Политология конспект. Политология. Законы и закономерности политологии
Скачать 49.3 Kb.
|
Методы политологии. Для получения и первичной обработки политологической информации используются эмпирические методы, для её обобщения и построения теорий различного уровня — теоретические методы. Из эмпирических методов можно выделить социологические опросы, опросы экспертов, наблюдение за политическими институтами и процессами, анализ документов, анализ статистических материалов и др. К теоретическим относятся нормативно–ценностный, бихевиористский, социологический, системный, политико–культурный, исторический, сравнительный и др. методы. Законы и закономерности политологии. Под законами в науке понимаются устойчивые связи между явлениями, а под закономерностями — группы законов, действующие совместно. Политические учения древности, Средневековья и эпохи Возрождения. Родиной европейской политической мысли является Древняя Греция. Именно в ней были сформулированы многие понятия политологии, в т.ч. термин «политический». Первым греческим политическим мыслителем, труды которого дошли до нас, был философ Платон (427–347 до н.э.). Политическим проблемам были посвящены его диалоги «Государство» и «Законы». В соответствии со своей философской теорией (вещи являются лишь отражением идей) Платон считал, что существует идеальное государство и его искажения. Платон (на основе идей Сократа) выделял 6 форм правления. В идеальном государстве возможны монархия (власть одного мудреца) и аристократия (власть нескольких мудрецов). В неидеальном государстве могут быть тимократия (власть военачальников), олигархия (власть богатых), демократия (власть бедного и неграмотного народа) и тирания (власть одного, руководствующегося не мудростью, а личными интересами). Смена одних форм правления другими происходит в результате деградации правящего класса.
Первую версию теории общественного договора выдвинул английский философ Томас Гоббс (1588–1679). Его основное произведение — трактат «Левиафан». По его мнению, в естественном состоянии шла война всех против всех. Для прекращения взаимного истребления люди передали все свои права, за исключением права на жизнь, государю. Соответственно монарх может делать все, что ему угодно, кроме произвольных убийств. В этом случае общественный договор расторгается. Последующие мыслители этого периода полагали, что общественный договор ограничивает государство в пользу общества. Монтескьё также полагал, что решающее влияние на политический строй страны оказывают её размеры и природные условия. Он выделил 4 формы правления: демократию, аристократию, монархию и деспотию. При демократии верховная власть принадлежит всему народу. Принцип демократии — политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству и к равенству. При аристократии верховная власть принадлежит группе людей, выделяющихся происхождением, богатством или иными преимуществами. Основной принцип аристократического правления — умеренность. При монархии верховная власть вручается одному лицу, соблюдающему основные законы государства, прежде всего права и привилегии различных сословий. Принцип монархии — честь. При деспотии верховная власть принадлежит одному лицу, не соблюдающему законы и относящемуся к подданным как к рабам. Основной принцип деспотии — страх. Французский философ Жак Руссо (1712–1778) обосновал принцип народного суверенитета. Он оказал сильное влияние на идеологов левого радикализма. Некоторые его идеи использовали либералы. Основные работы Руссо — очерк «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и трактат «Об общественном договоре». По мнению Руссо, при заключении общественного договора каждый отдаёт свою личность в распоряжении общества. Оно имеет «общую волю», которая не является суммой частных воль большинства народа, а выражает интересы общества в целом. Все индивиды обязаны полностью подчиняться общей воле, т.к. общество дало им защиту и т.п. Общая воля владеет собственностью, а индивиды ею пользуются. Руссо формально выступал за свободу, но ставил её ниже равенства. Вслед за Монтескьё Руссо считал, что демократия пригодна для небольших государств, представительное правление (которое признавалось им аристократией) — для средних, а монархия — для больших стран. По мнению мыслителя, и депутаты, и монарх должны быть подчинены общей воле и в случае её нарушения сменяться. История политических учений России. Политическую мысль России можно разделить на два направления. Одни авторы применяли к России западные идеи, другие обосновывали особый путь её развития, требующий особой идеологии. Учения об особом пути России. Первые работы о политике появились в 20–е?