Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 1.1 Предпосылки к созданию права на самоопределение народов

  • 1.2 История становления права народов на самоопределение

  • ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 2.1 Правовое регулирование права народов на самоопределение

  • 2.2 Принцип самоопределения народов и общепризнанные принципы международного права: сравнительный анализ

  • ГЛАВА 3 ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

  • 3.2 Вопросы реализации права на самоопределения народов и пути их решения

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Право-наций-на-самоопределение-425942. Задачами курсовой работы являются


    Скачать 48.75 Kb.
    НазваниеЗадачами курсовой работы являются
    Дата23.03.2023
    Размер48.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПраво-наций-на-самоопределение-425942.docx
    ТипРеферат
    #1009884


    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    Принцип равноправия и самоопределения людей в межобщественных отношениях является одним из основных принципов демократии. Этот принцип всегда был и остается предметом острой идеологической и политической борьбы. Историческая практика его реализации в разных частях мира показывает, что он может быть демократичным, конструктивным и в то же время конфликтным. Саморазвитие общин тесно связано с вопросами демократии, суверенитета, национальных интересов и прав человека. Это объясняет сложность и противоречивый характер права на национальное самоопределение.

    Возникновение национально-освободительных движений во многих наиболее экономически развитых регионах мира, распад нескольких крупных многонациональных государств в конце 20 века, процесс интеграции в Европе, глобализация мировых процессов и перестройка всего мирового политического пространства с неясными последствиями - все это говорит о том, что самоопределение является важной тенденцией в развитии современного мира.

    Цель данной работы - рассмотреть историческое развитие и эволюцию права на национальное самоопределение и его интерпретацию в современном международном праве.

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что этот принцип в настоящее время требует специального анализа процесса самоопределения в связи с развитием субъекта, который можно рассматривать как специфическую культурную целостную систему самоорганизации и самовоспроизводства. Вопрос о самоопределении общества, наряду с вопросом о самоопределении человека, является основной культурной и политической проблемой современного общества.

    Задачами курсовой работы являются:

    1. Общее ознакомление с развитием и становлением права народов на самоопределение.

    2. Ознакомление с содержанием и понятием данного права.

    3. Соотношение этого принципа с другими общепризнанными принципами международного права.

    4. Анализ вопросов реализации права на самоопределения народов и пути их решения.

    Гипотеза курсовой работы: анализ права на самоопределения народов, в центре которого самоосознающий себя и самоопределяющийся субъект - народ.

    Объектом исследования курсовой работы выступает принцип самоопределения народов, как важная часть исторического и социально-культурного процесса, а также отношения относительно права народов, возникающих в рамках общественных отношений.

    Предмет курсовой работы - содержание, понятие и правовое регулирование права народов на самоопределение.

    В данной курсовой работе использовалась следующие источники: монография И.М. Сампиева «Самоопределение народов: теория и онтология» [15], монография Ю.Г. Барсегова «Право на самоопределение – основа демократического решения международных проблем» [1], монография Л.В.Сперанской «Принцип самоопределения наций в современном международном праве» [16] и многие другие.

    Принцип самоопределения народов один из важных и, в тоже время, сложных вопросов доктрины международного права. Однако данный принцип уже давно провозглашен одной из основных целей Организации Объединенных Наций.


    ГЛАВА 1

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
    1.1 Предпосылки к созданию права на самоопределение народов
    Право на самоопределение восходит к эпохе Просвещения и ассоциируется с такими известными мыслителями, как Локк, Гроций, де Ваттель и Руссо. Они интерпретировали право на национальное самоопределение в терминах прав человека, дарованных при рождении. Они предполагали, что права и свободы принадлежат только тем людям, которые являются частью нации [4].

    Так считали основатели Америки, боровшиеся за независимость североамериканских колоний от Великобритании. Немного раньше своих европейских коллег они закрепили право на самоопределение в Декларации независимости, установив право народа менять или упразднять формы правления, если это вредит безопасности "неотъемлемых прав", дарованных "Творцом". Такие права включают право на жизнь, свободу и стремление к счастью [20, с. 4].

    Во времена буржуазной революции идеология европейской и американской буржуазии пропагандировала принцип национального суверенитета, который означает, что каждая страна имеет право свободно выбирать свою политическую систему, право запрещать внешнее вмешательство в свои внутренние дела, право свободно определять свой национальный статус и свободно распоряжаться своей территорией. В середине 19 века европейская буржуазия выдвинула в качестве критерия решения национальных проблем принцип национализма, означающий, что каждая нация в идеале должна создать отдельное государство, что на деле привело к дроблению Европы на ряд нежизнеспособных малых государств. Энгельс писал "Принцип национализма ни в коей мере не отвечает на исторически решающий вопрос о праве европейских наций на национальное существование, а если бы и отвечал, то только внес бы путаницу. Принцип национализма поднимает два вопроса. С одной стороны, вопрос о границах между этими исторически великими нациями и, с другой стороны, вопрос о праве на самостоятельное существование многочисленных мелких остатков, появившихся на сцене истории в течение более или менее длительного периода времени, но ставших с тех пор составной частью той или иной великой нации и способных, благодаря своей большей жизнеспособности, преодолевать большие трудности" [14, с. 100]. [14, с. 100].

