26.03. Хрия. Задание Построение речи по хрие. В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по так называемой хрии
Скачать 23.97 Kb.
|
Задание 1. Посмотрите выступление оратора. Оцените его с точки зрения исполнения (внешность, поведение оратора, его манеры) и содержания (актуальность тематики, приёмы привлечения внимания слушателей, аргументация и т.д.) https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14293376139572917685&text=антон+духовский Задание 2. Построение речи по хрие. В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по так называемой хрии. В переводе с древнегреческого «хрия» - «необходимость, речь по правилам». Хрия — это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определённом порядке. Хрия является классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи. Хрия - это своего рода упражнение для ученика, пытающегося построить рассуждение. Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, либо афоризм, либо пословица. Раскроем наугад книгу «мудрых мыслей» и выберем для доказательства несколько положений-тезисов. Например, «Гений и злодейство — две вещи несовместные...» (Пушкин). Традиционный порядок хрии таков: Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывается на лицо, которому принадлежит данная мысль. Во вступлении может содержаться какая-то яркая мысль, привлекающая внимание слушателей. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения). Причина, объясняющая, почему данное положение верно. Опровержение, т.е. доказательство от противного. (А если нет, то…) Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением). Это может быть развернутая метафора на тему тезиса, образный ряд. Пример (подтверждение мысли примером из истории, из жизни). Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника). Заключение (вывод). Здесь может быть краткий итоговый пересказ своей мысли, анонс дальнейших событий (перспектива дальнейшего исследования) и т.д. Хрия полезна как представление возможного пути рассуждения, но пользоваться ею необходимо творчески, а не формально. Поэтому воспринимайте хрию прежде всего, как подсказку к тому, как можно развернуть ваше доказательство. Итак, в качестве примера возьмём строчку из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные...» и попробуем построить рассуждение или доказательство этого тезиса по образцу хрии. Приступ Эти слова принадлежат пушкинскому Моцарту, который обращает их к Сальери, не подозревая, что через несколько минут коварный друг, измученный завистью к гению композитора, бросит отравленное кольцо в его бокал. Моцарт гениален и наивен, он не может подозревать обман со стороны друга, также влюбленного в музыку. Впрочем, для нас сегодня это также слова Пушкина — русского гения, чьи мысли проникали во все тайники человеческой души. Пушкина, который гениально прозревал и тайну музыкального вдохновения, и бессилие завистника, чувства которого не позволяют быть гением, несмотря на упорство и трудолюбие. Определение: кто такой гений, кто такой злодей. Гением по происхождению называли существо, представляющее средостение между божеством и человеком. Божественное начало требует от гения, чтобы он, во-первых, служил добру, любви, истине, красоте, во-вторых, чтобы он в этих качествах становился над природой человека. Поэтому когда сегодня мы говорим о каком-то человеке: «он — гений», то словно приравниваем его к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Напротив, злодейство связано с совершением человеком чего-то недостойного, неподобающего, лживого или безобразного — противоположного истине, добру и красоте. Даже само слово «зло-дей» — означает «человек, делающий зло». Причина Добро и зло сосуществуют в мире, но могут ли они существовать мирно? Не могут. Может ли в одном человеке уживаться доброе и злое? Как это ни странно, но уживается. Ведь совершаем же мы и хорошие и плохие поступки, человек в какие-то минуты может быть добрым и ласковым, в какие-то — злым и грубым. Но в том-то и дело, что злое и доброе не существуют одновременно: нельзя одно и то же считать плохим и в то же время хорошим. В человеке могут соседствовать хорошие и плохие качества, но одни качества — добры, а другие — порочны. Нельзя предательство, с одной стороны, оправдать, а с другой, осудить. Можно представить трудные обстоятельства, которые привели ко злу. Но на то человек и человек, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому гений и злодейство, как добро и зло, несовместимы. Доказательство от противного Представим, что необыкновенный талант, гениальность соединились со злым поступком или качеством, например, «гениальным» назван какой-то злой поступок. Тогда гений, добро, красота перестают быть гением, добром, красотой... Следовательно, противоположное невозможно. Представьте, что человек, которому вы верили, которым восхищались (внутренне называли его «гениальным») вдруг открылся вам с дурной стороны — вы уже не будете доверять такому человеку. В такие минуты очень важно не потерять веру: «веру потеряли — все потеряли». Конечно, не бывает людей, которые не терпят огорчений или разочарований в те или иные моменты своей жизни. В такие минуты важно не потерять ощущения «гениальности» как божественного начала собственной души, способности возрождаться для новой жизни и настоящего дела. Сравнение Божественное и дьявольское, доброе и злое, свет и тьма, радость и горе, любовь и ненависть не могут существовать одновременно. А как же, вы спросите, полутьма? Или бывает так: светит солнце и идет дождь; или к одному и тому же человеку мы испытываем и чувство любви, и неприятие его недостатков... Но здесь следует говорить о полутонах, естественных противоречиях в целостном понимании и оценке чего-то. «Гений» же пушкинского Моцарта — это апофеоз добра и света, творческой красоты, истинного труда, а «злодейство» — противоположное им предательство и мрак завистливой души. Поэтому гений и злодейство — это свет и тьма, радость и безнадежность, созидание и невозможность творить истинно доброе и подлинно великое. Пример Возьмем любого гения или злодея — мы увидим, что гений потому так ценится и сохраняется в памяти народной, что он — не злодей, а сохранение памяти о злодее никогда не связывается с понятием «гениальности». Кого из гениев можно взять в пример, придав этому слову его изначальный смысл? Пушкин — как гениальный поэт? Ломоносов — как гениальный ученый? Чайковский — как гениальный композитор? Репин — как гениальный художник? Можно назвать еще много людей, чьи жизнь и творчество приближают их в нашем сознании к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Перебирая факты их биографии, труда, — разве мы найдем что-нибудь «злодейское», порочащее? Мы можем найти противоречивые факты, трудные обстоятельства, в которых человек ищет выхода между добром и злом, но никогда, кажется, гений не вставал на сторону зла. С другой стороны, ни один «выдающийся» злодей никогда не подходил под названия гения или гениального. Можно совершать необыкновенные, удивляющие современников или потомков поступки, но если эти поступки имеют следствием зло, то никак не могут подойти под характеристику вдохновленных свыше... Могут ли быть названы гениальными Иван Грозный или Иосиф Сталин? Если деяния сомнительны, то они не гениальны. Свидетельство Сократ говорил: «назначение гениев — быть истолкователями и посредниками между людьми и богами». Гении передают богам молитвы людей, а людям — наказы богов. Благодаря гениям вселенная связана внутренней связью. Этой внутренней связью достигается продолжение культуры, молодое поколение получает знание от предшественников, а гении творят новое, добиваясь этой внутренней связи. Значит, мир покоится на добре, к которому стремятся «гении», а добро, конечно, отторгается от всего злого. Заключение Итак, гений — это необыкновенное проявление способностей в творении доброго, истинного и прекрасного. Зло не может соединяться с добром и в представлениях людей никогда не соотносится с понятием «гениальности». Отсюда и простой, столь необходимый вывод: хочешь совершить в жизни что-то необыкновенное, удивительное, хочешь, чтобы жизнь твоя не была серой, тусклой, банальной, стремись к свету и разуму, добру и мудрости. И тогда — не исключено — на тебя прольется божественный свет вдохновения («так, неожиданно, слегка») и ты будешь награжден искрами гениальности. (Источник: Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 3-е изд., стереотип. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. — 224 с.) Пример хрии на основе пословицы Рассмотрим русскую пословицу «Красному яблочку червоточинка не в укор». Иносказание в пословицах подразумевает здесь, что красное яблочко – это хороший человек. Читаем: хорошего человека недостатками не корят. Видимо, это призыв к терпимости. Русский народ мог простить недостатки, если сам человек хороший. Почему народ заложил свою мудрость в пословицу, чтобы передавать из поколения в поколение? Потому что терпимость обязательна для существования человеческого общества. Если постоянно тыкать человека в его недостатки, не развить все его таланты и возможности, это приводит к сомнению в своих силах, к бездействию и равнодушию к личностному росту. Гораздо более активен и полезен обществу человек, верящий в свои силы. Допустим, пословица ошибочна. Значит, человека нужно укорять мельчайшим недостатком, каждой мелочью. То мусор забыл вынести; то снег с обуви не стряхнул, войдя в дом. Но ведь хорошо известно, что нет совершенных, идеальных людей. У кого совсем нет недостатков? И если все начнут друг друга укорять, не станет нормального человеческого общения и взаимодействия. Ни о чем, ни с кем станет невозможно договориться. Терпимость необходима людям как моральная поддержка и как условие мирного сосуществования. Права народная мудрость: «Красному яблочку червоточинка не в укор». Домашнее задание. Напишите речь по образцу хрии. Выберите тему, сформулируйте тезис (название речи). Напишите небольшую речь (3—5 минут), произнесите её без опоры на текст. Сделайте аудиозапись своей речи. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10980802249777070293&text=хрия выступление студента https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9233502399783007351&text=хрия+по+пословице хрия на ЕГЭ Темы (на выбор): Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее (Ф.М. Достоевский). Знание без нравственной основы ничего не значит (Л.Н. Толстой). «...Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л.Н. Толстой). Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А.П. Чехов). Беседы, долго идущие, пожирают жизнь (Василий Великий). Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей (Д. Дидро) … |