гг. XVI в. (после воссоздания единого и независимого государства). Монах Филофей (ок. 1465–1542) объявил Москву «третьим Римом», понимая под Римом мировой центр православия. Тем самым он подчеркнул исключительное положение России как единственной носительницы истинной веры. Публицисты Алексей Хомяков (1804–1860), Иван Киреевский (1806–1856) и др. изложили учение «славянофилов». Они полагали, что России свойственно сотрудничество власти и народа на основе православно–христианской морали. Западнические учения. Стихийное западничество (заимствование западных технологий и обычаев) появилось в России в XVII в. В конце XVIII — начале XIX вв. на западнических идеях без их видоизменения основывались первые революционные мыслители России (Александр Радищев (1749–1802), декабристы). Продуманные западнические теории стали предлагаться с 40–х гг. XIX в. Западники того времени (Борис Чичерин (1828–1904), Константин Кавелин (1818–1885) и др.) признавали важнейшую роль государства в России и ожидали от него постепенного введения западных конституционно–либеральных порядков. Из–за неполного оправдания этих ожиданий в начале XX?в. часть западников (Павел Милюков (1859–1943) и др.) стали выступать за переход России к западной демократии путём давления народа на власть или революции. Учения об особом пути России. Первые работы о политике появились в 20–е гг. XVI в. (после воссоздания единого и независимого государства). Монах Филофей (ок. 1465–1542) объявил Москву «третьим Римом», понимая под Римом мировой центр православия. Тем самым он подчеркнул исключительное положение России как единственной носительницы истинной веры. Понятие политической идеологии. Слово «идеология» состоит из греческих слов «идея» (понятие, представление) и «логос» (слово, знание). Идеология есть система взглядов и идей, выражающих отношение к действительности. Соответственно политическая идеология есть система взглядов и идей, выражающих отношение к политике, прежде всего к её целям и задачам. Именно идеология является основной характеристикой политических сил и отдельных политиков, показывая их приоритеты (что для них важнее, чем склонны пожертвовать). Политические идеологии можно условно разделить на 2 большие группы. Общие идеологии претендуют на выражение всеобщих (или почти всеобщих) интересов. Основными из них являются консерватизм, либерализм и уравнительные идеологии (демократический социализм, коммунизм, анархизм и др.). Частные политические идеологии ориентированы на защиту интересов отдельных групп, например народов (национализм) или религиозных общин Консерватизм. Слово «консерватизм» заимствовано из французского, в котором происходит от латинского conservare — сохранять. Консерваторы полагают, что человеческий ум слаб и не может до конца понять очень сложное общественное устройство. Консерваторы считают принципиально невозможным или греховным установление разумного порядка по заранее намеченному плану. По мнению консерваторов, коллективная мудрость поколений предпочтительнее разума отдельного человека, группы или одного поколения. Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Основными ценностями консерватизма являются порядок и стабильность. Консерватизм можно условно разделить на 3 направления: традиционный консерватизм (традиционализм), либертаризм, неоконсерватизм. Традиционный консерватизм (традиционализм) основывается на историческом опыте Средних веков и раннего Нового времени. Либертаризм (от английского liberty — свобода) Основная ценность либертаризма — порядок, основанный на свободе. Либертаристы в теории выступают против государственной опеки людей (в т.ч. поддержки малоимущих и т.п.) и не видят разницы между социализмом и социальным государством. На практике сторонники либертаризма выступают за уменьшение социальных гарантий и склонны отстаивать принуждение против добивающихся государственной поддержки Неоконсерватизм, также окончательно сложившийся во II половине XX в., является основным современным консервативным течением. Он усвоил многие идеи как либерализма, так и демократического социализма. Неоконсерваторы принимают демократию и социальное государство и (по сравнению с неолибералами и социалистами) выступают за наименьшее государственное вмешательство в экономику и социальную сферу, а также наибольшее государственное принуждение в политике и культуре. Консерватизм (в развитых странах в форме неоконсерватизма) является одной из основных идеологий в современном мире, в т.ч. в России. В Российской империи начиная со второй четверти XIX?в. традиционный консерватизм являлся правительственной идеологией. Из–за ограниченного развития частной собственности крестьян он в начале ХХ?в. оказался без массовой опоры, что привело к революции. Либерализм. Его название происходит от латинского liberalis — свободный. Предшественником либерализма считается Аристотель. Основные положения либеральной идеологии обосновали Локк и Монтескьё. Термин «либерализм» появился в Испании в начале XIX?в. Либералы полагают, что основные принципы общественного устройства доступны пониманию людей. Поэтому возможно разумное руководство общественной жизнью в интересах народа. Либерализм высшей ценность объявляет индивидуальную свободу. По мнению либералов, существуют естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность. Государство является орудием для их охраны. Либералы признают равенство людей, однако считают свободу более важной. Либералы отстаивают: частную собственность (она рассматривается как основная гарантия свободы) и частное предпринимательство; представительное правление, правовое государство, разделение властей; плюрализм и терпимость к инакомыслию. Либералы придерживаются утилитаризма, т.е. стремятся к наибольшей пользе наибольшего числа людей. Либерализм делится на 2 основных направления: классический либерализм, социальный либерализм (неолиберализм). Социализм и другие уравнительные идеологии. Основной ценностью социализма, коммунизма и анархизма является равенство. Их сторонники считают необходимым имущественное уравнение людей (полное или частичное) и передачу политической власти в руки народных масс. Социалисты и др. враждебно или настороженно относятся к частной собственности и добиваются господствующей или очень значительной роли государства в экономике. Демократический социализм испытал значительное влияние либерализма. Современные социалисты (в отличие от коммунистов) выступают за государственный контроль не столько над производством (нередко требуя впрочем национализации части крупной промышленности), сколько над распределением. Частное предпринимательство (в т.ч. крупное и в важнейших отраслях экономики»сильным) допускается, но облагается очень высокими налогами, поглощающими бoльшую часть прибыли. Основными ценностями современных социал–демократов являются: равенство, свобода, социальная справедливость, солидарность. Идеология коммунизма была основана в начале ХХ?в. публицистом, философом и государственным деятелем Владимиром Лениным (1870–1924), усилившим революционные положения марксизма. Эта идеология в её классическом варианте признаёт необходимым построение социалистического строя, в котором будет достигнуто подлинные равенство и свобода и не будет эксплуатации неимущих имущими Для этого следует передать всую политической власть в руки коммунистической партии как единственной выразительнице интересов народных масс, всю экономику — в собственность коммунистического государства, а также провести массовые репрессии против противников коммунистической партии («врагов народа»). Переход к новому строю возможен только революционным путём. Массовой опорой социализма и коммунизма в большинстве случаев являются промышленные рабочие и часть интеллигенции (обычно её наиболее низкооплачиваемые разряды). По мнению анархистов, основным орудием угнетения народа является государство. Только его отсутствие может породить подлинный порядок, основанный на свободном самоуправлении (отсюда известное изречение Прудона «анархия — мать порядка»). Большинство анархистов выступает за замену государства союзом самоуправляющихся общин, которые должны сочетать управление производством и политическую власть По мнению националистов, человечество состоит из отдельных, чётко различимых наций, обладающих исторически обусловленными особенностями. Нация должна быть источником власти. Националистов можно разделить на умеренных и крайних. Умеренные националисты учитывают интересы других народов и склонны выделять нацию по языку и культуре. Крайние националисты выделяют нацию по происхождению (крови) и исходят из идеи национальной исключительности. Политическая культура есть исторически сложившиеся представления людей и их общностей о политике, прежде всего методах политической деятельности. Таким образом, если политическая идеология определяет, чего надо добиваться в политике, то культура — как надо добиваться.. Политическая культура объединяет политические интересы, знания и ценности народа. Она включает: ориентации в отношении режима, т.е. оценку правовых норм, государственных учреждений и их руководителей, требования к ним; политическую идентификацию, т.е. чувство сопричастности, лояльности к государству, этносу, региону, поселению, религиозной общине, социальному слою и др.; политическую компетентность, т.