Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылки всеобщей кодификации права.

  • Задачи кодификации.

  • Объем кодификации

  • Ход кодификации


  • римское право. КОНТРОЛЬНАЯ РИМСКОЕ ПРАВО ИТОГ2. Задание 1 задание 2


    Скачать 107.14 Kb.
    НазваниеЗадание 1 задание 2
    Анкорримское право
    Дата05.05.2021
    Размер107.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНТРОЛЬНАЯ РИМСКОЕ ПРАВО ИТОГ2.docx
    ТипДокументы
    #202010
    страница1 из 2
      1   2

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Задание № 1 ……………………………………………………3

    2. Задание № 2 ……………………………………………………4

    3. Задание № 3 ……………………………………………………12

    4. Задание № 4 ……………………………………………………17

    5. Задание № 5 ……………………………………………………18

    6. Задание № 6 ……………………………………………………20

    7. Задание № 7 ……………………………………………………22

    8. Задание № 8 ……………………………………………………25

    9. Задание № 9..…………………………………………………...27

    10. Задание № 10…………………………………………………..30

    11. Список использованной литературы………………………...33



    1. Прочтите текст 1 титула 1-й книги Дигест Юстиниана. Охарактеризуйте исторические системы римского права в соответствии с анализом данного текста.

    1. Естественное право (ius naturale), которому природа научила всех живых существ, ибо это право присуще (не только) человеческому роду, но является общим всем животным, которые рождаются на земле, в море, а также птицам. Сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком; сюда же рождение детей, сюда же воспитание: мы видим, что и животные, даже дикие, обладают опытом в этом праве.

    2. Право народов (ius gentium) — это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живых существ, а первое — только для людей в их отношениях между собой.

    3. Изучение права распадается на две части: публичное и частное. Публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц; существует нечто полезное в общественном отношении и в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составлено из естественных предписаний из (предписаний) народов, или (предписаний) цивильных.

    4. Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное.

    5. Все народы, управляемые законами н обычаями, пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям. 




    1. Реферативно изложите вопрос «Кодификация Юстиниана. Corpusiuriscivilis». Отметьте, какие были предпосылки кодификации, охарактеризуйте ее части, проанализируйте значение Corpusiuriscivilis для развития европейского права.

    Предпосылки всеобщей кодификации права. Уже на относительно раннем этапе своего исторического развития юридическая техника и в целом культура римского права обнаружили потребность и стремление к обобщению и унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. Это стремление в особенности усилилось в императорский период, когда унификация правоприменения в интересах единой правовой политики стала практической государственной необходимостью в собственных интересах власти.

    Развитие юридической науки в первые века н. э. вызвало к жизни первые частные систематизации правовых источников и аналогичного значения комплексные юридические труды. Так, в конце II - начале III вв. юристом Папирием Юстом был составлен систематический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах. Примерно в то же время другой известный юрист - Юлий Павел - свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. Тогда же была обнародована официальная кодификация преторского эдикта.

    Дело кодификации правок видно, было взаимосвязано с правовой политикой императоров, и обобщение именно императорских постановлений рассматривалось как главное в этой работе. В начале IV в. был составлен Кодекс Григориана, в котором обобщались конституции императоров за 196-295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, подразделявшихся на титулы, и включал, подлинные и полные тексты прежних актов. Несколько позднее был составлен еще один аналогичный Кодекс Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охватывая постановления за 291-365 гг. Но и тот, и другой были теми же частными кодификациями, правда, получившими официальное признание.

    Задачи кодификации. Устремления юстиниановского периода (пер­вая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и непо­сильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сво­дилась политика и в области законодательства.

    Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого — императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) — создать свод законов, пригодных для применения в новых политиче­ских и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое.

    Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что дало развитие права за три сто­летия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т. е. отра­зить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с За­пада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием за­падной послеклассической литературы.

    Таким образом, свод законов Юсти­ниана является в основном компиляцией из существовавших до того источ­ников, но многократно преобразованных, переделенных и обобщенных. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций несрав­ненно большим размахом и более высокой творческой силой. В ней обнару­живается не только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.

    Объем кодификации. Предыдущие своды были сборниками только leges; вопрос о собирании материалов ius, поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии по ius были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права. Преподаватели стре­мились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установ­ленному абсолютной монархией. Эти-то труды и были использованы в коди­фикации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности, в области некоторых нововведений.

    Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права (например, цивильное и преторское право, цивильное и право народов Италии и провинций) и удалить отжившие институты (mancipatio, in iure cessio, fiducia) (cm. nn. 196, 197, 407)1

    В иных случаях ясно видны попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и таким путем сохранить их жизненность (например, litterarum obligatio in ius vocatio, litis contestatio) (см. nn. 53, 74. 449). Новый законода­тельный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях. Составители уделяли внимание новым пра­вовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в дальнейшем новыми народами.

    Ход кодификации. Руководство кодификационными работами было возложено на magister officiorum и quaestor sacri palatii Трибониана. Юстини­ан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из десяти членов, с участием Трибо­ниана и константинопольского преподавателя права Теофила; этой комиссии было поручено составить в первую очередь свод конституций. Три прежних собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 г. собрание конститу­ций было опубликовано как Codex lustinianus и вместе с тем было запрещено пользоваться старыми собраниями.

    Пока шли работы по кодификации конституций, целый ряд спорных во­просов, разделявших старых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных (до 50) императорских конституций (quinquaginta decisiones). Было еще издано свыше 200 законов для преобразования старого права, причем некоторые институты были совсем устранены, другие реформированы.

    Кодификация юридической литературы была возложена 15 декабря 530 г. на комиссию из семнадцати членов под председательством Трибониана с уча­стием Теофила и беритского профессора Дорофея. Закон о цитировании не связывал комиссии, и она могла привлекать всех iuris auctores. Компиляторы должны были из громадной массы правовой литературы выбирать самое необ­ходимое (непрактичное исключать или переделать, не допускать повторений и противоречий) и обработать для свода законов. Сокращения, добавления и изменения старых текстов были прямо предписаны, с предоставлением ком­пиляторам свободы действий в этом отношении. Этим правом весьма часто пользовались, и множество текстов было «улучшено», как хвастливо уверяет император. Изменения, или, как их называли, «улучшения», касались не толь­ко отдельных технических выражений, относящихся к устаревшим правоот­ношениям и заменявшихся терминами действующего права (вместо mancipa­tio ставилась traditio, вместо fiducia — pignus), но и целые фразы и части фраз вычеркивались, другие переделывались и вводились новые.

    Многие из этих изменений открыты и стали известны под названием interpolationes с XVI в. Работа по обнаружению интерполяций ведется и до настоящего вре­мени. От интерполяций следует отличать глоссы, т. е. объяснения непонятных слов и терминов переписчиками и читателями, попадавшие в самые тексты в рукописях и до компиляторов. Собраны были сочинения 39 юристов, неполный список которых приложен к старейшей рукописи (Index Florentmus). План производства выборки из сочинений юристов был установлен наперед. Материал разделен на 50 книг, которые, кроме 30-32 книг, распадаются на ти­тулы. Книга 1 служила введением, книги 2-46 следуют системе преторского эдикта со значительными изменениями и дополнениями, книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу, книга 49 - обжалованию, финансам и военному праву, последняя, 50 книга - муниципальному праву и особым дополнениям.

    Для ускорения работы комиссии она разделилась на три подкомиссии, собиравшие: первая - произведения по цивильному праву (так называемая Сабиновская масса сочинений), вторая - по преторскому праву (так называемая бальная масса), третья - произведения Папиниана (так называемая Папиниановская масса) и кое-где сюда присоединилась группа приложении (так называемый Appendix). Выборки, произведенные в секциях, сводились воедино на общих собраниях комиссии и размещались в книгах под соответ­ствующими титулами. Все собрание получило наименование Digesta, заве­щанное классической литературой (т.е. собрание юридических материалов).

    16 декабря 533 г. законченная работа была опубликована как Digesta или Pandectae lustiniani. Применение старых источников было воспрещено, и во избежание контроверз были запрещены также всякие комментарии. Допус­кал только дословные переводы, краткие указатели содержания отдель­ных мест (индексы), выдержки и параллельные сопоставления соответствующих текстов (паратитлы). В сомнительных случаях надлежало обращаться за ранениями к императору. Цитируются места из Дигест буквой D и циф­ровыми указаниями книги, титула и отрывка, например: D. 45. 1. 122.2.

    Во время работ комиссии компиляторов Дигест на Трибониана, Теофила и Дорофея было возложено поручение составить институции для замены ус­таревших Институций Гая. Результат их работы был опубликован на латин­ском языке 21 ноября 533 г. Издание этого руководства-закона преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю науку за­конов (tota legitima scientia).

    По институциям должны были изучать право на­чинающие студенты тогдашних университетов, которым было дано название Институции Юстиниана, по существу, составлены по старым институци­ям Прототипом были почти целиком использованные Институции Гая, а сам автор живший в конце II в., называется в VI в. «нашим Гаем».

