Главная страница
Навигация по странице:

  • Задача 434 ★

  • Задача 435 ★

  • Задача 436 ★

  • Задача 437 ★

  • Задача 438 ★

  • Задача 439 ★

  • Задача 440 ★

  • Задача 441 ★

  • Задача 442 ★

  • Психология Задачи к семинарам. Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеЗадача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения
    Дата09.02.2022
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПсихология Задачи к семинарам.doc
    ТипЗадача
    #356871
    страница26 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31

    Задача 418●. Прочтите следующие высказывания. Определите, кто из перечисленных исследователей является их автором: Н. А. Рерих, В. К. Вилюнас, У. Джемс, В. Вундт, А. Н. Леонтьев, Б. Спиноза, П. В. Симонов.

    1. [...] определял эмоции как состояния, которые "увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее".

    2. [...] утверждал: "Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция".

    3. "Эмоции, - писал [...], - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности".

    1. "Совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное "введение в сознание других элементов"".

    2. "Всю систему чувств, - писал [...], - можно определить как многообразие трех измерений" (удовольствия и неудовольствия, напряжения и разрядки, возбуждения и успокоения), "в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга".

    3. Согласно формуле, предложенной [...], сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

    4. "Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое "радуйся", истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения".

    Задача 419●. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.

    1. Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.

    2. Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.

    3. Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.

    4. Чувства непередаваемы языком слов и движений.

    5. Без эмоций невозможны познание и деятельность.

    6. Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

    7. Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.

    8. Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

    Задача 420●. Объясните приведенный исторический факт. Что стало причиной такого резкого изменения в эмоциональных отношениях?

    В 1848 г. в результате взрыва металлический стержень длиной примерно 1 м и весом более 5 кг пробил череп некоего Финеаса Гейджа, 25-летнего мастера, работавшего на железнодорожной стройке. Из-за этого несчастного случая его левая лобная доля была удалена так чисто, как это можно было бы сделать только с помощью хирургической операции. Гейдж чудесным образом выжил, но его характер резко изменился. До ранения это был симпатичный, надежный и трудолюбивый человек. После выздоровления он стал беспокойным, крикливым, грубым и импульсивным. Наблюдавший его врач писал, что Гейдж "почти не проявляет уважения к своим товарищам, раздраженно реагирует на ограничения и советы, если они идут вразрез с его желаниями; он то невыносимо упрям, то капризен и нерешителен; строит многочисленные планы будущих действий, которые так и остаются неосуществленными".

    Задача 421●. Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

    1. Эмоции - это есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову)

    2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин)

    3. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К. К. Платонов)

    Задача 422●. Определите, какая концепция лежит в основе следующих утверждений. Дайте ей критическую оценку с точки зрения современных знаний об эмоциях.

    1. Общеизвестные внешние выражения эмоций вовсе не являются их следствиями, как обычно думают, а скорее, наоборот, являются их причинами... Выражения "мы смеемся, потому что нам весело" или "плачем, потому что нам грустно" менее правильны, чем противоположные им, а именно: "нам весело, потому что мы смеемся" и "нам грустно, потому что мы плачем".

    2. Наш естественный ход мыслей относительно этих простых эмоций (т.е. горя, страха, ярости, любви) состоит в том, что наше субъективное восприятие какого-то факта возбуждает субъективное чувство, называемое эмоцией, и что это последнее состояние духа вызывает телесное выражение. Моя теория, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего организм фактора и что наше ощущение этих самых изменений, поскольку они происходят, и есть эмоция.

    Задача 423●. Ниже приведен пример из книги К. Форбс "Mama's Bank Account". Объясните описанный сдвиг в эмоциональном отношении.

    Девочка, от лица которой ведется повествование, вначале вместе со своими тетушками весьма негативно и пренебрежительно относится к одному из своих дядюшек. Им кажется, что он занят исключительно собой. Несмотря на то что его работа, состоящая в покупке захудалых ферм, их отстройке и перепродаже, должна, казалось бы, приносить неплохой доход, он живет чрезвычайно бедно. Неприязнь он вызвал, продав какие-то фамильные ценности, вывезенные из Норвегии, и, очевидно, прикарманив деньги. Родственники понимают, что у него есть свои трудности. Им известно, что он в детстве получил какое-то увечье и сильно хромает, но их возмущает его крайний эгоцентризм.

