Философия. Закон единства и борьбы противоположностей
Скачать 382.97 Kb.
|
ОглавлениеРусская философия 2 Специфика русской философии 2 II. Западники и Славянофилы 2 III. Русский космизм 3 IV. Краткие данные о философах и их основных идеях 3 Иррационализм 4 Субрациональные области в иррационализме[править | править вики-текст] 5 Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений[править | править вики-текст] 5 Арациональные воззрения в иррационализме[править | править вики-текст] 5 Современная западная философия 6 Проблема бытия в философии 9 Философское учение о материи 10 Движение, пространство и время как способы существования материи 12 Диалектика и ее законы 15 Закон единства и борьбы противоположностей 16 Закон перехода количества в качество 17 Закон отрицания отрицания 17 Проблема сознания в философии и науке. Концепция отражения 18 Познание, вера, знание. Верификация и фальсификация. 20 Соотношение знания и веры 21 Научное и вненаучное познание. Истина. Критерии научности. 23 Научные революции и смены типов рациональности 26 Современная гносеологическая ситуация 29 Научная, философская и религиозная картины мира 32 Философская антропология 34 Социальная философия 35 Философские проблемы техники 36 Философия культуры 40 Философия истории 41 Философская аксиология 41 Философия и религия 45 Сценарии будущего человечества 47 Философские проблемы в области профессиональной деятельности 47 Русская философияСпецифика русской философии1. Русская философия, как особая сфера духовной жизни общества складывается сравнительно поздно. 2. Генетическая связь с Эллинизмом, истоки которого находятся в греческом (восточном) христианстве. 3. Глубокий интерес к народу. 4. Важная роль проблем нравственности, добра и правды (Соловьев, Достоевский, Толстой, Тютчев). 5. Гносеологический реализм, т. е. человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в его познаваемости. 6. Огромная роль интуиции, чувственного опыта. 7. Развитие понятия Соборности – сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям (Хомяков и др.). Соборность противостоит западному индивидуализму, сводящему на нет личность, и позволяет сохранить общину, которая гармонично сочетает личные и общественные начала. Соборность означает, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не патриарх или духовенство. 8. Религиозность. Религиозный опыт является основой для реализации главной задачи философии – разработки теории о мире как едином целом. Религиозные христианские философы: Бердяев, Булгаков, Карсавин, Киреевский, Несмелов, Розанов, Соловьев, Федоров, Флоренский, Франк. Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения (Соловьев, Булгаков, Флоренский и др.). 9. Русскую философию отличает и еще одна характерная черта – формирование в конце XVIII – начале XIX вв. такого феномена духовной жизни общества, как философско-художественный комплекс. 10. Недостатками русской философии являются ее несистематичность, недоработанность и недооценка рационалистических конструкций. II. Западники и СлавянофилыЗападники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России. Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры. Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада. Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности. Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля, славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви). Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным. От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов. Западники: Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин. Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский. |