    Принцип национальности также отражен в доктрине международного гражданского права, особенно в итальянской доктрине, из которой возникла школа, известная как "школа наций". Эта школа считает, что основой международных отношений должно быть то, что международное право называет естественным правом государств на независимое существование, и полагает, что субъектом международного права является не государство, а его народ. Однако принцип права гражданства остается всего лишь доктриной и не оказывает влияния на развитие международного права; он не соответствует ни практическим потребностям международной жизни, ни существованию жизнеспособных национальных государств и широкому сотрудничеству между ними, ни основным принципам международного права как закона, регулирующего отношения суверенных государств; он никак не влияет на колониальную политику и не затрагивает граждан колониальных государств и зависимых от них государств [4].

    В 19 веке самоопределение было тесно связано с национальными движениями и революциями. Борцы за свободу колоний и патриоты, требовавшие объединения разрозненных территорий, использовали концепцию "национальной независимости" как способ объединить людей, говорящих на одном языке, в единую национальную территорию. Эта идея получила такое широкое признание и поддержку, что к концу XIX века на политической карте мира осталось совсем немного колоний.

    С марксистской точки зрения, борьба за освобождение угнетенных наций является предпосылкой для борьбы за демократию как в угнетенной, так и в угнетающей нации: "Нация не может быть свободной, если она угнетает другую нацию", писал Энгельс, и "сила, необходимая для угнетения другой нации, всегда обращается против нее самой". [9] Основоположники марксизма неоднократно подчеркивали эту мысль при анализе конкретных исторических фактов: вопрос национального освобождения угнетенных наций неразрывно связан с социальным освобождением пролетариата угнетенной нации.

    После Первой мировой войны принцип национального самоопределения стал традиционной нормой международного права для государств и политическим принципом, выражающим правосознание всех народов. Были созданы условия для признания этого принципа в качестве основополагающего принципа международного права. Окончание Второй мировой войны кардинально изменило геополитическую ситуацию в мире: во-первых, возросла роль Советского Союза, возник блок стран, ориентированных на СССР, так называемый "социалистический лагерь". Позиция Ленина, например, заключалась в том, что он подходил ко всему вопросу о государстве с точки зрения его полезности для социалистической революции. Поэтому он решительно подчеркивал право на самоопределение в ситуации, когда, по его мнению, с одной стороны, целью революции было безразличие к национальному вопросу, а с другой стороны, к самоопределению относились как к пропагандистскому лозунгу, а на практике не признавались даже простейшие формы самоопределения [17, с. 117].

    Во-вторых, в международных отношениях возник биполярный мир, где противоречивые интересы двух сторон были очевидны, поэтому даже локальные споры, поддерживаемые одной из сторон, могли перерасти в международные конфликты. В-третьих, на смену Лиге Наций пришла Организация Объединенных Наций - глобальная межправительственная организация с большими ресурсами и более эффективным способом влияния на остальной мир [17, с. 117-118].

    Во время Второй мировой войны Советский Союз поддерживал и отстаивал принцип самоопределения: согласно заявлению советского правительства на конференции союзников в Лондоне 24 сентября 1941 года, "Советский Союз в своей внешней политике следовал и будет следовать принципу самоопределения". Благодаря усилиям Советского Союза и поддержавших его демократических сил, принцип самоопределения был включен в Устав Организации Объединенных Наций. Таким образом, принцип самоопределения был признан как основа международных отношений и дружбы, как основа сотрудничества между государствами и стал одним из важнейших принципов современного международного права [17, с. 118].

    1.2 История становления права народов на самоопределение
    Когда после Второй мировой войны встал вопрос о деколонизации, стало более приемлемым говорить о праве народов на самоопределение, чем о государствах, поскольку в некоторых колониях государства еще не были созданы. Это положение отражено в Уставе Организации Объединенных Наций.

    Ввиду особого положения народов, находящихся под колониальным или иными формами иностранного господства или оккупации, международное сообщество признало право народов принимать законные меры в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций для осуществления своего неотъемлемого права на самоопределение. Кроме того, Всемирная конференция по правам человека, состоявшаяся в Вене в июне 1933 года, признала, что отказ в праве на самоопределение представляет собой нарушение прав человека. А в Декларации принципов международного права о дружественных отношениях и сотрудничестве между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций говорится, что вышесказанное не должно толковаться как разрешающее или поощряющее действия, которые нарушают или ущемляют, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств с правительствами, представляющими интересы их народов, в соответствии с принципами права народов на равенство и самоопределение. Исходя из этого, можно сказать, что право народов на самоопределение должно осуществляться в соответствии с другими принципами международного права, включая суверенное равенство государств, запрет на применение силы или угрозу ее применения, нерушимость границ, территориальную целостность государств, мирное разрешение споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества между государствами и обязательство добросовестно выполнять обязательства по международному праву (14, 107.o).