е. знания о политике, мнения о возможности влиять на неё. Классификации политических культур. патриархальный, подданнический, активистский, патриархально–подданнический, подданническо–активистский, патриархально–активистский. Патриархальная (местечковая, по–английски parochial) политическая культура присуща отсталым племенам. Она отличается почти полным отсутствием знаний о политике и интереса к ней. При преобладании подданнической культуры (свойственной крестьянскому обществу) люди знают о политических институтах, имеют определённое отношение к ним (в частности, судят о законности власти), но очень пассивны и подчинены традиционным коллективам (сословным и местным). Носители активистской (гражданской или участия, по–английски participatory) политической культуры (свойственна городскому обществу) хорошо информированы о политике, а также осознанно и активно участвуют в политической жизни, держась при этом в рамках закона. Политическая культура России. Политическая культуры России является подданническо–активистской и этатистской. Она отличается разнородностью, хорошей информированностью о политике, правовым нигилизмом (т.е. пренебрежением к праву, от латинского nihil — ничто), стремлением к подавлению оппонентов (в основном без прямого насилия). В большинстве субкультур важное место занимают ценности социальной справедливости и коллективизма, в субкультурах низших и средних слоёв заметно враждебное отношение к высшим классам и их противопоставление верховной власти. Гражданское общество основывается на неприкосновенной частной собственности, политической и гражданской свободе, правовом равенстве граждан, их социальной защищённости, индивидуализме, готовности отстаивать свои права в рамках закона. Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. гражданское общество есть такое общество, в котором каждый гражданин может претендовать на независимый образ жизни. Некоторые определяют гражданское общество как общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но сотрудничающее с ним или как систему независимых от государства и бизнеса общественных институтов. Гражданское общество имеет следующие основные функции: Объединение людей путём осознания ими принадлежности к одной культуре и нации. Осуществление и введение в определённые рамки (с исключением разрушительных форм) конкуренции частных интересов и их согласование. Защита людей от произвола власти. Создание условий для реализации интересов и потребностей людей, их самореализации и преодоления отчуждения народа от политики. Подчинение государства и бизнеса интересам общества. Лоббизм. Основной формой политической деятельности гражданского общества является лоббизм (от английского lobby — парламентские коридоры), т.е. давление на власть негосударственных (общественных и коммерческих) объединений. Используется несколько видов лоббизма. Первый – открытое давление народных масс на власть путём демонстраций, митингов, петиций и т.п. Оно эффективно лишь при слабости власти или особой массовости. Используется также убеждение политических руководителей в выгодности предлагаемых лоббистами решений для страны. Третий вид лоббизма – убеждение политических руководителей в выгодности предлагаемых лоббистами решений для самих руководителей или их партий, группировок и т.д. с помощью подкупа, шантажа, предоставления выгодных синекур после отставки, взносов в избирательные фонды правящих партий и т.п. Понятие политической власти. По наиболее простому определению, власть есть способность навязывать свою волю другим. Источником всякой власти является превосходство (в физической силе, богатстве, знаниях, опыте, моральном авторитете, красоте и др.). К чертам власти (любой) относятся: неделимость, воля, способность к принуждению, легитимность. Неделимость власти предполагает, что её органы должны составлять единую систему. По одному из определений, политическая власть есть способность индивидов и общественных групп подчинять своей воле другие общественные группы. Политическая власть является верховной по отношению к остальным видам власти, именно с её помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни. Политическая власть отличается: универсальностью (её действия распространяются на всех членов общества); легальностью (законностью, т.е. правом использования силы и др. средств принуждения); суверенностью (обязательностью решений для общества); публичностью (всеобщим и безличным порядком принятия решений от имени всего общества. Используются следующие методы властвования: принуждение (физическое или психическое), убеждение, сдерживание, побуждение, активация ответственности. Ресурсы власти суть средства, с помощью которых её носители подчиняют себе управляемых. К ресурсам власти относятся: физическая сила, моральный авторитет, материальные ценности, доступ к услугам (образованию, медицине и др.), статусные ресурсы или престижные отличия (чины, звания, ордена и т.п.), пропагандистский аппарат (в него входят церковь, средства массовой информации, система образования), информированность, организация. Важнейшим ресурсом является физическая сила. Именно от неё в конечном случае зависит решение спорных вопросов. В то же время этот ресурс применяется в последнюю очередь, т.к. использование силы обычно резко усиливает недовольство. В случае неудачного применения насилия использование остальных ресурсов, как правило, оказывается невозможным. По уровню выделяют центральную, региональную и местную власть. Легитимность власти. Легитимность власти есть её узаконивание в глазах народа. Именно оно позволяет власти успешно в полной мере использовать свои ресурсы. Легитимность власти не следует путать с её легальностью (законностью), т.е. соответствием законам, издаваемым самой властью. Обычно власть является и легитимной, и легальной. Бывает, что власть, сохраняя легальность, постепенно утрачивает легитимность. Различается внешняя и собственная легитимность. Носитель внешней получает полномочия от легитимной высшей власти и должен пользоваться её доверием (в глазах управляемых). Вебер выделил 3 типа собственной легитимности: традиционный, рационально–легальный (рационально–правовой), харизматический. При традиционном типе носители власти получают полномочия на основе традиций и (или) религиозных предписаний. При преобладании рационально–легального типа легитимности народ полагает, что власть установлена законом в его (народа) интересах и в общем их отстаивает. Власть, использующая этот тип, должна соблюдать законы и считаться с общественным мнением. Рационально–легальная легитимация предполагает регулярные выборы и относительно частую смену политических лидеров, принимающих на себя ответственность за неудачи. Условиями этого типа являются развитое гражданское общество и активистская политическая культура (или смешанные типы на её основе). Рационально–легальная легитимация является наименее прочной для отдельных лидеров, однако при наличии условий обеспечивает устойчивость властной системы Под харизмой (по–гречески «милость, дар божий») понимается соответствие политического лидера подсознательным потребностям народа. Соответственно харизматический тип легитимности предполагает повиновение не столько властным институтам, сколько отдельным лидерам, обладающим, по мнению народа, выдающимися деловыми и моральными качествами. В современной России таковым является харизматический тип. Правящая и политическая элита. Слово «элита» происходит от французского elite — лучший, отборный. Под политической элитой понимается руководящий слой общества, осуществляющий политическую власть. Правящая элита (в широком смысле) делится на политическую, административную, военную, экономическую, культурно–религиозную, научную и др. Моска выявил 3 способа пополнения правящего класса: по наследству (традиционные общества), путём кооптации (диктатуры нового и новейшего времени), по выборам (демократии). Политическое лидерство. Лидер есть индивид, принимающий решения и несущий за них ответственность. Политический лидер должен обладать соответствующими психологическими качествами, а также уметь выражать как заявляемые интересы, так и скрытые чаяния общественной группы. К основным функциям политического лидера относятся: формулирование политических целей, сплочение общественных групп, защита масс от произвола представителей элиты и бюрократии, обеспечение связи масс и власти. Политический режим есть система приёмов и методов, используемых правящей элитой для подчинения народных масс. Основными типами политических режимов являются авторитарный, демократический и тоталитарный. Имеются и смешанные типы. Авторитарный политический режим. Слово «авторитарный» происходит от французского autorite, в свою очередь происходящего от латинского autoritas — власть. При авторитарном режиме правящая элита стремится исключить участие народных масс в политике. Власти контролируют политическую сферу, предоставляя относительную свободу экономике и культуре (кроме их частей, имеющих прямое соприкосновение с политикой). Оппозиционная деятельность обычно насильственно подавляется Основное условие существования авторитарных режимов — низкая политическая активность народа. Основные преимущества авторитарного режима — возможность исходить при управлении из деловых соображений (а не предвыборных или идеологических) и относительная свобода в экономической и духовной сфере. В то же время при авторитарном режиме интересы и особенно желания народных масс учитываются недостаточно. Этому режиму свойственен наибольший размах коррупции. Демократический политический режим. Слово демократия образовано из греческих слов «демос» (народ) и «кратос» (власть). В политической мысли древности и средневековья под демократией понимали порядок, при котором все важные дела решаются самим народом В современных демократиях: источником государственной власти является народ, существует равноправие граждан, имеется политическая и гражданская свобода, регулярно проводятся конкурентные выборы. По мнению некоторых политологов, в частности австрийца Йозефа Шумпетера (1883–1950), это все основные признаки демократии. По мнению других, в развитой (реальной) демократии должны присутствовать также: политический плюрализм (конкурентная партийная система), высокая степень политической конкуренции (сильная оппозиция), ответственность власти перед обществом, гражданский контроль над армией, полицией и спецслужбами. Устойчивой считается такая демократия, в которой власть не менее 2 раз менялась в результате выборов. Для успешного функционирования демократии необходимо большое количество условий. Из них можно выделить: наличие частной собственности и её неприкосновенность, преобладание активистской политической культуры, высокая степень единства народа (иначе победа на выборах не даёт морального авторитета в глазах меньшинства), отсутствие непримиримых разногласий между влиятельными политическими силами (особенно о распределении собственности), наличие развитого гражданского общества, определённый уровень образования и благосостояния. Тоталитарный политический режимПри тоталитарном режиме власти стремятся подчинить себе все стороны жизни общества, включая личную жизнь граждан (чтобы заставить народ участвовать в политике и выполнять при этом указания начальства). Признаками тоталитаризма являются: официальная идеология, основанная на приоритете классовых, национальных или религиозных ценностей; однопартийная система; подчинение политической власти экономики и культуры; государственная монополия на СМИ; монополия власти на доступ к оружию; массовые репрессии. Политический режим России. В нём присутствуют как демократические, так и авторитарные черты. Из демократических черт режима можно выделить следующие: действующая конституция 1993 г. объявляет Россию демократическим государством; единственным источником власти признаётся народ; регулярно проводятся конкурентные выборы; в общем обеспечивается политическая свобода. Понятие государства. Наиболее удачное (с точки зрения политологии) определение государства дал Вебер. По его словам, государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определённой области с успехом претендует на монополию физического насилия. Признаками государства являются: суверенитет; территория; власть (управленческий аппарат), опирающаяся на принуждение; правовая система; гражданство; налоги. Основными функциями государства можно считать: защиту своих интересов и интересов своих граждан и их объединений вовне, поддержание общественного порядка, обеспечение успешного развития своей территории и своего народа. Эта функция в разных идеологиях понимается по–разному. Формы государственного устройства. Под ним понимается территориальная организация государственной власти, т.е. распределение полномочий между уровнями власти. По этому признаку выделяются: унитарные государства, федерации, конфедерации В унитарных государствах верховная власть принадлежит центральному правительству. В федеративных государствах верховная власть делится между центром и регионами. Полномочия между ними распределяются на основе конституции, в пересмотре которой обычно участвуют как центр, так и регионы. В конфедерациях верховная власть принадлежит регионам. Именно они наделяют центр полномочиями и могут их пересмотреть без согласия центра Формы правления. Под формой правления понимается организация государственной власти на одном уровне. По этому признаку можно выделить: монархии, республики, диктатуры. В монархии глава государства получает свои полномочия по собственному праву. В республиках все органы законодательной и исполнительной власти получают полномочия от народа (или его части) на определённый срок по определённой процедуре. При диктатуре органы власти получают полномочия от народа или выступающих от его имени институтов (армии, партии и др.) на неопределённый срок и без заранее установленных процедур Современные монархии в зависимости от полномочий монарха делятся на абсолютные и конституционные, которые в свою очередь разделяются на дуалистические, парламентарные. В абсолютных монархиях власть монарха юридически не ограничена (или почти не ограничена). Он единолично издаёт законы, вводит налоги, утверждает государственные расходы, осуществляет верховное управление страной. Остальные органы власти подчинены монарху. В конституционных монархиях власть монарха ограничена законом и обычаем. Наряду с монархом в государственном управлении участвует независимый (или относительно независимый) от главы государства парламент. В конституционных парламентарных монархиях законы издаёт парламент, а исполнительной властью руководит ответственное перед ним правительство. Государством правит первый министр, являющийся лидером партии или партийной коалиции, имеющей большинство в парламенте Республики по соотношению президента и парламента (имеющихся во всех республиках), прежде всего по порядку формирования правительства делятся на президентские, парламентские, смешанные (полупрезидентские). Современные избирательные системы. Основными разновидностями современных избирательных систем являются: мажоритарные, пропорциональные, смешанные. При мажоритарной (от французского majorite — большинство) системе для избрания необходимо получить большинство голосов. При пропорциональной системе создаются большие округа, избирающие много (от 5 до нескольких сот) депутатов. Избиратели голосуют за партийные списки. Депутатские места распределяются между ними примерно пропорционально доле набранных ими голосов. Смешанные избирательные системы сочетают черты мажоритарных и пропорциональных. Смешанные системы бывают связанными (когда мажоритарный и пропорциональный подсчёт голосов используется совместно) и не связанными (часть депутатов избирается мажоритарно, часть – пропорционально Российская государственность. Действующая конституция в первой статье провозглашает: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Российский федерализм отличается двумя основными особенностями: неравноправием субъектов и очень значительной централизацией. Партия. По наиболее точному определению, партия есть организация, соединяющая политическую идеологию и массовое движение и стремящаяся к власти. Таким образом, полноценные партии должны отвечать 4 признакам: Наличие внутренней организации. Наличие политической идеологии. Опора на массовое движение. Стремление к власти.
Партии являются посредниками между гражданским обществом и государством. Можно выделить следующие основные функции партий: определение основных направлений развития общества, выражение и согласование интересов различных общественных слоёв, организация избирательных кампаний, вовлечение народа в политику, обеспечение политической конкуренции и сменяемости политиков у власти (в конкурентных партийных системах) или усиление контроля власти над государственным аппаратом, общественными объединениями и гражданами (в однопартийных системах), пополнение правящей элиты выходцами из народных масс. Партийные системы. Под партийной системой понимается совокупность существующих в стране партий и их взаимоотношений. Партийные системы можно разделить на неконкурентные (однопартийные в широком смысле), полуконкурентные (системы с преобладающей партией), конкурентные (многопартийные в широком смысле). Неконкурентные системы делятся на 2 разновидности: однопартийные (в узком смысле), системы с господствующей партией (гегемонистские). В конкурентных (многопартийных в широком смысле) системах разрешено свободное создание партий. Между ними происходит борьба за власть, в которой нет постоянного победителя. Многопартийные системы делятся на 4 основные разновидности: двухпартийные системы; многопартийные (в узком смысле) системы, в свою очередь подразделяющиеся на многопартийные системы ограниченного плюрализма, многопартийные системы крайнего (поляризованного) плюрализма, атомизированные системы. Партийная система России. В 1990–е и начале 2000–х гг. в России существовала многопартийная система крайнего плюрализма, в середине 2000–х сложилась система с преобладающей партией. Почти все российские партии фактически являются кадровыми. Основной особенностью российской партийной системы является слабость политических партий. Они, как правило, не отвечают большинству указанных выше признаков партий. Всего в России зарегистрировано 7 партий: 4 парламентских и 3 внепарламентских Понятие политической системы. Системный подход появился в науке в ХХ в. Под системой понимается совокупность взаимосвязанных и расположенных в определённой последовательности элементов. Теорию политических систем разработали американские политологи Дэвид Истон (р. в 1917) и Алмонд в 1950–1960–е гг. Одно из определений политической системы приведено в вводной лекции. По другому, данному Истоном, политическая система есть механизм формирования и функционирования в обществе власти, распределяющей ресурсы и ценности. Политическая система имеет следующие основные функции. Программно–стратегическая заключается в определении целей и задач общественного развития. Мобилизационная функция сводится к привлечению ресурсов для достижения этих целей. Функция политической социализации заключается в организации усвоения нарастающими поколениями политических знаний и ценностей общества. Нормативная функция есть определение допустимых способов действий. Распределительная функция заключается в контроле над распределением материальных и духовных благ (оно происходит в рамках экономической, отчасти социальной и духовной систем), их частичном перераспределении (в случае необходимости) и узаконивании окончательного распределения в глазах народа. Классификации политических систем. Политические системы часто классифицируются по социально–экономическому строю и политическим режимам. Все системы, включая политические, делятся на закрытые и открытые. Первые стремятся оградиться от влияния со стороны и имеют чёткие границы с внешним окружением. Вторые активно обмениваются ресурсами с внешним миром, их (систем) границы являются расплывчатыми. Выделяются также традиционные, современные и переходные политические системы. В традиционных системах господствует патриархальная или подданническая политическая культура, в политической организации преобладает государственная часть (негосударственная представлена в основном традиционными объединениями: церковью и сословными обществами), имеется авторитарный политический режим. В современных политических системах преобладает активистская политическая культура, в политической организации наряду с государством присутствует развитое гражданское общество, существует демократический политический режим. Переходные политические системы отличаются смешанной (подданническо–активистской или патриархально–активистской) политической культурой. В их политической организации общественная часть присутствует, но не слишком развита и в той или иной степени подчинена государству. В таких системах могут быть различные политические режимы. Алмонд и Верба выделили 4 типа политических систем: доиндустриальный, континентально–европейский, англо–американский, тоталитарный. Доиндустриальный тип политических систем отличается разнородностью политической культуры с преобладанием её патриархального и подданнического типов, объединением общества путём насилия, сосредоточением власти в руках узкого круга, замкнутостью политической элиты. Противоположным ему является англо–американский тип политических систем. Он отличается высокой степенью однородности политической культуры, основанной на либеральных ценностях свободы и собственности, максимальным разделением политической власти и влияния между разными частями системы. Остальные типы являются промежуточными. Континентально–европейская политическая система отличается разнородностью политической культуры, имеющей впрочем общую либеральную основу, а также менее значительным (нередко формальным) разделением политической власти. Тоталитарная политическая система отличается максимальной концентрацией власти и др. чертами соответствующего политического режима. Понятие международных отношений. Международные отношения являются системой экономических, политических, военных и культурных связей между разными странами. Международные отношения могут преследовать различные цели: охранительные (защита целостности страны и её политической системы от посягательств извне), идеологические (внедрение в другие страны своих политико–культурных идей), экономические (привлечение ресурсов других стран для своего успешного экономического развития), координирующие (решение глобальных и региональных проблем). Международные отношения осуществляются политическими, военными, экономическими, информационно–пропагандистскими средствами. Суверенитет есть вся полнота власти на своей территории, не подчинённость иным властям .Признаки суверенитета: издание законов, право войны и мира, назначение чиновников, правосудие в последней инстанции, право помилования. 3 возможных внешнеполитических курса России: 1. Возможно полное объединение с западным миром. 2. Последовательное противодействие Западу и объединение со всеми его противниками (Северной Кореей, Кубой, Ираном и др.). 3. Прагматичное отстаивание своих интересов, воздержание от конфронтации ради конфронтации или от сотрудничества в ущерб своим интересам |