Главная страница
Навигация по странице:

  • Законы общей риторики

  • Основные категории классической риторики

  • В истории европейской риторики выделяются следующие этапы

  • риторика. Закон гармонизирующего диалога


    Скачать 25.59 Kb.
    НазваниеЗакон гармонизирующего диалога
    Дата02.07.2019
    Размер25.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлариторика.docx
    ТипЗакон
    #83538

    Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (поА.К.Михальской); 2)это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи (по О.В.Рождественскому); 3)это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно (поЕ.В.Ганапольской и А.В.Хохловой).

     
    Становление риторики как особой науки произошло в V веке до н.э. в Древней Греции. Основоположником теории риторической науки считают Аристотеля («Риторика»), а важнейшим условием появления и развития ораторского искусства – свободный обмен мнениями по жизненно важным вопросам, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно  ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». 
    Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. 
    Цель изучения риторики – как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию. 
    Предметом современной общей риторики служат закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. 
    Законы общей риторики

    • Закон гармонизирующего диалога.

    • Закон продвижения и ориентации адресата.

    • Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).

    • Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).


    Основные категории классической риторики:

    • логос;

    • этос;

    • пафос.


    Понятие логоса предполагает средства убеждения, которые апеллируют к разуму (основные, по Аристотелю, – это силлогизм и энтимема). 
    Понятие этоса реферирует к средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека (в том числе и речевого). 
    Понятие пафоса соотносится со средствами убеждения, которые апеллируют к чувствам, эмоциям. 

    Публичная речь (=ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой. 
    Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.

     
    Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения. 
    Виды публичных выступлений по форме:

    • Сообщение.

    • Выступление.

    • Доклад.

    • Лекция.

    • Беседа.


    Виды публичных выступлений по цели:

    • Информационное (дает новое представление о предмете речи).

    • Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).

    • Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).

    • Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).

    • Развлекательное (потешает  и развлекает слушателей).


    Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве. 
    Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса). 
    Красиво, логично и выразительно говорить – ценилось всегда. Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием. 
    Красноречие отличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления. 
    Виды красноречия 





    Вид красноречия





    1.


    Социально-политическое


    Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи.


    2.


    Академическое


    Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция.


    3.


    Судебное


    Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.


    4.


    Социально-бытовое


    Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.


    5.


    Духовное (церковно-богословское)


    Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.


    Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (=логичность), выразительность (=богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению). В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова. 

    Зарождение и развитие риторики как науки и искусства

    Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме в теории и практике ораторского искусства. Оратор - слово латинского происхождения от глагола orare - говорить. Это тот, кто произносит речь, а так же тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием. В связи с ораторским искусством существует еще термин риторика - теория и искусство красноречия.

    В истории европейской риторики выделяются следующие этапы:

    1. 1) древнегреческая риторика (софисты, Платон, Аристотель, ораторы демократического полиса);

    2. 2) древнеримская риторика (Цицерон, Квинтилиан, риторика времен раннего христианства);

    3. 3) средневековая европейская риторика;

    4. 4) новые европейские риторики (XVI - XIX вв.);

    5. 5) неориторики (XX в).

    Риторика (ораторское искусство) - одна из древнейших гуманитарных наук. Риторика создала первую в истории человеческой гуманитарной мысли теорию речевой деятельности. Начало мировой риторики обычно связывают с греческой цивилизацией. Красноречие стало искусством в условиях рабо­владельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению. К V в. до н.э., когда вполне сложилась куль­тура ораторской речи, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяс­нять что-либо, побуждать к определенному мышлению, действию и достав­лять слушателям удовольствие.

    Известно, что под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме.

    Огромный творческий потенциал риторики раскрывался на протяжении долгих веков существования европейской цивилизации.

    В классических риториках обязанности оратора заключаются в сле­дующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) при­дать ему словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести.

    Таким образом, с античных времен на риторику смотрели как на часть системы знаний, как на способ познания и толкований сложных явлений жизни. «Красноречие — дитя знаний», — говорили древние.

    Падение рабовладельческой римской империи в конце V в. знаменова­ло собой переход к новой феодальной формации. Новая социально-экономическая организация обусловила существенное изменение во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике. Как отмечают многие ис­следователи, с началом христианства риторика переживает тяжелые времена, однако по мере того, как риторика приспосабливается к нуждам теологии, происходит ее реабилитация. Именно в это время рождается гомилетика — теория церковного красноречия. Господствующим жанром становится цер­ковное красноречие, главной особенностью, которого является догматизм и схоластика. Учить, нравиться и убеждать - такие задачи ставили перед собой античные и средневековые риторики. Учить и нравиться - для того, чтобы убеждать, через ум и чувства воздействовать на волю, увлекать, возбуждать к действию. Оратор - учитель и наставник, писалось в риториках, должен уметь говорить просто и возвышенно, выражать справедливые и добрые мысли так, чтобы слово его стало доходчивым, служило к воспитанию нра­вов.

    На поприще церковного проповедничества выросли крупные богослов­ские ораторы. Знаменитый Иоанн Златоуст считался идеальным византий­ским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважи­тельном отношении к публичному слову, о почитании проповедника людь­ми. Другой выдающийся оратор средневековья - Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды легли в основу гомилетики. В ней на первый план вступает форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становит­ся не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века - это умение овладевать чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовались именно этими умениями проповедника.

    Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневе­ковая университетская лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась за­конам знания. Позже, с развитием книгопечатания (ХУ-ХУ! вв.), читаемая лекция стала активно вытеснять устную, по сути, превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения риторики, оформи­лась как новый жанр риторики.

    Эпоха Возрождения знаменуется подлинным триумфом риторики, что объясняется возрождением античного идеала человека. Как только личность попадает в центр культуры, возникает риторический ренессанс. Характерной приметой дальнейшего развития средневековой риторики является ее «литературизация», отрыв от философии, логики и права. Среди выдающихся ора­торов этого времени следует назвать Яна Гуса (1369-1415 гг.) — ректора Пражского университета и религиозного проповедника, выступившего про­тив монополии латыни. Заметный вклад в развитие риторики внесли евро­пейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтель, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете и другие. Как и в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству эпохи Возрождения и Просвещения вновь уделяется серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуля­ции, мимике.

    В XX веке начинается период неориторики. К нашему времени в не­ориторике сохранились два аспекта:

    1. 1) организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации;

    2. 2) аспект, свя­занный с развитием одного из разделов традиционной риторики - искусство украшения речи. Возникает осознание того, что риторика должна входить в школьное гуманитарное образование.

    Практическая значимость риторики для поднятия речевой культуры общества на Западе достаточно очевидна, но в отечественной гуманитарной науке в XX в. риторика развивалась слабо из-за сложных политических условий.

    .



    написать администратору сайта