Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления методики

  • Общее ознакомление с книгой « Изучение интервалов на уроках сольфеджио »

  • Методические рекомендации

  • Список используемой литературы

  • Т А Боровик. Задачи дать общую характеристику по следующим этапам


    Скачать 27.24 Kb.
    НазваниеЗадачи дать общую характеристику по следующим этапам
    Дата11.03.2019
    Размер27.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТ А Боровик.docx
    ТипДокументы
    #70053

    Цель:изучить методику развития музыкальности детей в курсе сольфеджио ДМШ Т.А. Боровик

    Задачи:дать общую характеристику по следующим этапам:

    • Развитие музыкальности детей:

    • Обучение на основе подражания или копирования

    • Развитие чувства ритма

    • Развитие интонационной выразительности

    • Формы двигательной активности на уроке

    • Развитие детского творчества

    • Общее ознакомление с книгой «Изучение интервалов на уроках сольфеджио»



    Содержание
    Считаю с полным правом сольфеджио единственным предметом, в котором заложено все для развития ребенка — способность креативно мыслить, в первую очередь, учиться говорить и петь (высказывать себя!), видеть мир в огромной палитре звуков и движения.

    Т. Боровик
    Уроки музыки в детском саду, в общеобразовательных и музыкальных школах, которые проводятся по методике Т. Боровик направлены на «пробуждение» и формирование способностей ребенка и не только музыкальных. Методика музыкальных занятий ориентирована на раскрытие эстетических, художественных, певческих, двигательно-пластических и коммуникативных особенностей личности ребенка. Музыка на уроках направлена на стремление ребенка познавать новое и экспериментировать приобретаемым опытом, устремлена в фантазию,в детство с его желанием жить в сказке, видеть «живое во всем».
    Основные направления методики:
    I. Обучение на основе подражания или копирования

    «... то,что ребёнок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно»- Л.С.Выгодский.

    Повторение за педагогом на уроках сольфеджио не просто важно, но и необходимо. Педагог должен настроить на работу, заразить настроением и желанием выучить предлагаемую мелодию .Постепенно ребёнок накапливает опыт для собственной художественной деятельности. Потребность подражать естественна для детей. Однако, когда ребёнок приучает себя к исполнению воли другого, послушно копируя, принимая «образец» педагога за эталон, автор предупреждает, что «мы ответственны за тех, кого приручаем». Необходимо в работе с детьми предлагать разнообразные примеры в изображении одного образа, приглашать к совместной импровизации. Радоваться, пусть неловким, но самостоятельным проявлениям собственного творчества, корректно комментировать и поддерживать желание творить самостоятельно.
    II. Развитие чувства ритма.

    1. Ритм в образных картинках.

    Знакомство с элементами музыкальной речи в методике основано на прототипах окружающей действительности, этот приём уже известный.

    Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются в сопоставлении больших и малых образов, их «переодевают» в облики звериных мам, пап, их детей. Предметы также могут быть большими и маленькими.

    Получается большой, живой методический материал, с которым можно работать над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные
    слоги, не только ритмические. При звукоподражании персонажи наделяются своим настроением и содействуют развитию эмоциональности, интонирования. [1; ]

    2. Чтение слов в ритме.

    Работа над восприятием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Т.А. Боровик отмечает важный момент в данной работе — естественное проговаривание слов, без растягивания слогов, что развивает чувство ритма, прививает навык слышать ударение в лове, выделять этот слог как более долгий. Предлагает слова для работы с четвертями и восьмыми, их комбинациями, с затактом, разными размерами, составление коллекции картинок. Дети могут выбирать, компоновать картинки по определенным заданиям, т.е. играть. Подобная форма работы очень увлекательная. [1;20]

    Кроме слов для разучивания и закрепления длительностей, предлагаются стихотворные тексты, читать которые следует ориентируясь на величину записи слогов: большие читать четвертными длительностями, маленькие в ритме восьмых.

    Предлагаемая техника работы тоже известна в мировой практике. Исполнение текстов методике соединяется с изображением с «большими и малыми», изображением ритмов в картинках, сопровождается с ритмическими хлопками или комбинациями звучащих жестов. Это помогает детям запоминать на слух стихотворение и ориентироваться в его ритмическом строении, играть.

    3. Ритмические слоги.

    Отношение к ритмическим слогам, утверждает автор, - не носит достаточного понимания. Подмена ритмических слогов счетом: «раз — и — два — и» не отображает «не эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка» - «не видна» временная разница длительностей. Т.А. Боровик считает, что арифметический счет вреден (особенно в первый период музыкального обучения) для учеников со слабым чувством ритма.

    Ритмические же логи (во всех вариантах) прошли проверку не только экспериментами, но и временем и могут использоваться во всех вариантах «та-ти-ти», «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бе-гать». Здесь выбор за педагогом и его предпочтением. [1;17]

    «Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

    • любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;

    • ритмические длительности и группы разучиваются достаточно быстро;

    • с помощью ритмических слов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;

    • ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;

    • ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей».


