Kursovaya_rabota_Сармова А.Ю 19 ПСД-2. Задание на выполнение курсового проекта (курсовой работы)
Скачать 71.67 Kb.
|
Утверждаю заведующий кафедрой Кафедра общей психологии и психологии личности (наименование кафедры) __________ Л.В. Зубова подпись инициалы фамилия «_____» ________________ 2020г. ЗАДАНИЕ на выполнение курсового проекта (курсовой работы) студенту Сармова Анны Юрьевны ( фамилия, имя , отчество) по направлению подготовки (специальности) 37.05.02 Психология служебной деятельности код, наименование по Психология развития и возрастная психология наименование дисциплины, модуля 1 Тема проекта (работы) Развитие игровой деятельности дошкольников 2 Срок сдачи студентом проекта (работы) «__» ___________ 2020г. 3 Цель и задачи проекта (работы). Изучение теоретических аспектов содержание и развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте и значение игры для психического развития ребенка. Экспериментальное изучение развития игровой деятельности дошкольников. 4 Исходные данные к проекту (работе) Литература, посвященная проблеме исследование. 5 Перечень вопросов, подлежащих разработке Понятие игры, виды игр, Экспериментально изучить особенности сюжетно- ролевой игры и провести анализ результатов поведение игры. Подготовить психолого- педагогические рекомендации организатору детской игры. 6 Перечень графического (иллюстративного) материала Таблицы, поясняющие материал. Дата выдачи и получения задания Руководитель « » __________2020г.___________ Л.В. Зубова Подпись инициалы, фамилия Студент « »__________2020г.___________ А.Ю. Сармова подпись инициалы, фамилия Аннотация Курсовая работа посвящена теме развитие игровой деятельности дошкольников. В работе рассматриваются теоретические и методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников. Большое место уделено играм как ведущему виду деятельности дошкольников. Экспериментально изучили особенности сюжетно - ролевой игры. Работа содержит 38 листов и 1 таблица. Содержание Введение................................................................................................................5 1. Характеристика младшего дошкольного возраста…………………………...7 1.1 Общая характеристика младшего дошкольного возраста………………….7 1.2 Особенности деятельности дошкольника…………………………………...7 2.Теоретические предпосылки использования игр в экологическом воспитании детей………………………………………………………………….9 3 Виды игр………………………………………………………………………..16 3.1 Виды игр……………………………………………………………………...16 3.2 Методика обучения игре…………………………………………………….20 4. Практика создания и использования игровых обучающих ситуаций разного типа……………………………………………………………………………….22 4.1 Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами…………………22 4.2 Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей……………………………………………………………………….24 4.3 Игровые обучающие ситуации типа путешествий………………………...27 5. Роль игры в экологическом воспитании младших дошкольников………...28 5.1 Методика формирования игры Н.Я. Михайленко…………………………29 Заключение………………………………………………………………….........37 Список использованной литературы …………………………………………..38 ВВЕДЕНИЕ Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты – вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. К плохой среде обитания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения: необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Обретение экологической культуры, экологического сознания - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Целью данной работы является раскрыть возможности игровой деятельности как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. В работе поставлены следующие задачи: показать значение и вполне обоснованную возможность использования сюжетно-ролевой игры в рамках экологического воспитания; дать конкретные образцы игровых обучающих ситуаций и раскрыть механизм их применения в практике работы с детьми. Объектом исследования является игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. Непрерывное экологическое образование — это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организации и управление. И понимать это надо с детства. l. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Общая характеристика дошкольного возраста В дошкольном возрасте ребёнок быстро растёт и увеличивается в весе. Темпы роста в этот возрастной период неравномерны. В связи с удлинением туловища и конечностей изменяются пропорции тела. Увеличивается мышечная масса, дошкольники становятся более мускулистыми и худощавыми, чем младшие дети. Интенсивно процессы окостенения скелета. Однако в дошкольном возрасте они ещё не завершаются. Совершенствуется деятельность опорно-двигательного аппарата, это выражается в повышении скорости и скоординированности деятельности мышц — ловкость и уверенность движений. экологическое воспитание дошкольный игра К концу возрастного периода завершается миелинизация нервных волокон, что повышает пластичность и устойчивость нервно-психической деятельности и в целом защитные силы организма. Поведение дошкольника принимает более организованный регулируемый характер. В личностном плане дошкольник становится более самостоятельным и независимым. Таким образом, продолжается автономизация от взрослого. Но при этом связи со взрослыми обогащаются, становятся более разнообразными. Это связано с увеличением числа социальных функций, которые становятся посильны дошкольнику. Дошкольный возраст характеризуется появлением следующих новообразований: 1. происходит стремительное развитие психических свойств, которое время от времени прерывается. Во время этих остановок ребёнок воспроизводит достигнутое. 2. выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. 3. появляется личная жизнь в познавательной и эмоционально-мотивационной сферах. 4. воображение, мышление и речь соединяются в единый процесс, то есть возникает синтез внешних и внутренних действий. Появляется творческий процесс. 5. завершается процесс формирования речи как средства общения. 6. происходит усвоение нравственных норм, правил поведения, возникают личностные качества. 7. вершина развития дошкольного возраста — развитие самосознания и индивидуальности ребёнка, что позволяет говорить о нём как о личности. 1.2 Особенности деятельности дошкольника Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игру называют «королевой детства» (Д.Б.Эльконин). При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребёнка. Игра — средство многостороннее: это самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности; это средство сплочения детской общности; это метод организации других видов деятельности; это способ общения. Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие — дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая тем самым умственные операции. Самостоятельность детейв сюжетно-ролевой игре — одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурныекомпоненты:сюжет, содержание, роль. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят следующим образом: бытовые (игры в семью, детский сад) производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин) общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку). На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи. 2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за действиями - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольников) с процессом накопления представлений о природе — вопрос малоисследованный, но перспективный. Можно предположить, что нахождение оптимальных путей включения элементов сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей: обеспечит совершенствование методики дошкольного природоведения; обогатит содержание и способы самостоятельной игровой деятельности младших дошкольников. Особо важным достижением при этом может быть более успешное воспитание у детей бережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению, что актуально для решения вопросов экологического воспитания малышей. В последние десятилетия на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов. Д.Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в возрастном развитии ребёнка. Исследователем установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский и многие другие ведущие педагоги неоднократно подчёркивали легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых — обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений. С помощью дидактических игр также решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств. Два момента — необходимость получения детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Р.И.Жуковская увидела прямую связь знаний и игры. Она выявила необходимость проведения специальных игр-занятий, которые были обучающим этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. Включение в содержание занятия по инициативе взрослого различных структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета, ролевых действий и отношений) будет служить для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры. Можно не сомневаться, что чем чаще воспитатель будет использовать игру на занятиях, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется их влияние на самостоятельную игровую деятельность. Анализ игр, рекомендуемых для детских садов, показывает, что они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Существуют игры сюжетные и без определенного сюжета. В последних более отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет фабула каких-либо событий, для воспроизведения которых дети наделяются соответствующими ролями. Примером могут служить такие игры: «Овощи-фрукты», «Семена», «Цветы», «Овощехранилище». В этих играх дети получают роли продавцов, покупателей, рабочих. Экологическое воспитание также можно осуществлять путем привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процесс обучения младших дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них. Совместное исследование с И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации. Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения. Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета «Путешествие». Первый тип ИОС — использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы. Существует огромное количество игрушек-животных и очень ограниченное количество игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом или предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал, что особенно важно для младших дошкольников. Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) фокусирует на себе внимание ребенка, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом. Использование игрушки на занятии должно быть в полном соответствии с ее функциональным назначением: помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения. Итак, исследования показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в эколого-образовательном процессе дошкольного воспитания. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях. Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. Но роль игровых персонажей в обучении очень мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев мешают решению программных задач занятия. Было сделано предположение, что куклы-персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на занятиях по изучению природы. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей не случаен. Чипполино очень симпатичен детям и нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. К тому же его сходство с луковицей помогает ребятам глубже осознавать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Чипполино много знает об овощах, и ребята всегда рады встрече с ним, так как уверены, что Чипполино расскажет им что-то интересное. Карлсон — в некотором смысле противоположный персонаж. Он знаком ребятам как большой хвастунишка, баловник и весельчак. Незнайка носит свое имя неслучайно. Он много хвастает своими способностями, на самом же деле ему часто недоступно решение даже самых простых вопросов. Предполагалось, что данные сказочные персонажи будут использованы на занятиях не с целью развлечь, а как условия, обеспечивающие решение дидактических задач. Таким образом, литературный герой, привнесенный на занятие, — это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером и формой выражения. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации он проявляется своими типичными особенностями, то есть действует в своем «амплуа». Именно поэтому Карлсон и Незнайка постоянно попадают в такие ситуации, когда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении: из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения — активизируется умственная деятельность ребят. Использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии — это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации младших дошкольников. Третий тип ИОС — это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (или на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и многое другое. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты), присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде. По существу всевозможные путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей т.д. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, рассказывает и показывает дошкольникам все интересное, ради чего отправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь сможет оказать атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приёмов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени — это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. |