Главная страница

Законодательная метрика ВКЛ. Законодательсво ВКЛ. Статуты и литовская метрика. Законодательство Великого Княжества Литовского. Статуты и литовская метрика


Скачать 60.42 Kb.
НазваниеЗаконодательство Великого Княжества Литовского. Статуты и литовская метрика
АнкорЗаконодательная метрика ВКЛ
Дата23.03.2023
Размер60.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗаконодательсво ВКЛ. Статуты и литовская метрика.docx
ТипРеферат
#1011352
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

4.3 Статут 1588 года


В связи с социально-экономическими и политическими изменениями в государстве, в том числе вызванными незаконным присоединением Подляшья и Украины к Польше и образованием Речи Посполитой, возникла необходимость в изменении законодательства. Образуется новая статутная комиссия во главе с канцлером Астафием Валовичем и подканцлером Львом Сапегой. В 1572 году после смерти короля Сигизмунда-Августа отношения между Великим Княжеством Литовским и Польшей стали настолько неприязненными, что даже не исключалась возможность разрыва союза (унии) с Польшей. В связи с этим руководство Княжества не считало нужным согласовывать нормы Статута с польским правом в соответствии с постановлением Люблинского сейма. Отсутствие следов работы вышеуказанной комиссии может свидетельствовать о том, что и сама комиссия с 1572 года перестала существовать. Однако на сеймах ВКЛ постоянно поднимается вопрос об улучшения законодательства, в связи с чем статутная комиссия возобновила свою работу и в 1584 году представила готовый проект Статута. Поскольку новый закон игнорировал Люблинскую унию 1569 года, Польша не соглашалась его утвердить на общем сейме Речи Посполитой. С целью сохранения великокняжеского трона король Сигизмунд ІІІ личным привилеем от 28.01.1588 г. утвердил Статут.

Новый свод законов ВКЛ имел не только более значительный объем (14 разделов, 488 статей), но и более совершенную систему расположения правого материала [13]. Статут превосходил предыдущие законы шириной охвата регулирования общественных отношений. Ученые отмечают, что весь закон был проникнут идеей правового государства, о чем прежде всего свидетельствуют закрепленные им прогрессивные правовые принципы – суверенитет государства, разделение властей, ограничение власти государя, единство права, верховенство закона, равенство свободных людей перед законом (хотя сам закон регламентировал феодальные отношения), право каждого свободного человека на собственность, охрану жизни и здоровья и др. [3, с.173]. Для шляхты предусматривалось право представительства в органах власти, неприкосновенность личности и имущества, свободный выезд за пределы государства и многое другое. Всё это свидетельствует, что Статут являлся важным конституционным законом. Тем более, что в его нормах получило законодательное закрепление сохранение Великого Княжества Литовского как самостоятельного государства. Многие ученые отмечали, что составители Статута не внесли в него ни одной нормы, которая могла бы быть использована во вред государственной самостоятельности. В нем даже содержалась статья, обязывающая монарха возвратить в состав государства, ранее отторгнутые от него земли (ст.4, р. ІІІ). В этом плане важное значение имела и закрепленная в прежних статутах норма, которая запрещала назначать на должности иностранцев и наделять их имуществом.

В Статуте 1588 года была продолжена наметившаяся в предыдущих законах тенденция ограничения власти монарха. Об этом же говорит Лев Сапега в предисловии к Статуту. Так, он подчеркивает, что все жители государства должны подчиняться закону, причем это касается и самого великого князя: «…сам господар пан наш жадное звирхности над нами заживати не может, одно только колько ему право допущаеть» [13, с.47]. В законе были перечислены вопросы, которые великий князь должен был принимать только совместно с радой или сеймом (ст. 2, р.1; ст.ст. 1, 2, 4, 5, 12, 13, р.III). При этом развитие получили вопросы о деятельности сейма, на котором вырабатывалось общее направление внешней и внутренней политики государства (ст.ст. 6, 7, 8, 9, р.III). К компетенции сейма в первую очередь относились вопросы избрания великого князя, международных отношений, введения новых и изменения старых налогов и повинностей, установления таможенных пошлин, принятия или изменения законодательства.

Весьма важными были положения Статута, которыми все должностные лица государства, включая самого великого князя, обязывались действовать в соответствии законом, защищать интересы государства и народа. Именно в этот период не только обращается усиленное внимание мыслителей и законодателя на единство народа и независимость государства, но и начинает очерчиваться представление о едином гражданстве, т.к. под термином «Литва» понималось всё государство, а под названием «литвин» – его гражданин. При этом понимание единого гражданства начинает доминировать над различными религиозными течениями в государстве. Статут декларирует, что права даются лицам «…так латынскага закону, яко и греческого», аодна из его статей обязывает монарха «покой посполитый межы розорваными и розными людми в вере и набоженстве заховывать» (р.3, ст.III). Тем самым законодательно были закреплены принципы свободы христианского вероисповедания и веротерпимости. Во всем последущем историческом развитии веротерпимость стала характерной чертой белорусского народа.