    III. Развитие интонационной выразительности.
    1. Речевое и вокальное интонирование.

    В работе над развитием интонационной выразительности Т.А. Боровик подчеркивает важность обращения к интонационным навыкам ребенка и прежде всего — способности говорить.

    Как научить ребенка вслушиваться в свой собственный голос и управлять линией собственной речи, это неизменно волнует каждого педагога.

    Речевое интонирование всегда связано с воспроизведением стихотворного текста, а это поэзия делает ее музыкальной, пластичной, ритмичной. Поэзия дает возможность раскрыть себя, показывать свои эмоции, неизменно дополняется мимикой, жестом, пластикой, движением.

    Речевое интонирование разнообразно, интересно и пользуется успехом у детей.

    2. Звукоподражание.

    В развитии речевых и интонационно-певческих способностей ребенка звукоподражание имеет особое значение. В звукоподражании заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция, разнотембровость, разнотемповость, разнохарактерность и развитие скорости говорения.

    Автор отмечает необходимость использования всевозможных приемов, стимулирующих желание ребенка интонировать. В их числе - исполнение попевок звукоизобразительными слогами («поем как кошки, лягушки, кукушки, машины и т.д.»), интонирование в разных темпах, с разными штрихами и динамическими оттенками.

    3. Выразительное речевое интонирование.

    «Известно, что все новое, с чем знакомится ребенок на занятиях, понимается им более прочно и качественно, если находится в тесной связи с его возрастом и интересом. Но не менее важно для ребенка, чтобы Новое было им увидено».

    В учебном методическом пособии — рабочей тетради Т. Боровик даются ритмические группы, образные последовательности ритма, смешные, забавные картинки для чтения слов с разными сюжетами, песенки и попевки — все подчинено развитию интонационного интонирования и стимулирования интереса к занятиям музыки. [1;43-44]

    «Наша книга — это тоже рисованный мультик, где все рисунки обращены к Детству, юмору и добру, позитивному настроению и созданию радостной атмосферы для занятий музыкой».

    4. Вокальное интонирование. Рисование голосом.

    Этот вид деятельности один из самых оригинальных и необычных форм в методике, в которой ни один ребенок не будет себя чувствовать плохо понимающим.

    Т.А. Боровик утверждает, что единственный из способов, который учит детей самостоятельно управлять линией движение голоса. В начале работы автор предлагает попросить детей изобразить голосом, например, как звучит планета.
    Каждый протяжно пропевает свой выбранный звук. Для того чтобы понять ситуацию, объяснить ее, например: если бы жители другой планеты изобрели слуховой аппарат и стали слушать нашу Землю, они, вероятно, услышали бы красивое и светлое звучание разных голосов. При повторении, дети обязательно в него вслушиваются.

    Для рисования голосом в рабочей тетради даны разные модели, это и вокальное скольжение на определенной гласной, чередование с текстом.

    5. Песенки — графики.

    Для лучшего понимания детьми мелодического движения автор предлагает графические записи песенок, отмечая, что детей очень привлекает необычность записи — образные рисунок удивляет, радует и вызывает желание его расшифровать. При этом сохраняется изображение ритмической структуры мелодии: маленькие образы или линии — восьмушки, большие — четверти. Песенная коллекция в книге составлена из песенок с постепенным увлечением объема мелодии.

    После разучивания, для закрепления выученной мелодии, ее можно показывать на себе (объем секунды и терции), выкладывать на столе кубиками, кружочками и др. предметами.

    Сопровождение пения шумовым аккомпанементом, звучащими жестами, использование мимических картинок, украсят любую из предлагаемых в книге песен.
    IV. Формы двигательной активности на уроке.

    Увлечение музыкотерапией и стажировки в Швеции породили желание наполнить сольфеджио движением, подтолкнули к изучению танцев и работой над пастилкой.

    В интернете, на сайте Т. Боровик, большое количество восхищенных отзывов на данную тему, оставленных участниками семинара. На фотографиях участники фантазируют и при помощи мимики, пластических движений изображают образы животных; танцуют изображая, что происходит за окном - «омузыкаливают сезоны сольфеджио». Используется музыка от XVI века до нашего времени, в разных жанрах и стилях

    1. Звучащие жесты.

    Это самые простыне формы двигательной активности. Основной формой в этом виде деятельности является «Эхо» - «делай как я». В книге представлены мелодии с простыми партитурами сопровождения и для самостоятельного сочинения.

    2. Исполнения с образными жестами.

    В методике используются театральные формы работы — заучивание текста оформляется образными жестами и движениями. В тетради предлагаются способы образных аранжировок, предлагается детям импровизировать и искать свои варианты.

    3. «Танцы» сидя.

