история западной. история зарубежной 5 сем. Задание Прочитать семитомную эпопею Марселя Пруст В поисках утраченного времени. Подготовить конспект
Скачать 23.02 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ История зарубежной литературы Группа Го20Ж161 Студент Мендебаева Л.Н. МОСКВА 2023 Практическое занятие 1 Французская и английская литература: основные представители Задание 2. Прочитать семитомную эпопею Марселя Пруст «В поисках утраченного времени». Подготовить конспект. "В сторону Свана" является первой частью одного большого романа "В поисках утраченного времени". Повествование начинается с подъема мальчика в доме дедушки в Комбре. Мать мальчика запоздала и он успул. Пробудившись Марселю кажется, будто он превратился в то, о чем прочитал накануне. Марсель слишком долго спал после дневной прогулки и проспал ужин. Ночью Марсель не мог заснуть — он вспомнил Комбре, Бальбек, Париж, Донсьер и Венецию. В дедушкином доме Марсель ложился спать рано. Мать приходила в спальню чтобы поцеловать сына на ночь. Мать не приходила к мальчику во время приема гостей. Часто в гостях бывал сын друга дедушки Чарльз Сван. Сван родился в богатой семье и общался только со светскими людьми из высшего общества. Тогдашнее общество предпочитало общаться только с людьми своего круга, и переход в высшую касту считался даже неприличным. Лишь случайно бабушка Марселя узнала об аристократических знакомствах Свана от подруги по пансиону — маркизы де Вильпаризи, с которой не желала поддерживать дружеских отношений из-за твёрдой веры в благую незыблемость каст. После неудачной женитьбы на женщине из дурного общества Чарльз Сван приезжал в Комбре все реже, однако каждый его приход в гости был мукой для мальчика, потому что прощальный мамин поцелуй приходилось уносить с собой из столовой в спальню. Сильное потрясение в жизни Марселя произошло, когда его отослали спать ещё раньше, чем всегда. Он не успел попрощаться с мамой и попытался вызвать её запиской, переданной через кухарку Франсуазу, но мать не пришла. Решив добиться поцелуя любой ценой, Марсель дождался ухода Свана и вышел в ночной рубашке на лестницу. Это было неслыханным нарушением заведённого порядка, однако отец, которого раздражали «сантименты», внезапно понял состояние сына. Мама провела в комнате рыдающего Марселя всю ночь. Когда мальчик немного успокоился, она стала читать ему роман Жорж Санд, любовно выбранный для внука бабушкой. Эта победа оказалась горькой: мама словно бы отреклась от своей благотворной твёрдости. Прошло время, и мальчик часто вспоминал прошлое отрывочно. Без матери для Марселя весь Комбре считался мертвым. Когда Марсель почувствовал запах вкусного чая и бисквита он вспомнил цветы в саду, боярышник в парке Свана, кувшинки Вивоны, добрых жителей Комбре и колокольню церкви Святого Илария. Этим бисквитом угощала Марселя тётя Леония, когда семья проводила пасхальные и летние каникулы в Комбре. Тетя полагала, что смертельно больна. После гибели супруга она не вставала с постели. Любимым её занятием было следить за прохожими и обсуждать события местной жизни с кухаркой Франсуазой. В свободное время Марсель гулял по окрестностям города. Вся семья любила гулять только по 2 направлениям. Они гуляли в сторону дома Свана и в сторону особняка Германтова. У Марселя остались только положительные впечатления с детства. Его радовали воспоминания, связанные с Комбре. На улицах городка цветили сирени, васильки и боярышники. Запах цветов доставлял Марселю настоящее удовольствие. В дальнейшем став чуть старше Марсель знакомился с многими приятными людьми. Например, общение с инженером Легранденом дало мальчику первое понятие о снобизме: этот приятный, любезный человек не желал здороваться с родными Марселя на людях, поскольку породнился с аристократами. Учитель