    Документы, принятые ООН, вновь поддержали концепцию самоопределения. Однако в процессе принятия документов возникали жаркие споры по поводу неоднозначного толкования некоторых терминов. Например, во время разработки Устава ООН на шестой сессии Первого комитета Сан-Францисской конференции 15 мая 1945 года рассматривался вопрос о внесении поправки в статью 1(2), в которой говорится о "праве народов на самоопределение". Эта поправка была отклонена, поскольку эксперты в области права усмотрели в ней множество противоречий и неясностей. Например, толкование термина "народ" неоднозначно, в результате чего неясно, относится ли этот термин к национальной группе или к группе, идентичной населению страны. То же самое относится и к понятию "нация". Из-за этих несоответствий концепция национального самоопределения в то время оставалась скорее принципом, чем правом.

    1952. Однако 16 декабря 1952 года седьмая сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 637 (VII) "Право народов и наций на самоопределение", в которой подчеркивалось, что право народов на самоопределение является необходимым условием для полного осуществления прав человека и что все государства-члены ООН, в соответствии с Уставом ООН, должны уважать и защищать это право; что жители несамоуправляющихся территорий и подопечных территорий имеют право на самоопределение; и что государства, управляющие такими территориями, должны принять практические меры для обеспечения самоопределения. Это перевело концепцию самоопределения из разряда "принципов" в разряд "прав". На том же заседании было решено создать специальный комитет для изучения вопроса о том, достигли ли территории определенного уровня автономии [12].

    ГЛАВА 2

    СОДЕРЖАНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
    2.1 Правовое регулирование права народов на самоопределение
    Особенность принципа самоопределения заключается в том, что, как и принцип уважения прав человека, он сосредоточен на правах субъектов, отличных от государства, а именно народа и государства. Статья 1 Хартии прав человека связывает право народов на самоопределение с правами человека. Как таковое, международное право защищает права народов, не являющихся субъектами международного права, и налагает на государства обязательства по уважению и осуществлению их прав. После серии документов о праве народов на самоопределение были приняты дополнительные документы, затрагивающие вопрос самоопределения, в том числе "Неотъемлемый суверенитет над природными ресурсами" и "Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам" [13, с. 226]. Эти документы признавали законность борьбы народа за самоопределение в условиях колониального господства и призывали оказывать всем материальную и моральную поддержку.

    Решение о включении положения о праве на самоопределение в Хартию прав человека, которая изначально предполагалась как единый документ, было основано на следующих причинах

    1. Право на самоопределение является источником и предпосылкой для других прав человека, поскольку без реализации права на самоопределение невозможна реализация индивидуальных прав;

    2. Проект Хартии должен содержать положения о реализации и защите принципов и целей Хартии, включая принципы равенства и национального самоопределения;

    3. Многие статьи Всеобщей декларации прав человека напрямую связаны с правом на самоопределение;

    4. Если это право не включено в Пакт, то Пакт является неполным и неэффективным [15, с. 31].

    Что касается юридической природы права на самоопределение, то следует отметить, что обязательный характер этого принципа связан с участием государств в определенных международных конвенциях и договорах, содержащих положения о праве на самоопределение. Этот принцип также имеет более широкое измерение. Право на самоопределение приобрело статус фундаментальной, постоянной и общепризнанной правовой нормы.

    Сторонами, участвующими в правоотношениях, вытекающих из права на самоопределение, являются лица, желающие осуществить свое неотъемлемое право, и государство, на территории которого оно находится. Государство, от которого непосредственно зависит осуществление права на самоопределение, т.е. государство, в котором изолированы лица, стремящиеся к самоопределению, прежде всего обязано добросовестно соблюдать положения международного права о принципе самоопределения.

    Согласно общему международному праву и соответствующим международно-правовым договорам, регулирующим осуществление права на самоопределение, минимальные требования включают, среди прочего, обязательство государств воздерживаться от актов насилия, лишающих нацию ее неотъемлемого права на самоопределение, и "проявлять должное уважение к свободе выражения идей этой нации". Государства должны не только воздерживаться от вмешательства в осуществление права народов на свободное самоопределение, но и активно содействовать его реализации. Все без исключения члены международного сообщества должны уважать это право. Это следует из ergo omnes и императивного характера принципа самоопределения, который закреплен в текстах соответствующих международно-правовых договоров и прямо требует от всех государств мира активно содействовать реализации этого права.

    "Важность всеобщего осуществления права на самоопределение" упоминается в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, включая 2649 (XXV), 2787 (XXVI), 2955 (XXVII) и 3070 (XXVIII). В Декларации принципов международного права о дружественных отношениях и сотрудничестве между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций говорится, что "каждое государство обязано содействовать, путем согласованных и независимых действий в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, осуществлению принципа права народов на равенство и самоопределение и помогать Организации Объединенных Наций в выполнении обязательств, которые Устав налагает на них в связи с осуществлением этого принципа" [15, с. 42].

    В резолюции 637 (VII) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1952 года прямо говорится о праве народов на самоопределение и разъясняется суть обязательств государств в отношении несамоуправляющихся территорий, обязывая государства признавать и поддерживать это право. Далее в резолюции говорится, что принцип самоопределения применяется не только к правам народа, но и к отношениям между государством и личностью. Права и свободы человека и право народов на самоопределение взаимосвязаны и взаимозависимы: ведь мы не можем говорить об осуществлении прав и свобод человека, не признавая коллективного права народов на самоопределение, и наоборот: Если права человека нарушаются, то право на самоопределение не может быть осуществлено. Именно поэтому во всех международных договорах по правам человека право народов на самоопределение упоминается как фундаментальное и основное право человека. Так, статья 21(3) Всеобщей декларации прав человека гласит, что "воля народа и нации является основой правительственной власти", а статья 1(1) Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 1(1) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласят, что "воля народа и нации является основой правительственной власти". Статья 1(1) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статья 1(1) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласят, что "все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они могут свободно определять свой политический статус и свободно осуществлять свое собственное экономическое, социальное и культурное развитие" [11, с. 217].

    Согласно международной практике, право на самоопределение является "фундаментальным и неотъемлемым правом каждого человека и каждой нации". Поэтому соответствующие международные договоры, включая Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, признают, что любое нарушение или вмешательство в право народа на самоопределение представляет собой прямое и непосредственное нарушение норм международного права.


    2.2 Принцип самоопределения народов и общепризнанные принципы международного права: сравнительный анализ
    с включением принципа самоопределения в Устав ООН он стал полноценным политическим принципом и позитивным принципом международного права. Это отражено в Хельсинкском Заключительном акте, документе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, выводах Венской конференции и других международных документах

    Сейчас у людей больше возможностей для самоопределения:

    1. Достижение независимости;

    2. Она становится частью другого государства;

    3. Обучение в Альянсе;

    4. Достижение государственного суверенитета, включая признание его автономии как субъекта международных отношений, в том числе автономии в заключении международных соглашений.

    Однако ничто из вышеперечисленного не может быть истолковано как посягательство или нарушение территориальной целостности и политической независимости государства при условии, что государство уважает принцип равноправия и самоопределения населения и обеспечивает представительство всех слоев населения в органах управления без дискриминации[3].

    1. Не применяйте насилие или угрозы;

    2. Нерушимые границы;

    3. Территориальная целостность страны;

    4. Полюбовное урегулирование споров;

    5. Уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;

    6. Равенство и право сообществ определять свою судьбу;

    7. выполнять наши обязательства по международному праву.

    Все эти принципы очень важны, поэтому, когда каждый принцип интерпретируется в свете других, они должны применяться одинаково и строго.

    Как видно, принцип самоопределения тесно связан с принципом нерушимых границ и принципом территориальной целостности государства. Международное право разработало три основные точки зрения на взаимосвязь между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государств:

    1) Принцип территориальной целостности имеет приоритет над принципом самоопределения;

    2) Принцип национального самоопределения имеет приоритет над принципом территориальной целостности;

    3) Оба принципа имеют одинаковую юридическую силу. Хельсинкский Заключительный акт ясно дает понять, что принцип территориальной целостности не превалирует над принципом самоопределения при разрешении споров[3].

    Принцип уважения прав человека и основных свобод также тесно связан с правом народов на самоопределение. Один из способов юридически гарантировать право на самоопределение - сделать нарушения права на самоопределение международным преступлением. Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, который готовится Комиссией международного права по поручению Генеральной Ассамблеи ООН, определяет особо серьезные нарушения права на самоопределение, а также аннексию и насильственное поддержание и эксплуатацию колониального господства как особые виды преступлений [10].

    Когда государство нарушает свои международные обязательства и принимает репрессивные меры против народа, требующего своего права на самоопределение, народ имеет право не только дать отпор, но и обратиться за помощью к международному сообществу. Все остальные государства обязаны оказывать всяческую моральную и материальную поддержку народу, который борется за свое право на самоопределение, и не оказывать никакой поддержки аннексированному государству. Эти нормы международного права отражены в Уставе ООН, в различных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и во многих других международных конвенциях универсального характера. Они основаны на том, что народы, борющиеся за реализацию своего права на самоопределение и национальное освобождение, имеют право искать и получать помощь от других государств, и что другие государства обязаны оказывать такую помощь для самоопределения всех народов без исключения.