    Это уникальный пример из ситуации использования двигательной
    активности детей на уроках сольфеджио. В тетради даны мелодии — стихи «»Прыг-скок на ладошке», «Ножки воображули», нарисованный танец «Дам-доди» (американский фольклор).
    V. Развитие детского творчества.

    Автор пишет: «Музыка, пение, разнообразие текстов, движение, ритм — все это самым действенным образом влияют на фантазию ребенка». Предлагаемые в учебном пособии достаточно разнообразные и интересные формы работы, направлены на развитие фантазии и даются с усложнением. Этот процесс не может обходиться без радости, юмора, игры — а это необходимые составляющие обучения.
    Общее ознакомление с книгой

    «Изучение интервалов на уроках сольфеджио»
    Тема интервалы — одна из центральных тем в сольфеджио. Каждый педагог пользуется свои багажом способов изучения интервалов. В настоящем пособии также общается опыт работы над интервалами на начальном этапе обучения сольфеджио.

    Т. А. Боровик обосновывает необходимость использования в практических занятиях ассоциативно-образного опыта детей, пластических и графических символов интервалов. Предлагает работать на уроке по плакатам, использовать дидактические пособия, игровые задания — тесты, секвенции игры на фортепиано, музыкально теоретические сказки. В психолого-педагогическом обосновании методики автор отмечает, что «для понимания и освоения детьми интервалов необходимо двигаться по естественному для них пути, где основной являются визуальный, речевой, тактильный опыт, а образность и игра при этом доминирующие факторы».

    Ассоциативно-образный метод — способность детей играть со словами, приспосабливать их через ассоциацию образа к существующим понятиям. Знакомство с интервалами чаще всего начинается со слухового восприятия, через подбор названий (имен), звуковой интонации, и таких образов может быть много. Дети дают названия опираясь на сложившийся собственный опыт и воображение, влияние окружающей среды, познавательный опыт. Автор предлагает оригинальную коллекцию образов для всех интервалов созданную детьми. [2;5]

    Сольфеджио — достаточно статичный урок. Для построения интервалов мы используем подсчет звуков по пальчикам. Эта смена деятельности, движения помогает ребенку быстрее запомнить цифровое значение, название интервалов. На этапе знакомства с интервалами автор предлагает для детей пластические символы для интервалов понятные и знакомые детям с самого раннего возраста. [2;6]

    Из ассоциации пластических жестов, исходит графические символы интервалов. Эти символы являются основой интервальных партитур. В рамках данного пособия автор касается этого раздела деятельности на примере работы с секундой и лишь в общем плане. [2;10]
    Методические рекомендации
    Основные направления работы в подготовительной группе, 1,2 классах:

    • Создание коллекции ассоциативных образов интервалов — выбирается один и изображается на карточке.

    • Слуховой анализ с использованием карточек и пластических символов.

    • Игра на инструменте.

    • Построение интервалов, определение их мелодии.

    • Разучивание интервальных партитурам

    • Сочинение миниатюр с использованием пройденных интервалов

    • Закрепление и проверка теоретических знаний (забавная теория музыки, музыкально-теоретические сказки, музыкальное лото, анкеты, кроссворды).

    В методике 1 класса внимание уделяется тоновой величине интервала. Казалось бы простая тема, но мы часто сталкиваемся с тем, что дети довольно долго путаются в вычислениях тонового состава интервала. Для того чтобы ребята осознали последовательную связь всех звуков, предлагаются двигательно-пластические упражнения [2;14]

    В книге «Интервалы» автор печатает 29 приложений на все формы работы, с картинками, таблицами, заданиями, сказками, в которых каждый педагог найдет для себя что-то полезное.

    Заключение
    «Если мы хотим научить думать, то прежде должны научиться придумывать». Д. Родари

    Т.А.Боровик , в своей методике начального музыкального воспитания детей, учебном пособии «Интервалы», в основном обобщает многолетний опыт работы педагогов-теоретиков. Но то, как это делается, сколько фантазии, какие занимательные получаются задания, совершенно новый весь материал... Это и отличает её от традиционной методики. Это нельзя оставить без внимания. А оригинальные задания по рисованию голосом, «лавирование между речью и вокалом», необходимо взять на вооружение всем педагогам по сольфеджио.

    Необычайно интересно и очень полезно Всё для работы с детьми, особенно с малышами подготовительной группы ДМШ.

    Список используемой литературы

    1. Т.А. Боровик. Звуки, ритмы и слова. Часть 1 // [Текст] — Т.А. Боровик. - Минск: Книжный дом. - 1999

    2. Т.А. Боровик. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. (подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ. Методические рекомендации) // [Текст] — Т.А. Боровик. - М.: Классика-XXI. - 2006.

    3. Сайт Т.А. Боровик. // [Электронный источник] - www.borovik.ucoz.ru -январь 2012


    написать администратору сайта