    Когда он умер, семья собралась на похороны, не без интереса относясь к вопросу об оставленном им состоянии. Однако оказалось, что никаких денег он не оставил, - нашли лишь маленькую записную книжку с множеством записей типа: Джозеф Спенелли, четыре года. Туберкулез левой ноги. 237 долларов. Ходит. Джеми Келли. 9 лет. 435 долларов. Ходит. Эста Дженсен. 11 лет. Растяжка, 121 доллар. Сэм Бернштейн. Пять лет. Косолапость. 452,16 долларов. Ходит.

    В результате этой дополнительной информации происходит резкий и стойкий сдвиг эмоционального состояния. Почему?

    Задача 424●. Объясните, почему...

    а) когда мы повторяем слово "лимон", во рту становится кисло?

    б) чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти?

    в) для поддержания бодрости люди иногда насвистывают?

    г) если весь день просидеть с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом, то охватит меланхолия?

    д) если думать и говорить, что сейчас стошнит, то это может и произойти?

    е) К. С. Станиславский советовал студентам в драматических сценах думать о чем-то грустном и плохом, чтобы вызвать вполне реальные слезы?

    Задача 425●. Определите авторов приведенных взглядов на сущность эмоций. Как вы считаете, телесные проявления - причина или результат возникновения эмоций?

    1. Я совершенно не могу вообразить, что за эмоция страха останется в нашем сознании, если устранить из него чувства, связанные с усиленным сердцебиением, коротким дыханием, дрожью губ, с расслаблением членов, "гусиной кожей" и "возбуждением во внутренностях".

    2. Может ли кто-нибудь представить себе состояние гнева и вообразить при этом тотчас же не волнение в груди, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, стискивание зубов и стремление к энергичным поступкам, а, наоборот, расслабленные мышцы, ровное дыхание и спокойное лицо?

    3. То же рассуждение применимо и к эмоции печали; что такое была бы печаль без слез, рыданий, задержки сердцебиения, тоски, сопровождаемой особым ощущением под ложечкой! Лишенное чувственного тона признание того факта, что известные обстоятельства весьма печальны, - и больше ничего. То же самое обнаруживается при анализе любой другой страсти. Человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть пустой звук.

    Задача 426●. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.

    1. Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того чтобы радоваться.

    2. На свадьбе новобрачные, вместо того чтобы радоваться, часто чувствуют взаимное раздражение и переживают комплекс отрицательных эмоций.

    3. Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.

    4. Спортсмены, побив мировой рекорд, вместо того чтобы испытывать гордость и счастье, часто плачут и раздражаются.

    5. Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.

    6. В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются.

    Задача 427●. С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении?

    1. Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.

    2. Под влиянием эмоций усиливается тенденция к фантазированию.

    3. Эмоции снижают страх перед неизвестным.

    4. Эмоции снижают внимание к деятельности.

    5. Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность.

    6. Страх - это всегда следствие недостатка информации.

    7. В момент удивления отсутствуют мысли.

    8. Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде.

    9. По закону Йоркса - Додсона, деятельность не достигает успеха, когда человек относится к ней отрицательно либо когда он относится к ней чрезмерно положительно.

    10. По образному выражению И. П. Павлова, "страсть можно вогнать в мышцы".

    Задача 428●. Прочитайте приведенные отрывки. С кем из авторов вам хочется согласиться? Кого после этих строк вы охотнее бы завели - собаку или кошку? Поясните, чем эмоции животных отличаются от человеческих.

    1. М. Цветаева, "Кошки"

    Они приходят к нам, когда
    У нас в глазах не видно боли.
    Но боль пришла - их нету боле:
    В кошачьем сердце нет стыда!
    Смешно, не правда ли, поэт,
    Их обучать домашней роли.
    Они бегут от рабской доли:
    В кошачьем сердце рабства нет!
    Как ни мани, как ни зови,
    Как ни балуй в уютной холе,
    Единый миг - они на воле:
    В кошачьем сердце нет любви!

    2. Дж. Вест, "Посвящение собаке": "Единственным, совершенно бескорыстным другом человека в этом корыстном мире, другом, который никогда не покинет его, который никогда не бывает неблагодарным и не предаст его, является собака. Собака останется рядом с человеком в богатстве и в бедности, в здравии и болезни. Она будет спать на холодной земле, где дуют зимние ветры и яростно метет снег, только бы быть рядом с хозяином. Собака будет целовать ему руку, даже если эта рука не может дать ей еды; она будет зализывать раны и царапины - результаты столкновений с жестокостью окружающего мира. Собака охраняет сон своего нищего хозяина так же ревностно, как если бы он был принцем. Когда уходят все остальные друзья, этот останется. Когда все богатства улетучатся и все разваливается на куски, собака так же постоянна в своей любви, как солнце, шествующее по небу".

    Задача 429●. Поясните, как определяет Ф. Е. Василюк: а) гедонистическое переживание, б) реалистическое переживание, в) ценностное переживание, г) творческое переживание. Каким личностям свойственны эти типы переживаний? Проанализируйте, какой тип переживаний мог бы быть прототипом для перечисленных исторических и литературных персонажей.

    Ван Гог, Родион Раскольников, Мартин Иден, Сомс Форсайт, доктор Швейцер, Джульетта, Скарлетт О'Хара, Обломов, Глеб Жеглов, Плюшкин, Микеланджело, Гитлер, Шариков, Лолита, Павел Корчагин, Базаров, Катерина Измайлова, Петр I, Галилео Галилей, Иван Грозный, Иван Сусанин, Муссолини, Паганини, Карлсон, Воланд, Сальери, Алеша Карамазов, Лука, Васса Железнова, Колумб, отец Сергий.

    Задача 430●. Определите эмоциональные состояния героев в приведенных отрывках из романов Ф. М. Достоевского и материалов двух уголовных дел.

    1. Он расстегнул пальто и высвободил топор из петли, но еще не вынул совсем, а только придерживал правою рукой под одеждой. Руки его были ужасно слабы; самому ему слышалось, как они, с каждым мгновением, все более немели и деревенели. Он боялся, что выпустит и уронит топор ... вдруг голова его как бы закружилась...

    Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову [старухи] обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила...

    Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. Удар пришелся в самое темя... Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове... Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая...

    Он положил топор на пол, подле мертвой, и тотчас же полез ей в карман, стараясь не замараться текущею кровью, - в тот самый правый карман, из которого она в прошлый раз вынимала ключи. Он был в полном уме, затмений и головокружений уже не было, но руки все еще дрожали...

    2. Федор Павлович отпер окно и высунул всю свою голову.

    - Грушенька, ты? Ты, что ли? - проговорил он каким-то дрожащим полушепотом. - Где ты, маточка, ангелочек, где ты? - Он был в страшном волнении, он задыхался...

    "Один!" - решил Митя...

    Митя смотрел сбоку и не шевелился. Весь столь противный ему профиль старика, весь отвисший кадык его, нос крючком, улыбающийся в сладостном ожидании, губы его, все это ярко было освещено косым светом лампы слева из комнаты. Страшная, неистовая злоба закипела вдруг в сердце Мити: "Вот он, его соперник, его мучитель, мучитель его жизни!" Это был прилив той самой внезапной, мстительной и неистовой злобы, про которую, как бы предчувствуя ее, возвестил он Алеше в разговоре с ним в беседке четыре дня назад, когда он ответил на вопрос Алеши: "Как можешь ты говорить, что убьешь отца?"

    "Я ведь не знаю, не знаю, - сказал он тогда, - может, не убью, а может, убью. Боюсь, что ненавистен он вдруг мне станет своим лицом в ту самую минуту. Ненавижу я его кадык, его нос, его глаза, его бесстыжую насмешку. Личное омерзение чувствую. Вот этого боюсь, вот и не удержусь..."

    Личное омерзение нарастало нестерпимо. Митя уже не помнил себя и вдруг выхватил медный пестик из кармана...

    3. Отец Алексеева страдал алкоголизмом. Его брат и сестра умерли в детстве. Алексеев рос физически слабым, часто болел. В отношениях со сверстниками стеснялся своей физической слабости, "драк избегал, но уж если дрался, то до конца... либо я его (обидчика), либо он меня... Чаще доставалось мне". Тяжело переживал обиды, в мечтах видел себя сильным, с 16 лет с этой целью начал заниматься спортом. Проявлял большое старание, выполнил норму кандидата в мастера спорта по гребле.

    Отчим тоже пил, конфликтовал с Алексеевым и его матерью. Общение с отчимом воспитало у Алексеева острую неприязнь ко всему, связанному с пьянством.

    После окончания школы и профтехучилища Алексеев начал работать на стройке каменщиком, но вскоре был призван в армию. После увольнения в запас вернулся на стройку. В работе отличался добросовестностью, ответственностью, с окружающими был доброжелателен, сдержан, несколько замкнут, молчалив. Отмечается высокое чувство собственного достоинства, болезненная реакция на обиды и оскорбления. В последнее время у Алексеева сложились неприязненные отношения с Кузнецовым, который часто оскорблял Алексеева, вел себя по отношению к нему развязно и цинично.

