с более подробным разъяснением, и, наконец, самые значительные, которые и утверждают правоту ваших мыслей.
    Так точно надо умело использовать и факты. Доказательства, перегруженные фактами, напоминают очаг, заваленный дровами, в котором огонь затухает.
    Обладать «красноречием сердца». Сила чувств оратора есть ощущение самой истины.
    Увлекаясь сам изрекаемой истиной, оратор увлекает и слушателей на ее познание. В споре
    «красноречие ума» (убедительность), сливаясь с «красноречием сердца», ведет к желаемому результату. Как замечает Н.А. Добролюбов, «ораторы... тем и отличаются, что умеют находить в предметах такие стороны, на которые мы, грешные, не обращаем надлежащего внимания»2.
    Чувствовать «воздух в е к а», в котором живешь, понимать стремления в будущем на основании настоящего; учитывать настроение людей, их желания со всеми светлыми и темными сторонами жизни.
    Обладать юмором. Иногда закончить ни к чему не ведущий спор помогает смех, юмор...
    Возбуждая смех, оратор или разбивает, или запутывает, или усмиряет противника. Юмор смягчает и ослабляет суровость и строгость. Оратор шутками разрушает тягостное общение, которое не всегда разрешается доказательствами. Но только...
    Уместна шутка и смешной бывает, Коль никого она не задевает.
    1 См.: Об ораторском искусстве. М.: Знание, 1986. С. 77.
    2 Там же. С. 85.
    191
    Для юмора порой достаточно вскользь обронить фразу, опровергающую самые важные предположения. Хорошее настроение, юмор, чувство радости говорят аудитории о том, что оратор считает: как бы ни расходился он по отдельным вопросам с оппонентами, они все преследуют одну цель - поиск истины.
    Любить поэзию. Риторика и пиитика идут рука об руку с самых древних времен. В поэзии есть все то, что есть в риторике. И - наоборот. Умение прибегнуть к пословице, поговорке, поэтическому материалу - весьма существенная победа в споре. Поэзия пробуждает чувство, убеждает в правде. «Поэтический ореол, которым окружен предмет речи, подкупает слушателей в пользу мнений оратора»1.
    Жестово-мимические средства общения.
    Зная о том, что зрительное восприятие сильнее слухового, надо избегать излишней жестикуляции.
    Она воспринимается как нерешительность оратора или как невоспитанность. Точно так должна быть сдержанной и мимика, чтобы противник не прочел ваших скрытых мыслей, отношения к себе и многое другое.
    Иногда, наоборот, выразительный взгляд, кстати родившийся жест, телодвижение гораздо более действенны, чем сами слова.
    В использовании жестово-мимических средств общения надо знать закономерности, национальные особенности и традиции русского народа2.
    Можно вывести ряд правил ведения спора, полемики:
    • Не рвитесь в бой не имея достаточных доказательств своей правоты.
    • Вступайте в дискуссию с равным вам по знаниям проблемы противником.
    • Терпеливо выслушивайте собеседника, не говорите сразу: «Нет! Вы не правы!»
    • Признавайте свою неправоту, если она доказана оппонентом.
    • Будьте неуступчивы, если уверены в правоте своих суждений и можете их доказать убедительными аргументами и фактами.
    • Умейте тактично закончить спор, понимая его бесполезность, с людьми, не владеющими достаточными знаниями, не умеющими слушать, не желающими сдавать своих позиций, не знающими основ искусства спора.
    • Пытайтесь мыслить конструктивно, предлагать решения, ведущие к искомому

    http://www.koob.ru
    результату.
    • Никогда не вступайте в спор не будучи уверенными, что докажете свою истину. Такой спор часто навязывают, провоцируют, заранее зная, что противника все равно ни в чем не убедишь.
    192
    • Спор должен быть честен и чист по цели и аргументам доказательства. Известны десятки безнравственных приемов и уловок в споре. Среди них, например, такие: «Ссылка на несуществующие авторитеты», «С больной головы на здоровую», «Лги и лги», «Закон предшествования», «Да... но», «Кричать, если нет аргументов», «Заменять расхождение во мнениях обвинением в политической неблагонадежности», «Приписывать оппоненту то, чего он не говорил», «Тенденциозно искажать его высказывания» и т.д.
    Как видим, многое надо учитывать, многое знать, чтобы искусно вести дискуссию, спор, полемику.
    Ученые утверждают, что существуют различные стили мышления. Знание их также повышает эффект достижения цели. Остановимся кратко на описании этих стилей мышления.
    Синтетический стиль мышления - это способность обобщать данные наук, практики.
    Создавать из них что-то качественно новое. Это способность комбинировать из часто противоположных идей, взглядов, позиций, то есть «совмещать несовместимое» в новом сочетании1.
    Синтезаторы отличаются остротой взгляда и языка. Распознать синтезатора можно по открытому скепсису, несогласию. При этом он даже не делает попытки что-то предложить взамен критикуемого.
    Идеалистический стиль - это прежде всего широта взглядов, повышенный интерес к целям, мотивам, «качествам жизни».
    Идеалисты больше полагаются на субъективные и социальные факторы, на интуицию, недооценивают факты.
    У них высоко развиты моральные устои. Они гордятся своими возвышенными идеалами.
    Их возмущают те, кто не заботится о других, об общем благе, не стремится к совершенству. И в спорах идеалисты не всегда оказываются победителями.
    Узнать идеалиста можно прежде всего по открытой улыбке, по желанию наладить контакты с партнерами. Так же открыто (в мимике, жестах, речи) проявляются и другие эмоции: обида, гнев, возмущение, разочарование, досада... Идеалисты не терпят ссор, конфликтов, всегда стремясь к согласию.
    1 См.: Об ораторском искусстве. М.: Знание, 1986. С. 66.
    2 См. главу данной книги «Язык чувств».
    193
    Прагматический стиль - это опора на личный опыт, это убеждение, что мир непредсказуем, его нельзя понять, нельзя управлять им. Поэтому их формула: «сегодня сделаем так, а там посмотрим, что будет».
    Прагматики хорошо улавливают требования момента и активно включаются в коллективные поиски истины. Они способны поставить себя на место другого человека и адаптироваться в мышлении и действиях.
    Угадать прагматиков можно по большей смелости, чем харк-терна для идеалистов. Они менее впечатлительны и напряжены. Им нравится всем нравиться. Любят прибегать к юмору. Вносят оживление в самые скучные мероприятия.
    Аналитический стиль - это всестороннее изучение вопроса, проблемы. Аналитики глубоко и внимательно, логически и методически рассматривают проблему, не торопясь принимать решение. Они прежде всего теоретики, которые стремятся иметь «теорию» по любому вопросу. Аналитики любят концентрировать свое внимание на объективных данных, которые они скрупулезно добывают, не жалея времени.
    Внешне аналитики чаще бывают сухи, сдержанны, даже холодны. С ними нелегко разговаривать. Они закрыты. Но, узнав их особенности и приняв их во внимание, с ними

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта