Идея правовой государственности в истории политико. Законы, Политика, О государстве
Скачать 33.28 Kb.
|
Идея правовой государственности в истории политико- правовой мысли Теория правового государства берет свои истоки из периода античности. Основными ее источниками являются идеи Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона, которые находятся в известных их трудах «Государство», «Политик», «Законы», «Политика», «О государстве», «О законах», «Об обязательствах» и в других произведениях мыслителей, юристов, историков (Плутарх), писателей (А. Сенека) Древней Греции, Вавилона, Рима, Индии, Китая, Египта и других стран Древнего мира. Если обратиться к Аристотелю (384 – 322 гг. до н. э.), то он писал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя. Таким образом, у Аристотеля мы находим признак правового государства – верховенство права. Следует сразу отметить, что теория правового государства в своем развитии имела периоды подъема, свои циклы-«вспышки» в зависимости от обострения социально-политических процессов, как правило, в переходные периоды от одной экономической формации к другой.1 Следующий этап теоретической разработки данной проблемы приходится на период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества, на так называемую эпоху Возрождения (Ренессанса), когда получают подъем не только естественные, но и общественные науки, в том числе и идеи правового государства. В этот период наиболее последовательное и завершенное освещение дискуссионных вопросов по теории правового государства находим у Н. Макиавелли, Ж. Бодена и Г. Гроция. Н. Макиавелли видит сущность государства в том, чтобы оно обеспечивало защиту имущества и безопасность для каждого гражданина, не позволяя государству доминировать над личностью. Ж. Боден считает, что наиболее правильное государство – это такое государство, которое осуществляет правовое управление, обеспечивает права и свободы человека. В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций аспектам теории правового государства уделяется пристальное внимание также в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Гольбаха, Т. Джефферсона. Особое значение они придавали обеспечению свободы личности, ограждению ее от административной воли государства, подчинив последнее праву. В частности, Ш. Монтескье писал: «Свобода есть право делать то, что дозволено законом». Тем самым перманентной логической нитью своих работ он сделал принцип верховенства права. Известное высказывание Ш. Монтескье в несколько измененном виде нашло отражение в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина Великой французской революции 1789 года. В ней говорилось: «Дозволено все, что не запрещено законом!». Необходимо заметить, что в конце 80-х годов нашего столетия этот тезис стал одним из девизов перестроечной эйфории. И жизнь показала, что для реализации этого принципа необходимы соответствующие условия и высокий уровень правовой культуры общества. В конечном счете «дозволено все, что не запрещено законом» было понято как вседозволенность. В немалой степени такое понимание привело к правовому беспределу и размыванию правопорядка.2 Так же надо отметить, что труды известных авторов, указанных выше, способствовали формированию более точного механизма реализации свободы. В результате пытливого научного осмысления путей создания правового государства, способного обеспечить права и свободы человека, Ш. Монтескье пришел к выводу, что необходимо разделение властей произвести для того, чтобы ветви власти сдерживали друг друга и не позволяли себе применять не правовые методы. Таким образом, был разработан принцип разделения властей. Открыт же он был еще Аристотелем в его известном труде «Политика». К концу XVIII века теория правового государства получила значительное развитие, а к началу XIX века сложилась теоретическая мысль о правовом государстве, в которой на достаточной научной базе были обоснованы три принципа: 1) верховенство закона; 2) связанность во взаимоотношениях государства и личности правом; 3) разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной). Элементы теории правового государства в этот период оттачивала также прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Спенсера, Л. Дюги, Р. фон Моля, Ж. Руссо. Как и их предшественники, они в своих работах основное внимание уделяли свободе личности и проблеме подчинения праву самого государства, дабы избавить граждан от произвола чиновников. Р. Иеринг писал, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретая окончательную правовую прочность. Он высказал идею о государстве, представляющем общие интересы народа, являющемся юридическим лицом (союзом) народа и достигшем общечеловеческих солидарных интересов, направленных на прогрессивное развитие общества. Это теоретическое предположение явилось дальнейшим развитием «договорной» теории Ж.Ж. Руссо, который разработал основные теоретические положения гражданского общества. Стало ясно, что одним из условий реализации идеи правового государства, его успешного функционирования является наличие развитого гражданского общества.3 Заслуга создания философских основ теории правового государства принадлежит И. Канту. Он обращал пристальное внимание на необходимость государства опираться на право и руководствоваться им в своей деятельности. Значительно развил идеи о правовом государстве в своей работе «Философия права» Гегель. Он считал, что совершенное государство свою деятельность должно осуществлять на правовой основе, реализуя свободу человека. Обращал внимание на то, что взаимоотношения государства и личности должны строиться в соответствии с предписаниями норм права, они должны быть связаны между собой правом. Он предлагает ослабить неправовые принудительные функции государства. В результате развития идей правового государства этими мыслителями открывается еще один важный признак – связанность государства и личности правом.4 В начале XIX века идеи правового государства разрабатываются и в России: они заняли значительное место в трудах Д.М. Писарева, А.В. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других. Теоретическую же завершенность учение о правовом государстве получило в работах ученых-юристов России В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого, Б.Н. Чичерина, А.И. Елистратова, Л.И. Тарановского и других. Если проанализировать основные положения их работ о правовом государстве, то они сводятся к следующему. Для формирования правового государства необходимо, чтобы оно функционировало на основе принципов верховенства права, всеобщей справедливости, связанности государства и личности правом, разделения властей. Хотя прямо и не указывается, гражданское общество является одним из условий возникновения и функционирования правового государства. Есть понимание того, что без развитого гражданского общества не может быть правового государства. Как о признаках правового государства говорится о правовой культуре, стабильности в обществе и т.д. Ими делается вывод о том, что конституционная монархия вполне способна прогрессировать и стать правовым государством, а от него осуществить качественный переход к культурному государству. Особое значение придается подчинению государства праву. Наиболее последователен в этом вопросе В.М. Гессен. Он, в частности, пишет, что государство связано правом, «стоит под правом, а не над ним».5 Как это ни покажется странным, идеи правового государства не были чужды и К. Марксу. Так, в одной из своих работ он пишет: «...Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный». Для большевиков идеи правового государства с 1918 по 1928 год также оставались привлекательными. О соотношении идеи правового государства и диктатуры пролетариата шли частые дискуссии. Но всему этому был положен конец в 1929 году заявлением Л. Кагановича о том, что «...марксист не может быть сторонником правового государства». Это высказывание вполне соответствовало духу работы В.И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский».6 Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, которая состоит в следующем: для формирования правового государства необходимо, чтобы оно функционировало на основе принципов верховенства права, всеобщей справедливости, связанности государства и личности правом, разделения властей; условием формирования правового государства является наличие развитого гражданского общества; признаками правового государства является высокая правовая культура, стабильность в обществе. Основные характеристики правового государства Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.7 Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство – это одновременно и социальное государство. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.8 Основные признаками правового государства являются: Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правота поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах, равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но, ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон. В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс. Основной закон правового государства – конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство – это конституционное государство. Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.9 Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.10 Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Осязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности – важная составная часть объективно складывающеюся в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований юридическая обязанность всех и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.11 Разделение властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.12 Таким образом, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Признаками правового государства являются: верховенство закона, реальность прав личности, взаимная ответственность личности и государства, разделение властей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Признаками правового государства являются: верховенство закона, реальность прав личности, взаимная ответственность личности и государства, разделение властей. Таковы основные характеристики правового государства. На сегодняшний день теория правового государства активно изучается как в России, так и за рубежом, поэтому она вовсе не является застывшей догмой. Она развивается, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д. По итогам попытки нового взгляда на теорию правового государства можно сделать ряд выводов: Во-первых, можно сделать предположение, что государство изначально является правовым, и в своем эволюционном развитии все больше «разворачивает», углубляет свою правовую составляющую. Вне права и не обеспечивающих в определенных пределах прав и свобод своих граждан государства не встречаются, да их и не может быть. Во-вторых, государство не в силах функционировать без права и в силу этого вынужденно постоянно стремиться к нему, поэтому государство все больше смыкается с правом и, в конечном счете, сомкнется (сольется) с ним в единое целое. В-третьих, подлинно правовым может стать только демократическое государство. Только оно способно подняться до уровня подлинно правового государства. Таким образом, цель, поставленная в курсовой работе, выполнена. Попытка нового осмысления теории правового государства осуществлена, но проблема является не решенной, и теория требует, находясь в начале XXI века на более высокой стадии своей реализации, новых взглядов. Так же необходимо установить соотношение функций демократического и цивилизованного правового государства. У разных авторов они различны как по численности, так и по содержанию. Данный вопрос требует внимательного изучения, ибо невозможно говорить о моделировании правового государства, тем более его строительстве, без уточнения его цели, задач и функций. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Головистикова А.Н. Теория государства и права. – М.: Эксмо. – 2007. – 589 с. Григонис Э.П. Теория государства и права: курс лекций. – СПб: СиБнимф, 2002. – 320 с. Кутафин О.Е. Основы государства и права: учеб. пособие для поступающих в юр. вузы. – М.: Юристъ, 2002. – 458 с. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с. Летушева М.В. Теория государства и права: учебник для студентов средних проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 192 с. Лукашева Е.А. Социальное правовое государство// Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов/Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2002. – 697 с. Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 572 с. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве: учеб. пособие. – М.: Норма, 1999. – 376 с. Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. – М.: Юристъ, 2000. – 776 с. Манов Г.Н. Теория права и государства: учебник для вузов. – М.: БЕК, 1995. – 336 с. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. – Алма-Аты. – 2000. – 235 с. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. – 633 с. Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Норма, 2001. – 376 с. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. – СПб. – 2000. – 432 с. Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 1999. – 504 с. Ржевский В.А. Теория государства и права: учеб. пособие для учителей средних школ и поступающих в юридические вузы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 195 с. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов/А.Ф. Черданцев. – М.:Юрайт,2000. – 430 с. Гражданское общество, правовое государство и право: «Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии» // Государство и право. – 2002. - № 1. - С. 18. Дегтярев А.К. Метаморфозы правового государства в современной социальной теории//Философия право. – 2005. - №3. – С. 5 – 8. Лукашева Е.А. Проблемы общей теории права и государства: «Права человека и правовое государство» // Общая теория прав человека. - 1996. - № 43 - С. 22. Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность//Законодательство. - 2003. - № 2. - С. 47. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. - 2001. - № 7. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства - СПб.: ЛАНЬ, 2001. – 403 с. Попов В.В. Некоторые формы появления правового нигилизма и пути его преодоления. – М.: Юрист. - 2002. - №1. – 34 с. Самойленко В.А. Социальная функция современного российского государства: Автореферат диссер. к.ю.н. – Владимир. – 2006. – 25с. 1 Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций. – М.: Юристъ, 2000. – С. 250. 2 Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций. – М.: Юристъ, 2000. – С. 251. 3 Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2006. – С. 321. 4 Григонис Э. П. Теория государства и права: курс лекций. – СПб: СиБнимф, 2002. – С. 81. 5 Григонис Э. П. Теория государства и права: курс лекций. – СПб: СиБнимф, 2002. – С. 89. 6 Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2006. – С. 324. 7Ржевский В. А. Теория государства и права: учеб. пособие для учителей средних школ и поступающих в юридические вузы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 92. 8Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Юристъ, 1996. – С. 377. 9 Григонис Э. П. Теория государства и права: курс лекций. – СПб: СиБнимф, 2002. – С. 81. 10 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Юристъ, 1996. – С. 380. 11 Кутафин О.Е. Основы государства и права: учеб. пособие для поступающих в юр. вузы. – М.: Юристъ, 2002. – С. 64. 12 Манов Г. Н. Теория права и государства: учебник для вузов. – М.: БЕК, 1995. – С. 256. |