Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) дополнить информацию (выделено цветом);

  • Тема 2 Основы театрального мастерства

  • Как любой иной вид искусства, театр обладает своими

  • ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ

  • Театры-кабаре.

  • Кукольный театр.

  • тхд. Задание 1) внимательно прочитать, сделать конспект 2) дополнить информацию (выделено цветом)


    Скачать 23.42 Kb.
    НазваниеЗадание 1) внимательно прочитать, сделать конспект 2) дополнить информацию (выделено цветом)
    Дата01.03.2022
    Размер23.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTema_2.docx
    ТипКонспект
    #378570

    Задание:

    1) внимательно прочитать, сделать конспект;

    2) дополнить информацию (выделено цветом);

    3) составить 3 вопроса тестового характера разного типа (с одним ответом, с несколькими ответами, на соответствие, открытого типа и т.п.). Вопросы отправить мне в ВК, крайтий срок – 20-00 в понедельник (31.01.22)



    Тема 2 Основы театрального мастерства

    1. Театр как вид искусства. Его художественные средства

    Театр (греч. theatron – место для зрелищ) – вид искусства, в котором реальность отражается через сценическое действие, которое осуществляют актёры перед зрителями.

    Театральное искусство – часть национальной духовной культуры, зеркало общественного сознания и жизни народа.

    Искусство сцены родилось в глубокой древности и в разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. Возможности театра велики, поэтому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князи, императоры и министры, революционеры и консерваторы.

    Каждая эпоха накладывала на театр свои задачи. В Средневековье, например, сценическое пространство мыслили как модель мироздания, где следовало разыграть, повторить таинство творения. В эпоху Возрождения на театр всё чаще стали налагать задачи исправления пороков. В эпоху Просвещения искусство сцены оценивалось очень высоко – как «очищающее нравы» и поощряющее добродетель. Во времена тирании и цензуры театр становился не только кафедрой, но и трибуной. В годы революций ХХ века появился лозунг «Искусство – оружие» (был популярен в 20-е года XX в.). И театр стал выполнять ещё одну задачу – пропагандистскую.

    Итоговое произведение театра – спектакль, который основан на драматургии.

    Как любой иной вид искусства, театр обладает своими особыми признаками.

    1. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. (В опере и балете решающая роль принадлежит музыке). Соединяет в себе действенное и зрелищное начало и соединяет в себе выразительные средства других искусств: литературы, музыки, живописи, архитектуры, танца и др.

    2. Искусство коллективное. Спектакль – результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Театр – это и творчество и производство.

    Следовательно, можно дать определение, что театр – синтетический и коллективный вид искусства, в котором сценическое действие осуществляют актёры.

    1. Театр использует набор художественных средств.

      1. Текст. В основе театрального представления лежит текст. Это пьеса для драматического спектакля, в балете – это либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену. В результате чего литературное слово становиться словом сценическим.

      2. Сценическое пространство. Первое, что видит зритель после открытия (поднятия) занавеса – это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным).

      3. Сцена и зрительный зал. Ещё с античности сформировались два типа сцены и зрительного зала: сцена-коробка и сцена-амфитеатр.Сцена-коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену-амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используется два типа.

      4. Театральное здание. С давних времён театры строились на центральных площадях городов. Архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимания. Приходя в театр, зритель отрешается от повседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.

      5. Музыка. Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте, чтобы поддержать интерес публики.

      6. Актёр. Главное лицо спектакля – актёр. Создаёт художественный образ разнообразных характеров. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося в художественный образ – своеобразное произведение искусства. Конечно, произведением искусства является не сам исполнитель, а его роль. Она есть творение актёра, созданное голосом, нервами и чем-то неуловимым – духом, душой. Диалог актёров – это не только слова, но и беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Понятия актёр и артист различаются. Актёр – ремество, профессия. Слово артист (англ. аrt – искусство) указывает на принадлежность не к определённой профессии, а к искусству вообще, оно подчёркивает высокое качество мастерства. Артист – это художник независимо от того, играет он в театре или работает в иной области (кино).

      7. Режиссёр. Чтобы действие на сцене воспринималось как целое, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности выполняет режиссёр. Режиссёр – главный организатор и руководитель театральной постановки. Сотрудничает с художником (создателем зрительного образа спектакля), с композитором (создателем эмоциональной атмосферы спектакля, его музыкально-звукового решения), балетмейстером (создателем пластической выразительности спектакля) и другими. Режиссёр – постановщик, педагог и воспитатель актёра.

    Всё, что создано драматургом, актёром, художником, композитором заключено в строгие рамки режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и целостность.


    2. Теории происхождения театра


    Наука о театре – театроведение - возникла в конце XIX в. Тогда же появились две теории происхождения театра.

    Согласно первой, искусство сцены (как западное, так и восточное) развилось из обрядов и магических ритуалов. В подобных действиях всегда присутствовала игра. Участники часто использовали маски и специальные костюмы. Человек «играл» (изображал, например, божество), чтобы воздействовать на окружающий мир – людей, природу, богов. Со временем некоторые обряды превратились в светские игры и стали служить для развлечения; позже участники таких игр отделились от зрителей.

