Главная страница
Навигация по странице:

  • Закон единства и борьбы противоположностей

  • Противоположности

  • Закон отрицания отрицания

  • : - уничтожение старого, отжившего

  • Основные формы бытия

  • Бытие духовного (идеального)

  • Социальное бытие

  • История пожарной 16.12.20. Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики


    Скачать 19.37 Kb.
    НазваниеЗакон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики
    Дата18.01.2022
    Размер19.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория пожарной 16.12.20.docx
    ТипЗакон
    #335294

    Законы диалектики.

    1 - единства борьбы и противоположностей;

    2 - взаимного перехода количественных изменений в качественные;

    3 - закон отрицания отрицания.

    Закон единства и борьбы противоположностейназывают ядром диалектики. Во-первых, он характеризует источник и внутреннее содержание всякого движения и развития в природе, обществе и сознании. Во-вторых, этот закон обладает особой формой всеобщности, т.к. его действие пронизывает собой не только все явления материального и духовного мира, но и другие законы диалектики. Основными категориями данного закона являются тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество отражает относительную устойчивость, неизменяемость объекта. Различие фиксирует момент изменчивости явлений. Предельным случаем существенного различия является противоположность.

    Противоположностиэто внутренние взаимосвязанные, присущие самим предметам и явлениям стороны и тенденции, которые предполагают друг друга и, в то же время, исключают друг друга, т.к. резко различаются между собой по своим свойствам, направлениям действия и выполняемым функциям. Противоречие есть форма взаимодействия противоположностей. Специфику противоречия определяет своеобразие процесса их возникновения, степень их организации, особенности их разрешения. Внутреннее противоречие – это взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы. Внешнее противоречие – это взаимодействие между различными системами.

    Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития.Основными категориями данного закона являются: качество, свойство, количество, мера и скачок. Качество есть «тождественная с бытием непосредственная определённость», т.е. то, что отличает данную вещь от всех других, без чего ее не существует. Качество - это определённость вещей, которая обусловливает их целостность, устойчивость и специфический характер. Качество проявляется через свойства. Свойства, в свою очередь, проявляются через взаимодействия объектов и представляют собой способ проявления определённой стороны объекта по отношению к другим объектам. Количество – «снятое» качество. Количество отражает внешнее, формальное отношение предметов, их частей, свойств и связей, выражает число, величину, объём, степень проявления того или иного свойства.

    Закон отрицания отрицания отвечает на вопросв каком направлении происходит развитие (по спирали). Гегель понимал отрицание как «снятие», как момент связи старого и нового, т.е. отрицание, как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предмета. Можно выделить два момента отрицания:

    уничтожение старого, отжившего, не отвечающего изменившимся условиям;

    сохранение нового положительного, соответствующее новым условиям.

    Нужно отличать диалектическое понимание отрицания как момента связи старого и нового от метафизического понимания отрицания как полного уничтожения старого. Сущность закона отрицания отрицания выражает триада Гегеля:

    1) тезис, или исходное утверждение;

    2) отрицание тезиса (антитезис);

    3) синтез (отрицание предыдущей ступени, т.е. отрицание отрицания).

    Основные формы бытия

    1.Материальное бытие

    К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи. Итак, материальное бытие– это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые:

    а) составляют объективную реальность;

    б) существуют независимо от человека;

    в) могут оказывать на его органы чувств воздействие.

    2Идеальное (духовное) бытие

    К нему относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания (чувства, настроения, мысли, идеи, теории) и составляющие содержание субъективной реальности. Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, многие из них так и остаются достоянием лишь одной личности. Но чаще духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.), и тогда они входят в систему материального бытия.

    В структуре бытия выделяют также основные формы бытия:

    • бытие вещей и процессов природы;

    • бытие человека;

    • бытие духовного;

    • бытие социального.

    3. Бытие человека– это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.

    4. Бытие духовного (идеального) – это:

    а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявления сознания отдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различные формы бессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы не осознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);

    б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.

    4. Социальное бытие, включающее в себя:

    абытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:

    – процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;

    – механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.

    б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.

    Что же объединяет все формы бытия и обеспечивает внутреннее единство многообразных вещей, явлений, процессов? Из какой основы и первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов на эти вопросы привели к выработке понятия«субстанция».

    Субстанция–философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов.


    написать администратору сайта