|
ест. Ест 1. Задание Заполните таблицу Характерные черты науки
Задание 1. Заполните таблицу «Характерные черты науки» Специфические признаки науки
| Сущность признака
| УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
| сообщает знания, истинные для всего универсума при тех. условиях, при которых они добыты человеком.
| ФРАГМЕНТАРНОСТЬ
| изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности иди ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Вообще, понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.
| ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ
| получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки — однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
| ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ
| ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
| СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
| наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
| НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ
| хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания, которой уже нечего будет исследовать.
| ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
| новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
| КРИТИЧНОСТЬ
| готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.
| ДОСТОВЕРНОСТЬ
| научные выводы требуют, допуска и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.
| В НЕМОРАЛЬНОСТЬ
| научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
| РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
| получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
| ЧУВСТВЕННОСТЬ
| научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
| Задание 2. Заполните таблицу, в которой укажите отличия науки от других форм общественного сознания и культуры
Формы общественного сознания и культуры
| Отличия науки
| МИФОЛОГИЯ
| (греч. mythos — повествование, сказание и logos — учение, слово) — фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф — возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы»
| МИСТИКА
| (от др.-греч. μυστικός «мистерийный, таинственный», от μυέω — «посвящать в мистерии, таинства») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом
| РЕЛИГИЯ
| это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.
| ФИЛОСОФИЯ
| особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
| ИСКУССТВО
| это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.
| ИДЕОЛОГИЯ
| это определённый этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу, с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.
Политические идеологии имеют два измерения:
| ТЕХНИКА
| обобщающее наименование сложных устройств, механизмов, систем. Также может употребляться для обозначения методов, процессов и технологий упорядоченной искусной деятельности. Например, для создания, изготовления, обеспечения, использования чего-либо, включая методологически упорядоченные процессы творчества.
| Задание 3. Выполните упражнение.
Вот как описывает бывший госсекретарь США Д. Агесон встречу между Р. Оппенгеймером, возглавлявшим в 1939—1945 гг. работы по созданию атомной бомбы, и президентом США Г. Трумэном, которая состоялась после атомной бомбардировки городов Японии: «Как-то раз я сопровождал Оппенгеймера к Трумэну. Ученый, ломая себе пальцы, говорил: “У меня руки в крови”. Позднее Трумэн сказал мне: “Больше не приводите ко мне этого дурака. Бомбу сбросил не он. Я сбросил бомбу, меня тошнит от этой слезливости».
Может быть, Г. Трумэн прав? Сформулируйте и аргументируйте свое мнение.
ОТВЕТ:
У обоих «руки в крови». Один приказывал, другой выполнял. Но может у него не было выбора! И учёный действительно чувствует вину! Эти авиаудары унесли жизни сотен тысяч людей. Ещё тысячи японцев годами умирали от воздействия радиации. По словам экспертов, никакого военного смысла в применении ядерного оружия против гражданского населения не было. |
|
|