Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • По способу своего бытия мораль- это система норм, принципов,ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. М

  • как следует себя вести и как необходимо мыслить, чтобы быть человеком.

  • Мораль охватывает целый ряд сфер человеческой жизни

  • Основной функцией морали

  • В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей

  • Глава 2 Политика и мораль .2.1 Что из себя представляет политика

  • 2.2 Функции морали в «Большой» и «Малой политике»

  • Глава 3. Связь политики и морали

  • 3.1 Различия морали и политики Несмотря на элементы общности, у политики и морали имеются и существенные различия. Важнейшее

  • «оперирует при помощи весьма специфического средства – власти, за которой стоит насилие». Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается, главным образом, на совесть. Заключение

  • политика и мораль. Задачи исследования Определить роль и функции политики и морали в жизни общества. Распознать связь между политикой и моралью. Найти различия между данными объектами речи. Объект исследования


    Скачать 30.41 Kb.
    НазваниеЗадачи исследования Определить роль и функции политики и морали в жизни общества. Распознать связь между политикой и моралью. Найти различия между данными объектами речи. Объект исследования
    Анкорполитика и мораль
    Дата20.12.2021
    Размер30.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаполитика и мораль.docx
    ТипДокументы
    #310809

    Введение

    С усложнением и развитием материально-производственной деятельности и социальной структуры общества, обусловившими появление материальных излишков, новых видов труда, классовой дифференциации в зрелом, но уже разлагающемся первобытном обществе стали возникать первые протогосударственные образования, постепенно трансформирующиеся в государства с такими свойствами, как: политика, власть, право, политические институты, взаимодействие которых привело к формированию политической организации общества, которое уже не было первобытным. Именно так были решены проблемы управления обществом и ускоренного его развития на первом этапе пути к прогрессу человечества.

    Современная наука стремится изучать политическую жизнь на уровне публичных, сущностных оснований. Важнейшим направлением в этом контексте выступают исследования проблемы взаимовлияния политики и морали , нравственных отношений в политической сфере, политической жизнедеятельности.

    Вопросы о месте и роли нравственности в жизни человека и общества и особенно вопрос о взаимосвязи, взаимовлиянии политики и морали в наши дни вызывают живой интерес, никого не оставляют равнодушным. Отсюда- многочисленные дискуссии, столкновения различных позиций , точек зрения , мнений.

    Задачи исследования

    1. Определить роль и функции политики и морали в жизни общества.

    2. Распознать связь между политикой и моралью.

    3. Найти различия между данными объектами речи .

    Объект исследования : Мораль и Политика

    Предмет исследования: Взаимодействие Политики и Морали

    Глава 1. Мораль, её функции и роль в современном обществе

    Прежде всего, мораль- это один из видов регуляции общественной жизни, которая не может быть приведена в гармонию на чисто биологическом уровне. Мораль существует как регулятор человеческих отношений,поведения и сознания наряду с традицией, обычаем, правом, насильственными формами воздействия.

    По способу своего бытия мораль- это система норм, принципов,ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении.

    Моральная регуляция носит оценочно-императивный характер. Это значит, что мораль всегда оценивает поступки и мысли людей, одобряет или порицает их: «Этот человек поступил хорошо, так как был справедлив и честен. А тот поступил дурно, так как лгал и клеветал». Моральные нормы есть не что иное, как правила-образцы, которые одобряются, одновременно выступая в качестве блага и примера нор- мального поведения: нормально и хорошо быть милосердным, добрым, честным, трудолюбивым, бескорыстным.
    Соответственно плохо (ненормально) быть злобным, лживым, лени- вым, жадным.
    Одобряя или порицая, мораль повелевает, как следует себя вести и как необходимо мыслить, чтобы быть человеком. В этом проявляется ее императивный характер.В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Это значит, что мораль постоянно сравнивает наличное поведение с ценностью и идеалом, с тем порядком вещей, совершенным образцом, который реально не существует, но должен быть, чтобы действительность стала прекрасной и гармоничной. В этом смысле мораль всегда несколько выходит за границы наличной повседневной жизни, заглядывает за пределы эмпирического — в трансцендентное (высшее, находящееся за границей реальности и определяющее эту реальность). Добро, Любовь, Достоинство, Справедливость — все это моральные идеалы, которые в полной мере никогда не присутствуют в практической обыденности, но служат ориентирами поведения и сознания, духовно-нравственными маяками, не дающими потонуть в пучине эгоизма и своекорыстия.
    Мораль охватывает целый ряд сфер человеческой жизни. Мы можем говорить о нравственных отношениях между людьми, в которые включены и межиндивидуальные связи, и отношения между личностью и коллективом, и взаимодействия целых человеческих общностей. Моральным или неморальным, антиморальным (безнравственным) может быть поведение людей. Центром морали выступает нравственное сознание .

    Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

    Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель. Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось.

    В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

    Глава 2 Политика и мораль.

    2.1 Что из себя представляет политика?

    Вопрос не такой уж простой, как может показаться на первый взгляд. Мир политики многолики противоречив, и поэтому разнообразие представлений о ней необозримо. Для одних на уровне обыденного сознания, по-литика – это деятельность политических лидеров, выдающихся государственных деятелей. Для других политика – борьба политических партий, различные интриги, политические игры, попрание нравственных норм ради обладания властью. Каждый человек так или иначе соприкасается с миром политического, и не всегда эти контакты оставляют позитивное впечатление. Еще в 430 году до н.э. политический деятель Древней Греции Перикл утверждал, что «лишь немногие могут творить по-литику, но судить о ней могут все». Наши современники тоже отмечают, что «сегодня политика – это как футбол: все болеют, дают друг другу советы, но не умеют играть. Таким образом, представления, мнения о политике формируются на основе жизненного опыта людей, их непосредственного столкновения с теми, кто занят политической деятельностью. И неоднозначность суждений и оценок предопределяется особенностями восприятия политических явлений и событий, процессов общественной

    Политика и мораль

    любая политика неотделима от власти, всегда предполагающей принуждение, а оно есть как минимум насилие над чьей-то волей (не обязательно в виде телесного насилия). В то же время мораль, даже в ее исходном и самом содержательно бедном определении, есть добровольная само-регуляция людей на основе принципов, которые считаются всеобщими, т. е. распространяющимися на всех, в ком мы также предполагаем способность к добровольной само-регуляции на тех же принципах. Принцип добровольности морали, таким образом, оказывается в прямом противоречии с принципом власти и принуждения, без которого политика не есть политика

    2.2 Функции морали в «Большой» и «Малой политике»

    Если мы хотим понять связь морали и политики как их практическое отношение, не сводимое к моральному оцениванию политики то перед нами встает вопрос о функциях морали в политике. Соответственно, это политика, воспроизводящая (с теми или иными корректировками, вокруг которых и идет полемика) существующее общественное устройство. «Большая политика», напротив, формирует и реализует альтернативы и в этом смысле является производящей.

    В «Малой политике» роль морали, действительно, невелика. Обычно ей приписывают значение в плане легитимации существующей власти, в самой же легитимации видят важное условие сохранения и воспроизводства власти. Однако думается, Бэррингтон Мур прав в обобщении своего грандиозного компаративного исследования причин и условий социального протеста. Статус-кво обычно поддерживают не моральные обязательства и оценки, а то, что он назвал «рутиной повседневности» и «императивами обычной жизни». Они не легитимируют власть, но позволяют понять то, почему и как даже устойчивые и распространенные негативные моральные оценки существующих порядков столь редко — в масштабах всемирной истории — прорываются открытой борьбой низов.Что остается? То, что Луман обозначает понятием «внешней страховки» моралью функциональных систем общества, в том числе — политики, чьи «коды» как таковые никоим образом не сводятся к «моральному коду». Речь идет о том, что «моральная цензура» со стороны публики и политических конкурентов заставляет «игроков» в целом придерживаться правил «честной игры».

    В «Большой» политике мораль обретает иные функции в отличие от «малой». «Большая» политика — это закладывание новых начал, новых правил для новой игры. Эти новые правила не вытекают логически ни из старых правил, ни из рутинного функционирования вновь сложившейся политической структуры. Но они сообщают этой структуре ту «идентичность», которая позволяет ей функционировать — даже при бесчисленных на практике отступлениях от базисных правил. Чем важна «большая» политика? Тем, что позволяет понять, как стала возможной «малая». Скромная роль морали в «малой политике» — следствие, точнее — одно из следствий, ее выдающейся роли в «большой политике». Пользуясь гегелевским жаргоном, можно сказать: «большая политика» с ее моральной составляющей есть политика в ее «истине», тогда как «малая политика» есть политика как «кажимость». Это останется верным, даже если мы согласимся с тем, что наш повседневный опыт формирует именно «малая» политика. Шмиттовская теория «чрезвычайного положения» и его отношения к «нормальному случаю» политики именно об этом.

    Глава 3. Связь политики и морали

    Эта проблема во все времена привлекала внимание мыслителей и общественных деятелей. К этим вопросам обращались Платон и Аристотель, Макиавелли и Кант, философы эпохи Возрождения, Реформации, Нового времени, М. Ганди, Д. Неру, А. Швейцер, И. Бентам, Ж.-П. Сартр, Г. Маркузе и многие другие. Связь между этими, казалось бы, разнородными явлениями заключается в следующем.

    Политика представляет собой глобальный механизм, который способен изменять социальные отношения, создавать те или иные условия жизни для определенных групп населения и общества в целом. Она призвана согласовывать частные и общие интересы, разрешать и регулировать противоречия и конфликты. В то же время реализация интересов людей непосредственно связана с нравственно-гуманистическими ценностями, которые призваны определять степень дозволенного при использовании властвующей элитой политических средств и методов.

    В содержании политики и морали имеются и общие черты, и отличия. С одной стороны, можно выделить такие общие содержательные свойства политики и морали, как универсальность, т.е. всеохватывающий характер – возможность включения и проникновения в другие сферы, а также атрибутивность –способность сочетаться с неполитическими и неморальными факторами. С другой стороны, можно выделить такие их общие функциональные свойства, как социализация личности, регуляция поведения. И политика, и мораль имеют основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя политика очень часто весьма далека от выполнения этих гуманных задач. Но возникла она все-таки вследствие регулятивной недостаточности морали после распада родового строя как ее специфическое дополнение. Не случайно мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Разделение политики и морали и учений о них произошло лишь к концу Средневековья.

    3.1 Различия морали и политики

    Несмотря на элементы общности, у политики и морали имеются и существенные различия. Важнейшее из них – конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты. Нравственность, в отличие от политики, не относительная, а постоянная величина. Это абсолютный закон, обязательный для совести всегда, везде и во все времена. Человек не может от него отказаться, не отрекаясь от высшего своего достоинства как разумно-нравственного существа. Осознание этого закона может быть недостаточно осмысленным, недостаточно проясненным, но это не мешает ему быть безусловным мерилом человеческих действий, по которому современники и потомки будут оценивать поступки государственных мужей. В этой оценке политическое суждение и нравственное не всегда совпадают. Политика оправдывает успех, нравственная оценка может быть иная. Несмотря на общность многих свойств, характеристик политики и морали, проявление этих взаимно пересекающихся характеристик в политике и морали опять-таки этической терминологией, лучше сказать, эксплуатирует ее, ибо без этого невозможно превратить особенную волю во всеобщую, соединить всегда конкретный и строго персонифицированный властный интерес с безличным всеобщим благом» . Говоря о различии политики и морали, нельзя не отметить также, что отличительной особенностью политики является опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение тех или иных требований. Политика, писал М. Вебер, «оперирует при помощи весьма специфического средства – власти, за которой стоит насилие». Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается, главным образом, на совесть.
    Заключение

    Мораль и Политика тесно взаимосвязаны друг с другом. Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношений людей друг к другу , закрепленных в обычаях и традициях , имеет первенство по отношению к политике. Она может характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику , свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремиться освободиться от нее. Общее между политикой и моралью состоит в том , что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора , в силу чего подвижны и изменчивы, являются регуляторами поведения людей. В Отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействуют на убеждение, традиции и привычки. Мораль имеет функциональное первенство. Устойчивый авторитет веками выработанной человеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных высокоразвитых странах требование к политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования


    написать администратору сайта