Главная страница

Тема «Законодательные акты, как исторические источники (X-XXI вв.)»: эволюция законодательных актов (изменение соотношения обыча. ПР 1.Источниковедение. Законодательные акты, как исторические источники (xxxi вв.)


Скачать 63.91 Kb.
НазваниеЗаконодательные акты, как исторические источники (xxxi вв.)
АнкорТема «Законодательные акты, как исторические источники (X-XXI вв.)»: эволюция законодательных актов (изменение соотношения обыча
Дата26.11.2022
Размер63.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПР 1.Источниковедение.docx
ТипДоклад
#813314

ДОКЛАД
По дисциплине: «Источниковедение»

Тема «Законодательные акты, как исторические источники (X-XXI вв.)»: эволюция законодательных актов (изменение соотношения обычая и закона как источников права; расхождение государственного и частного права).

)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Памятники законодательства как исторический источник…………………..4

2. Памятники светского права……………………………………………………..6

3. Законодательные памятники XIV-XV веков…………………………………....9

4. Законодательные памятники XV – XVII веков………………………………..10

5. Памятники древнерусского канонического права…………………………….13

6. Юридические сборники…………………………………………………………18

7. Общая характеристика и особенности развития российского законодательства XVIII – начала XX вв.………………………………………………………………19

8. Состав и особенности источников нового и новейшего времени…………….23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список источников и литературы…………………………………………………27

ВВЕДЕНИЕ

Источниковедение - это научная дисциплина, которая изучает различные типы исторических источников, и разрабатывает некоторые методы извлечения из них достоверной информации об исторических процессах.

Современное понятие определения источниковедения: источниковедение - это комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования.

Источниковедение - это опосредованный путь получения информации о людях в прошлом, изучая произведения, сознательно и целенаправленно созданные людьми, - рукописи, книги, вещи. 

Источниковедение в настоящее время представляет собой особый метод гуманитарного познания. Цель гуманитарного познания приращение и систематизация знаний о человеке и обществе. Общими целями служат и методы источниковедения. Источниковедение совершенствует свои методы и познавательные средства в соответствии с общими эпистемологическими (теоретико-познавательными) принципами гуманитарного познания и, в свою очередь, обогащает знание о человеке и человечестве специфическими познавательными средствами. Методология источниковедения представлена системой знаний, сложившихся первоначально, прежде всего, в исторической науке, а также в других гуманитарных науках.

Изучение объектов культуры как источников информации о человеке и обществе есть главная задача источниковедения.

Законодательные источники - это вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью.
История государственной власти и управления в России, а следовательно и история российского законодательства составляют суть многих исторических и современных социальных и политических проблем. В исторических исследованиях чаще всего используются законодательные источники, отбираемые тематически в соответствии с проблематикой исследования. Одновременно накапливается опыт изучения отдельных законодательных актов - история их разработки, обсуждения, принятия, публикации.

Целью данной работы является анализ исторических источников – законодательных памятников, проследить эволюцию документов. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие исторического источника;

- исследовать исторические этапы развития законотворчества;

- проанализировать состав и особенности источников нового и новейшего времени.
1. ПАМЯТНИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Одной из важнейших политических функций государства является право формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Система законодательства непосредственно отражает деятельность государственных институтов по осуществлению этой функции. Невозможно изучать историю без документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, которые действуют в данном государстве и регулируют отдельные сферы социальных отношений.

Памятники законодательства являются источником первостепенного значения при исследовании таких сторон жизни общества, как государственное устройство, правовые отношения, их идеологическое обоснование и оформление.

Законодательные памятники как исторические источники имеют следующие преимущества:

– сохраняют социальную, экономическую, правовую терминологию прошлого, которая часто не отражается в других источниках, и помогают ее истолкованию;

– дают четкие юридические формулировки, определения, ограничивающие вариативность интерпретаций и облегчающие наше понимание прошлого;

– предполагают универсальность, распространение во всем обществе, применимость к масштабным социально-экономическим процессам, глобальность социального охвата;

– являются главным источником по вопросам истории государства и права; нередки ситуации, особенно применительно к Средневековью, когда других источников по этой проблематике не дошло вообще;

– становятся одним из главных источников для изучения социально- экономических отношений;

– задают систему правовых и социальных координат.

Законодательные акты отразили основные этапы истории Русского государства, поэтому появление каждого памятника следует объяснять конкретными социально-экономическими и политическими причинами.

Рассматривая процесс зарождения права в Древнерусском государстве, следует проанализировать его источники. При этом важно отметить, что в отличие от Западной Европы, в Древней Руси была особенно велика роль обычного права или традиции. Среди других источников – княжеское законодательство, договоры Руси.

В силу ряда культурно-исторических причин здесь отсутствовала рецепция римского права, заложившая основы правовых отношений средневековых государств Западной Европы. В какой-то степени роль, эквивалентную римскому праву, на Руси играли правовые нормы, зафиксированные в Библии. При изучении законодательных источников следует помнить, что каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные "стандарты" поведения и поступков. Однако из этого следует, что, пока действует данный закон, соблюдение зафиксированных в нем норм не стало общим правилом.

2. ПАМЯТНИКИ СВЕТСКОГО ПРАВА

Среди источников светского права на первое место по значимости должно быть поставлено обычное право – совокупность правовых установлений, создающихся независимо от предписаний законодательной власти и выражающихся в народных обычаях и обрядах. В средневековой русской терминологии это явление определялось термином "пошлина" – принятый порядок регулирования общественной жизни.

Особенностью обычного права является его устный характер – правовые установления передаются из поколения в поколения, при этом не существует специальной программы обучения или методики передачи накопленных знаний: за счет публичности всех этапов судебного процесса обеспечивается участие нового поколения в процедурах регулирования различных сфер общественной жизни. Таким образом, обычное право является элементом повседневной жизни, и совокупность существующих правовых установлений усваивается новым поколением в процессе естественной социализации. Сфера действия обычного права, несмотря на ее постепенное ограничение за счет усиления значения других источников права, сохранялась вплоть до XX в. Особенно сильны были обычно-правовые способы регулирования в сфере семейно-брачных отношений и частных обязательственных отношений.

Начальные этапы законотворчества в Древнерусском государстве практически не отразились в дошедшем до нас комплексе письменных источников. Исключением являются ссылки на статьи некоего Закона Русского, которые встречаются в договорах Руси с греками. В литературе широко распространено мнение, что Закон Русский представлял запись норм обычного права восточных славян. Считается, что именно Закон Русский лег в основу первых, дошедших до нас памятников письменного права Древней Руси, которые принято обобщенно называть Русской Правдой.

Основу Русской Правды составляют уставы киевских князей: Ярослава, его сыновей, а также Владимира Мономаха. Известно более 100 списков Русской Правды. Эти списки получили наименование или по месту их нахождения (Синодальный – в библиотеке Синода, Троицкий – в Троице-Сергиевой Лавре, Академический – в библиотеке Академии наук), или по имени лиц, нашедших их (Карамзинский, Татищевский и др.). Список, найденный Археографической комиссией, называется археографическим. Кстати, впервые текст был обнаружен В.Н. Татищевым в 1738 г. Все их принято делить 3 на редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим из них является Краткая Правда (20-70-е г. XI в.). Она представляет собой кодекс норм прецедентного права. Всеми этими нормами, регламентируются отношения в пределах княжеского (позднее также и боярского) хозяйства, вынесенного за пределы официальной столицы государства. Краткая Правда сохранилась в двух списках XV в. (в составе Новгородской I летописи младшего извода) и 11 списках XVIII-XIX вв. Ее текст помещен в статье 6521 (1016) г. По структуре и источникам, которые вошли в ее состав, Краткую правду принято делить на Правду Ярослава и Правду Ярославичей.

Главная причина составления Русской Правды – стремление оградить жизнь и собственность феодалов. Краткая редакция Русской Правды насчитывает 43 статьи.

Ко второму-третьему десятилетиям ХП в. обычно относится появление Пространной. Правды Пространная Правда имеет самостоятельную основу, расширенную текстами Краткой Правды (в переработанном виде) и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 г.). Пространная Правда насчитывает 121 статью. Она существенно отличается от Краткой Правды не только количеством статей, но и содержанием. Пространная Правда разделяется на суд Ярослава (ст. 1 – 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 – 121). Этот значительно более развитый кодекс права феодального государства был разработан в XII веке при Владимире Мономахе. В нем отражена дальнейшая социальная дифференциация, привилегии феодалов. В Пространной Правде основательно разработан правовой статус различных категорий населения, в ней есть специальный устав о закупах, о холопах, банкротский устав. Пространная Правда охватывает значительно больший объем правоотношений, она отличается от Краткой большей развитостью норм гражданского права. Создание Пространной Правды было обусловлено тем, что после восстания 1113 г. Владимир Мономах вынужден был урезать аппетиты ростовщиков и упорядочить положение закупов, не допуская порабощения лиц, взявших хлебные ссуды до нового урожая. Устав Владимира Мономаха, который вошел в Пространную Правду, отразил стремление несколько сгладить остроту классовой борьбы.

Наиболее спорным памятником является Сокращенная Правда, сохранившаяся в двух списках XVII в. Обычно ее датируют концом XV в. В дошедшем виде Сокращенная Правда появилась, вероятно, в Пермской земле, после присоединения ее к Московскому княжеству. Большинство исследователей видят в этом памятнике простое сокращение текста Пространной Правды (что отразилось в его общепринятом названии).
Несмотря на традиционную характеристику Русской Правды как единого памятника, более корректно рассмотрение Краткой, Пространной и Сокращенной Правд как самостоятельных источников, связанных между собой. Изучение этих древнейших русских юридических памятников независимо от сборников, в составе которых дошли их тексты, вряд ли можно (с источниковедческой точки зрения) считать верным методическим приемом.

Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой системы Древнерусского государства, в эпоху Киевской Руси к правовым источникам относятся Церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства. В этих уставах устанавливалось право церкви на 1/10 долю княжеских доходов (десятина), подсудность церковных людей самой церкви. Церковной юрисдикции подлежали преступления против нравственности, семейные распри, «колдовство», отступления от вероучения (ереси), непристойное поведение в церкви. В церковном праве явно видны следы влияния византийского права, но преобладающее влияние имели нормы русского права. К правовым источникам данного периода следует отнести и Кормчие книги (памятник византийского права), которые были переведены церковниками на древнерусский язык. Статьи из Кормчих книг большей частью относились к области семейно-брачного права.
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ XIV-XV ВЕКОВ

В результате кодификации в XV в. появились такие источники права как судные грамоты, самыми известными из которых являются Новгородская и Псковская.

Псковская судная грамота - свод законов Псковской феодальной республики, составленный на основании отдельных постановлений псковского веча, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской правды и обычного права. Отражает важнейшие черты социально-экономической и политической жизни Псковской земли в 14-15 вв. Псковская судная грамота строго охраняла права частной собственности, в особенности феодальной собственности на землю; регламентировала порядок оформления прав собственности на землю, ход разбирательств споров о земле; определяла положение крестьян-изорников. Много статей Псковской судной грамоты посвящено торгово-ремесленным отношениям (купля-продажа, залог, дарение, заём, ссуда, имуществ, и личный наём и т.д.). За политические и уголовные преступления полагалась смертная казнь. Псковская судная грамота содержит материал, показывающий характерное для Псковской феодальной республики сращивание светского и церковного управленческого аппарата.

Псковская Судная грамота сохранилась в двух независимых друг от друга списках XVI в. - Воронцовском, включающем весь текст грамоты, и Синодальном, содержащем только последние двенадцать статей
Новгородская судная грамота известна в одном списке 70-х годов XV в. Сборник, в составе которого она дошла, был подготовлен в середине XV в.

Новгородская судная грамота разделена на 42 статьи. Она состоит из разновременных частей. Новгородская судная грамота посвящена судоустройству и судопроизводству в Великом Новгороде. В ней определены компетенции суда архиепископа, посадника, тысяцкого, великокняжеского наместника и тиуна, указаны размеры судебных пошлин, рассмотрены различные судебные казусы. Особое внимание уделено разбору земельных тяжб. Помимо интересов господствующего класса Новгорода (бояр, житьих людей, и др. его представителей), Новгородская судная грамота отразила также политику Ивана III Васильевича по ограничению произвола новгородского боярства в пользу великокняжеской власти (50-рублевый штраф с боярина в случае клеветы на судей и т.п.).

Кроме Судной грамоты в него вошел Коростынский договор 1471 г, (между Новгородом и великим князем московским), который ссылается на нее. Соответственно создана Новгородская судная грамота не позднее 1471 г. Текст грамоты появился около 1385 г, и затем неоднократно редактировался. Источником Новгородской судной грамоты послужила Русская Правда, ряд статей сближает Новгородскую и Псковскую судные грамоты. Впоследствии некоторые нормы этих памятников использовались при выработке общерусского законодательства.

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОНЦА XV-XVII ВЕКОВ

Политическое объединение русских земель вокруг Москвы породило новые отношения не только между властью и обществом, но также между центром и территориями, входившими в состав Московской Руси. Поэтому важную роль в становлении законодательства молодого единого государства на начальном этапе играли уставные грамоты, содержавшие распоряжения верховной власти относительно организации местного управления (наместничьи, губные, таможенные). Известны 16 таких грамот. Имея форму актов, они выполняли несколько функций, в том числе и законодательную. В них часто формулировались нормы материального, гражданского и уголовного права. Кроме того, они фиксировали новые нормы отношений государства и его отдельных территорий, создавая тем самым прецеденты для решения подобных вопросов в дальнейшем. Наиболее интересны две самые ранние уставные грамоты такого рода - Двинская и Белозерская.

Двинская уставная грамота является самым древним памятником законодательства Руси после Русской Правды. Она была дана Великим князем московским Василием Дмитриевичем Двинской области в 1397 г. В это время двиняне отделились от Великого Новгорода, которому были подчинены до этого и признали власть московского князя. Так как после присоединения двинян к Москве и суд у них должен был стать московским, то они обратились к московскому князю, прося его дать им такой устав, который бы служил для руководства в судных делах. Результатом этого и стала Двинская уставная грамота.

Эта уставная грамота регулировала судебные дела и доходы, которые имел с Двинской области Великий князь московский. Суд по Двинской грамоте очень близок к Русской Правде, но вместе с тем, она включает в себя несколько нововведений в судопроизводство.

По своему содержанию Двинская грамота разделяется на следующие части: о видах суда по уголовным преступлениям, о порядке суда, о подсудности, о торговых пошлинах.

Белозерскую уставную грамоту 1488 г, часто называют непосредственной предшественницей Судебника 1497 г. Основное внимание в ней уделено регламентации деятельности органов административного управления, соотношению функций местных властей и великокняжеских наместников, а также разделению юрисдикции между местным наместничьим судом и центральным - великокняжеским.
Первым опытом кодификации общерусских правовых норм стал Судебник 1497 г. Его принятие составило целую эпоху в истории русского законодательства. К источникам Судебника относятся правые и жалованные грамоты, указы и инструкции, касающиеся суда и управления, и издававшиеся как Московским, так и иными княжествами. Таков, в частности, «Указ наместников о суде городским», изданный в 1483 -1484 гг. в связи с массовой конфискацией земель крупных феодалов, противившихся централизации, и передачей этой земли дворянству. Указ предусматривал привлечение к участию в суде представителей верхов местного населения, регламентацию судебных пошлин, установление твердых сроков, которых должны придерживаться кормленщики, призываемые приставом к ответу. В Судебник также вошли «Указ о езду», содержащий таксу пошлин за поездку приставов в различные города Московского государства, и «Указ о недельщиках». Источниками при составлении Судебника 1497 года служили грамоты отдельных княжеств, устанавливавшие сроки отказа крестьян, сроки исковой давности по земельным спорам и др

Судя по записи, сохранившейся в тексте самого Судебника, он был составлен в 1497 г. Однако многие исследователи полагают, что работа над ним продолжалась и позже, а сам кодекс начал практически использоваться только после восхождения на престол в 1498 г, великого князя Дмитрия Ивановича. Точно установлено, что источниками для первого Судебника послужили Русская Правда (к ней восходят 25 из 68 статей), Псковская судная (с ней связаны 9 статей Судебника) и уставные грамоты (10 статей).
По составу Судебник принято делить на три части:

постановления о центральном суде;
постановления о местном суде;
постановления по материальному гражданскому и уголовному праву.

Судебник 1497 г. на протяжении почти всего XV в. являлся памятником действующего права. В последующие годы он постоянно дорабатывался. Судебник Василия III, так называемый Царский Судебник 1550 г., и так называемый Судебник Федора Иоанновича в значительной степени были новым изданием Судебника 1497 г., исправленным и дополненным.
Судебник 1550 г. в подлиннике не сохранился. Известно 40 списков Судебника, в том числе 13 - XVI в. В 1551 г. Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя. В отличие от уже рассмотренных законодательных памятников многие списки Царского Судебника имеют оглавление, предшествующее основному тексту. Обычно указываются 99 или 100 статей.

Вместе с тем требовали разрешения новые социальные противоречия, которые, накопившись, привели к городским восстаниям середины XVI в. В этих условиях правительство Ивана Грозного серьезное внимание уделило составлению нового Судебника.

В статьях нового Судебника получили развитие намеченные еще Судебником 1497 г. тенденции дальнейшей централизации управления и судопроизводства в государстве. Положения Судебника 1550 г. получили свое развитие в разнообразных указах, грамотах, постановлениях, уложениях, фиксировавшихся в специальных указных книгах, которые велись при центральных учреждениях.

Важнейшим законодательным источником является Соборное Уложение 1649 г. Обстоятельства, этапы и детали его появления известны по многочисленным русским и зарубежным источникам. Соборное Уложение 1649 г. было завершающим этапом становления законодательства единого Российского государства. Этим определяется его значение как исторического источника. Оно дает важную информацию по социально-экономической и политической истории России XVII в. Созданное в середине XVII в., Соборное Уложение на протяжении длительного времени оставалось основным кодексом российских законов. Во второй половине XVII - начале XIX в. оно обросло множеством дополнений, уточнений, изменений.
5. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА

Слово "канон" в переводе с греческого буквально значит "прямая палка, служащая для опоры, а также для измерения и проведения прямых линий". В переносном значении под ним понимают правило, руководство, нравственную или юридическую норму. В переносном значении под ним понимают правило, руководство, нравственную или юридическую норму. В таком смысле оно употребляется в церковной практике. Каноном принято называть правила веры и христианской жизни. В их основе лежат тексты, восходящие к ранней христианской традиции, - так называемые апостольские правила.

Кроме того, они опираются на постановления вселенских и местных соборов, а также на мнение отдельных авторитетных лиц. В первые века своего существования христианство нередко сталкивалось с трудно разрешаемыми вопросами веры. Чтобы ответить на них, созывались соборы из епископов. Обсудив вопрос и объяснив его в соответствии со Священным писанием, они выносили постановления, обязательные для всех христиан. Такие решения постепенно и образовывали норму, канон, регулирующий церковную жизнь. Канон в церковном праве подобен закону в светском и имеет такое же обязательное значение.

Обычай, господствовавший до появления канона, не исчез полностью. Множество его следов отразилось в самих канонических правилах. И все-таки ко времени крещения Руси церковные традиции церковные традиционные нормы уже находились в зависимости от канона. Обычай мог быть запрещен, если он противоречил канону или мешал исполнению его постановлений.

Итак, под каноническим правом понимается совокупность церковно -правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Оно включает апостольские, соборные (вселенских и поместных соборов), а также святоотеческие правила (правила святых отцов церкви).

Каноническое право православной церкви отличается от канонического права церкви западно-римской, католической. В последнее входят нормы, кодифицированные и средние века в свод церковных правил под названием "Corpus juris canonici". В него вошли не только правила древней церкви, но и папские декреты, извлечения из римского права, законов франкских королей и других источников.

1. Каноны святых Апостолов

Это общность норм, регулирующих церковные отношения, которые создавались на основании апостольского предания в первые три века христианства. Эти правила затрагивали все стороны церковной жизни, касаясь жизни клира, мирян и церковного управления, Апостольские правила являются каноническими для всех христианских церквей. Каноном св. Апостолов пользовались как местные, так и вселенские соборы, не раз цитировавшие их в своих постановлениях. В связи с этим нормы соборного канона могут иногда дословно совпадать с апостольским каноном, хотя чаще в постановлениях вселенских и поместных соборов встречаются косвенные указания на апостольские правила. Всего насчитывают 85 канонов, или правил, св. Апостолов.

2. Каноны вселенских соборов

Вселенскими соборами называют собрания епископов всех поместных церквей. Вселенские соборы созываются в исключительных случаях для решения важных церковных вопросов. Содержание постановлений первых соборов указывает на то, что обычно они созывались для решения вопросов веры, разногласиями в которых порождались еретические течения. Кроме того, на вселенских соборах вырабатывались общие нормы церковной дисциплины. Было семь вселенских соборов:
Первый - Никейский собор (325 г.);
Второй - 1-й Константинопольский собор (387 г.);
Третий - Ефесский собор (431 г.);

Четвертый – Халкидонский собор (451 г.);
Пятый - II Константинопольский собор (553 г.);
Под шестым имеют в виду сразу два вселенских собора - Ш Константинопольский (680 г.) и Трулльский (691 г.);

Седьмой - II Никейский собор (787 г.)

3. Каноны поместных соборов

Каноны поместных соборов– это постановления собрания епископов какой-либо митрополии, которые составлялись два раза в год для обсуждения и решения административных и судебных текущих дел, которые стоят выше полномочий отдельного епископа. Но бывали также случаи собрания епископов нескольких митрополий. По праву, решения поместных соборов были обязательны для 

местности, епископами которой были постановлены, но фактически, ввиду 

однообразного устройства церквей, поставления одной принимались и другими.

Известно десять поместных соборов, которые приняли правила, считавшиеся общеобязательными для православной церкви:

Анкирский (314 г,).
Неокесарийский (315 г.).
Гангрский (около 340 г.).
Антиохийский (341 г.).
Сардикийский (344 г.).
Лаодикийский (конец IV в.).
Так называемый Карфагенский (419 г.),
Константинопольский (394 г.).
Константинопольский (861 г.)
Константинопольский (879 г.).

К канонам поместных соборов относятся решения церковных соборов, прошедших на Руси. Развернутый источниковедческий анализ их материалов не проводился. Преимущественно постановления русских соборов изучали историки Русской православной церкви и специалисты в области церковного права. Возможно, поэтому постановления русских поместных соборов редко используются в исторических исследованиях. Чаще других историки обращаются к решениям Стоглавого собора 1551 г.
Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.
Таким образом, Стоглав представлял собой определенный компромисс между светской и духовной властями. Ценность этого законодательного акта, действовавшего на протяжении целого столетия, определяется тем, что он показывает не только механизмы взаимодействия церкви и государства, но и многие стороны повседневной жизни древнерусского общества, нашедшие слабое отражение в других исторических источниках.

4. Каноны отцов церкви

Под таким названием подразумеваются правила, написанные наиболее авторитетными епископами в виде посланий-ответов па вопросы других пастырей. Формально эти послания могли рассматриваться в качестве закона, только если были приняты большинством епископов. Многие из этих правил впоследствии были утверждены Трулльским собором. К подобным посланиям относятся следующие:

Дионисия Александрийского (ум. в 264 г.);
Петра Александрийского (ум. в 311 г.);
Григория Неокесарийского (ум. в 272 г.);
Св. Афанасия Александрийского (326-371 гг.);
Св. Василия Великого (370-378 гг.);
Св. Григория Нисского (372-394 гг.) к Литию, епископу мелитинскому - об епитимье.
Св. Григория Богослова (370-390 гг.) и св. Анфилохия (394 г.)
Тимофея, александрийского архиепископа
Феофила, александрийского архиепископа (395-413 гг.),;

Св. Кирилла, александрийского архиепископа (ум. в 444г.),;
Геннадия, константинопольского патриарха (ум. в 471 г.), к папе Льву I и восточным епископам, а также Тарасия, константинопольского патриарха, к папе Адриану.
К XVI в. на Руси бытовало не менее сотни таких произведений, возникших на отечественной почве. Часть из них имела вполне официальный характер, поскольку исходила от высших иерархов. Другие святоотеческие правила были рекомендательными, зачастую анонимными. К числу наиболее популярных в Древней Руси относятся, видимо, канонические ответы митрополита русского Иоанна II, перевод которых с греческого сохранился в списках Кормчих книг XIV-XVII вв., и так называемое Кириково вопрошание, содержащее ответы новгородского епископа Нифонта (1130-1156 гг.) и других иерархов на вопросы Кирика, Ильи и некоего Саввы. Содержание памятников затрагивает проблемы семейно-брачных отношений, вопросы, связанные с народным восприятием христианства, соблюдением горожанами христианских норм поведения и морали.
6. ЮРИДИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ

С XI в. основным типом сводов памятников христианского и византийского церковного права на Руси был сборник, который позднее, в ХШ в., получил название Кормчей книги. Кормчая книга – cвод церковных канонов и текстов церковно-юридического характера, содержала авторитетные и обязательные для православных христиан «апостольские правила», правила вселенских и поместных соборов, сочинения церковных писателей, касающиеся христианских норм управления, права и службы, а также компиляции из установлений византийских императоров о делах, касающихся церкви.

Кормчая книга на Руси появилась в последней трети XIII века благодаря Киевскому митрополиту Кириллу. В своей основе она имеет текст южнославянского происхождения. Всего известно около 200 списков этого памятника.

Значительно позднее кормчей, не ранее конца ХШ в., сформировался другой древнерусский сборник подобного рода - Мерило Праведное. Он сохранился всего в пяти списках XIV-XVI вв., имеющих идентичный состав. В состав Мерила Праведного вошло большое количество как русских, так и переводных (в основном византийских) законодательных памятников, а также правовые нормы, заимствованные из библейских текстов (например, "Избрание от закона Богом данного").

Под названием Правосудие митрополичье известен памятник, помещенный в "Цветнике" (сборник слов и поучений) XVI в. Не вполне ясно, когда был создан этот законодательный источник. Одни исследователи считают его памятником, возникшим не ранее XIV в. Статьи, включенные в него, затрагивают вопросы, традиционно относившиеся к юрисдикции церковных судов. Среди источников Митрополичьего правосудия были церковный устав Ярослава, Пространная Русская Правда, а также некоторые другие памятники законодательства. По своей терминологии Митрополичье правосудие близко к московским памятникам типа Судебников.

7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.

Данный этап развития законодательства был вызван становлением централизованных государств, формированием капиталистических отношений. На этом этапе преодолеваются правовые особенности, характерные для разных областей (земель) государства, на основе традиций и заимствований строится единый свод законодательства.

В XVIII в. законодательство приобретает целый ряд специфических черт. Сюда можно отнести стремление государственной власти детально регламентировать жизнь общества и частную жизнь подданных. В результате чего произошла активизация законотворчества и расширение сферы законодательного регулирования и тематики законодательства. Важной чертой законодательства нового времени стала регламентированная публикация законодательных актов. В России складывается система публикации законов, которая предполагала рассылку указов в губернии и губернаторам, печатание их типографским способом, чтение законодательных актов в церквях после службы и др. В итоге ни один другой источник XVIII в. не может быть сопоставлен с законодательством по степени распространенности.

Важнейшей качественной характеристикой законодательных актов XVIII в. стало изменение соотношения обычая и закона как источников права. Вплоть до начала XVIII в. основным источником права являлся обычай. Именной указ от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских¼» окончательно утвердил приоритет закона. Студенты должны выяснить содержание и значение данного указа, учитывая, что он оформил основные элементы законотворчества: апробацию указа государем, публикацию и т. п. В конце XVIII в. формулируется и новое требование - точности, буквальности воспроизведения законов и цитат из законодательных актов.

Трудность работы с законодательными актами состоит в том, что в России в XVIII в. и позже не были выработаны критерии отделения закона от остальных распоряжений верховной власти. Одной из главных причин этого стало отсутствие разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Поэтому основным признаком закона в России являлись наличие подписи императора и определенный порядок принятия.

Рассматриваемый период отличается большим разнообразием законодательных актов: манифесты, указы, уставы, регламенты, учреждения, положения. Важно выделить отличия одного типа от другого, например, чем отличались указы именные, сенатские, объявленные из Сената. Эти различия касались в основном юридической роли, характера и масштабов действия. В целом весь XVIII в. характеризуется бурным законотворчеством, поэтому все попытки произвести кодификацию российского законодательства, предпринимавшиеся с начала XVIII в. оказались неудачными. Эту проблему удалось решить в XIX в.

Развитие законотворчества в XIX в. продолжается главным образом по пути фиксации законодательной процедуры.

Попытки кодификационной работы воплотились в создании Свода законов Российской империи и в Полном собрании законов Российской империи. Работу по составлению Свода законов возглавил М. М. Сперанский, а проводило II отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. В Свод вошли действующие законодательные нормы, систематизированные тематически. Он включил 8 главных отделов, распределенных по 15 томам. Свод был издан в 1832 г., второе издание вышло в 1842 г., а третье - только в 1857 г. Впоследствии он издавался отдельными уставами.

Полное собрание законов Российской империи (ПЗС) представляло собой хронологическую систематизацию законодательных норм, было подготовлено специальной комиссией во главе с М. М. Сперанским и издано в 1830 г. Это издание и сейчас остается наиболее полной публикацией законодательных актов с 1649 по 1825 гг. Однако следует заметить, что ПСЗ не было совсем полным: в него не вошли законы секретного характера и в нем недостаточно представлено законодательство XVII - начала XVIII вв.

ПЗС имело три издания: в I собрание вошли законодательные акты с 1649 по 1825 г.; во II - с 1825 по 1880 гг.; в III - с 1881. ПЗС остается основным источником законодательных актов для современных историков.

Сперанский отме­чал, что «в великой слож­но­сти сих отношений и законов, от них возни­кающих, необ­ходимо нужно поставить глав­ные их разделения» - «пред­меты законов». Сперан­ский видел в «отношении людей, в об­ще­стве живущих», их двоякий харак­тер: «каждое лицо имеет отно­шение ко всему госу­дар­ству, и все лица, в особен­ности, имеют от­ноше­ния меж­ду со­бою». Он подошел к «двум главным раз­де­ле­ниям зако­нов» - к делению права на публичное и частное, выделив при этом, что «за­коны государ­ст­вен­ные определяют отношения частных лиц к госу­дарству. За­коны граж­дан­ские учреждают отношения частных лиц между ними. Отсюда два по­рядка зако­нов: законы госу­дарственные и зако­ны гражданские». Спе­ран­ский также отделял на­циональное право от международного. Он оп­ределяет и «классификатор» законов, исходя из ука­зан­ных разделов системы за­конодательства, относящихся к сфере регулирова­ния публично-правовых и граж­данско-правовых отношений - «законы государ­ствен­ные» и «законы граж­дан­ские». Далее выделялись «разряды» как группы узаконе­ний по предмету регу­ли­рования и методу воздействия, а затем их виды, исходя из ре­гулятивной или ох­ранительной направленности узаконений государ­ственных и гражданских зако­нов. В первом порядке стоят «законы государственные», куда относились уза­ко­нения сферы публичного права, и среди которых Сперанский выделяет «два раз­ряда законов … по различию их предметов и начал, на коих они утвержда­ются», определяя регулятивные и охранительные законы. Исходя из того, что «за­коны первого разряда определяют существо союза госу­дарственного и прав, от него происходящих», он выделяет четыре предметных области регулируемых от­ноше­ний: во-первых, это «порядок, коим власть верховная образуется и дейст­вует в за­конодательстве и управлении»; во-вторых - «органы сего действия суть уста­нов­ления», в-третьих - «средства, силы госу­дарственные, нарочито для сего действия пред­назначенные», и в-четвертых, поскольку в публичных отноше­ниях «предпо­лагается известная степень участия подданных», определяется и их сословный статус - «состояние». Затем он выделяет «четыре вида за­конов государственных» регулятивного характера:

1) «Законы Основные»;

2) «Учреждения»;

3) «Законы сил государственных»;

4) «Законы о состояниях».

Во второй разряд были выде­лены «все законы, коими союз государственный и гражданский и права, от них возникающие, охраня­ются в их действии ме­рами общего государственного по­рядка» - «законы предохранительные», т.е. охранительного характера - «Уставы Благо­чиния» и «Законы уголовные».

Законодательство XIX - начала ХХ вв. отмечается необычайным многообразием актов. Среди них встречаются уже существовавшие ранее - манифесты, положения, указы и новые законы – Высочайше одобренные мнения Государственного совета, Высочайшие повеления.

При рассмотрении системы российского законодательства необходимо учитывать имперский характер организации государственно правового пространства. Развитие последнего с включением новых народов в состав подданных Российского государства и распространение на новые территории его юрисдикции определило своеобразие системы законодательства Российской империи.
8. СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ.

История нового и новейшего времени представлена в источниках гораздо более многочисленных и разнообразных, чем предшествующие исторические эпохи. Главная причина заключена в специфике самой эпохи новой и новейшей истории.

Эта эпоха принесла с собой поистине гигантские сдвиги в жизни человечества. Ритм движения истории как бы уплотнился, ее развитие намного ускорилось, в историческое действие оказались так или иначе вовлечены широкие массы людей. Усложнились механизмы государственного управления. Значительно повысился уровень грамотности населения. Изобретенное еще на закате средневековья книгопечатание открыло путь возникновению газетной и журнальной периодики, а затем стали появляться все новые способы распространения информации — радио, телевидение, Интернет.

Современное общество принято называть информационным. Изобретение Интернета — важнейшая веха в процессе его становления. Говорить о проблемах источниковедения в начале XXI в., не упоминая об Интернете, невозможно: Интернет значительно расширяет возможности поиска источников, с ним связано развитие новых способов представления информации и введение в оборот новых ее носителей; он также способствует изменению в практике хранения документов и т.д. Но было бы заблуждением считать, что Интернет способен заменить весь накопленный опыт работы с историческими документами. Подчеркнем и то, что источниковая база не только новой, но и новейшей истории (кроме последней трети XX в.) — мощный пласт, сложившийся до появления Интернета и требующий дальнейшего освоения.

Важнейшее место в ряду традиционных источников нового и новейшего времени принадлежит письменным источникам, т.е. текстам (а среди них — печатным документам). Источники, размещенные на Интернет-сайтах, — это тоже по преимуществу тексты. Но текстами круг источников не исчерпывается. Расширилась сфера использования устных источников. Они привлекаются для изучения не только крупных исторических событий, о которых еще могут свидетельствовать их участники, но и явлений повседневной жизни, истории тех, кто раньше составлял «молчаливое большинство» общества, бытующих доныне обычаев, через которые приоткрывается и более отдаленное прошлое, и т.д. Возникла так называемая «устная история» — сбор устных свидетельств по целевым программам, в ряде стран существуют архивы звукозаписей, проблемы устной истории обсуждаются на международных научных конференциях, на страницах специальных журналов. Появились и принципиально новые виды источников: фото- и кинодокументы, а для самого последнего времени — электронные источники (документы в Интернете, существующие только в электронной версии и не имеющие бумажных аналогов)

Основные виды источников можно разделить на несколько групп.

Одна из таких групп — это материалы официального характера, по своему происхождению так или иначе связанные с деятельностью государства. Они появляются в процессе осуществления государством своих внутри- и внешнеполитических функций. Именно в новое время возникает разделение трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Многообразная документация, в которой отражается функционирование различных государственных институтов, образует, в частности, такие категории источников, как законодательные акты, парламентские материалы, делопроизводство административных органов, документы судопроизводства, данные официальной статистики, официальные дипломатические документы.

Другую большую группу источников по истории нового и новейшего времени объединяет общая публицистическая направленность, предполагающая активное воздействие не только на разум, но и на эмоции читателя, слушателя, зрителя.

Третью группу составляют источники личного происхождения и неофициального назначения. Сюда относятся мемуарные источники (воспоминания и дневники), памятники эпистолярного характера (частная переписка), а также произведения художественного и научного творчества.

Особую, присущую только новому и новейшему времени группу источников составляют кинофотофонодокументы. От письменных памятников их отличает прежде всего сам способ передачи информации, хотя в свою очередь источники данной группы различаются также и между собой. Звукозапись может быть переведена в письменный текст, тогда как фотография или кинодокумент вообще не поддаются этому. В практику исторических исследований фото- и кинодокументация введена еще очень слабо, а специфическая методика анализа и научного использования источников такого рода стала разрабатываться лишь во второй половине XX века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменение соотношения обычая и закона как источников права, складывание приоритета закона - это основной, системообразующий признак, позволяющий говорить о начале нового этапа в истории российского законодательства. Он хорошо укладывается в принятую нами в качестве исследовательской гипотезы систему источников нового времени. Закон в отличие от обычая не только, а часто и не столько, фиксирует сложившееся положение дел, сколько моделирует будущую ситуацию. Приоритет закона складывается тогда, когда в обществе, и в частности у законодателя, появляется представление о социальной изменчивости в ходе исторического развития и зарождается мысль о возможности влияния на этот процесс.

В результате проведенного анализа мы выяснили что, правовой обычай как исторически устойчивый источник права частично сохранял авторитет и силу обычая вообще, хранящегося и передающегося с незапамятных времен, аккумулируя духовную мощь и жизненный опыт многих поколений. Именно это обстоятельство (не только связь с государством) придавало правовому обычаю общеобязательный характер. Так, на ранних этапах развития государственности правовые обычаи занимали господствующее значение в системе нормативного регулирования. Они же и явились прообразом писаного права. Все древнейшие памятники права представляли собой своды правовых обычаев. По мере развития государства оно переходит к систематической законотворческой деятельности. Обычное право уступает дорогу закону и иным актам, т. е. «продукту» этой деятельности.  В последующие эпохи и в современный период правовой обычай сохранил свое значение в качестве источника права. 

По законодательным памятникам можно изучать как реальную практику правовых, социальных, политических и экономических отношений, гак и идеальные представления власти об обществе, а в ряде случаев и общества о себе самом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Документоведение: учебник и практикум для вузов / Л. А. Доронина [и др.]; под редакцией Л. А. Дорониной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03053-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489431 (дата обращения: 17.09.2022).

2. Карпычева Е.В. Лекции по дисциплине «Источниковедение». /

Е.В. Карпычева. – М, 2021. – 94 с.

3. Карпычева Е.В. Лекции по дисциплине «Источниковедение». Тема 1. Теория источниковедения. / Е.В. Карпычева. – М, 2022. – 11 с.

4. Карпычева Е.В. Презентация «Источниковедение» / Е.В. Карпычева. – М,2021 – 9 с.

5. Кодан С.В. — Система законодательства в России: формирование, развитие, становление (IX – начало XX вв.) // Социодинамика. – 2013. – № 4. – С. 239 - 293. DOI: 10.7256/2306-0158. - URL: https://enotabene.ru/pr/article_436.html ( дата обращения 16.09.2022)

6. Источниковедение: учебник для вузов / А. В. Сиренов [и др.]; под редакцией А. В. Сиренова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03318-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489004 (дата обращения: 17.09.2022).

7. Общие свойства исторических источников нового времени [Электронный ресурс] - http://www.historichka.ru/materials/istochnikovedenie/4.html (дата обращения: 16.09.2022)

8. Разновидности и характер законодательных актов в России Х1Х – начала ХХ вв. Законодательные акты XIX - начала XX вв. [Электронный ресурс] - https://studopedia.su/4_6903_osnovnie-publikatsii-zakonodatelnih-aktov-v-XIX--nachale-hh-vv.html (дата обращения: 17.09.2022)

9. Источники по истории права. Лекции. [Электронный ресурс] -(https://studme.org/43671/istoriya/istochniki_istorii_prava (дата обращения 17.09.2022)



написать администратору сайта