    При осуществлении принципа национального самоопределения, разумеется, следует избегать действий, противоречащих целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, то есть действий, противоречащих территориальной целостности, политической независимости или единству государств-участников, в частности действий, представляющих собой угрозу силой или ее применение; государства-участники должны также воздерживаться от оккупации территории друг друга для военной оккупации или других целей прямого или косвенного характера, оккупация или экспроприация которых не признается законной. Таким образом, все эти принципы касаются отношений между государствами, и в контексте этих отношений государства обязались уважать нерушимость границ между государствами и территориальную целостность государств [5]. Однако право на самоопределение не имеет ничего общего с нерушимыми территориальными границами между двумя государствами; оно относится к процессу внутри государства, в котором это государство является лишь стороной (15, с. 78).

    Увязывая право наций на самоопределение с принципом равенства наций и государств, можно сказать, что признание права нации на самоопределение и суверенитет автоматически признает ее равенство как государства. Самоопределение Каждое государство, будь то большое или малое, обладает суверенитетом для определения своей судьбы и воли. В этом отношении все страны мира равны.

    Не следует также забывать о принципе добросовестности в международном праве. Обеспечение соблюдения всех вышеупомянутых международных принципов, которые сложились в международном праве в результате договорной практики государств, означает обеспечение соблюдения обязательств, взятых на себя государствами. В частности, обязательство уважать право народов и наций на самоопределение закреплено в многосторонних международных договорах, таких как Устав ООН, а также в других международных организациях.

    Уважение этого и других принципов международного права, содержание которых значительно усилилось в результате признания принципа самоопределения, является лучшей гарантией поддержания международного мира и безопасности и основой для дружественных отношений между государствами..

    ГЛАВА 3

    ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
    3.1 Вопросы толкования права на самоопределение в условиях современного развивающегося мирового сообщества
    Анализ права на самоопределение неизбежно вызовет ряд вопросов о предмете этого права. Действительно, в различных источниках международного права этот принцип формулируется по-разному, включая "право народов на самоопределение", "право народов и наций на самоопределение", "право народов на самоопределение" и "право наций на самоопределение". Народы, нации, народы и нации, этнические группы, территории и государства - все они называются субъектами, что еще больше усложняет интерпретацию принципа.

    По мнению профессора Ушакова, "все народы и нации могут участвовать в международных отношениях, регулируемых нормами международного права о праве на самоопределение, то есть международно-правовых отношениях". [Согласно этому утверждению, все народы и нации, несомненно, являются субъектами современного международного права. Однако вопрос такой трактовки требует пересмотра, поскольку в некоторых международных источниках бытует мнение, что самоопределению подлежат только народы (нации), борющиеся за независимость [15, с. 9].

    Другие авторы обосновывают права и обязанности, которые демонстрируют явную индивидуальность международного права для всех государств (наций), а не только тех, которые борются за независимость [16, с. 122].

    В большинстве литературы по международному праву говорится, что территории не являются субъектами международного права. Устав ООН и другие документы международного права содержат такие понятия, как "подопечная территория" и "несамоуправляющаяся территория". Однако смысл и содержание документов, содержащих термин "территория", указывают на то, что территории не могут рассматриваться в качестве субъектов международных отношений. Конечно, когда мы говорим о "самоопределении территории", мы имеем в виду не географическое пространство, а самоопределение проживающего там народа. Поэтому категория "территория" может быть исключена из принципа национального самоопределения.

    Теперь нам необходимо подумать о "государстве" как субъекте самоопределения. Наиболее прямые ссылки на государство как субъект самоопределения встречаются в работах зарубежных юристов, например, немецкий юрист В. Зауэр писал, что "субъектом самоопределения является государство, поскольку народ выражает свою волю через органы государства". Зауэр писал, что "субъектом самоопределения является государство, потому что народ выражает свою волю через органы государства". [1] Однако существуют и другие точки зрения, которые признают, что народ имеет право на самоопределение, но под нацией и народом они подразумевают государство. По мнению известного правоведа К. Океке, понятия "нация" и "государство" являются синонимами [19, p. 31].

    С точки зрения современного международного права, государство не может быть субъектом самоопределения народов, поскольку само государство является формой и следствием самоопределения народов (наций). Поэтому любая попытка рассматривать "государство" как объект самоопределения через такие категории, как общество или нация, ошибочна в силу его иной природы [15, p. 11].

    Таким образом, субъектом права на самоопределение является народ. Термины "народ" или "нация" могут также использоваться при анализе конкретных и исторических форм самоопределения. Следует также отметить, что в большинстве случаев понятие самоопределения имеет политико-правовой оттенок, и термин "нация" наиболее часто используется в научной литературе.

    Что касается конкретных форм политической и практической реализации этих прав, то они различны. Хотя четкого различия между используемыми терминами нет, объект этнического самоопределения лучше понимать в этнических терминах, в то время как другие формы самоопределения носят более социально-этнический (национальный) характер [15, с. 26]. На наш взгляд, нейтральным термином, который можно использовать для всех форм самоопределения, является термин "народ".

    Более того, использование концепции "народа" как субъекта самоопределения может быть распространено на транснациональные и этнические сообщества, поскольку первичной основой для идентификации и построения общей идентичности является народная культура.

    Интерпретация права на самоопределение также связана с тем, что Устав ООН, Декларация принципов международного права, Заключительный акт Совета Европы по безопасности и сотрудничеству и другие документы, в которых говорится о праве на самоопределение, не содержат понятия "народ", на котором основано это право.

    Как сказал британский юрист Айвор Дженнингс: "На первый взгляд, принцип самоопределения кажется разумным: пусть народ решает, но на практике он смешон, потому что народ не может решать, пока кто-то не решит, что есть "народ"". [Поэтому очень важно понять, что означает понятие "народ" в международном праве при решении вопроса о том, имеют ли меньшинства право на самоопределение.

    На встрече в Сан-Франциско была предпринята попытка прояснить позицию Секретариата по этому вопросу: ""Народ" означает группы людей, которые могут составлять или не составлять нацию или государство. [Однако это описание слишком широко. Оно включает нации, народы и любые группы людей, которые могут образовать государство, стать государством или просто сформировать стабильное сообщество".

    Еще одной попыткой определить понятие "человек" стал специальный доклад ЮНЕСКО по этому вопросу, в котором говорилось, что существуют "люди":

    1. группа людей, обладающая некоторыми или всеми следующими характеристиками

    • Общая историческая традиция;

    • Расовые или этнические сообщества;

    • Культурная однородность;

    • Лингвистическое сходство;

    • Территориальные отношения;

    • Экономическая жизнь в целом;

    2. Группы не обязательно должны быть большими, но они должны быть больше, чем просто собрание отдельных людей;

    3. Группа должна стремиться к тому, чтобы быть признанной в качестве этнической группы и иметь этническую идентичность;

    Эта группа должна иметь институты и другие средства для выражения своих особенностей и желаний для общества [6, с. 99].

    Исходя из этой характеристики, принцип самоопределения тесно связан с его территориальным измерением. Территориальная целостность должна основываться на уважении добровольной интеграции народов в государство и их неотъемлемого права на отделение путем свободного волеизъявления. Поэтому осуществление права народа на самоопределение не может рассматриваться как нарушение нерушимости границ и территориальной целостности государства. Самое главное во всем этом - законодательно закрепить истинную волю народа, добрую волю сторон и интересы государства, а также интересы государства и народа, который остается в нем после отделения.

    Подводя итог вопросу интерпретации субъекта самоопределения, хотелось бы предложить содержательное определение этого понятия, предложенное профессором Сампиевым в статье "Самоопределение: теория и онтология": субъект самоопределения (народ, нация, этническая группа) - это социально и культурно интегрированная система, обладающая качеством солидарности, материально организованная и психически способная психологически адаптироваться к изменениям социальной и природной среды внутри и вне системы и к целенаправленной деятельности.


    3.2 Вопросы реализации права на самоопределения народов и пути их решения
    До сих пор вопрос о реализации принципа самоопределения и возможных последствиях его осуществления для территориальной целостности государства рассматривался только в отношении государства в целом [2, с. 30]. Однако на практике многие государства были разделены по политическим причинам (войны, империалистический раздел и передел мира, интересы крупных государств). Многие современные государства прошли через нелегкую борьбу за воссоединение. Однако это страшное явление характерно и для некоторых многонациональных государств современного мира. На наш взгляд, существует три наиболее ярких примера конфликтов, возникающих в связи с реализацией права народов на самоопределение.

    Первый пример - Западная Сахара: Рио-де-Оро и Сегует-эль-Хамра были испанскими территориями с 1958 по 1976 год, и вопрос деколонизации Западной Сахары неоднократно обсуждался в ООН. В 1966 году 21-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию, призывающую Испанию организовать референдум под эгидой ООН, чтобы жители "испанской" Сахары могли свободно реализовать свое право на самоопределение.

    В 1976 году Испания вывела свои войска из Западной Сахары в соответствии с испано-марокканско-мавританским соглашением, подписанным в Мадриде 14 ноября 1975 года, а 26 ноября 1976 года Испания официально заявила в ООН, что окончательно прекратила свое "присутствие" в Западной Сахаре и передала административные функции в регионе Марокко и Мавритании. В 1979 году Западная Сахара была полностью оккупирована Марокко, а Фронт Полисарио ("Народный фронт освобождения Сагеней и Рио-де-Оро"), который вел партизанскую войну против марокканских войск в 1976 году при поддержке Алжира, провозгласил Западную Сахару независимым государством под названием Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) [3, с. 11].

    В настоящее время САДР является частично признанным государством в мире. Ноябрь 1979 года. 34-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН принимает резолюцию, признающую "неотъемлемое право народа Западной Сахары на самоопределение и независимость" и призывающую Марокко прекратить оккупацию Сахары, чтобы французский полюс мог "в полной мере участвовать во всех усилиях по поиску справедливого, прочного и окончательного политического решения вопроса о Западной Сахаре". [7] ООН оставила этот вопрос нерешенным, отказавшись признать не только аннексию Марокко Западной Сахары, но и саму самопровозглашенную республику, и призвав провести референдум о судьбе региона.

    Косово является лучшим примером проблем, связанных с достижением этнического самоопределения.

    Как всем известно, Совет Безопасности ООН принял пять резолюций по Косово в 1998-1999 годах. Резолюция 1160 (1998) призывала

    1. Косовские албанцы добиваются своих целей только мирными средствами, и Белград предлагает косовским албанцам подлинный политический процесс;

    2. Он заявил, что решение проблемы Косово должно основываться на территориальной целостности Союзной Республики Югославии и на расширении статуса Косово, включая гораздо большую степень автономии и эффективного самоуправления;

    3. Они призвали Союзную Республику Югославия немедленно предпринять дальнейшие необходимые шаги для поиска политического решения проблемы Косово путем диалога;

    Помимо резолюций, принятых Советом Безопасности, важную роль в разрешении косовского конфликта сыграли "Критерии для Косово", опубликованные в декабре 2003 года и одобренные Советом Безопасности ООН. Согласно документу OOHSC/7951, целью критериев была подготовка окончательного статуса Косово. Критерии охватывают восемь областей: демократические институты, верховенство закона, свобода передвижения, возвращение и реинтеграция, экономика, уважение прав и свобод, диалог с Белградом и оборонные институты Косова. Согласно преамбуле критериев, критерии в этом документе направлены на то, чтобы направлять прогресс Косова в процессе стабилизации и ассоциации с Европейским Союзом в соответствии с Копенгагенскими критериями [3, с. 12]. Хотя несколько стран признали Косово в качестве независимой республики, вопрос остается нерешенным, поскольку Косово не признано на международном уровне и не является членом какой-либо международной организации.

    Недавним примером появления принципа самоопределения является вопрос Нагорного Карабаха.

    Вопрос о Нагорно-Карабахской автономной области находится в центре международного внимания на протяжении многих лет. Регион, известный в 14 веке как Карабах, является частью исторической Армении. Резолюция ООН 1416, принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы, гласит, что "независимость и отделение территории от государства могут быть достигнуты только посредством законного и мирного процесса, основанного на демократической поддержке населения соответствующей территории". Генеральная Ассамблея подтверждает, что оккупация чужих территорий государствами-членами представляет собой серьезное нарушение обязательств, принятых государствами-членами, и подтверждает право лиц, изгнанных с таких территорий, на безопасное и достойное возвращение в свои дома." [1, 5. o.]. [2] В соответствии с принципами Хельсинкского заключительного соглашения и других документов ООН, в резолюции подчеркивается, что Нагорный Карабах может добиться независимости от Азербайджана посредством законного и мирного процесса, основанного на демократической воле его народа [3, с. 12].

    Как и в двух приведенных выше примерах, Карабах признан некоторыми странами, но не международным сообществом. Однако все стороны, вовлеченные в этот конфликт, выразили решимость отстаивать свои основные позиции: целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха.

    Чтобы разрешить эти споры, мы должны сначала определить цель спора: она может быть правовой (в нашем случае международное право), политической, дипломатической или военной. Это может быть вмешательство международной организации для посредничества в споре о праве на самоопределение, или проведение миротворческих операций от имени международного сообщества для предотвращения конфликта и обеспечения свободного передвижения людей, гуманитарная интервенция, уничтожение или военное вмешательство.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Право на самоопределение – это один из важнейших общепризнанных принципов международного права. Его сутью, как известно, является право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства.

    Народ как субъект самоопределения представляет собой системное целое, и обладает так же некоторыми чертами социально – политического движения в силу качеств своей солидарности. Субъект самоопределения – особая, открытая, но не прозрачная система. Стремление народа как целостной системы к устойчивости внутрисистемных связей и их воспроизводству при минимальных затратах социальной энергии для современных условий объективно требует государственного самоопределения. Именно наличие такого политического института как государство, позволяет национальной системе возложить свои функции на государство с его организационно – институциональными возможностями. Не менее важным является также то, что приобретший государственность народ получает международно-правовые гарантии своей территориальной целостности и независимости [15, c.148].

    К основным объектам самоопределения народов можно отнести политическую, экономическую, культурную сферы и определенную территорию. В зависимости от объекта самоопределения и той цели, которую оно преследует, можно говорить, о политическом, экономическом, культурном и территориальном самоопределении. Таким образом, самоопределение народов в полном объеме многослойно, в пределах от национального (культурного) до государственного (статус независимости).

    В данной курсовой работе была сделана попытка исследования реализации права наций на самоопределение и его трактовка в международном праве. Для достижения поставленных целей исследования, изучив соответствующий материал, были решены следующие задачи:

    1. Проанализировано развитие и становление права на самоопределение.

    2. Определено содержание и понятие данного права.

    3. Рассмотрено соотношение данного принципа с другими общепризнанными принципами международного права.

    4. Исследованы вопросы реализации права на самоопределение народов и пути их решения.

    Таким образом, можно сделать вывод, что право на самоопределение народа – это сложный процесс установления и обеспечения политического статуса народа, его экономического, социального и культурного статуса, статуса собственника, владельца как «естественных богатств и ресурсов» страны, так и социальных. Определение и установление именно этих элементов в содержании права на самоопределение народов в их единстве, способно реализовать национально – государственный суверенитет народа.

    В заключении нужно отметить, что право на самоопределение по-прежнему подвергается сомнению с точки зрения эффективности применения в международной практике, уточняются его сущность и содержание, изменяется представление о субъектах отношений, им регулируемых. Происходит это всякий раз, когда новые межнациональные и межгосударственные конфликты обнажают иные по характеру и напряженности противоречия и высвечивают новые аспекты процесса самоопределения наций.

    Подводя итог своей курсовой работы, нужно сказать, что, несмотря на недочеты и противоречия за двести лет существования право на самоопределение получила весьма широкое распространение и внесла положительный вклад в формирование международного права. Концепция самоопределение наций прошла достаточно долгий путь от просто «идеи на самоопределение». Так же следует напомнить, что на VII сессии Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1952 года была принята резолюция 637 (VII) «Право народов и наций на самоопределение», благодаря которой статус концепции самоопределения народов повысился с «принципа» до «права» [4].


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



    1. Барсегов, Ю.Г. Право на самоопределение – основа демократического решения международных проблем к проблеме Нагорного Карабаха / Ю.Г. Барсегов. – Ереван: АЙАСТАН, 1989. – 101 c.

    2. Барсегов, Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность / Ю.Г. Барсегов. – Москва: Международный гуманитарный фонд арменоведения, 1993. – 41 с.

    3. Генеральная Ассамблея. Право нардов на самоопределение. Доклад эксперта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goummg.ru/docs/modelun10/gareport.pdf. – Дата доступа: 05.04.2021.

    4. Грушкин, Д.В. Право народов на самоопределение: история развития и воплощения идеи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawlibrary.ru/izdanie39003.html. – Дата доступа 07.04.2021.

    5. Делягин, М.Н. Мнимое противоречие: территориальная целостность или право на самоопределение? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://delyagin.ru:/1884-mnimoe-protivorechie-territorialnaya-tcelostnost-ili-pravo-na-samoopredelenie.html.– Дата доступа: 11.04.2021.

    6. Журек, О.Н. Самоопределение народов в международном праве // Советское государство и право. – Москва, 1990. – №10.

    7. Западная Сахара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geo.historic.ru/enc/item/f00/s00/m000093/. – Дата доступа: 06.03.2021.

    8. Кристеску, А.Н. Право народов на самоопределение: историческое и современное развитие / А.Н. Кристеску. – Нью-Йорк, 1981. – 40 с.

    9. Научный коммунизм: словарь. Право наций на самоопределение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pseudology.org/psyhology/NauchComm/152.html. – Дата доступа 10.04.2021.

    10. Непрошин, А.Ю. Правовые основы государственности и суверенности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apsuara.ru/lib_sh/shamba31.php. – Дата доступа: 10.04.2021.

    11. Островский, Я.А. ООН и права человека / Я.А. Островский. – Москва, 1968. – 434 с.

    12. Право народов на самоопределение: идея и воплощение [Электронный ресурс]. – http://lektsii.com/5-56448.html. – Дата доступа: 09.04.2021.

    13. Репников, Д.В. Самоопреление наций: к сущности одной специфической модели // Государство и общество. История. Экономика. Политика. Право. – Москва, 2001. – №1.

    14. Решетов, Ю. А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. – Москва, 1994. – № 15.

    15. Сампиев, И. М. Самоопределение народов: теория и онтология / И.М. Сампиев. – Ростов - на - Дону: СКНЦ ВШ, 2004. – 152 с.

    16. Сперанская, Л.В. Принцип самоопределения наций в современном международном праве /Л. В. Сперанская. – Москва: Наука, 1961. –175 с.

    17. Тимошев, Р.М. Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты / Р.М Тимошев. – Москва: Фонд «Наука-ХХI», 2009. – 415 с.

    18. Ушаков, Н.А. Проблемы теории международного права / Н.А. Ушаков. – Москва: Наука, 1998. – 220 с.

    19. Шармазанашвили, Г.В. Право народов и наций на свободу и независимость. Критика буржуазных концепций / Г. В. Шармазанашвили. – Москва: УДН, 1987. – 254 с.

    20. Штейн, Б.Е. Самоопределение народов и проблема международной опеки / Б.Е. Штейн. – Москва: «Правда», 1947. – 32 с.

    21. Jennings, I.W. The Approach to Self-Government / I.W. Jennings. – London, 1956. – 56 с.





    написать администратору сайта