Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Основы философии Выполнил: Обучающийся Сотникова Анна Викторовна Преподаватель: Черпунова Дарья Владимировна

  • Сам раб 1.3 Сотникова АВ. Задание Составьте сравнительную таблицу основных философских систем xviiixix вв. Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений


    Скачать 182.03 Kb.
    НазваниеЗадание Составьте сравнительную таблицу основных философских систем xviiixix вв. Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений
    Дата21.11.2022
    Размер182.03 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаСам раб 1.3 Сотникова АВ.rtf
    ТипПрограмма
    #802841

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.01 Дошкольное образование

    Дисциплина: Основы философии


    Выполнил:

    Обучающийся Сотникова Анна Викторовна

    Преподаватель:

    Черпунова Дарья Владимировна

    Задание 1.Составьте сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».

    Рационализм - это теория, основанная на утверждении, что разум является источником знаний.

    Эмпиризм - это теория, основанная на утверждении, что опыт является источником знаний.

    Рационалисты верят в интуицию.

    Эмпирики не верят в интуицию.

    Рационалисты считают, что люди имеют врожденные знания или концепции.

    Эмпирики считают, что люди не имеют врожденных знаний.

    Иммануил Кант, Платон, Рене Декарт и Аристотель являются примерами выдающихся рационалистов.

    Джон Локк, Джон Стюарт Милль и Джордж Беркли - некоторые примеры выдающихся эмпириков.

    Задание 2.Напишите эссе: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в ?». Ответ не должен превышать одну страницу.

    В Новое Время произошел значительный прорыв науки. Именно тогда произошли масштабные изменения в картине мира, наука отделилась от философии и богословия, появилась и уточнилась методология исследований. Этот этап науки принято называть классическим (XVII-XIX вв.). Ему присущ механицизм, линейный детерминизм, нацеленность на производство объективно-истинностного знания. Методологически признавался универсальный метод объяснения явлений и превалирование экспериментальных исследований. Наука выделилась как социальный институт в XVII-XIX вв., ее функции стали выходить за пределы продуцирования научного знания. Она также стала отвечать за практическую реализацию этого знания и подготовку научных кадров.

    Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

    Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук – математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.

    Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы

    Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

    В чем новизна эмпиризма Дж. Локка (1632—1704)? В чем противоречивость его сенсуализма и что означает этот термин?

    Прокомментируйте его высказывания:

    «Познание никогда не будет в состоянии преодолеть все трудности и разрешить все вопросы».

    - человек ограничен в своих возможностях. Наши умы не созданы такими же обширными, как истина, и не соответствуют полному объему вещей

    «Натуральная философия есть познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе».

    - как содержание этого определения, так и сам термин «натуральная (естественная) философия» говорят о том, что Локк до некоторой степени стирает границу между философией и совокупностью специальных наук.

    «Действия людей — лучшие переводчики их мыслей».

    - с данным суждением не соглашусь, не всегда поступки продиктованы мыслями человека.

    «Только практика совершенствует наш ум так же, как и тело».

    - безусловно, практика, повторение как в физическом , так и в умственном плане дает результат и тренирует наш мозг.

    В учении Локка эмпиризм получил свое наиболее отчетливое выражение. Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- «белая бумага без всяких знаков и идей»И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция - материалистический сенсуализм.

    Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- «белая бумага без всяких знаков и идей» И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция - материалистический сенсуализм.

    Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение «Все знания проистекают из ощущений» вполне согласуется у него с положением «Все знания приобретаются из опыта». Согласно Локку, опыт имеет два измерения: чувственное, обращенное во внешний мир, и рациональное, направленное на познавательную деятельность.

    Локк наряду с основополагающим видом опыта - ощущением признает опыт внутренний - рефлексию, означает не измену принципу материалистического сенсуализма (или эмпиризма), а глубокое понимание того, что принцип сенсуализма - это только один из ключей к объяснению возникновения идей и знаний.

    Педагогическая система Д. Локка, изложенная в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «О пользовании разумом», где он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача воспитания гражданина, формирование характера, высоких нравственных качеств личности выдвигалась на первый план.

    По Локку цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья человека, т.е. такого состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то начальной предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.

    Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.

    Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из высшего общества, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих. Сохранив приверженность традициям сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения — "для деловых занятий в реальном мире". Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, — это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

    Д. Локк – сторонник образования, сообщающего учащимся реальные, практические полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию учащейся молодежи.

    .

    Список литературы:


    • Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва :Библиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Светлов, В. А. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / О. Н. Стрельник. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Бранская, Е. В. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт

    • Иоселиани, А. Д. Основы философии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Д. Иоселиани. — 6-е изд., перераб. и доп. — МоскваБиблиотека Biblio-online ЭБС Юрайт




    Пермь - 2022


    написать администратору сайта