    14.12.87 днем Алексеев находился в бытовке, куда Кузнецов и Захаров зашли с намерением распить бутылку вина. Кузнецов грубо потребовал от Алексеева найти кружку. Алексеев воспринял это требование как оскорбительное для себя и отказался его выполнять. Кузнецов набросился на него, повалил на пол и начал бить. Алексеев просил отпустить его, несколько раз спрашивал "за что?". "Я почувствовал себя страшно униженным - он меня бьет, а я должен просить его не бить меня, хотя никакой вины за мной нет".

    Кузнецов, продолжая бить, повторял: "Будешь еще, чурбан?". Отпустив Алексеева, Кузнецов продолжал оскорблять его, угрожать ему. Алексеев поднялся с пола. "У меня была страшная злоба, но я все равно сдержался бы... я не хотел драться". В этот момент Кузнецов особенно цинично, нецензурно оскорбил Алексеева. О дальнейшем Алексеев помнит неотчетливо: "...меня просто взорвало... я вспомнил случай, когда меня били шесть человек за то, что я не поставил им бутылку вина... Не помню, какие мысли еще были..." Затрудняется сказать, какой рукой схватил нож, лежавший на столе ("Показалось, что это отвертка, я до этого клал на стол отвертку..."), и нанес Кузнецову удар в живот.

    Кузнецов после нанесения удара вырвал у Алексеева нож и вместе с Захаровым вытолкал его из бытовки. Захаров показал: "Алексеев был в разъяренном состоянии... Я знаю Алексеева как спокойного парня, что с ним случилось, я и сам не знаю, но он был слишком обижен, как я считаю, из-за пустяка". Увидев, что Кузнецов корчится от боли, Алексеев громко разрыдался и потом долго не мог успокоиться, плакал, выражал сожаление в связи с происшедшим.

    4. Гаврилов родился в рабочей семье, старший из двух сыновей. В семье чувствовал себя несколько отчужденно, так как все внимание родители уделяли младшему брату, который часто болел и "был любимым у них".

    Развивался нормально, учился средне. С людьми сходился трудно, был застенчив, переживал "дефект" - шрам на подбородке и щеке от полученной в детстве травмы. Тянулся к товарищам, дорожил их отношением к себе, но всегда был крайне чувствительным к шуткам и насмешкам в свой адрес. После армии работал по своей специальности каменщика на стройке.

    28.08.86 на рабочем объекте у Гаврилова возник конфликт с рабочими Сорокиным и Зайцевым из-за замечания, сделанного им Сорокину, с которым, как он считал, у него были приятельские отношения. Неожиданно Сорокин и Зайцев стали оскорблять Гаврилова, цинично издеваться над ним. Они связали Гаврилова, толкали его, навалили на связанного груз и садились сверху на него. Гаврилов при этом плакал, просил прекратить издевательства.

    После того как Сорокин и Зайцев, развязав его, ушли, почувствовал сильную боль в ногах. При этом испытывал крайнюю озлобленность, чувство глубокого стыда, унижение человеческого достоинства. Особое впечатление произвело на него "предательство" Сорокина. После ухода Зайцева и Сорокина прошло около 20 минут, стали возвращаться остальные рабочие, и Гаврилов приступил к работе. До того как вернулись Сорокин и Зайцев, он успел уложить 15 - 20 кирпичей. Увидев Сорокина, Гаврилов обменялся с ним взглядами, при этом Сорокин снова цинично выразился в адрес Гаврилова. Новое оскорбление вызвало сильное волнение у Гаврилова, он был не в состоянии работать, начал ходить по площадке. Появилось сильное стремление "проучить" обидчика, выбрав момент, когда он останется один. Когда Сорокин, получив распоряжение мастера, пошел в соседнюю комнату, Гаврилов сразу же направился за ним, предварительно убедившись, что никто не обращает на него внимания.

    Забежав вслед за Сорокиным в комнату, Гаврилов, сильно волнуясь, схватил молоток и нанес три удара Сорокину по голове. При этом Гаврилов, по его показаниям, "убить Сорокина... не хотел, и поэтому удары наносил молотком не со всей силой". Когда прибежал Зайцев, Гаврилов бросил молоток и отошел в сторону. Сорокин от полученных ударов скончался.

    Задача 431●. Какие индивидуальные особенности чувств (сила, глубина, амбивалентность, устойчивость) проявляются в приведенных примерах? Какое влияние (регулирующее, стимулирующее, дезорганизующее) оказали здесь чувства на поведение и образ жизни?