    В конце ин­ституций прибавлен титул, относящийся к iudicia publica. Однако институции были подновлены и содержали ссылки на современные законы. Таким обра­зом система этих институций распадалась на введение, часть первую - «ли­ца», вторую - «вещи», и последнюю - права на вещи, наследственное и обя­зательственное право. Третья книга посвящена искам, система которых захватывала и четвертую книгу до 17-го отдела. Конец четвертой книги по­священ публичному праву.

    По стилю изложения первой части институций (I и II книги) усматрива­ют авторство профессора беритской школы Дорофея, а второй (111 и IV кни­ги ) - Теофила обоих участников редакционной комиссии Юстиниана. Перу Теофила принадлежит еще краткое изложение институций, называемое по - гречески парафразой. Способ цитирования - буква I (институции), циф­ры обозначают книгу и титул и дальнейшие подразделения I.2.20. (principium –начало).

    В целях включения вновь изданных во время кодификационных работ конституций и согласования leges с собранным в Дигестах ius приступлено было к новой редакции Кодекса Юстиниана. Опять была образована комис­сия из пяти членов под председательством Трибониана.

    Новое произведение было опубликовано 16 ноября 534 г. под именем Codex repetitae praelectionis - второй исправленной редакции, отменившей старый кодекс. До нашего времени дошла только эта редакция, состоявшая из 12 книг, рас­падающихся на титулы. В пределах титула конституции расположены в хро­нологическом порядке. Попадаются также конституции поздневизантииского происхождения, на греческом языке. Конституции, включенные в кодекс, хотя изменены менее, чем сочинения юристов в Дигестах, но все же заклю­чают много интерполяций. Для цитирования употребляется буква С (Codex), с соответствующими цифровыми указателями книги, титула и номера кон­ституции- С. 8. 44. 21.1. Кодекс вступил в силу 29 декабря 534 г2.

    Конституции, изданные после второй редакции кодекса, составили фак­тически четвертую часть собрания - Novellae (leges) - Новеллы, хотя официально они не были объединены. Это - конституции Юстиниана, изданные между 535-565 гг и образовавшие обширное дополнение. Они относятся большей частью к государственному управлению и церковному строю, но не­которые содержат и гражданско-правовые определения из области семейно­го и наследственного права. Они свидетельствуют о проникновении начал провинциального (восточного) права в римское. Из 168 новелл современного изданий большинство издано на греческом языке. Собирались и издавались они в разном объеме, при преемниках Юстиниана.

    Все издание, несмотря на разновременное происхождение отдельных ча­стей рассматривалось как единое законодательное произведение. Это чрез­вычайно важно для правильного толкования права этой эпохи. Для научного толкования текстов (особенно в Дигестах) применяется «двойное толкова­ние» Текст юриста принимается сначала как часть единой кодификации. Но для понимания того смысла, который вкладывал отдельный юрист в свои слова необходимо тщательно очистить его от компиляторских ретушевок и исправлений и затем восстановить смысл, который отрывок имел в обста­новке времени своего написания. Это уже чисто исследовательская и научная задача.

    Содержание частей корпуса (Corpus iuris civilis.):

    1. Институции - состоят из 4 книг, которые в свою очередь делятся на титулы и параграфы. Здесь дано известное определение права: "Юстиция заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое. Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание справедливого и несправедливого."

    По структуре и содержанию - это в значительной мере повторение Институций Гая.

    2) Дигесты: состоят из 50 книг, каждая из которых делится на титулы и параграфы. Дигесты вобрали в себя цитаты из почти 2000 сочинений 39 юристов. Общий объем Дигест - 150 000 строк.

    Структура: 1 кн. - общие вопросы права, краткий очерк истории права и публичное право. Со 2 по 46 кн. - частное право; 47-48 кн. - уголовное право; 49 кн. - апелляции, фискальное и военное право; 50 кн. - административное право, правила и определения.

    Внутри каждого титула каждой (кроме 30-32 кн.) книги цитаты располагались в следующем порядке: а) цитаты из сочинений, комментирующих цивильное право. В большинстве случаев это были комментарии к Сабину, отсюда эта часть стала называться массой Сабина. б) Далее следовали цитаты из сочинений к преторскому эдикту, отсюда название - масса эдикта. в) Далее шли выдержки из сочинений по типу responsa. Так как чаще всего это были ответы Папиниана, то данная часть получила название масса Папиниана. г) Иногда были и добавочные цитаты. Это называлось Appendix. Видимо работало 3 подкомиссии, каждая со своим типом сочинений - отсюда выявленное деление на 3 основных массы.

    Ученые обнаружили в текстах цитат из классических юристов многочисленные интерполяции, то есть замены, сделанные комиссией для сближения положений классических юристов с юстиниановским действующим правом. Например, во всех текстах слово mancip[atio было заменено на traditio.

    3) Кодекс - состоит из 12 книг (возможно. в подражание XII таблицам). 1 книга посвящена церковному праву, источникам права и праву магистратов. 2-8 книги - частное право; 9 книга - уголовное право; 10-12 - положения о государственном управлении.

    4) Новеллы - то есть последующие указы Юстиниана. Древнейший их сборник относится к 556 г., написан проф. Юлианом из Константинополя, содержит 122 новеллы.

    Итак, Кодекс Юстиниана - часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.



    1. Кратко прокомментируйте содержание следующих понятий:

    Caput habere- способность быть субъектом гражданского права римские юристы обозначали словом caput; наличность такой способности выражалась термином caput habere, ее отсутствие - термином caput non habere или nullum caput haber.

    Статус цивитатис (status civitatis) означал гражданскую (государственную) принадлежность лица.

    Статус либертатис (status libertatis) означал, что человек имеет свободу. Свобода являлась общим условием участия лица в правоотношениях. Только свобода делала человека лицом, т.е. субъектом права.

    Семейный статус (status familiae).

    Семейный статус делил всех римских граждан на две категории: personae sui iuris (лица своего права) и personae alieni iuris(лица чужого права). 

    Ius conubii – право вступать в законный брак (дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми).

    Ius commercii означало право совершать имущественные сделки и обладать имущественными правами, признававшимися в тогдашнем римском праве, например, приобретать квиритскую собственность, заключать обязательственные договоры и употреблять для этого формы, признаваемые цивильным правом, как mancipatio, in iure cessio, nexum, stipulatio и другие.

    Capitis deminutio media наступает тогда, когда лицо, сохраняя свободу, утрачивает права римского гражданства; это бывает, главным образом, в случае aquae et ignis interdictio, а в императорское время в случае ссылки - deportatio (§ 2 In. 1. 16). 

    Intestabilitas – это ограничение правоспособности лица, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок, а затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки или ее содержание, также в более позднее время ограничение правоспособности лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum). Эти лица больше не могли быть свидетелями и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, что было весьма важно в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. Но постепенно исчезновение старых формальных сделок привело к тому, что intestabilitas утратила свое значение.

    Infamia – умаление чести, приводило к особым юридическим последствиям вследствие бесчестья и заключалось в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность. Основаниями для бесчестья могли быть основания фактические и законные. Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица, т. е. это как бы нравственное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitude, устранялось из числа возможных свидетелей (вообще от решения общественно - нравственных вопросов), возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; turpitude создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства. 

    Turpitude представляла собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями (например, актера), и влекла за собою также некоторые ограничения гражданской правоспособности. Существовало пожизненное и временное умаление чести.

    Tutela- в римском праве  подразумевалась забота о некоторых лицах с ограниченной дееспособностью.

    Cura - означает заботу. Попечитель обязан управлять имуществом вверенного лица, вести за него процессы. Намного позже сложилось попечительство над лицами, не достигшими 25 лет (puberes minores). 

    Pater familias (отец семейства) — глава патриархальной семьи. В Древнем Риме pater familias первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами, — всех их он мог истребовать с помощью виндикационного иска.

    Patria potestas — термин римского права, обозначающий власть римского домовладыки (отца семьи) над детьми, в число которых включаются и дети детей, т. e. внуки.

    Persona alieni iuris «лицо чужого права» - означало человека, находившегося во власти другого, человека несамостоятельного в политическом или гражданском отношении, - в противоположность sui iuris, самостоятельного, не зависящего от чужой власти.

    К разряду alieni juris по римскому праву относились рабы, женщины, дети, даже и совершеннолетние, но не эмансипированные.

    Persona sui iuris – это лицо, которое никому не подвластно.

    cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

    сine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

    Dos- приданное римских граждан.

    Donatio- дарение. В римском классическом праве дарение не было самостоятельной сделкой, представляя собой особую causa сделок с реальным или с обязательственным эффектом.

    Peculium — обозначение в римском частном праве обособленного имущества, которое глава семейства (pater familias) мог передать во владение какому-либо лицу для использования и получения доходов и таким образом ограничивая ответственность по обязательствам размерами пекулия.

    Legitimatio применялась для утверждения отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате (liberinaturales). 

    adoptio - усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

    arrogatio - усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных комициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено.

    Эмансипация (от лат. emancipatio) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

    Правовое положение римских граждан
      1   2


    написать администратору сайта