музыки Вентейль перестал бывать в доме, чтобы не встречаться со Сваном, которого презирал за женитьбу на кокотке. Осенью того года, когда умерла тётя Леония, Марсель стал свидетелем отвратительной сцены в Монжувене: подруга мадемуазель Вентейль плюнула в фотографию покойного музыканта. В том же году Франсуаза согласилась устроиться в дом к родным Марселя. Из всех школьных друзей он общался с Блоком. Блок рекомендовал Марселю прочесть Бергота, и этот писатель произвёл на мальчика такое впечатление, что его заветной мечтой стало познакомиться с ним. Позже со слов Свана он узнает, что его дочь очень дружна с Берготом. Он посчитал, что только необыкновенная девочка могла заслужить подобное счастье. Когда он ее увидел, Жильберта посмотрела на Марселя невидящим взглядом. Родные мальчика посчитали недопустимым , что госпожа Сван в отсутствие мужа бесстыдно принимает барона де Шарлю. Величайшее потрясение испытал Марсель в комбрейской церкви в тот день, когда герцогиня Германтская соизволила посетить богослужение. Внешне она не отличалась от других дам, но её окружал мифический ореол. Марсель влюбился в герцогиню и думал как завоевать её благосклонность. Именно тогда появились мечты о литературном поприще. Большой любовью Чарльза Свана была Одетта де Креси. Она была единственной женщиной в в салоне Вердюренов, куда принимались только «верные» — те, кто считал доктора Котара светочем. Изначально, Одетта была не во вкусе Чарльза Свана ,но ему нравилось думать, что он ей нравится. Одетта ввела его в «клан» Вердюренов, и постепенно он привык видеть её каждый день. Однажды ему почудилось в ней сходство с картиной Боттичелли, а при звуках сонаты Вентейля вспыхнула настоящая страсть. Когда он поправил орхидею на её корсаже произошла их первая близость и с этого момента у них появилось выражение «орхидеиться». Вскоре он покинул салон госпожи Вердюрен и лишился возможности каждый день видеться с Одеттой. Он ревновал ее ко всем мужчинам за исключением барона де Шарлю. После любовное наваждение постепенно проходило и отправной точной стало прекрасное лицо маркизы де Говожо и он осознал, что Одетта вовсе и не похожа на картину Боттичелли. Марсель поехал в Бальбек, только потому что Чарльз Сван расхваливал ему церковь в «персидском» стиле. А в Париже Сван стал для мальчика «отцом Жильберты», в которую он влюбился. В книге очень мало событий, сменяющих друг друга увлекательных поворотов действий. В основном, роман состоит из описаний, размышлений, переживаний. Основная тема – это история любви Шарля Свана, парижского интеллектуала, весьма обеспеченного, можно сказать, богатого человека, знатока биржи и парижского света, ценителя женской красоты, любителя истории, архитектуры, искусства, незаменимого советчика в вопросах живописи, тонкого знатока музыки, обладателя безупречного вкуса, обаятельного собеседника с прекрасными манерами и деликатными чувствами, завсегдатая светских гостиных, человека порядочного и в том числе со знакомствами в самых высших аристократических кругах. И вот этого-то во всех отношениях приятного милого месье угораздило влюбиться в вульгарную кокотку, правда, красивую, очаровательную, с роскошным телом и статной походкой, умеющую выглядеть элегантно, но ведь – глуповатую, корыстную, неискреннюю. О добродетелях в данном случае речи нет, но её разговоры, капризы, манеры - как же так угораздило нашего Свана. Меж тем Сван настолько сильно и глубоко чувствует, его любовь так широка, что вмещает весь спектр чувств во взаимоотношениях с этой женщиной – от восторгов до страданий – нежность, заботливость, благодарность, ревность, горечь разлуки, подозрительность, нежелание показать свои сильные чувства, упоение, страдание, постоянные думы, попытки разузнать что-то о ней, желание поговорить о ней, познакомиться с тем, кто с ней знаком, желание помочь, доставить радость, осыпать подарками, отчаяние и потрясение, разоблачение обмана, словом, всё, что только может быть в любовных отношениях. Настолько подробно и проникновенно, даже всесторонне, описаны все чувства Свана, что, может быть, читать такой нагруженный текст порой нелегко. Но где ещё в литературе можно найти такие тончайшие оттенки чувств и размышлений, сравнений, ощущений на зыбкой грани с невидимым тонким миром, в описании которых нет-нет, да и встречаются нюансы, о которых знаешь или которые испытывал сам, но которые понятны стали сейчас, которые сейчас названы. Так что ради этого удовольствия узнавания точно стоит погружаться в книгу. Что ещё есть в книге, кроме любви Свана? Есть Париж конца 19-го века с его бульварами, улочками, модными театрами и магазинами, новой литературой, новыми постановками, вернисажами, кабаре, ресторанчиками, прогулками в Булонском лесу. Экипажи, поклоны, приглашения, визиты и визитки, концерты, возрастающая слава Вагнера, начинающееся признание импрессионистов, сонаты, вальсы, короткая музыкальная фраза, вмещающая все оттенки чувства любви Свана. Есть великосветское общество надменное. Есть полусвет, куда допускаются только свои «верные» завсегдатаи, где смеются над плоскими шутками, где смотрят по сторонам, прежде чем высказать своё мнение, где не замечают, насколько нелепы и невежественны их суждения. Есть маленький герой, рассказчик, который рассказывает о своём детстве (первая часть) и отрочестве (третья часть), и эти рассказы обрамляют историю любви Свана и непосредственно связаны со Сваном. Мальчик - рассказчик так же необыкновенно чувствителен, как и Сван, ещё больше подвержен фантазиям, и переживает первую подростковую влюбленность, чем-то похожую на любовь Свана, так как она также безответна и также полностью захватила всё его существо. Практическое занятие 2 Ф.Кафка «Сельский врач» Главный герой, сельский врач, разбуженный посреди ночи. У него срочный вызов в деревню за десять миль. Этой ночью метет вьюга. Его лошадь замерзла насмерть прошлой ночью и служанка в деревне искала для него коня, но так и не нашла. Врач нервничал и проходя ногой открыл дверь заброшенного свиного хлева. Внутри его встретил конюх и вывел к доктору двух красивых лошадей. Врач попросил служанку помочь конюху и тот обхватил ее и прижался лицом к ее лицу и врач поругал конюха, после чего, врач предложил конюху отправиться в путь, но тот заявил, что останется со служанкой. Девушка испугалась и спряталась в доме. Врач поехал на вызов один. Уезжая, он слышал, как незнакомец ломал дверь дома. Вскоре доктор добирается до дома больного. Доктора отвели к больному мальчику. Мальчик увидев врача сказал ему: «Доктор, позволь мне умереть». Осматривая мальчика, врач думал о судьбе своей служанки. Мальчик был здоров. Врач решил, что мать просто дала ребёнку много кофе. Врач рассуждал о своей тяжёлой жизни. Платили ему мало, а теперь он переживал за служанку, которая осталась с конюхом. Врач увидел у сестры мальчика окровавленное полотенце и он заметил, что у мальчика в области бедра открытая рана, в которой копошились черви. Герой понял, что больного не спасти. К семье мальчика пришли старейшины деревни, а под окнами дома запели школьники с учителем : «Разденьте его, и он исцелит, А не исцелит, так убейте!». Врач раздевается и ложится под одеяло, рядом с больным мальчиком. Остальные вышли из комнаты, оставив мальчика и врача наедине. Больной мальчик говорит врачу о том, что не верит ему. Врач пытается убедить больного, что его рана всего лишь пустяк и не является смертельной. После врач собрал свои вещи, нагой выпрыгнул в окно и сел в повозку с лошадьми, но лошади устали и врач медленно ползет по заснеженной пустоши . Врач чувствовал, что его все предали. |