    1. Урок английского языка. Ученики принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время в класс заглядывает ее коллега и любимый человек М. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить ему суть происходящего. Но тот холоден и строг. Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из учеников завернул в тряпку, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ученики грубят учительнице. Одного за другим она выгонят их за дверь.

    1. "Не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе".

    2. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал по 2-3 смены, не выходя из цеха. Теперь работа ему в тягость, он жалуется на крайнюю усталость и апатию.

    3. Анна Каренина накануне гибели размышляет о своем отношении к Вронскому: "Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее... У меня все в нем одном, и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался мне... Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим". (Л. Н. Толстой)

    Задача 432●. Определите в анализе приведенных фрагментов проявления нормального горя, острого горя и болезненного горя. Как должна строиться коррекционная работа в каждом из случаев?

    1. Наблюдаются некоторые изменения сознания. Возникает легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей (иногда человек выглядит призрачно и кажется маленьким), сильная поглощенность образом умершего. Одному человеку казалось, что он видит свою погибшую дочь, которая зовет его из телефонной будки. Он был так захвачен этой сценой, в особенности тем, с какой ясностью и отчетливостью он услышал свое имя, что в этот момент перестал замечать окружающее.

    2. В поведении человека проявляются черты умершего или манера его поведения в момент трагедии. Сын обнаруживает, что походка у него стала, как у умершего отца. Он смотрит в зеркало, и ему кажется, что он выглядит точно так же, как умерший.

    3. Общим для большинства людей является следующий синдром: периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы ("почти невозможно подняться по лестнице", "все, что я поднимаю, кажется таким тяжелым"); интенсивное субъективное страдание, переживаемое как напряжение или душевная боль.

    4. Человека, недавно перенесшего тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лет назад. Так, 38-летняя женщина, у которой только что умерла мать и которая очень болезненно отреагировала на эту утрату, как оказалось, была лишь в небольшой степени сосредоточена на смерти матери; она была поглощена мучительными фантазиями, связанными со смертью ее брата, погибшего двадцать лет назад.

    1. Переживание горя имеет адаптивный характер, потому что действует как мотивация к обретению утраченного объекта вновь (Боулби). Ряд внешних проявлений горя могут выполнять коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь.

    2. Человек испытывает повышенную активность без чувства утраты, а скорее с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни. Предпринимаемая в ситуации потери деятельность носит экспансивный и авантюрный характер, приближаясь по виду к занятиям, которым в свое время посвящал себя умерший.

    3. У человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения.

    Задача 433●. Проанализируйте с точки зрения теории эмоций высказывание экспрессивной танцовщицы Мэри Уигман (1) и танцевального психотерапевта Шильдера (2). Каковы психологические механизмы моделирования эмоций?

    1. Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым.

    2. Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает физическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности. (По К. Рудестаму)

    Задача 434. "Переведите" на научный язык современной психологии эмоциональных состояний и дайте пояснения следующим поэтическим строкам.

    1. О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! (К. Н. Батюшков)

    1. ...Так, значит, и впрямь Всю жизнь удаляется, а не длится Любовь, удивленья мгновенная дань? (Б. Пастернак)

    2. Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман. (А. С. Пушкин)

    3. Приманкой ласковых речей Вам не лишить меня рассудка. (Е. А. Баратынский)

    4. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? (Ф. И. Тютчев)

    5. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин)

    6. Когда ты злобен или болен, Тоской иль страстию палим, Поверь: тогда еще ты волен Гордиться счастием своим! (А. Блок)

    7. Слеза всегда смывает что-то И утешение несет. (В. Гюго)

    Задача 435. Постарайтесь вчувствоваться в японские хайку. Гамму каких переживаний они стараются передать?

    Конец осенним дням.
    Уже раскрыла руки
    Каштана скорлупа.
    (Басё)

    Бушует осенний вихрь!
    Едва народившийся месяц
    Вот-вот Он сметет с небес.
    (Какэй)

    Над ручьем целый день
    Ловит, ловит стрекоза
    Собственную тень.
    (Тиё-ни)

    На песчаном белом берегу
    Островка
    В Восточном океане
    Я, не отирая влажных глаз,
    С маленьким играю крабом.
    (Басё)

    Ливень грозовой!
    За траву чуть держится
    Стайка воробьев.
    (Бусон)

    Так кричит фазан,
    Будто это он открыл
    Первую звезду.
    (Исса)

    О, с какой тоской
    Птица пленная следит
    Бабочек полет.
    (Исса)

    Задача 436. "Поверьте алгеброй гармонию", попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный настрой. Выделите ключевые слова, создающие настроение - какое?

    1.

    Я клавишей стаю кормил с руки
    Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
    Я вытянул руки, я встал на носки,
    Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
    И было темно. И это был пруд
    И волны. - И птиц из породы люблю вас,
    Казалось, скорей умертвят, чем умрут
    Крикливые, черные, крепкие клювы.
    И это был пруд. И было темно.
    Пылали кубышки с полуночным дегтем.
    И было волною обглодано дно
    У лодки. И грызлися птицы у локтя.
    И ночь полоскалась в гортанях запруд.
    Казалось, покамест птенец не накормлен,
    И самки скорей умертвят, чем умрут,
    Рулады в крикливом, искривленном горле.
    (Б. Пастернак)

    2.

    Писала я на аспидной доске,
    И на листочках вееров поблеклых,
    И на речном, и на морском песке,
    Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
    И на стволах, которым сотни зим...
    И, наконец, - чтоб было всем известно! -
    Что ты любим! любим! любим! любим! -
    Расписывалась - радугой небесной.
    (М. Цветаева)

    3.

    ...И в яму, в бородавчатую темь
    скольжу к обледенелой водокачке
    и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,
    и разлетаются грачи в горячке,
    и я за ними ахаю, крича,
    в какой-то мерзлый, деревянный короб...
    (О. Мандельштам)

    4.

    ...Сегодня чувствую в сердце
    неясную дрожь созвездий,
    но глохнут в душе тумана
    моя тропинка и песня.
    Свет мои крылья ломает,
    и боль печали и знанья
    в чистом источнике мысли
    полощет воспоминанья...
    (Ф. Гарсиа Лорка)

    5.

    ...Китайцу подражать с душой прозрачно-ясной,
    Кто в забытьи немом рисует беспристрастно
    Смерть, бороздя фарфор, где меж снегов луна
    Цветком причудливым в выси восхищена,
    И аромат цветка всю жизнь луны заполнил...
    (Малларме)

    6.

    До свиданья, друг мой, до свиданья.
    Милый мой, ты у меня в груди.
    Предназначенное расставанье
    Обещает встречу впереди.
    До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
    Не грусти и не печаль бровей, -
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.
    (С. Есенин)

    7.

    Ты не знаешь, как приятно слушать
    Твой милый голос,
    Когда ты читаешь
    Под пестрой лампой, за чаем,
    Японские рассказы.
    Я тихонько мешаю сахар
    И слежу, как чаинки,
    Кружась и танцуя,
    Собираются постепенно
    Все в одну горку...
    И не понимаю ни слова,
    Только слышу
    Твой милый голос
    Под пестрой лампой
    Где-то далеко-далеко...
    И улыбаюсь.
    (В. А. Юнгер)

    Задача 437. Представьте, что вы - приверженец традиционного психоанализа. Что бы сказал психоаналитик, наблюдая следующие эмоциональные проявления? Всегда ли внешние эмоциональные проявления совпадают с их психологическим содержанием?

    1. Тетя Соня очень любит индийские кинофильмы и готова смотреть их по нескольку раз, при этом всегда плачет в определенных местах, утирая глаза кончиком фартука и трубно сморкаясь.

    2. Вика не выносит Иннокентия: когда им приходится оказаться рядом, она чувствует, что у нее падает настроение, она теряет интерес к происходящему, ее охватывает нестерпимое раздражение, и она начинает его задирать, грубить и подшучивать над ним.

    3. Майкл и Бобби любят группу "Оазис". Сейчас они находятся на стадионе, где проходит концерт, и стоят в группе фанатов недалеко от сцены. Майкл, красный от переполняющих его эмоций, вопит во все горло, движения его угловаты, он сдирает с себя футболку и размахивает ею. Бобби, наоборот, бледен, у него холодеют крепко сжатые пальцы, по телу бегают мурашки, со стороны кажется, что он пребывает в полуобморочном или трансовом состоянии.

    4. Тофик Нариманов вторую неделю продает на Черемушкинском рынке зеленые мандарины. Вот к нему подходит покупательница. Тофик медленно начинает чистить лучший экземпляр своего товара, с наслаждением вдыхая запах мандарина: "Подходи! Покупай мандарин: мед, рахат-лукум, пальчики оближешь! На весь базар нет такой мандарин! А запах... От один такой запах можно умереть!"

    Задача 438. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения.