    Другая теория связывает происхождение европейского театра с ростом самосознания личности. У человека возникла потребность выразить себя посредством зрелищного искусства, обладающего мощным эмоциональным воздействием.



    3. Виды театра


    Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движения. Подобные действа отличались синкретизмом. То есть составные части (музыка, слова, движения, танцы) имели такую степень слитности, что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Постепенно публика начала различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом – намеренным соединением различных форм.

    В зависимости от преимущества определённых средств сценической выразительности выделяют следующие виды театра:

    1. Самый распространенный и популярный вид – драматический театр. Главное выразительное средство – слово (неслучайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным).

    2. Опера (возникла на рубеже XVI – XVII вв. во Флоренции). В опере условность театра особенна очевидна (в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах). Главное в опере – музыка. Однако партитура должна быть представлена, разыграна на сцене: содержание произведения раскроется полностью только в сценическом пространстве.

    3. В XVI веке на основе придворных и народных танцев начал формироваться балетный театр. Само слово «балет» происходит от позднелатинского ballare – танцевать. В балете о событиях и взаимоотношениях персонажей рассказывают движения и танцы, которые артисты исполняют под музыку, сочиненную на основе либретто (ит. libretto – литературный текст оперы или сценарий для балета и пантомимы, в котором излагается содержание – последовательность действий на сцене). В конце ХХ в. стали распространенными бессюжетные спектакли, созданные на музыку симфонических произведений. Ставит подобные произведения хореограф (древнегр. хорея – пляска, графо – пишу).

    Некоторые определяют нижестоящие виды театров, как ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ.

    1. Оперетта. История оперетты насчитывает чуть больше, чем полтора века. Некоторые учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства, другие жанром (то же самое и о мюзикле). Первые спектакли, преимущественно комического содержания, появились во второй половине ХІХ в. в парижском театре «Буфф-Паризьен». Сюжеты оперетты обычно комедийные, разговорные диалоги чередуются с пением и танцами. Иногда музыкальные номера не связаны с сюжетом и являются интермедиями.

    2. Мюзикл. В конце 19 столетия в США появляется мюзикл. Это сценическое произведение (по сюжету как комическое, так и драматическое), в котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытового танца. В оперетте музыкальные фрагменты могут быт вставными, то в мюзикле – никогда, они «растворены» в действии. Мюзикл – искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами. История мюзикла началась в 1866 г. – тогда в Нью-Йорке было показано музыкально-драматическое представление «Чёрный плут» («Злодей-мошенник»). Успех был ошеломляющим и неожиданным. Наиболее удачные мюзиклы были экранизированы: «Кабаре», «Шербургские зонтики», «Звуки музыки».

    3. Пантомима. Самый древний вид театральных представлений, которые зародилось в античности (греч. «пантОмимос» - всё воспроизводящий подражанием). Современная пантомима – спектакли без слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с сюжетом. Сторонники этого вида театра считают, что жест правдивее и ярче слова.

    4. Театры-кабаре. В последнюю четверть ХІХ в. по всей Европе, но в первую очередь во Франции, стали создаваться театры-кабаре, в которой соединились формы театра, эстрады, ресторанного пения. Наиболее знаменитыми и популярными были «Чёрная кошка» в Париже, «Одиннадцать палачей» в Мюнхене, «Пропади всё пропадом» в Берлине, «Кривое зеркало» в Петербурге. В помещениях кафе собирались люди искусства, и это создавало особую атмосферу. Пространство таких представлений представляло собой чаще всего подвал – как нечто необыкновенное, немного запретное, подпольное. С кабаретными представлениями (короткими сценками, пародиями или песнями) и для публики и для исполнителей было связано особое переживание – чувство ничем не скованной свободы.

    5. Кукольный театр. Особый вид театрального представления. В Европе появился в период античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли. С того времени театр изменился, но осталось главное – в представлениях участвуют только куклы. Впрочем, в последнее время, куклы часто делят сцену с актёрами.

    Наиболее распространены куклы, управляемые при помощи ниток, перчаточные и тростевые.

    Особая форма кукольного театра – театр марионеток, деревянных кукол.

    1. Особый вид театра – Детский театр. Одной из первых детских постановок стала работа Московского художественного театра. В 1908 году Станиславский поставил пьесу-сказку «Синяя птица». Эта постановка определила путь развития сценического искусства для детей – такой театр обязан быть понятен ребёнку, но не в коем случае не примитивным, не одномерным.

    В 1918 году в Москве открылся Первый детский театр Московского Совета (ныне Центральный детский театр). В первых театрах в основном шла инсценировка сказок. Постепенно появились драматурги, которые писали специально для детей. Составьте список из 20 самых популярных/известных детских драматических произведений (например, С. Маршак «Двенадцать месяцев») и 20 детских спектаклей (посмотрите репертуары театров юного зрителя).

    1. Эстрадный театр – найти информацию самостоятельно.
    2. Театр миниатюр – найти информацию самостоятельно.







    написать администратору сайта