|
дополнительный материал. 1_дополнит_материал_для_чтения_по_Диалектике. Законы развития материи понятие диалектика греч. dialegomai
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ Понятие «диалектика» (греч. «dialegomai» – веду беседу, рассуждаю) впервые в древнегреческую философию ввел Сократ. Для постижения истины он разработал искусство спора или диалог, направленный на взаимно заинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противопоставления и противоборства мнений. Этот подход был принят и развит Платоном, который разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Он называл диалектикой логический метод, с пом. которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего – идеи. В философии Аристотеля диалектика – это способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, достоверность которых неизвестна. Согласно Аристотелю, в диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно.
В среднев. F. д-ку признавали особым учением о сущем. П.Абеляр определял еѐ как искусство различения истины и лжи, или как логику вообще, или как искусство дискуссии. В F. И. Канта диалектика называется логикой видимости, которая не приводит к истине. Гегель, согласно своей концепции принципиального единства объективного и субъективного начала бытия и познания, объединяет столкновение противоположностей в познании со столкновениями противоположностей в бытии. По мнению Гегеля, это является главным и постоянным источником развития Вселенной. А свое учение назвал диалектикой.
В современной F. понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях: 1. совок-ть объект. закон/-й и процессов, действующих в матер. мире в ходе его движения и развития. 2. как процесс, изучаемый логикой. 3. один из общих методов познания для определения подходов к изучению бытия.
1. Диалектика — признанная в совр. F теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теор. отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Главная проблема диалектики —развитие.
Развитие - общее свойство и гл. признак материи: изменение мат. и идеальных объектов, причем не простое (мех.) изменение, а изменение как саморазвитие, рез-м кот. является переход на более высокую ступень организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.
Движение является внутр. свойством материи и уникальным явлением окр. действительности, поск. движение хар-ся целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоположностей (движущееся тело не занимает пост. места в пространстве - в каждый момент движения тело нах. в опр. месте и одновр. уже не находится в нем). Движение т. является способом связи в мат. мире.
2. Среди способов понимания диалектики развития - законов, категорий, принципов – основопол. является законы диалектики.
Закон- объективные, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, мех/зм перехода от ст. к новому, связи ст. и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания.
3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат др. др. (день и ночь, горячее и холодное, зима и лето, жизнь и смерть).
Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на ед. и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность- предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тожд/сть. противоположность, борьба ˅ едиными тождеств-тью и отличием приводит, по Г., к изменению (самоизм-ю) предмета - движению (: 1. сущ. идея, тождеств. самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; рез-т их борьбы - изменение идеи ( идеи в материю с точки зрения идеализма). 2: сущ. общество, тождест. самому себе, но в нем есть силы, кот. тесно в рамках дан. общества; их б. приводит к изменению качества общества, его обновлению).
Можно также выделить различные виды борьбы: борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (пост. соревнование, где каждая сторона "догоняет" др. и переходит на б. высокую кач. ступень развития); борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благ. чему побеждающая сторона переходит на б. выс. ступень развития; антагонист. борьба, где одна сторона м. выжить т. за счет полного уничтожения др. Помимо борьбы возм. иные виды взаимодействия: содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь др. др. без борьбы); солидарность, союзн-во (стороны не оказывают др. др. прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении); нейтралитет (стороны имеют разл. интересы, не содействуют др. др., но и не борются ˅ собой); мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения к/л. дела стороны д. действовать т. вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера - единство количества и качества. При опр/х колич/х изменениях обяз. меняется качество. При этом качество не м. меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение кач-ва приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием кол/х изменений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". М. привести нек. примеры действия ЗАКОН/ перехода кол/х изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, т/е. изменять кол. параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структ. связей атомы начнут двигаться в неск. раз быстрее). При достижении же темп-ры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. Если телу придавать все большую и б. скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 м. в секунду, - оно будет ускорять св. движение (менять кач-во в рамках стаб. меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет иск. спутником Земли (изменится система координат смены качества - мера, произойдет скачок). В природе не всегда удается определить узловой момент.
Переход количества в принципиально новое качество м. произойти: резко, одномоментно; незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюц. коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегр. апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна сов/ть зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конк. волоса ч. м. считать лысым?". - грань конкр-го изменения кач. м/б. и неуловимой.
5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: смена ОЭФ (формац. подход к ист. процессу); "эстафета поколений"; смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых клеток, новых. Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в F. Выделяются следующие основные точки зрения: • развитие – т. поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; • развитие м/б. как восходящим, так и нисходящим; • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точки зрения наиб. близкой к ист. является вторая: развитие м/б. как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Примеры: организм ч. развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); истор. процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Рим. империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время). Т/о., развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. К принципам диалектики относятся:
Основными принципами диалектики является: развития, всеобщей связи; системности; причинности; принцип историзма.
Принцип развития бытия – в любой отрезок времени мир и л. его составляющая находятся в сост. постоянного изменения, которое идет от простого к сложному.
Всеобщая связь означает целостность окр. мира, его внутр. единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов. Связи м/быть:внешн. и внутр.; непосредст. и опосред-ные; генетич. и функциональные; П. и Вр; случ. и закономерные. Наиб. распростр. вид связи - внешние и внутренние. Пример: внутренние связи ч. организма как биолог. системы, внешние связи ч. как элементы соц. системы.
Системность отраж. внутр. организованность и структурность предметов, означает, что многочисленные связи в окр. мире сущ. не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в кот. они располагаются в иерарх. порядке. Благ. этому мир имеет внутр. целесообразность.
Причинность (детерминизма) - наличие т. связей, где одна порождает др. Предметы, явления, процессы окр. мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутр. причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, кот. длится всегда.
7. Категория диалектики – наиб. общие понятия, кот. оперирует F. для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектикиотносятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность. Полярные категории –наиб. общие понятия. К. присущи всем наукам. Ф. категории является всеобщими, используются всеми науками и видами деят-ти. Специфика ф. категорий – их полярность и противоположность. Эти категории имеют прямое отношение к бытию, к реальности, они отражают противоположные свойства, тенденции, функции реальных объектов. Так, К. «сущность и явление» отражают глубинные и поверхностные стороны предметов, категории «часть и целое» фиксируют прерывность и непрерывность бытия и каждого его объекта. Понятия «элемент и структура» отражают системное бытие каждого объекта. Система – это единство состава. Структура – сов/ть связей между элементами. К. «необходимость и случайность» отражают закономерные, обусловленные внутр. природой и определяемые внешними причинами явления. В общем, закономерном ходе движения всегда имеются отклонения, кот. является причиной проявления необх-ти: необх/ть случайна, а случайность необходима. К. «содержание и форма» фиксируют двухуровневое бытия явлений. Содержание - внутр. сторона, сов/ть эл-в, определяющих бытие предмета, форма – способ существования содержания, это организация элементов содержания.
2. Альтернативы диалектики. Д-ка является не единст. теорией о развитии сущего. Наряду с ней сущ-т и др. теории со сходным предметом F. интереса (развитие), кот. т. является F. методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики отн.: метафизика; "негативная" диалектика; софистика; эклектика; догматизм; релятивизм.
Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что: метафизика, как и диал-ка, является развитой, всеохватывающей теорией; на многие сходные в. метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
по вопросу связей старого и нового - если д-ка признает наличие связей ˅ старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; по в. о причине движения – согласно метафизике движение не м. исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; по в. взаимосвязи кол-ва и кач-ва - сторонники м-зики не видят взаимосвязи между кол-м и кач-вом; по их мнению, кол-во изменяется благодаря кол-ву (увеличение, уменьшение и т. д.), кач-во изменяется благ. качеству (т/е. само по себе улучшается, ухудшается); по вопросу направленности движения, развития - если д-ка считает, что развитие происходит, гл. образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие л. по прямой, л. по кругу, л. вообще не признает направленности развития; в системе мышления - если д-ский способ мышления сводится к шагам "тезис - антитезис - синтез", то метафиз. опирается на формулы "или - или", "если не то, значит - это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; в отн. к окр. действительности – д-ка видит мир во всем многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика - однообразно, по принципу "черное - белое"; в отношении к познанию - согласно д-ке познание есть постеп. и целенаправленный процесс к абс. истине, через последоват. постижение пока познаваемых (относительных) истин (т/е. от прост. к сложному и абс. с учетом их ед-ва); согласно метафизике абс. истину м. познать сразу, с пом. надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер; в отношении к окр. миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Т/о., метафизика и диалектика есть две противоположные теор. системы осмысления действ-ти, развития. Их осн. расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, кол-ва и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Не следует думать, что метафизика – реакц. теория. В совр. F (Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с д-кой, а нек-е ф-фы предпочитают метафиз. образ мышления перед диалектическим. В постсоветской F. предпочтение отдается д-ке, - общепринятой классической "консервативной" д-ке. В то же время внутри диалектики сущ. направление, альтернат. общей ("консервативной") д-ке - так наз. "негативная" д-ка.
"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, б. критически смотрит как на саму себя, так и на окр. мир. Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).
Можно выделить главные идеи «негативной» диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной": диалектика м/б. только "негативной" - критической, д-ка не д. уделять внимание всему старому, устоявшемуся; диалектика д. постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать; новое д. полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще б. нового (д-ка д. идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды); "негативная" (критическая) диалектика не имеет объект. значения, она имеет отношение т. к сознанию, поскольку все отвергает и критикует т. сознание; отрицание отрицания никогда не д. перейти в позитив (нахождение идеала), необх. постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
Метафизика и "негативная" диалектика является самост/ми, разработанными теориями, ↔жными диалектике.
Наряду с ними сущ-ют F подходы (приемы, методы), альтернат. Д-ке, но не являющиеся самост-ми теориями: эклектика; софистика; догматизм; релятивизм.
Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика - построение теор. истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика - выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм - восприятие к/либо положений изначально как бездоказательной, но абс. истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
Метод (греч. «methodos» - путь к ч/либо) – в самом шир. смысле – сов/ть обобщенных приѐмов, способов и принципов, применяемых для решения разл. рода задач (житейских, теор., педагогических, технических и др). По сфере общности различают частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы. К последним относят философию. Почему философию можно охарактеризовать как всеобщий метод? 1. в отличие от частнонаучных и общенаучных методов, F. оказывает свое методол. влияние не только на науку, но и на искусство, политику и другие сферы жизнедеятельности л. 2. в отличие от методов, применяемых в практике и методов, применяемых в познании, философские методы охватывают как практическую, так и познавательную деят-ть людей.
Философия является не только методом, но и методологией, т.е. системой принципов и способов организации, построения познавательной и практ. деятельности, а также учением об этой системе. Именно в рамках философии б. открыты и разработаны методы, имевшие принц. значение для развития познания и мышления.
Метод. функция ф. неразрывно св. с еѐ мировоззр. функцией. Это означает, что мировоззр. картины мира, формируемые в философии, одновр. выступают и в кач. методологий, оказывают методолог. влияние на мышление и поведение л., разл. сферы деят-ти (науку, искусству, политику). Реализуя свою мет. функцию, ф. принимает непосредственное участие в становлении и оформлении способов мышления и поведения. |
|
|