    "Образованное сердце", "канализация эмоций", "животное удовлетворение", "голые эмоции", "кричащий цвет", "страсти-мордасти", "глубокие чувства", "дикий взгляд", "накал (кипение) страстей", "паралич чувств", "слабость эмоционального резонанса", "безумная страсть", "растрепанные чувства", "сам не свой", "терять голову", "взрыв эмоций", "анатомия любви", "разрушительные эмоции", "душевное смятение", "аффект мимо", "умные эмоции", "эмоционально насыщенная мысль", "эмоциональное познание", "пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет", "эмоции - цыгане нашей психики".

    Задача 439. Прочитайте выдержки из работы К. Юнга "Психологические типы". Что нового он внес в учение об эмоциях? Какие представления традиционной психологии были им пересмотрены? Определите, где приводятся описания эмоций в экстравертированной установке, а где - в интровертированной. Возможны ли ситуации "пересечения" бессознательных установок?

    1. Я могу почувствовать, что меня влечет к предикату "красивый" или "хороший" не потому, что я из субъективного эмоционального переживания нахожу объект "красивым" или "хорошим", но потому, что подходит назвать его так. Например, картину можно назвать красивой, потому что вообще предполагается, что, вися в салоне, подписанная известным художником, картина - красива. Или потому, например, что предикат "безобразная" может огорчить семью счастливого обладателя картины, или потому, что среди гостей салона имеется намерение создать приятную эмоциональную атмосферу, для чего необходимо, чтобы все казалось приятным.

    2. Отношение к объекту по возможности сохраняется в спокойном и безопасном среднем состоянии эмоций, между упорным сдерживанием страсти и ее безграничностью. Выражение эмоций поэтому остается умеренным, и объект всегда чувствует свою недооценку, если он ее осознает.

    Так как этот тип по большей части холоден и сдержан, то поверхностное суждение легко отказывает ему во всякой эмоции. Но это неверно, эмоции развиваются в глубину - интенсивное сострадание замыкается перед всяким выражением и достигает болезненной глубины, которая объемлет бедствие мира и поэтому немеет. Вдруг оно внезапно проявится в избытке и приведет к изумляющему поступку, так сказать, героического характера, которому ни окружающие, ни сам человек не могут найти истолкования.

    Перед самим собою он выражает свою цель и свое содержание, быть может, в скрытой и боязливо хранимой от глаз профана религиозности или в такой же не вызывающей изумления поэтической форме, не без тайного честолюбивого стремления осуществить этим превосходство над объектом.

    1. Эмоции такого человека соответствуют объективным положениям и общепринятым ценностям. Это сказывается особенно ясно в выборе объекта любви: любят "подходящего" человека, а не кого-нибудь другого, он подходит не потому, что он вполне соответствует субъективной скрытой сущности женщины - об этом она в большинстве случаев ничего не знает, - но потому, что он по своему знанию, возрасту, состоянию, величине и почтенности своей семьи соответствует всем разумным требованиям. Такие разумные браки существуют без числа. Такие жены хорошие подруги своим мужьям и хорошие матери, потому что "правильно" чувствовать они могут только тогда, когда ничто другое не мешает эмоциям. Ничто, однако, так сильно не может помешать чувствованию, как мышление. Такая женщина может очень хорошо думать, насколько это позволяют эмоции, но каждое логическое заключение, которое могло бы помешать чувствованию, просто отвергается. О нем обычно не думают. И, таким образом, ценят и любят все, что считается хорошим согласно объективной оценке.

    2. Преобладание такого вида чувствования К. Юнг нашел главным образом среди женщин. Пословица "Тихая вода - глубока" касается именно таких женщин. Они по большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрываются за детской или банальной маской, бывают меланхолического склада темперамента. Они не блистают и не выдвигаются вперед. Так как в отношениях они руководствуются преимущественно своими субъективно ориентированными эмоциями, то их истинные мотивы остаются по большей части скрытыми. Внешне они проявляют приятное спокойствие, не стремятся принуждать другого, влиять на него или даже воспитывать и изменять его. Если внешняя сторона более выражена, то появляется оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия к благополучию и несчастью другого. Тогда ясно чувствуется, как эмоции "отворачиваются" от объекта.

    Задача 440. Проанализируйте "лики любви". Вычлените из приведенных отрывков сущностные характеристики любви как высшего человеческого чувства. Как вы считаете, существует ли "мужская" и "женская" любовь?

    1.

    Что такое любовь? Ветерок ли, шелестящий в кустах шиповника, или вихрь, ломающий мачты кораблей?.. Это золотое свечение крови... (К. Гамсун)

    2.

    В брусниках, в лопухах,
    в крапивном аромате,
    в агавах и в шипах
    шиповника и роз,
    в тюльпанах, в табаке,
    в матером молочае,
    в метели маттиол,
    как некогда поэт,
    как некогда в сирень,
    и в желтом фиолете,
    lжелтофиолей вдрызг,
    как некогда дитя,
    расплакался старик,
    тугой, как конский щавель,
    Кохана, витер, сон
    Их либе, либе дих...
    (В. Аксенов)

    3.

    ...Я храм украшу и тебе оставлю
    Всех радостей ключи,
    Чтоб ты не выглядела хмурой...
    (Д. Китс)

    4.

    Лишь раз один, как папоротник, я
    цвету огнем весенней, пьяной ночью...
    Приди за мной к лесному средоточью,
    в заклятый круг, приди, сорви меня.
    Люби меня. Я всем тебе близка.
    О, уступи моей любовной порче!
    Я, как миндаль, смертельна и горька,
    нежней, чем смерть, обманчивей и горче.
    (Ч. де Габриак)

    5.

    ...Любви моей ты боялся зря:
    Не так я страшно люблю:
    Мне было довольно видеть тебя,
    Встречать улыбку твою!
    И в теплом ветре ловить опять
    То скрипок плач,
    То литавров медь...
    А что я с этого буду иметь?
    Того тебе - не понять...
    (Н. Матвеева)

    6.

    Было душно от жгучего света,
    А взгляды его - как лучи.
    Я только вздрогнула: этот
    Может меня приручить.
    Наклонился - он что-то скажет...
    От лица отхлынула кровь.
    Пусть камнем надгробным ляжет
    На жизни моей любовь.
    Не любишь, не хочешь смотреть?
    О, как ты красив, проклятый!
    И я не могу взлететь,
    А с детства была крылатой.
    Мне очи застит туман,
    Сливаются вещи и лица,
    И только красный тюльпан,
    Тюльпан у тебя в петлице.
    Как велит простая учтивость,
    Подошел ко мне, улыбнулся,
    Полуласково, полулениво
    Поцелуем руки коснулся -
    И загадочных, древних ликов
    На меня поглядели очи...
    Десять лет замираний и криков,
    Все мои бессонные ночи
    Я вложила в тихое слово
    И сказала его - напрасно.
    Отошел ты, и стало снова
    На душе и пусто и ясно.
    (А. Ахматова)

    7.

    Самый гнусный обман - хитростью лишить кого-то любви; это роковая утрата, не восполнимая ни во времени, ни в пространстве. (С. Кьеркегор)

    8.

    ...Не пой мне песен о солнечном свете:
    Солнце - враг влюбленных.
    Пой мне о сумерках и тенях
    И о полуночных воспоминаниях.
    (Сапфо)

    Задача 441. Попробуйте догадаться, какие эмоции и чувства имеются в виду в следующих метафорах и определениях.

    1. Зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя (Гегель)

    2. Плохой регулятор, но мощная пружина (Эмерсон)

    3. Внутренний голос, предупреждающий, что за нами кто-то следит (Менкен)

    4. Любовь к тому, что сам приказываешь себе (Гете)

    5. Бриллиант на руке у добродетели (Вольтер)

    6. Логарифм гордости (Вольфрам)

    7. Самая утонченная форма мести (Грасиан)

    8. Любовь, которая терзается болью любимых (Фенелон)

    9. Дитя добродушия (Ричардсон)

    10. Корень всех зол (Чосер)

    11. Кратковременное безумие (Гораций)

    12. Опьянение ума (Саути)

    Задача 442. Попытайтесь продолжить следующие изречения.

    1. Зло не в страстях вообще, а... (Белинский)

    2. Что началось гневом, кончается... (Франклин)

    3. Самая свирепая гордыня рождается из чувства... (Валери)

    4. Гордость без смирения - ... , смирение без гордости - ... (Красиньский)

    5. Ложная скромность - это до крайности утонченное... (Лабрюйер)

    6. Ко всем добродетелям, которыми только может обладать человек, примешано... (Бернардино Сиенский)

    7. Недостаточно не приносить вреда, нужно... (Мадзини)

    8. Ничто великое в мире не совершалось без... (Гегель)

    9. Нигде так не полезно промедление, как в... (Публий Сир)

    10. Ничто не возникает так быстро, как чувство... (Мюссе)



    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта