теория русский 11 класс. ТЕОРИЯ ЕГЭ. РУССКИЙ.. Задание 1. Стилистический анализ текста
Скачать 203.09 Kb.
|
ЗАДАНИЕ №1. Стилистический анализ текста. Общая схема стилистического анализа текста: 1)Определяем стиль и жанр текста; 2)Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме). 3)Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 4)Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.); 5)Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог); 6)Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 7)Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др. 8)Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста. Функциональные стили речи 1) Научный стиль Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний. Основная сфера использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения. Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний Основные функции: сообщение информации, доказательство ее истинности. Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой. Автор: ученые и специалисты в своей области. Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления. Вид речи: преимущественно монологический характер Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием) Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др. 2) Официально-деловой стиль Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой. Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность) Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации. Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая. Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др. Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов. Вид речи: преимущественно монолог Тип речи: в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация (этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»). Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др. 3) Разговорный стиль Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная. Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников. Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения. Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией. Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной). Вид речи: преимущественно диалог. Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием). Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств. Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник. 4)Публицистический стиль Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.) Стилевые черты: (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективность Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель. Адресат: информация предназначена для широких слоев общества Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий. Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя. Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др. Форма речи : публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь. 5) Художественный стиль Художественный стиль - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи. Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера. Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная. Автор: писатель, поэт, Форма речи: преимущественно письменная. Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств. Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия. ЗАДАНИЕ №2. Самостоятельно подберите союз, вводное слово, наречие, частицу. Союзы. Определение. Разряды. Союзы бывают: 1) Сочинительные и подчинительные 2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и) По своей структуре составные союзы бывают: 1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни. 2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д. Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного предложения). Разряды сочинительных союзов: Соединительные и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и Разделительные или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то Противительные а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же Градационные не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько Присоединительные тоже, также, да и, притом, причем Пояснительные а именно, то есть, или (= то есть) Подчинительные союзы – союзы, которые связывают простые предложения в сложном предложении (СПП). Подчинительные союзы делятся на следующие группы: изъяснительные (что, чтобы, как, …) обстоятельственные времени (когда, лишь, едва, …) места (где, куда, откуда, ...) образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, ... ) сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы) причины (так как, потому что, …) условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) следствия (так что) Частицы. Определение. Разряды. Частица – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов. Частицы бывают формообразующие (повелительное наклонение: пусть, пускай, давай, бы (б), да*, бывало; условное наклонение: более, менее, самый) и смыслоразличительные (смысловые). *Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце! Разряды частиц: отрицательные не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как указательные вот, вон, это уточняющие именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ограничительно-выделительные только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего восклицательные что за, ну и, как, куда как усилительные даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё со значением сомнения едва ли; вряд ли Среди частиц есть омонимичные: Например, ЭТО может быть как частицей, так и местоимением. ЧТО может быть частицей, а может быть местоимением. Частицы как средства связи между предложениями. Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений. Ведь (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как). Вот (используется для введения иллюстрации, примеров) Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа. Местоимения. Определение. Разряды. Разряды местоимений: Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.) Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.). Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету. Указательные это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д. Возвратное себя Вопросительные кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д. Относительные (те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях) Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д. Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь. Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д. !!! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Числительные. Общая информация. Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро). Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете (пятый, десятый). Наречия. Определение. Разряды. Разряды наречий По функции: Знаменательные называют признаки действий или других признаков (громко, далеко, по-летнему) Местоименные там, так, тогда По значению: образа действия (как, каким образом?) так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем меры и степени (сколько, в какой степени?) очень, чересчур, втрое, вдоволь, чуть-чуть, немного места (где, куда, откуда?) вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда причины (почему?) потому, сгоряча, поневоле цели (зачем, с какой целью) назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов обособляются запятыми не являются членами предложения к ним нельзя задать вопрос Группы вводных слов по значению: 1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д) К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 3. Связь мыслей, последовательность изложения Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 4. Источник сообщения По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. 5. Приемы и способы оформления мыслей Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 7. Оценка меры того, о чем говорится По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 8. Степень обычности сообщаемого По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 9. Выражение экспрессивности высказывания- Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. Средства связи, часто встречающиеся во 2 задании ЕГЭ Союзы То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации. Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления. Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях. Так что – используются перед выводом рассуждений. Частицы Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли. Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления. Вводные слова и конструкции Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль. Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно). Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям. Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах. Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли. Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому. Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей. |