Многие положения Статута свидетельствуют и о его гуманистической направленности. Например, закон отрицательно относится к неволе человека и поэтому ограничивает источники невольничества, запрещает отдавать в неволю свободных людей и даже заменяет название «челядь невольная» на «челядь дворовую». Относительно женщин декларируется их право по своей воле выходить замуж и владеть имуществом. Закон запрещает беременную женщину присуждать к смертной казни, защищает ее жизнь двойным уголовным штрафом (головщиной) и даже вмешивается в привилегию церкви на развод. Кроме того, повышается возраст уголовной ответственности с 14 до 16 лет. Психически больные лица вовсе не подлежат уголовному наказанию, хотя и должны были находиться под семейным надзором. Интересно, что в некоторых случаях освобождались от ответственности и лица, совершившие преступления «по глупости», притом даже обвиненные в распространении порочащих, ложных сведений в отношении великого князя – «если бы хто з глупства або шаленства в том выступил» (ст.4, р.1). Принцип презумпции невиновности распространяется на простых людей (ст.3, р.ХIV).Кроме того, установление в отношении шляхтича смертной казни за убийство простого человека выводило Статут на уровень самых прогрессивных законов своего времени.

Значительному развитию подверглись в Статуте 1588 г. положения о порядке пользования земельными и лесными угодьями, об охоте, рыболовстве, бортничестве (раздел десятый). Под защитой закона находились флора и фауна. Так, за уничтожение соколиного гнезда взыскивался значительный штраф - шесть рублей грошей, лебединого гнезда – три рубля и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что Статут сразу после принятия был напечатан типографским способом на белорусском языке, что делало его понятным и доступным для всего населения.

В Статуте 1588 г. проявилась тенденция обобщения общеевропейского правового опыта, о чем свидетельствует статья, в которой говорилось: «А где бы чого в том статуте не доставало, тогды суд, прихиляючыся до ближшое справедливости водле сумненья своего и прикладом иншых прав хрестияньских то отправовати и судити маеть» (ст.54, р.IV). Это был характерный для того времени законотворческий процесс, который, как отмечал Н.А.Максимейко, не мог нанести вред«национальному характеру права» [15, с.127].

Положения и нормы Статута 1588 г. значительно повлияли на все последующее законодательство, нашли отражение в Конституции Речи Посполитой 1791 г., способствовали тому, что и через 200 лет после издания он считался одним из наиболее совершенных европейских законов, о чем говорил на сейме Речи Посполитой известный политический деятель Гуго Каллонтай [13, с.38]. Статуты переводились на многие языки (латинский, польский, русский, немецкий и др.). Они оказали значительное влияние на законодательную и судебную практику соседних государств. Так, польские ученые (Ю. Бардах, Т. Островский и др.) отмечали, что в XVII - XVIII вв. пользовались Статутом 1588 г. в судах Польши как дополнительным источником права, а при разработке кодекса гражданского права в 1790 г. сеймовая комиссия взяла его в качестве образца [11, с.82].

Статут 1588 года служил образцом систематизации законодательства для многих государств. Например, он использовался в Московском государстве в качестве одного из источников права при подготовке Соборного Уложения 1649 года, для чего был переведен на русский язык. Многие нормы Соборного Уложения были изложены под сильным влиянием Статута 1588 года, о чем писали многие ученые.

Юридическая ценность Статута 1588 г. была настолько значительной, что он продолжал действовать почти до половины ХIХ ст. на территории Беларуси (исключая ряд норм) и после ее присоединения к Российской империи в конце

ХVIII в. Официально он был отменен в Витебской и Могилёвской губерниях в 1831 г., в Минской, Гродненской и Виленской губерниях – в 1840 г. Сами законодатели не сомневались в его ценности, поэтому в Статуте и обращались к своим потомкам: “Чиним явно сим нашим листом всим посполите и кождому зособна нынешним и напотом будучим…” [13, c.42].

Отмечая положительные черты Статута, не следует, конечно, забывать, что это был закон феодального государства, который прежде всего заботился о правах сословия шляхты. В условиях феодализма прогрессивные нормы и правовые принципы не могли быть реализованы относительно всех категорий населения.

В целом же по своему уровню и правовой значимости Статуты являются историческими законами, стоящими в одном ряду с важнейшими европейскими памятниками права. После английской Великой Хартии Вольностей они явились крупным шагом в развитии европейского конституционализма. Кроме того, они стали действующими законами намного раньше, чем английский Билль о правах 1679 года. Для своего времени Статуты были достаточно совершенными законами, во многом ориентированными на будущее. Следует подчеркнуть, что в их положениях нашли отражение прогрессивные правовые идеи многих белорусских мыслителей того времени (Ф.Скорины, Л.Сапеги, М.Литвина, А.Волана и др.), что свидетельствует о богатой истории правовой культуры белорусского народа.


  1. 1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта