Главная страница

Философия. Закон единства и борьбы противоположностей


Скачать 382.97 Kb.
НазваниеЗакон единства и борьбы противоположностей
Дата16.05.2023
Размер382.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипЗакон
#1133844
страница14 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Философская антропология


 наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др.людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования,об основных категориях и законах его бытия. Невозможно более или менее точно определить времявозникновения филос. антропологии как отдельной филос. дисциплины. Проблема человека ставилась ужепервыми философами Индии, Китая, Др. Греции, и в последующем не было ни одной филос. школы илиучения, в которых не поднимался бы вопрос о человеке: его происхождении, способностях, структуресознания, смысле существования и т.п. 
Книга К.А. Гельвеция «О человеке» или кантовская «Антропология» — это уже специальные исследования,посвященные человеческой проблематике. Но только в 20 в. перед философией встает задача: выработатьединую систематическую теорию человека, задача совершенно невыполнимая, но насчитывающая немалопопыток ее решения. И. Кант считал, что философия, отвечающая на четыре главных вопроса (что я могузнать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?), должна в конце концов трипервых вопроса свести к четвертому, а все науки  к антропологии. Антропология  это, по Канту,фундаментальная филос. наука. Но она становится таковой лишь тогда, когда человек оказываетсяпроблемой, когда начинают задумываться над вопросами: что он такое, откуда он пришел в этот мир, чем онотличается от др. живых существ и т.п. Человек представлял собой проблему только в эпохи «бездомности» (М. Бубер), когда он выпадал из единого гармонического устройства мира, утрачивал смысл существования,чувствовал себя потерянным в безграничных просторах Вселенной. Подобная бездомность и возникновениеинтереса к человеку характерны для 20 в. Ни в одну эпоху взгляды на происхождение и сущность человекане были столь ненадежными, неопределенными и многообразными, как в нашу. За последние десять тысячлет истории, писал М. Шелер, наша эпоха  первая, когда человек стал совершенно проблематичен. Онбольше не знает, что он такое, но в то же время знает, что он этого не знает. В связи с появлением работШелера, Бубера, X. Плеснера, А. Гелена стали говорить об «антропологическом повороте» в философии.Возникли две тенденции: попытка обосновать все знание и весь мир, исходя из человека, и попыткапреодолеть антропологию, «антропологическое безумие», «антропологический сон» и прийти кобъективному знанию, к некой очищенной от человека онтологии, к подлинному бытию. Этот спор незакончен и по сей день, а следовательно, Ф.а. должна все время доказывать законность своегосуществования, изобретая все новые и все более изощренные аргументы в поддержку своей необходимости,доказывать, напр., что без антропологического обоснования все др. проекты и картины мира неизбежнотеряют внутренний смысл. 
Ф.а. претендует на то, чтобы быть не узкой дисциплиной в рамках философии, а новой фундаментальнойнаукой о человеке. Для обоснования этой претензии она все время пытается создать такой язык, на котороммогли бы быть озвучены основные тайны человеческого бытия, который мог бы выразить специфическоеотличие человека от остального мира, его конечность и его осененность вечностью, его жалкость и еговеличие, его противоречивость и цельность. Часто исследователи, не будучи представителями или дажесторонниками Ф.а., тем не менее развивали ее язык, обогащали ее категории своим оригинальным анализомчеловека. Подобному обогащению способствовали даже такие противники классической антропологии, какпостмодернисты. Их усилиями также создавался и совершенствовался тот язык, при помощи которогочеловек мог описать специфику своего присутствия в мире и в котором он, как считал М. Фуко, достигалвершины всякой возможной речи, продвигаясь не вглубь себя, но к краю того, что его ограничивает: в туобласть, где рыщет смерть, где угасает мысль, где бесконечно ускользает обетованное первоначало. Такойязык не создан до сих пор, и Ф.а. все еще не стала фундаментальной систематической наукой о человеке,возможно, она никогда и не станет таковой, но люди всегда будут нуждаться в ее усилиях, в ее прозрениях иоткровениях относительно их собственной природы. 
Основные темы Ф.а.: происхождение человека, типологии человека, телесные и духовные основаниячеловека, основные отношения человека (к Другому, к обществу, культуре, природе и т.д.), основныефеномены человеческого бытия (любовь, творчество, труд, игра, смерть и т.п.). В современной антропологиисуществует целый ряд школ и направлений, среди которых главную роль играет нем. антропологическаяшкола. В ней различают культурологическое направление (О. Больнов, Э. Ротхакер, М. Ландман, Г.Хенгстенберг и др.), религиозно-филос. (И. Лотц, Г. Хенгстенберг), биолого-антропологическое (Шелер,Плеснер, Гелен). Большое влияние на формирование философско-антропологических идей оказалпсихоанализ, прежде всего учения З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, экзистенциализм  трудами Хайдеггера,К. Ясперса, Ж.П. Сартра, аналитическая антропология, представленная работами М. Мерло-Понти, Ж.Делёза, Ф. Гваттари, А. Подороги и др. Большой вклад в развитие Ф.а. внесли рус. мыслители  Н.А.Бердяев, В.В. Розанов, С.Л. Франк, унаследовавшие и развившие дальше интуиции Ф.М. Достоевскогоотносительно человеческой природы.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта