Философия. Закон единства и борьбы противоположностей
Скачать 382.97 Kb.
|
Философия культурыФилосо́фия культу́ры — направление в философии, возникшее вследствие того, что общество стало рассматриваться как целостность в единстве разнообразных аспектов, и культура часто рассматривает внутреннюю связь с духовным миром человека, что, несомненно, представляет интерес философии. Философия культуры — это часть культуры, отличающаяся от последней тем, что рассматривает культуру как целостность.[1] Философию культуры рассматривают в четырех направлениях: 1. В первом направление идет рассмотрение культуры в проблеме совершенствования разума. Варианты решения проблемы решаются с помощью выработки методов получения истинного знания. 2. Второе направление в культуре показывает в виде коллективного общественного продукта. 3. Третье направление – это концепция, которая разрабатывалась в философии истории. 4. Четвертое направление, культура поставила перед собой цель синтезировать, объединить в единой, целостной, практической конструкции многообразие односторонних и частных подходов, методов анализа и интерпретаций культуры. [2] Философия культуры появилась в XIX веке, опираясь на философские системы, охватывающие бессознательное, ум и волю. На основе критики существующих систем образовалось три основных направления: позитивизм, неокантианство и «философия жизни». К началу XX века возникло понятие культуры, произошедшее из-за сближения культурологии позитивизма с философией культуры неокантианства и философией жизни. Тогда же начинают различать германские, французские, англо-американские попытки осознания философии культуры.[3] В XX веке на философию культуры оказали свое влияние такие ученые, как Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон, Георг Зиммель и представители баденского неокантианства. Современная версия философии культуры оформляется лишь с середины XX века. В России философией культуры занимались П. А. Флоренский, Андрей Белый, В. В. Иванов, П. А. Сорокин, Е. В. Спекторский, Г. Г. Шпет.[4] Философия историиФилософия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории. История – это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Важнейшие системы философии истории: – теологическая философия истории (движущая сила истории – Бог); – метафизическая философия истории (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба); – идеалистическая философия истории (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека); – натуралистическая философия истории (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями); – материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения). Как наука философия истории возникла в Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер. Предпосылкой появления философии истории стала база христианства с его новаторской общечеловеческой устремленностью. Принципы понимания истории с точки зрения философии: – принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни; – принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего); – принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни. Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории: – что заставляет развиваться человеческое общество? – есть ли направление у истории, если есть, то какое? – насколько наша история определяет настоящее и будущее? – чего ждать людям в будущем? – имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в истории господствует непостижимая судьба? В истории философии существует множество концепций, которые можно разделить на три группы: – концепции однолинейного прогрессивного развития; – концепции многолинейного развития; – концепции циклического развития. Карл Ясперс (1883–1969) – знаменитый немецкий философ, классик европейской философии – в своей книге «Истоки истории и ее цель» предложил схему мировой истории: 1) доистория, или «прометеевская эпоха» (начало речи, возникновение орудий труда, умения пользоваться огнем), когда человек только начинает быть человеком; 2) культуры древности, которые существовали тысячелетия (древневосточные, древнегреческие и др.); 3) «Осевое время» – время формирования подлинного человека; 4) научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие испытывает современный человек. Объективный фактор в истории – это в основном труд, производство и формы общественных отношений, которые в значительной мере являются кристаллизацией предшествующей деятельности людей. Но любое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разноплановая деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор называется так, потому что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди. |