Главная страница

культурология 3.3. Задание Составьте характеристикуописание основных позиций культуры эпохи Реформации


Скачать 36.72 Kb.
НазваниеЗадание Составьте характеристикуописание основных позиций культуры эпохи Реформации
Дата02.02.2022
Размер36.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакультурология 3.3.docx
ТипДокументы
#349611

Задание 1. Составьте характеристику-описание основных позиций культуры эпохи Реформации. При составлении характеристики эпохи обратите внимание на следующие аспекты:

Реформация — массовое религиозное и социально-политическое движение начала XVI в. в Германии, направленное на преобразование христианской религии. В результате Реформации возникает третье направление христианства — протестантизм', включающее такие конфессии, как лютеранство, кальвинизм, англиканство, а также протестантские секты баптистов, адвентистов, методистов, квакеров и др. Рождение нового направления христианства было предрешено недовольством снизу: католическая церковь вызывала общественное раздражение во многом из-за того, что обложила страну многочисленными поборами. Неслучайно борьба за реформирование католической церкви в дальнейшем трансформировалась в борьбу с папством.

Движение Реформации берет свое начало с выступления в Германии профессора Мартина Лютера против индульгенций (бумаг, покупка которых давала отпущение грехов)[1] [2] [3] [4]. 31 октября 1517 г. Лютер вывесил на двери Замковой церкви в Виттенберге (Саксония) документ (95 тезисов) на латинском языке, основное содержание которого состояло в критике индульгенций, особых прав папы прощать грехи и стремлении утвердить Священное Писание как единственный авторитет. Это и стало началом Реформации. Когда папа римский Лев X предал Лютера анафеме, тот публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви, а в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявил, что теперь борьба с папством — дело всей немецкой нации.

Если в первые века своего существования христианство было религией бедных и униженных людей, если сначала оно было в оппозиции к власти Рима и даже отличалось известным революционным пафосом, заключавшимся, конечно, не в активной революционной деятельности, но в явном неприятии сложившихся там норм жизни (не случайно же и в Откровении святого Иоанна Богослова говорилось о Риме, как о «великой блуднице»), то в дальнейшем, когда христианство стало официальной религией Римской империи, и особенно к XVI в., оно превратилось не только в особую форму осознания мира, обусловленную верой, мощную и влиятельную, но и в оплот нечистоплотных ее апологетов. Именно об этом во весь голос заявила Реформация. Официальная христианская католическая церковь подвергалась критике со стороны протестантов за то, что она забыла свою историю и превратилась в свою противоположность. Но, конечно, выступление Лютера стало протестом и против разложившейся католической верхушки, непопулярной в обществе, и не только из-за мздоимства, но и из-за распутства и коррупции.

Нельзя не отметить и то, что в XVI в. сам текст Библии был недоступен народу, да и народ был по большей части неграмотным. Сам Лютер прочитал Библию уже в зрелом возрасте, и его поразило, насколько текст расходится с реальностью, насколько папский режим далек от истинной христианской веры. Это и подвигло Лютера на перевод Библии на немецкий язык. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи.

Новая ветвь христианства по-своему взращивала нового человека. Новизна была заключена в том, что человек обрел смелость напрямую обращаться к Богу, а не идти к нему извилистым и длинным путем — через сложнейшую иерархию священнослужителей. Таким образом, человек Реформации породил личность нового типа — человека, почитающего Бога, но уважающего самого себя. Протестантизм нанес внушительный удар по католицизму — самому главному защитнику средневековой феодальной идеологии. И хотя затем пришло движение Контрреформации, католицизм уже не смог остаться таким, каким был в средние века. Он остался только одной из ветвей христианства.

Говоря о Реформации, невозможно не назвать одну из самых известных фигур ее — Томаса Мюнцера (ок. 1490—1525). Его убеждения были более радикальными, чем у Лютера, придерживавшегося умеренно-буржуазных позиций. Мюнцер призывал к уравнительному разделу земли, его религиозное мировоззрение носило пантеистический характер, наконец, он стал предводителем Крестьянской войны. Поэтому, конечно, его разрыв в 1524 г. с Лютером не стал случайным. Создав в Тюринго-Саксонском районе центр Крестьянской войны, Мюнцер, пытаясь, объединиться с чешскими повстанцами, потерпел поражение от объединенных войск князей и, попав в плен, в 1525 г. был казнен.

Совпадающие по времени Реформация и Возрождение (позднее Итальянское и Северное) могут показаться чуждыми друг другу явлениями. Возрожденческий тип культуры часто ассоциируется с нарождающейся светскостью, а другой, путь Реформации, с пусть и «модернизированной», но экзальтированной религиозностью. Однако здесь все не так просто. Культура Возрождения (и итальянского, и тем более Северного) вовсе не была отделена от религиозной духовности. Рождая новое сознание, итальянское Возрождение модифицировало религиозную духовность, но вовсе не искореняло ее. А Реформация в свою очередь, будучи религиозным по духу движением, подчас отрицающим всякую ученость («Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», — писал Ж. Кальвин[5]), тем не менее формировала новый тип личности и тем самым разрушала старые средневековые нормы.

Эти общественные движения близки тем, что они шли в одном направлении: становлении новых капиталистических общественных отношений и формировании культуры буржуа. Другое дело, что осознание этих реальных целей данных массовых движений (как «рядовыми исполнителями», так и «организаторами и вдохновителями») пришло не сразу, как это часто (а может быть, и всегда) случается в истории, но истинное значение Возрождения и Реформации в культурно-историческом процессе проявилось, конечно, в искоренении отживших средневековых порядков. Протестантизм, обучая человека индивидуальному общению с Богом, пробуждая в человеке чувство собственного достоинства, стал религией буржуазного общества, провозгласившего в конечном итоге главенство демократии и прав человека.

Возрождение и Реформация выступили предпосылками ускорения общественного развития, утвердить же добродетели эпохи раннего капитализма позже удалось буржуазным революциям (в XVII в. — в Голландии и Англии, в XVIII в. — во Франции), и не в последнюю очередь потому, что их одобрила протестантская вера[6].

Задание 2. Составьте таблицу «Причины и следствия расцвета культуры эпохи Реформации».

Причины реформации

Основные идеи эпохи Реформации

Преобразования как итоги периода

Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями

Секуляризация церковной собственности

Подорваны основы католической церкви

Недовольство обязанностью платить церковную десятину

Упразднение сложной церковной иерархии

Появление множества национальных церквей


написать администратору сайта