философия. античная философия. Задание пятое. Тестовая проверка знаний Как можно назвать философскую позицию Аристотеля
Скачать 26.87 Kb.
|
Задание пятое. Тестовая проверка знаний 1. Как можно назвать философскую позицию Аристотеля? а. материализм 2. Найдите соответствий между: Автор Его произведение а. Гомер 1. «Илиада» б. Платон 2. «Политик» в. Аристотель 3. «Метафизика» г. Марк Аврелий 4. «Наедине с собой» 3. Завершите определение: «Глубокая человеческая потребность в признании абсолюта, в безоговорочном принятии неких истин, заповедей, всевозможных поворотов судьбы называется волей» 4. Какие проблемы, в первую очередь, интересовали Эпикура? в. религиозные 5. Впишите ключевое слово: " Скептицизм есть мировоззренческая позиция, выдвигающая в качестве главного принципа мышления и познания сомнение". 6. Соотнесите: Содержание мировоззрения Тип мировоззрения а. Вера примитивных народов в то, I. Тотемизм что они произошли от каких-то животных, растений б. Теоретическое мировоззрение, 2. Философия то есть объяснение мира с помощью логических конструкций (понятий) в. Учение о едином и единственном 3. Монотеизм Боге 7. Выделите этический принцип, согласно которому счастье является основным мотивом человеческого поведения и смыслом жизни: в. эвдемонизм 8. Какую философскую школу основал Аристотель: в. Ликей 9. Кому из древнегреческих философов принадлежит открытие диалогически-диалектического метода философствования? б. Сократ 10. Соотнесите философско-этические позиции и их авторов. а. скептицизм (философия сомнения) 1. Пиррон б. кинизм (философия отрицания) 2. Диоген в. гедонизм (философия наслаждения) 3. Эпикур г. стоицизм (философия спасения) 4. Марк Аврелий 11. Бога и мировое целое отождествляет: в. пантеизм 12. Основоположник скептицизма: в. Пиррон 13. Основатель неоплатонизма: а. Плотин Задание второе. «Образ человека в поздний период античной философии» 1. Общая характеристика эллинистического и римского периодов античной философии. Эпикуреизм и стоицизм, их представители Древние греки называли себя эллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского резко изменили ситуацию: возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и расами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье.[2] Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости). С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен), образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические и юридические. Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того, с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным поэтому является то, что и римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышление Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до н. э.). Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции, – стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Представителями эпикуреизма являются: Эпикур, Лукреций Кар. Представителями стоицизма являются: Зенон, Марк Аврелий, Сенека. 2. Общество и человек в философских размышлениях эпикурейцев и стоиков Принцип наслаждения отражался и на социальных воззрениях Эпикура. Общество, считал он, является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу. Соблюдение этого договора он называл справедливостью: «Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается» (Диоген Лаэртский). Собственно, Эпикур в определенной мере предвосхищает позднейшую теорию общественного договора. Исходя из своей этики, Эпикур рекомендует, чтобы мудрый человек (философ) избегал общественной (политической) деятельности. Замкнутость в частной жизни является типичным проявлением индивидуализма, к которому прибегали философы эллинистического периода, уходя от жгучих проблем современной им жизни. Стоическая философия, видимо, лучше всего отражает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает «своё время». Это этика «сознательного отказа», сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи. 3. Стоическая этика: понятие долга, ответственности, свободы, судьбы. Стоический идеал человека Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям, - единственное благо. В понимании стоиков, «добродетель может быть простой завершенностью чего бы то ни было (например, «добрая статуя»); может быть неумственой, как здоровье, или умственной, как разумение»[3]. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. К четырем основным добродетелям прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности – распущенность, справедливости – несправедливость и доблести – трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие, переходных состояний между ними нет. Всё остальное стоики относят к категории безразличных вещей (адиафора). На вещи человек не может повлиять, однако он может над ними «возвыситься». В этой позиции проявляется момент «смирения с судьбой», который развит, в частности, в так называемом среднем и новом стоицизме. Человек должен подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не находиться в его власти. Идеалом стоических устремлений выступает покой (атараксия) или, по крайней мере, безучастное терпение (анатея). Стоический мудрец (идеал человека) является воплощенным разумом. Он отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье «состоит в том, что он не желает никакого счастья»[4]. В этом стоическом идеале отражается скепсис низших и средних слоев тогдашнего общества, вызванный его прогрессирующим разложением, тот факт, что человек не может изменить объективный ход событий, что с ними он может лишь «внутренне справиться».[5] Стоическая мораль была полной противоположностью эпикурейской морали. Понятие добродетели представляет противоположность эпикурейского понятия наслаждения. Подчеркивание необходимости и подчинение её противостоит и эпикурейскому пониманию свободы. Уже при одном слове «стоик» возникает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным несмотря на все неприятности и несчастья, им переживаемые. Действительно, стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, которые лелеяли почти все стоики. 4. Основные философско-этические идеи эпикурейцев: наслаждение, счастье, благо, смысл жизни. Жизненное кредо: «Живи незаметно» Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие — принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания. Согласно Эпикуру, если у человека отнять чувства, то не останется ничего. В отличие от тех, кто проповедовал принцип “наслаждения минуты”, а “там, что будет, то и будет!”, Эпикур хочет постоянного, ровного и незакатного блаженства. Наслаждение у мудреца “плещется в его душе как спокойное море в твердых берегах” надежности. Предел наслаждения и блаженства — это избавиться от страданий! По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно! Сущность счастья, по Эпикуру, — отсутствие страданий, воспринимаемое как удовольствие. Наряду с этим «негативным» удовольствием, определяемым через отсутствие страданий, философ признает существование удовольствий «позитивных», низших, т.е. физических, и высших, т.е. духовных. Мудрец должен больше всего заботиться об ограничении своих потребностей, ибо «у кого меньше потребностей, у того и больше наслаждения», но никому не следует отказываться от удовольствий духовных, высшее из которых — любовь. Эпикурейцы исповедовали в своем кругу культ любви. Собираясь после смерти учителя в тиши его сада, вдали от неспокойного, суетного мира, они воздавали почти религиозные почести основоположнику эпикурейства, освободившему их, по их словам, от страха перед богами и перед смертью. Страх этот Эпикур считал главным препятствием на пути к человеческому счастью. От страха перед богами он пытался избавить своих учеников, говоря, что боги, хотя и существуют, обитают «между мирами», в некоем промежуточном пространстве, и совершенно не вмешиваются в жизнь смертных. А чтобы помочь преодолеть страх смерти, он повторял: «Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто». «Когда мы есть, — объясняет философ, — то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Споря между собой, во многом противостоя друг другу, стоическая и эпикурейская школы каждая по-своему давали ответы на этические вопросы, поставленные эпохой эллинизма. Эпохой смут, личной и социальной неустойчивости, отчаянного поиска человеком путей к счастью, к обретению независимости от произвола прихотливой судьбы. 5. Место и роль философии в совершенствовании личности и достижении счастья у стоиков и эпикурейцев По мнению стоиков, совершенствование личности человека достигается с помощью философии, которая призвана дать человеку понимание следующих фактов: человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе; смысл мира познается особенно четко в представлении; познанное представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости; счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим, или, что то же, божественным законам; все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами; разница в том, что, как выразился Сенека, "хотящего судьба ведет, нехотящего – тащит". В учении эпикурейцев счастье достигается в удовольствии, которое дает познание. Таким образом, роль философии в совершенствовании личности, по мнению эпикурейцев, заключается в том, что философия дает познание Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.Сравните эти высказывания относительно философии и ее истоков и выделите главные отличительные черты и специфику философского знания. «Подлинные философы – те, кто любит усматривать истину» (Платон). Платон, как и философы высокой классики, не ограничивается какой-нибудь одной философской проблематикой (например, этикой), а занимается поиском истинной сути всех явлений. «Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Платон). Как и было отмечено в предыдущем абзаце, эта цитата отражает стремление философов, по мнению Платона и его последователей, найти истину в любом явлении. На вопрос, что дала ему философия, Диоген ответил: «По крайней мере, готовность к любым поворотам судьбы». Сутью философии Диогена есть отрицание принятого в обществе отношения к морали, этике и др., что, в частности, помогало Диогену справляться с жизненными трудностями. Аристотель одним из истоков философского знания называет недоумение, удивление по поводу незнания и говорит, что к философскому знанию люди стремятся не ради какой-нибудь выгоды, а «ради понимания». Эта цитата также отражает отмеченные выше черты античной философии периода высокой классики, а именно поиска истины. «Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии познание и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение не следует за познанием, по познание и наслаждение существуют одновременно» (Эпикур). Суть эпикурейской философии есть умеренное наслаждение, которое достигается в познании; в отличии от Платона, например, который также говорил об удовольствии от познания, Эпикур особенно подчеркивает наслаждение как неотъемлемую часть философии. |