Главная страница
Навигация по странице:

  • Современные интерпретации – болезнь пространства

  • Религиозный космизм

  • Естественнонаучный космизм

  • Художественный космизм

  • Западничество

  • Славянофильство

  • Москва – Третий Рим

  • Философия (вопросы к зачёту). Ответы на зачёт (философия). Задача философии обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему Функции философии


    Скачать 92.44 Kb.
    НазваниеЗадача философии обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему Функции философии
    АнкорФилософия (вопросы к зачёту
    Дата30.09.2022
    Размер92.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на зачёт (философия).docx
    ТипЗадача
    #707636
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    Соборность

    Соборность – понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждётся на бескорыстной, самоотверженной любви. Только тогда постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному лицу или учреждению, сколь бы авторитетны они ни были.

    К признакам Соборности, по Франку, относятся следующие:

    • Это органически неразрывное единство «Я» и «Ты», вырастающее из первичного единства «Мы», причём «Мы» не внешнее «Я», а имманентно присутствует в каждом из них.

    • Соборное единство образует жизненное содержание самой личности.

    • «Соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуально, как сама личность», «само есть живая личность».

    • И как наиболее существенный признак – сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека.

    Строгое церковно-богословское значение термину Соборность возвращают Булгаков и Флоренский, рассматривая Соборность (или «кафо-личность») как душу православия, означающую вселенскость, единую жизнь в единой истине.

    1. Космизм (появился на стыке XIX-XX вв.) - это одно из течений в философии, которое является представлением о мире в целом. Космос для космистов - это структурное образование, которое находится в процессе своего развития. Представление о космосе как о живом организме отсылает нас к античности, а именно к философии Платона, который считал, что космос - это разумное живое существо, мир, в котором все гармонично, целостно и упорядоченно.

    Основополагающей идеей греческой философии и науки было представление о том, что мир является Космосом, порядком, образовавшимся из первичного Хаоса благодаря внесению в него некоего универсального космического закона — Логоса, который поэтому является первоначалом, первоосновой мира. Познание этого первоначала выдвигалось в качестве первоочередной задачи античной науки и философии.

    Современные интерпретации – болезнь пространства

    Наши выдающиеся русские учёные: Константин  Циолковский, Александр Чижевский, Владимир   Вернадский - основоположники русского космизма, представители его естественнонаучного направления - давно пришли к выводу, что наша Солнечная система - это часть большого живого организма Вселенной. Солнечная система представляет собой клетку, живую клетку Вселенной, и эта клетка, как часть целого, должна жить по законам, устанавливаемым этим целым,  то есть Вселенной. Таким образом, клетка, работая на общее благо, продлевает жизнь всему организму, а, значит, и самой себе. Но если клетка отказывается по какой-то причине жить по установленным этим  целым правилам, то включается в работу иммунная система организма, и данная клетка помещается в  карантин, чтобы зараза, болезнь, вирус, находящийся  в этой клетке, не распространялся дальше на весь  организм.

    Религиозный космизм

    Основателем русского космизма можно считать Н. Ф. Фёдорова. Философ был сторонником идеи воскрешения мертвых и считал, что таким способом можно достичь бессмертия. Одной из основных его идей были путешествия в Космос и его постепенная колонизация, потому что если люди будут жить вечно, то миллионам людей будет не хватать места на планете Земля. Поэтому изучение космического пространства было естественной необходимостью.

    Вселенная - безграничное пространство, и только Земля заселена людьми. После воскрешения мертвых все остальные планеты должны заселить воскрешенные люди, начиная от первобытных людей, заканчивая людьми настоящего времени.

    Фёдоров верил, что наука на нашей планете так сильно возрастёт, что мы сможем управлять атмосферными процессами, овладеем климатом, урегулируем сейсмические и вулканические явления и сможем их контролировать. В конечном итоге Земля станет космическим кораблем, который сможет свободно странствовать по Вселенной, а человечество объединит все космические миры.

    Естественнонаучный космизм

    Философ и изобретатель Константин Циолковский считал необходимостью выход человека в открытый космос. В основе его «Космической философии» лежит идея атома как простейшего элемента бытия. Эти «Атомы-духи» переходят от менее идеальной формы к другой, более идеальной. Космос для него - это живое существо, а люди - атомы, которые блуждают по Вселенной. Жизнь не ограничена нашей планетой, так как вся Вселенная состоит из бесчисленного количества этих атомов, а наша цивилизация является одной из множества других. В космосе большое разнообразие живых существ и богов, которые превышают нас по развитию. Жизнь на других планетах более развита и совершенна. Все эти космические существа образуют иерархию, одни имеют превосходство над другими и могут управлять их жизнью. Циолковский считает, что главная цель человечества это выход в открытый космос и его освоение. Не зря философ говорил: «Земля колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели".

    В. И. Вернадский рассматривает человечество как часть биосферы. Биосфера - это наружная область Земли, граничащая с Космосом и сосредоточившая в себе различные формы ее проявления. Человек - это существо, которое с помощью разума преобразовывает природные условия. По мнению ученого, в будущем человечество достигнет автотрофности, то есть станет независимым от иных форм жизни. Он рассматривает идею дальнейшей эволюции человека и разрабатывает концепцию ноосферы или сферы разума. В конечном итоге границы ноосферы могут расшириться до космического масштаба.

    Художественный космизм

    Космизм явно прослеживается в творчестве:

    • Литература: А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой, К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева, В. Хлебникова

    • Живопись: М. Врубеля, К. Коровина, К. Малевича, П. Филонова, В. Татлина, Н. Гончаровой, М Шагала, А. Глазунова

    • Музыка: С. Танеева, С. Прокофьева, С. Рахманинова, И. Стравинского

    Художники стремились приоткрыть завесу вечной тайны мироздания, прикоснуться к тайне космоса, жизни, смерти. В русское искусство вошел образ космоса как идеал времени, отождествляясь с целостностью, гармонией, соразмерностью. Определяющим настроением стала идея, что человек-творец на путях искусства служит божественному началу мироздания.

    1. Западники и славянофилы: спор о пути развития России

    Между западниками и славянофилами шла острая полемика, но это был спор людей, которых объединяла любовь к России, и в то же время ее судьбу в прошлом, настоящем и будущем, пути ее развития они видели совершенно по-разному.

    Западничество

    В центральном мировоззренческом споре, волновавшем русскую мысль, западники придерживались убеждения, что, только следуя за Западом, Россия может приблизиться к цивилизованному состоянию.

    Приверженцы: Герцен, Огарев, Грановский, Тургенев, Белинский, Чернышевский, Чаадаев

    Черты философии западничества:

    • Западники были или атеистами, или симпатизировали католической и протестантской религии. Православие, по их убеждению, повинно в массовом невежестве народа и в отсталости России.

    • Причину плачевного состояния России западники усматривали в упорном нежелании признать, что существует только одна линия исторического развития, проложенная западной цивилизацией. Россия должна усвоить европейский опыт, европейскую науку и философию.

    • Идеалом философии для западников была рационалистическая философия, основы которой заложил Декарт.По мнению западников, последовательная рационализация политической, экономической, социальной жизни приведёт к установлению идеального общественного устройства.

    • Многие западники критиковали монархический строй, были сторонниками социализма или политического либерализма.

    • Самой удивительной чертой, характерной почти для всех представителей западничества, является тот факт, что после знакомства с реальной жизнью на Западе (как это было у Герцена), или в результате интенсивной умственной работы (как это было с Чаадаевым), западники разочаровываются в своих взглядах.

    Славянофильство

    Славянофильство убеждено, что Запад подошёл к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.

    Приверженцы: Киреевский, Хомяков, Кошелев (ранний период); братья Аксаковы, Самарин (зрелый период); Достоевский, Григорьев, Страхов (почвенничество)

    Черты философии славянофилов:

    • Славянофильство имеет глубинную связь с религией и рассматривает православную религию и церковь в качестве основы всех философских и социологических построений.

    • Для него характерна резкая квалифицированная критика западной культуры и западной философии. Острие этой критики направлено против основополагающего мировоззренческого принципа Запада – рациональности.

    • Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание. Чтобы понять мир, познание должно быть цельным, а не раздробленным на логические фрагменты.

    • Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое в свободное и ограниченное единство.

    • Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.

    • Все представители славянофильской философии были убеждены, что православная вера определяет и политическую, и экономическую, и нравственную жизнь, а также мыслительную деятельность.

    Москва – Третий Рим

    Москва – Третий Рим, политическая теория, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства – Москвы как политического и церковного центра. Теория была изложена в характерной для средневекового мышления религиозной форме и утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению теоретиков, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь – «Третий Рим». Начав складываться в середине XV века, теория «Москва – Третий Рим» была сформулирована в начале XVI века в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

    Теория была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татарского ига и утверждения независимости Русского государства. В XVI – XVII веках в славянских странах Балканского полуострова теория «Москва – Третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория содержала и негативные черты – богоизбранности и национальной исключительности великорусов.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта