Главная страница
Навигация по странице:

  • И чувства добрые должны мы пробуждать

  • Не записанная мысль утеряна

  • Не расплывайтесь по древу

  • Ты вот так, а я вот этак

  • Пословица ясно молвится

  • ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ (Виды учебных речей) http://www.koob.ru

  • Лагов О.А. Отчет - Искусство оратора. З. В. Савкова искусство оратора


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеЗ. В. Савкова искусство оратора
    Дата19.09.2022
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛагов О.А. Отчет - Искусство оратора.pdf
    ТипРеферат
    #685487
    страница21 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    http://www.koob.ru
    можно продуктивно общаться. Они обстоятельно обсуждают проблему. Их речь негромкая, сдержанная. Но если они с чем-то несогласны - упрямы и непоколебимы в своих утверждениях. В такие моменты их голос и речь звучат жестко.
    Реалистический стиль - это эмпирика, это факты, а не теория. Реалисты тяготеют к конкретностям и желают исправлять ситуацию, чтобы прийти к определенному результату. Любят вести дела безошибочно, обоснованно. Они ближе всех к аналитикам.
    И те и другие опираются на факты, стремятся к объективности. Но есть и различия.
    Реалиста раздражает дедуктивный, формально логический способ мышления аналитика.
    Как узнать реалистов? Они выглядят людьми открытыми, прямыми, уверенными, напористыми. Они не сдерживаются в выражении согласия или несогласия. За словом в карман не лезут. Выражаются кратко, ясно. Любят такие же ответы. В напряженные моменты говорят резко, тоном, не допускающим возражения. Нередко бывают упрямы.
    Любят приводить факты и конкретные образные примеры из жизни. Анекдот, шутка, кол- кость - все идет в ход для достижения цели. Они близки к «простым людям».
    Конечно, все перечисленные стили мышления комбинированные, взаимопроникаемые, но при этом какой-то из них доминирует.
    194
    В указанной выше книге «Поймите меня правильно подробно описываются «основные стратегии» действий всех пяти стилей общения.
    Это описание поможет:
    • развить свой интеллект, его особенно сильные стороны;
    • зная стили и приемы мышления, стать объективнее в понимании собеседников;
    • быть более гибким в поиске и принятии решений;
    • превращать «противников» в «союзников».
    Все полученные теоретические знания надо превращать в умения. Для этого и рекомендуются следующие задания для самостоятельной работы.
    Проникать внутрь
    Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте «словесные портреты». Опишите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выражение лица в различные запомнившиеся вам моменты жизни наблюдаемого
    (радостные, грустные, напряженные...).
    Прислушайтесь и запишите речевую характеристику, тембр голоса, интонационную особенность говорящего. Это задание воспитывает активное зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность.
    Мимика, жесты, интонации - это те «окна», через которые мы проникаем внутрь изучаемого субъекта.
    Постарайтесь затем угадать его характер, темперамент, чувственный и интеллектуальный мир.
    Это задание сделает вас более внимательным к людям, поможет избегать ненужных конфликтов, разовьет умение деликатно вести диалог и даже спор.
    И чувства добрые должны мы пробуждать
    Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное самочувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему?
    Вспомните, кто из них и чем вызвал у вас отрицательные эмоции, тревожное чувство или, наоборот, привел к душевному покою.
    А какие ваши действия обрадовали, успокоили или, наоборот, обидели, встревожили собеседника?
    Знаки внимания делят на положительные и отрицательные, психологические и физические...
    Надо задумываться о том, как вызывать у людей оптимистические чувства, желание жить и работать радостно, с энтузиазмом. Как поддержать, похвалить, воодушевить...

    http://www.koob.ru
    195
    Л.Н. Толстой устами Феди Протасова (героя пьесы «Живой труп») так говорит о главном в любви человека: «Мы любим людей за то добро, которое им делаем, и ненавидим за то зло, которое доставляем». Сегодня священнослужители поют гимны малым добрым делам.
    Чем больше человек оказывает положительных знаков внимания, тем смелее он может делать критические замечания. Ему будут внимать и воспринимать замечания не как придирки, а как полезные советы.
    Мудрец не обижается на слово,
    Которое правдиво, хоть сурово.
    Не записанная мысль утеряна
    Читая серьезные романы, мемуары, обращайте внимание на рассуждения героев, их поступки, решения.
    Вслушивайтесь в беседы, споры и записывайте аргументы, факты, которыми оперируют собеседники.
    Набирайте материал, который поможет шлифовать свой стиль мышления, развивая его сильные стороны.
    Дедукция - индукция
    Читая речи знаменитых ораторов прошлого и современных риторов, анализируйте их тексты с точки зрения индуктивно-дедуктивного мышления.
    Кто из них и как применил эти методы доказательства.
    Создайте сами текст речи с доказательством истины ходом от индукции к дедукции. А затем эту же истину докажите дедуктивно-индуктивным ходом.
    Не расплывайтесь по древу
    Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате изложить суть исследуемой проблемы.
    Как же научиться убирать все лишнее в тексте? Тренироваться!
    Возьмите свою ранее напечатанную статью и попытайтесь ее сократить, сохраняя то главное, что раскрывает суть.
    Выступая публично, старайтесь не выходить за рамки регламента. Оратор, не считающийся с регламентом, поступает нетактично по отношению к следующему выступающему («съедает» его время), к слушателям. «Лишнее слово в досаду вводит».
    Художник тот, кто умеет не только создать произведение, но и безжалостно сократить в нем все лишнее (хотя и дорогое, выстра-
    196
    данное). И окажется, что речь становится более действенной, более внушаемой, понятной.
    Поиграйте в такую игру: вместе с партнером начинайте обсуждать любую тему
    (конкретную, не очень сложную: новый фильм, теле- или радиопередачу, футбольный матч...). Один из вас раскрывает тему, не заботясь о краткости изложения. Другой с секундомером контролирует время, а затем пересказывает речь гораздо короче (не убыстряя темп произношения, а убирая лишние куски текста, лишние слова в фразах).
    Потом первый пытается пересказать содержание еще короче. Второй - еще! Первый - еще... И вы убедитесь, как прекрасна речь «без излишеств».
    Мысль уместить в сто слов немудрено. Сто мыслей в слово умести одно.
    Ты вот так, а я вот этак
    Учитесь доказывать правоту своего взгляда на факты, явления, личности...
    Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вместо снега - первые лужицы. Начинает пробуждаться природа. Ощущаешь приближение лета, отдыха от праведных трудов. Сбрасываешь

    http://www.koob.ru
    надоевшую одежду, обувь. На душе становится легко и радостно!
    Второй: Ранняя весна - это плохо. Слякоть, грязь. Простуда от того, что не знаешь как одеваться: утром солнце и тепло, а вечером мороз и снег. Начинают цвести яблони, вишни, земля освобождается от снега, появляется травка... И вдруг - заморозки. И все гибнет. Ранняя весна - греховодница. Она играет с нами, заманивает в свое тепло, проверяет нас на выдержку. Ранняя весна, как взбалмошная девица: капризна, обманчива, неуравновешенна, даже коварна. Ранняя весна - это потери в природе и в человеке.
    Тренируйте действие и контрдействие, рассуждая на различные темы: «Компьютер - это хорошо или плохо?», «Пушкин с нами или в прошлом?», «Муж-иностранец - находка или потеря?», «Современная эстрада - звезды творческих индивидуальностей или стандарт?»
    Противоречия в принятии решений естественны. Не случайно мы говорим, прежде чем на что-то решиться, «семь раз отмерь -один раз отрежь». И, конечно, люди по-разному воспринимают противоречия. Одни теряются, раздражаются, даже пугаются, вторые - пытаются переложить решение возникших проблем на
    197
    других; третьи - загораются от желания скорее приступить к решению проблемы.
    Порассуждаем
    Тренируйте свое умение просто рассуждать на любые, доступные вашему пониманию темы.
    Назовем это упражнение «Что, если... ?»
    - Что если бы вам нагрубили?
    - Что если бы вам надо было сообщить плохую весть? - Что если бы вам предложили читать курс риторики?
    - Что если поехать отдыхать за границу?
    Предложить можно и упражнение:
    Быть или не быть?
    «Быть или не быть» сопровождает нас всю жизнь. Мы этого даже не замечаем. «Вставать или еще поваляться в постели?» «Сказать или не сказать, что слышала о нем?» «Пойти или не пойти в гости?» «Выполнить задание или не стоит - еще успеется?»
    Ведь решая вопрос «Быть или не быть?», мы всегда рассуждаем, приводя аргументы «за» и «против». В предложенном упражнении тренируется навык доказательности, что чрезвычайно важно в диалоге, споре. Умение аргументировать свое решение, вывод начинайте тренировать на простейших, бытовых проблемах.
    Пословица ясно молвится
    Чтобы яснее понимать, чувствовать идею и сверхзадачу своего выступления на ту или иную тему, полезно сочинять короткие речи с выводом, выраженным пословицей или поговоркой: «Не в свои сани не садись», «Мал золотник, да дорог», «Не все то золото, что блестит», «Мне что до того, было бы мне хорошо», «Не гордись званием, а гордись знанием»...
    Все предложенные задания позволяют во время спора, дискуссии точнее угадывать тип мышления оппонентов, легче находить общий язык, лучше управлять работой своего интеллекта, повышать гибкость и скорость реагирования, скорее добиваться цели диалога.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    Как понимать спор, дискуссию, полемику?
    От чего зависит результативность спора?
    Какие существуют правила спора?
    Что надо знать о стилях мышления и для чего?
    ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ
    (Виды учебных речей)

    http://www.koob.ru
    Познай, почувствуй, и свершится чудо:
    Желанной ты достигнешь цели,
    О коей и не ведаешь покуда.
    Мало знать теорию и методику предмета «риторика». Надо владеть практикой публичного выступления. На нашем языке «понять - значит почувствовать и сделать». Теорию воплотить в практике.
    Для приобретения навыков публичного выступления предлагается определенная последовательность создания различных видов речи. Мы сознательно исключаем такой вид речи, как информационный. В последние годы он стал почти единственным видом общения: формальная, просто сообщающая, безынтонационная манера звучания. Оратор не проявляет своей заинтересованности, отношения к объекту высказывания, не разъясняет содержание, а просто информирует. Такой вид речи схож с простым объявлением.
    Учебные речи строятся таким образом, что оратор от выступления к выступлению как бы смелеет, делает выступления все более интересными, эмоциональными, способными воздействовать на слушателей.
    Виды учебных речей взяты из опыта работы в созданной мною школе ораторского искусства и преподавания риторики в вузах города и страны.
    Предложенные речи - это первый опыт занимающихся. Они просты по содержанию и, главное, предельно кратки. В процессе выступления оратора они звучат, разумеется, иначе: более разговорно, с обращениями к слушателям, с риторическими приемами, которые делают речь более воздействующей. Заучивать тексты своих выступлений не рекомендуется. При заучивании работает память, а не мысль. Важно, чтобы мысли оратора рождались здесь, сейчас, на глазах у слушателей. Это самое дорогое в искусстве оратора.
    РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
    Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выходит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слушателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами-
    199
    лию, сообщает о том, кем работает или где учится, что привело его в школу ораторов; что он от нее ожидает.
    - Я - Ольга Сергеева. Мне двадцать семь лет. Работаю экскурсоводом. Мне очень важно владеть речью. Я часто волнуюсь, и моя речь становится невнятной, голос звучит напряженно. От этого я еще больше начинаю волноваться. Боюсь смотреть в глаза слушателям.
    Пришла в школу, чтобы не только усовершенствовать речь и голос, написать хороший текст, но и научиться бороться с волнением во время ведения экскурсии.
    - Я - Николай Смирнов. Мне двадцать пять лет. Руковожу детской спортивной школой.
    Меня часто переспрашивают. Не понимают, что ли? Мне от волнения бывает трудно произнести фразу. Звуки как бы наскакивают один на другой, особенно когда я выступаю перед родителями.
    Хочу быть более смелым и не бояться выступать. Хочу словом увлекать ребят спортом.
    Вот поэтому и пришел учиться.
    В первой же речи видны многие недостатки публичного выступления: глаза бегают или устремлены в потолок (оратор должен глядеть в глаза слушателям); речь звучит очень тихо, невнятно; мысли формулируются с величайшим трудом; речь изобилует навязчивыми словами и выражениями; руки все время бессмысленно двигаются; оратор часто переступает с ноги на ногу...
    В речевом взаимодействии очень важно мысленно видеть то, о чем говоришь, и передавать слушателям картины внутреннего видения. Выступающий описывает игру природы, или случай, или интересного человека...

    http://www.koob.ru
    ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
    Море
    Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам.
    Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно красиво в любую погоду. Когда светит солнце и голубеет небо, то само море тоже превращается в небо, а вода переливается и играет «зайчиками». А когда нет ветра и волн, то можно увидеть, как рыбы радуются такой погоде; они то и дело выпрыгивают из воды, ловят мошек и плюхаются обратно.
    200
    А что творится с морем, когда сильный ветер и дождь?! Тогда, «бушуя в бурной мгле, играет море с берегами». Оно превращается в серое чудовище, готовое проглотить вас. Но по-своему оно тоже красиво. Красиво своей могучей силой, своей дерзостью.
    Ты днем красиво, море.
    Ночью тоже.
    В твоей красе величие царит.
    Как много тайн в тебе.
    Быть может, Их знает только дно да скал гранит.
    Собирайте вещи! Поезжайте на море! Наслаждайтесь величием природы!
    В описательной речи оратор не торопится произнести все слова. Он сосредоточен на внутренних видениях того, о чем рассказывает. Это его несколько успокаивает, убирает излишнее волнение.
    РЕЧЬ «ОТ ПРЕДМЕТА»
    В такой речи оратор также борется с волнением. Теперь он выступает не от себя. Теперь Я
    - уже не Я. Я - старинная вешалка, чернильница, глобус, диван... И это обстоятельство делает оратора более смелым. Кроме того: речь «от предмета» развивает фантазию, воображение, юмор...
    Старинные часы
    Я - старинные часы с кукушкой.
    Много лет назад меня принесли в этот добрый дом мои еще молодые хозяева и поместили в комнате на стене, напротив большого окна. Тогда мои стрелки, поблескивая золотом, отсчитывали секунды, и кукушечка, распахнув лакированные дверцы своего домика, оповещала хозяев о каждом прожитом часе в этом доме: «Ку-ку, ку-ку...». Мы были свидетелями их счастливой молодой жизни. Весело будили ребятишек, когда им пришла пора идти в школу. А в часы грусти и печали кукушечка тихо открывала свои дверцы и грустное «ку-ку, ку-ку...» нарушало тишину комнаты. Так мы и жили: секунда за секундой, час за часом, год за годом.
    Но однажды главный механизм пришел в негодность и меня сняли со стены, упаковали в коробку и отнесли на пыльный чердак.
    201
    Неизвестно, сколько прошло времени. Но вдруг неожиданно в коробку с солнечным светом заглянули чьи-то любопытные глаза, моих стрелок коснулись чьи-то добрые руки.
    И вот я вновь на той же стене.
    Из окна видны уже большие деревья, у камина сидят мои постаревшие хозяева, а рядом с ними резвятся уже их маленькие внуки. Мой новый механизм отсчитывает секунды, кукушечка распахивает свои, вновь покрытые лаком, дверцы и весело приветствует подросшую ребятню: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!».
    Мягкая игрушка
    Я - тигренок. Нет, не живой. Я мягкая игрушка.

    http://www.koob.ru
    Сначала меня долго выбирали в магазине. Потом с трепетом дарили. Затем долго восхищались, хвастались перед друзьями и подругами.
    Самое счастливое время для меня - когда меня повсюду берут с собой. И хотя путешествовать мне приходится зачастую в чемодане, я все равно счастлив. Я обожаю, когда, прижавшись ко мне, моя хозяйка засыпает и просыпается. Я готов сделать для нее все, что в моих силах. Согреть, когда ей холодно. Выслушать, когда ей не с кем поговорить. Составить компанию, когда ей одиноко.
    Но проходит время, и я чувствую, что я ей уже не так необходим, как прежде. Меня все реже берут с собой в путешествие. Я все чаще лежу на окне.
    Возможно, я уже сыграл свою роль? Возможно, это все, что я мог сделать?..
    Но я-то знаю, что был очень нужной, самой лучшей мягкой игрушкой.
    Диван
    Я новый диван. Меня недавно купили. Купили вместе с креслами. Все мы называемся гарнитур «Моника». О, мебельная фабрика! Я - мужчина, а меня назвали женским именем! Да еще каким! «Моника»!
    Утешает только одно: мне дали почетный титул: «мягкая мебель». Вы понимаете, стол для компьютера (очень полезная вещь), шкаф с тремя дверками и антресолью - просто мебель.
    А я - «мягкая мебель»!
    Да и что удивляться. Я весь такой гобеленовый, весь такой мягкий и раздвижной, с ящичками для белья и даже с молнией на подушке.
    Но обращаются со мной несколько неуважительно. Вот сейчас придет хозяин и непременно сядет на подушки. Так и есть!
    202
    Эй, эй! Ты чего это в обуви на меня лезешь?! Ведь не один раз сидишь. Сейчас запачкаешь, а потом на эту грязь сядешь. Как говорил мой столяр-плотник: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!».
    Как бы мне хотелось подольше быть новеньким. Ведь я дорожу своим почетным титулом
    «Мягкая мебель».
    ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
    Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть логически хорошо выстроена, должна содержать убедительные доказательства, факты, аргументы. Следует позаботиться и об эмо- циональности речи. Темы в доказательных речах должны быть близки и понятны оратору.
    Футбол
    Кто не любит футбол? Кто его не понимает? Ограниченные люди! Зачем они ищут в игре глубинный смысл, философию-то, чего не должно быть в простом и поэтому наиболее захватывающем развлечении. Часто слышишь из уст ненавистников футбола: «Двадцать два бугая гоняют по полю мяч почти два часа! Это же глупость!». Нет - глупость в том, чтобы отрицать простую и чистую Игру с большой буквы.
    Глупо бездумно отвергать то, что радует миллиарды людей на всей планете. Представьте: судья выставляет на середину зеленого поля мяч, и вот игрок в первый раз ударяет по нему, начиная матч, вовлекая вас в игру. Удар ногой по белому, беспомощному мячику - и твои мышцы напряжены так же, как и у футболиста.
    Ты следишь, часто с замиранием сердца, за мячом... Вот пас -мяч летит через все поле, и ты вместе с футболистом ловишь его, обрабатываешь ловко ногой, чтобы удобнее было играть, легко обводишь защитника вражеских ворот, красивым, чуть заметным движением останавливаешь мяч. Метнул взгляд на вратаря - он, не ожидая остановки, ушел в правый угол ворот, и ты, несильно размахнувшись, посылаешь мяч, почти уже сросшийся с твоей ногой, мимо защитника, в левый верхний угол ворот, прямо «в девятку». Доля секунды, как мяч оторвался от твоей стопы, кажется тебе вечностью. Но вот мяч влетает в ворота, и

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта