Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирование метода научного познания

  • Дискретная модель (Антикумулятивизм) – развитие путём научных революций, скачков, сопровождаемых сменой научных теорий

  • Континуальная модель (Кумулятивизм) – развитие путём постепенного непрерывного накопления

  • Картина мира

  • Научно-исследовательская программа

  • Проблема самодостоверности человеческого знания

  • Субъект – внепространственная и вневременная опора мира

  • Свобода воли

  • «Я» как интеллектуальная интуиция

  • Воля и сущность бытия в противопоставлении субъекта и объекта

  • Философия (вопросы к зачёту). Ответы на зачёт (философия). Задача философии обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему Функции философии


    Скачать 92.44 Kb.
    НазваниеЗадача философии обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему Функции философии
    АнкорФилософия (вопросы к зачёту
    Дата30.09.2022
    Размер92.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на зачёт (философия).docx
    ТипЗадача
    #707636
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Формирование субъекта познавательной деятельности

    В становлении субъекта познавательной деятельности особую роль сыграла эпоха Реформации. Наука Нового времени как социальный институт становится возможной при наличии совершенно определённого типа субъекта, а именно, нравственно самостоятельного типа личности, носителя индивидуального морального сознания с высокоразвитой рефлексивностью.

    Формирование метода научного познания

    Третьим важнейшим фактором, определившим становление науки XVII в., явился экспериментальный метод и формирование новой рациональности, понимаемой как измерение. Творцами научного метода были Н.Коперник, Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, И.Кеплер. Именно благодаря их деятельности, естествознание освобождалось от теологии. Им предстояло радикально реформировать структуры нашего разума, сформировать новый здравый смысл, основание которого есть доверие не столько чувственному зрению, сколько «очам разума».

    Дискретная модель (Антикумулятивизм) – развитие путём научных революций, скачков, сопровождаемых сменой научных теорий

    Приверженцы: Александр Койре, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд

    • Всякая научная истина не абсолютная, а относительная

    • Между научным и ненаучным знанием нет чёткой границы

    • Никогда нельзя окончательно обосновать принципы теории. Любое обоснование определяется достигнутым уровнем научного знания.

    • Учитывает влияние культурных факторов на науку

    Континуальная модель (Кумулятивизм) – развитие путём постепенного непрерывного накопления

    Приверженцы: Герберт Спенсер, Эрнст Мах, Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем

    • Существуют окончательные научные истины. Т.к. знание истинно и научно, то заблуждение в нём не присутствует.

    • Есть чёткая граница между научным и ненаучным знанием. Истоки всего нового находятся в старом.

    • Отсутствует процедура критики, не выявляются противоречия между старым и новым знанием.

    Минус кумулятивизма в том, что нет критики, не выявляются противоречия между существующими теориями.

    1. Научная революция

    Революция в науке – период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо совместимые или полностью несовместимые со старыми представлениями.

    Картина мира

    Картина мира – представление о мире, его целостное восприятие и понимание: что есть мир? Что находится в основе мира?

    Теория парадигм Куна

    Одним из её основных понятий была научная парадигма – совокупность научных достижений, в первую очередь теорий, признаваемых всем научным сообществом в определённый период времени. Истине теперь вообще отказывается в существовании, поскольку время идёт, и парадигмы меняются. Принятая в данное время парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение. Всё, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения. Кроме того, парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Таким образом, на каждом историческом этапе существует так называемая «нормальная наука», та, что действует в рамках парадигмы.

    Парадигма – строго научная теория, господствующая в течение определённого исторического периода в научном обществе. Это модель постановки проблем, методов их исследования и решения.

    Динамика науки была представлена Куном следующим образом: Старая парадигма – нормальная стадия развития науки – революция науки – новая парадигма.

    Согласно Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс.

    Когда научная дисциплина меняет одну парадигму на другую, по терминологии Куна, это называется «научной революцией» или «сдвигом парадигмы».

    Научно-исследовательская программа

    Научно-исследовательская программа (по Лакатосу) – единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

    1. См. вопросы (8), (13)

    Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии (эмпиризм), был Фрэнсис Бэкон (©«Знание – сила», «Что на практике наиболее полезно, то и в знании более истинно»).

    • Наука – мощный инструмент прогрессивных изменений

    • Цель занятия наукой – принесение пользы для жизни

    • Объект науки – природа, дающая человеку средства для усиления его господства над силами природы

    • 2 категории опытов: плодоносные (дают полезный результат), светоносные (не дают практической пользы, но проливают свет на глубокие связи, без которых плодоносные опыты имеют мало смысла)

    • Философия: теоретическая (выявление причин природных процессов), практическая (создание нового, чего в природе ещё не было)

    Декарт является основоположником рационализма (2 направления: гносеологическое и онтологическое) – философского направления, представители которого основным источником знания считали разум (противоположен эмпиризму). С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания. Декарт задавался вопросом: «Существует ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневаться?» - да. Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем сомневаться в том, что обладаем сознанием и существуем. Следовательно, мы имеем абсолютно истинное утверждение: "Я мыслю, следовательно, я существую”. Человек, формулирующий это утверждение, выражает знание, в котором он не может сомневаться, а само утверждение не может быть опровергнуто.

    Проблема самодостоверности человеческого знания

    Один из главных вопросов, который поставил Декарта в затруднительное положение — вопрос о связи души и тела. Вопрос этот был обусловлен дуализмом Декарта, вытекавшим из принципа («мыслю, следовательно, существую»). Дуализм Декарта выражается в том, что тело и душа – самостоятельные субстанции, независящие друг от друга. Отделив душу от телаДекарт отделил друг от друга и все их свойства, тем самым, позволив им существовать, независимо друг от друга. Критерий, который выбрал Декарт, для различения функций души и тела, является, отчасти, субъективным.

    1. Исходным пунктом глобальной научной революции XVI – XVII вв. считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.
      Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель – картину мира. Новые представления об устройстве мира привели к созданию Новой картины мира – механистической, в основе которой лежали представления о вселенной как замкнутой системе. Законам механики подчиняются всё и вся, входящее в состав вселенной, а, следовательно, законам этим приписывается универсальность. Как и в механических часах, в которых ход одного элемента строго подчинён ходу другого, так и во вселенной, согласно механистической картине мира, все процессы и явления строго причинно связаны между собой, нет места случайности и всё предопределено.

    2. См. вопросы (8), (11)

    Основа картезианства – последовательный дуализм.

    Вообще в философию картезианства включается как учение самого Декарта, так и философские концепции продолжателей Декарта, объединённых, прежде всего идеей самодостоверности сознания, развитием принципа дуализма души и тела и распространением математического метода познания.

    Декарт пытался приспособить философию к науке, а научное мышление связывал с философскими принципами, стремясь подвести под философию рациональную основу, научно обосновать основные исходные установки философии.

    1. Esse est percipi – «существовать, значит быть воспринятым» - основное положение идеалистической философии Джорджа Беркли – английского философа.

    В такой концепции Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я» - доктрину так называемого солипсизма («существую только я один»).

    По учению Беркли, только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана (происходит сам по себе, не по нашей воле) коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ – самим Богом.

    Согласно Беркли, формула «существовать – значит быть воспринятым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира.

    Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека.

    Субъект – внепространственная и вневременная опора мира

    Субъект – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей.

    Мир есть представление. А у представления есть две существенные, необходимые и неотделимые друг от друга цели – субъект и объект.

    Субъект представления есть тот, кто всё познаёт, сам непознанный никем.

    Объект представления как познанное обусловлен априорными формами пространства и времени, в силу чего и есть множественность. Субъект, напротив, вне времени и пространства, он целостен и индивидуален в каждом существе, способном иметь представления. Чтобы сконструировать мир из миллиона представлений, достаточно одного субъекта. Но с исчезновением субъекта нет мира как представления.

    Из этих убеждений и следует, что субъект в философском знании и есть внепространственная и вневременная опора мира.

    1. Свобода воли
      Одной из главных ценностей любой мировоззренческой системы является свобода. Понятие свободы является центральным, так как оно связано с таким понятием, как ответственность. Социум имеет свои запреты и дозволения, и человек, живущий в соответствии с правилами социума (в том числе нередко и религиозными), всегда ставится в ситуацию выбора, зная и понимая, что он несет за этот выбор полную ответственность.


    Говоря приблизительно, свобода воли означает свободу выбора. Отрицание свободы воли есть детерминизм - теория, согласно которой ни один человек не может контролировать собственные действия. Согласно этой теории имеется только одно точно заданное будущее.

    По мнению детерминистов, все действия людей обусловлены неподконтрольными им факторами. Человеческие поступки обусловливаются не свободным выбором, а генетическим кодом, инстинктами, переживаниями раннего детства или социальной средой.

    Так что же такое свобода воли? Предрешено ли будущее или же человек может своими действиями и поступками менять его? Если да, то в какой степени?

    В повседневной жизни мы чувствуем, что можем выбирать. С другой стороны, мы видим господство закона причинности в природе в целом и знаем, что мы сами составляем часть природы.

    Допустим, человеческие действия не подчиняются закону причинности и, значит, совершаются случайно. В таком случае является ли человек, чьи действия случайны, более свободным, чем человек, чьи действия обусловлены? Видимо, нет. Если человеческие действия беспричинны, являются результатом случая, то индивид не свободен. Человека, чье поведение определяется случаем, следует назвать не свободным, а безумным.

    Как бы то ни было, действия, являющиеся результатом выбора, тоже не случайны. Например, если я сделал выбор посетить город Ворсма, то едва ли могу сказать, что оказался там по чистой случайности. С другой стороны, если все человеческие действия причинно обусловлены, то индивид опять-таки не свободен. Выбор не может ускользнуть от причинности. Чаще всего выбор определяется инстинктом или социальной средой.

    «Я» как интеллектуальная интуиция

    Интеллектуальная интуиция – способность непосредственного познания интеллектом без обращения к чувствам; умозрение, созерцание рассудком.

    Характерными чертами интеллектуальной интуиции для философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Юм, Локк) были очевидность, непосредственность, ясность, отчетливость, достоверность, отсутствие сомнения, невозможность неприятия, фундаментальность для всего остального знания и познания.

    Кант приходит к выводу, что и разум, и рассудок лишены возможности непосредственного, интуитивного усмотрения истины. У Канта интуиция -- это предчувствие разума, для него интуиция -- это источник, где берет начало абсолютная уверенность. Кант диалектически возвышает значимость знания, опосредованного формами мышления, основывающимися на логических формах рассудка и разума. Таковые понятие, суждение, умозаключение.

    Воля и сущность бытия в противопоставлении субъекта и объекта

    Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

    Каким бы образом мы не понимали сознание -- в любом случае оно должно быть как-то «спроецировано» в физический мир. Ведь сознание, так или иначе, действует в физическом мире, иначе мы ничего не могли бы сказать о нем, о его содержании. Так возможно ли человеку познать истинные отношения объективного и субъективного?

    В философии существует термин для обозначения теории познания - гносеология.

    Основное содержание гносеологии представляет собой связную систему проблем, центральной из которых является проблема истины. Возможность истинного знания связана с вопросом о познаваемости мира. Главными элементами гносеологии являются субъект и объект.

    Позиция онтологизма в философии, в отличие от противоположной позиции гносеологизма, предполагает первичное рассмотрение не процесса мысли, но объекта постижения. Находясь на стороне онтологического, мы прежде всего пытаемся выявить и ответить на вопрос: что есть, что является объектом нашего познания, на что обращен взор нашей интеллектуальной интуиции. Приверженцы модели онтологизма пытаются, в первую очередь, найти в ряду всего, что «течет и меняется», некую фундаментальную основу - неподвижную точку, подобную большому камню в быстротекущей горной реке. И только после нахождения и обретения этой опоры - бытийной инстанции, мы можем рассматривать уже собственно наш процесс познания этой вещи. Тем самым, мы начинаем мыслить о мышлении только после того, как мы определим, что есть и что мы можем постигать.

    В противоположность онтологизму, гносеологизм пытается изначально понять сам ход нашего мышления. Приверженцы такой позиции (а сама позиция стала активно развиваться после И. Канта) обращают свой взор на рефлексию процесса мышления. В такой модели под сомнение берется возможность вычленения некой опоры, обладающей собственным онтологическим статусом, и она становится «вещью-в-себе» - непостижимой для познания. Единственное, что нам остается - изучать сам процесс познания. В таком методе чрезвычайно важен Субъект, именно он становится центром, его роль чрезвычайно велика.

    1. См. лекцию
      Скептицизм

    Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

    Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма – явление.

    Философский скептицизм – направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания. Рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак – утверждение «Философия – не наука!».

    Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик).

    Солипсизм

    Солипсизм – радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.

    Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно – это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно).Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

    • Сомнение в реальности и достоверности всего сущего

    • Отрицание реальности всего, кроме собственного «Я»

    • Отрицание духовности всего, кроме собственного «Я»

    1. В наибольшей степени принципы классической философии были выражены в немецком идеализме, который простирается от начала XVIII до середины XIX в.:

    • Абсолютный идеализм Гегеля

    • Критический идеализм Канта

    • Объективный идеализм Шеллинга

    • Субъективный идеализм Фихте

    Немецкая классика: приверженность ряду существенных идей и принципов

    • Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. Гегель сказал: «Философия есть… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».

    • Все представители немецкой классической философии относились к философии как специальной системе дисциплин, категорий, идей. Кант выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию. Фихте рассматривает в философии онтологический, гносеологический, социально-политический разделы. Гегель выделяет философию природы, логику, философию истории, права, морали, религии, государства и др.

    • Диалектический метод. Благодаря немецкой классической философии прекратилось господство метафизического метода. Она разработала целостную и разветвлённую диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни. Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности «Я», взаимодействию «Я» и «Не-Я» как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг считает, что природа – становящийся, развивающийся дух. Гегель представил естественный, исторический и духовный мир в виде процесса.

    • Общие принципы в подходе к проблеме исторического развития. Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории общества Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к истории и её пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения – интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической «разумности».

    • В своём рассмотрении человека и истории немецкая классическая философия чётко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и уважения к человеку, а также других гуманистических ценностей. При этом она пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов.

    1. См. также вопрос (19)
      Кант сформулировал для себя 3 главных вопроса: что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? -> Что такое человек? Именно проблеме человека посвящена вся философия Канта.
      Центральные произведения – 3 критики: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790)

    Критика чистого разума: как работает человеческое мышление и как мы познаём мир?

    Критика практического разума: моральная философия и этика долга

    Критика способности суждения: что мы называем прекрасным и почему?

    Ключевые идеи – в теоретической и практической части философии Канта

    (*) Знание:

    • Познавательная способность

    • То, что мы воспринимаем (важно понять)

    Мир:

    • Вещи-в-себе/ноумены

    Мир, существующий независимо от нас

    Про него ничего нельзя сказать достоверно – он вне нашего познания

    • Вещи-для-нас/феномены

    Всё, что попадает в область нашего сознания и что мы можем познавать

    Кант: «Как работает наше познание вещей-для-нас»?

    Схема (*): воспринимаем тот мир, который дан нашему сознанию. Что такое познавательная способность?

    Метафора: вы на лужайке в темноте, ничего не видите, но предполагаете, что вокруг вас есть мир. Мир в темноте – мир вещей-в-себе (о них можно выносить только гипотетические суждения). Есть фонарик – ваше сознание. Лучом света он выхватывает часть пространства вокруг вас. Ноумен, попавший под свет, превращается в феномен, является нашему сознанию.

    Кант: исследуя нашу познавательную способность, нужно, в первую очередь, исследовать не воспринимаемый нами мир, а саму познавательную способность, с помощью которой мы получаем свой опыт (изучать свой фонарик).

    1   2   3   4


    написать администратору сайта