Главная страница

Он. Законов 1 Электронная библиотека Гражданское общество


Скачать 6.69 Mb.
НазваниеЗаконов 1 Электронная библиотека Гражданское общество
Дата13.05.2022
Размер6.69 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMonteskye_O dukhe.pdf
ТипЗакон
#526362
страница15 из 30
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   30
Эпаминонда благодаря тем же самым упражнениям в борьбе фиванцы смогли одержать победу под Левктрами. В государстве, не утратившем своих принципов, почти все законы хороши; „не жидкость в сосуде испортилась, а самый сосуд испорчен“, – сказал Эпикур по поводу богатств.
Глава XII. Продолжение той же темы
Глава XII. Продолжение той же темы
Глава XII. Продолжение той же темы
Глава XII. Продолжение той же темы
В Риме брали судей из сословия сенаторов. Гракхи перенесли эту привилегию на всадников. Друз дал ее и сенаторам и всадникам. Сулла – одним сенаторам, Котта – сенаторам, всадникам и трибунам общественной казны (Tribuni aerarii). Цезарь исключил последних.
Антоний образовал декурии из сенаторов, всадников и центурионов.
Когда республика испорчена, ни один из зарождающихся в ней недугов не может быть исцелен иначе, как посредством устранения этой испорченности и восстановления принципов; всякое другое лечение или будет бесполезно, или явится новым злом. Пока Рим сохранял свои принципы, можно было, не опасаясь злоупотреблений, поручить судебные приговоры сенаторам; когда же он начал разлагаться, то кому бы их ни поручали: сенаторам, всадникам, трибунам, двум ли из этих корпораций или всем трем вместе, или какой бы то ни было иной корпорации – все выходило плохо. У всадников было не больше добродетели, чем у сенаторов, у трибунов – не больше, чем у всадников, и у всех их – не больше, чем у центурионов.

Ш. Л. Монтескье. О духе законов
114
Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
Когда римский народ добился доступа к патрицианским должностям, естественно было ожидать, что его льстецы овладеют правительством. Но этого не случилось: римляне, открывшие доступ плебеям к правительственным должностям, всегда избирали на эти должности патрициев. Поскольку этот народ был доблестен, он был великодушен; поскольку он был свободен. он не гонялся за властью.
Когда же он утратил свои принципы, то, чем более увеличивалась его власть, тем небрежнее он становился; так что, наконец, он стал и своим собственным тираном и своим собственным рабом. Он утратил силу свободы и впал в бессилие и распущенность.
Глава XIII. О силе присяги у добродетельного народа
Глава XIII. О силе присяги у добродетельного народа
Глава XIII. О силе присяги у добродетельного народа
Глава XIII. О силе присяги у добродетельного народа
Из всех народов, говорит Тит Пивий, римляне дольше всех противились разложению и держали в почете бедность и умеренность.
Присяга имела у этого народа такую силу, что не было лучшего средства заставить его соблюдать законы. Ради соблюдения присяги он неоднократно делал то, чего никогда не сделал бы ни ради славы, ни ради отечества. Консул Квинт Цинциннат, желая набрать в городе войско против эквов и вольсков, встретил сопротивление со стороны трибунов.
„Хорошо, – сказал он, – пусть же все, кто присягнул прошлогоднему консулу, последуют за моими знаменами“. Напрасно трибуны говорили, что эта присяга уже никого не связывает, что она была принесена, когда
Квннт был еще частным лицом; народ оказался религиознее своих руководителей, он не внял тонкостям и толкованиям трибунов.
Когда тот же народ захотел удалиться на Священную гору, он был удержан от этого клятвой, которую дал консулам, – следовать за ними на войну. Тогда он замыслил убить этих консулов, но ему разъяснили, что и после этого его клятвенное обещание останется во всей своей силе.
Можно судить по задуманному им преступлению о том, каковы были его понятия о нарушении клятвы.
После битвы при Каннах испуганный народ хотел удалиться в
Сицилию. Но Сципион взял с него клятву не покидать Рима, и страх нарушить эту клятву превозмог все прочие страхи. Рим был подобен

Ш. Л. Монтескье. О духе законов
115
Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ кораблю, утвердившемуся во время бури на двух якорях: религии и нравственности.
Глава XIV. Как самые незначительные изменения в
Глава XIV. Как самые незначительные изменения в
Глава XIV. Как самые незначительные изменения в
Глава XIV. Как самые незначительные изменения в государственном государственном государственном государственном строе могут повлечь за собою гибель строе могут повлечь за собою гибель строе могут повлечь за собою гибель строе могут повлечь за собою гибель принципов принципов принципов принципов
Аристотель говорит о Карфагене как о республике весьма благоустроенной. Полибий сообщает, что во время второй пунической войны недостатком Карфагенской республики было то, что ее сенат утратил почти всю свою власть. Тит Ливии поведал нам, что, возвратившись в Карфаген, Ганнибал увидел, что чиновники и первые граждане республики расхищают государственные доходы и злоупотребляют своей властью. Итак, добродетель правителей исчезла вместе с властью сената; все вытекало из одного и того же принципа.
Известны чудесные действия цензуры у римлян. Было время, когда она казалась тягостной; однако ее все-таки сохранили, потому что в обществе было еще более роскоши, чем порока. Клавдий ослабил цензуру; в результате порока стало больше, чем роскоши, и цензура исчезла, так сказать, сама собою. Так на протяжении всего своего существования цензура то ослаблялась, то признавалась необходимой, то вновь вводилась и, наконец, была совсем приостановлена вплоть до времени, когда стала бесполезной, в царствования Августа и Клавдия.
Глава XV. Весьма действенные средства для сохранения трех
Глава XV. Весьма действенные средства для сохранения трех
Глава XV. Весьма действенные средства для сохранения трех
Глава XV. Весьма действенные средства для сохранения трех принципов принципов принципов принципов
Чтобы надлежащим образом понять меня, надо прочесть следующие четыре главы.
Глава XVI. Отличительные свойства республики
Глава XVI. Отличительные свойства республики
Глава XVI. Отличительные свойства республики
Глава XVI. Отличительные свойства республики
Республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится. В большой республике будут и большие богатства, а следовательно, и неумеренные желания. Круг общественных дел,

Ш. Л. Монтескье. О духе законов
116
Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ поручаемых заботам гражданина, станет слишком обширным. Усилятся личные интересы.
Сначала человек почувствует, что он может стать счастливым, великим и славным помимо своего отечества, а вскоре убедится, что он может достигнуть величия только один на развалинах отечества.
В большой республике общее благо подчинено тысяче разных соображений; не все могут им пользоваться; оно зависит от случайностей.
В небольшой республике общее благо живее чувствуется, яснее сознается, ближе к каждому гражданину;злоупотребления встречают там меньше простора, а следовательно, и меньше покровительства.
Лакедемон просуществовал так долго потому, что, несмотря на все свои войны, он сохранил неизменной свою территорию. Единственной целью Лакедемона была свобода, а единственным преимуществом его свободы – слава.
Довольствоваться своей территорией и своими законами – таков был дух греческих республик. Афины поддались честолюбию и внушили его Лакедемону; но оно влекло их руководить свободными народами, а не управлять рабами, встать во главе союза, а не разрушить его. Однако все погибло, когда возникла монархия – образ правления, дух которого более склонен к расширению территории государства.
При обычных условиях в государстве, состоящем из одного города, трудно удержаться какому-нибудь иному правлению, кроме республиканского. Монарх в таком малом государстве будет обладать большой властью, но ничтожными средствами для того, чтобы воспользоваться ею и заставить ей повиноваться; поэтому он, естественно, станет угнетать свой народ. б другой стороны, и сам он легко может подвергнуться нападению извне или даже со стороны внутренних сил; народ может в любой момент собраться и восстать против него. Но когда государь, царствующий в одном только городе, будет из этого города изгнан, то делу конец; если же у него много городов, то дело только начинается.
Глава XVII.
Глава XVII.
Глава XVII.
Глава XVII. Отличительные свойства монархии
Отличительные свойства монархии
Отличительные свойства монархии
Отличительные свойства монархии

Ш. Л. Монтескье. О духе законов
117
Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
Монархическое государство должно быть средней величины. Если бы оно было мало, оно сформировалось бы как республика; а если бы оно было слишком обширно, то первые лица в государстве, сильные по самому своему положению, находясь вдали от государя, имея собственный двор в стороне от его двора, обеспеченные от быстрых карательных мер законами и обычаями, могли бы перестать ему повиноваться; их не устрашила бы угроза слишком отдаленной и замедленной кары.
Поэтому едва Карл Великий успел основать свою империю. как ему тотчас же пришлось разделить ее; потому ли, что начальники провинций не повиновались, или для того, чтобы заставить их лучше повиноваться, империю оказалось необходимо разделить на несколько государств.
После смерти Александра империя его распалась. Что могло заставить повиноваться вельмож Греции и Македонии, свободных и победоносных вождей, рассеянных по громадному пространству завоеванных земель?
По смерти
Аттилы его царство распалось: государи, освободившиеся от подчинения, не могли долее мириться со своими цепями.
В таких случаях распад государства может быть предотвращен быстрым установлением неограниченной власти т. е. новым злом, следующим за злом завоевания!
Реки стремятся слиться с морем; монархии стремятся раствориться в деспотизме.
Глава XVIII. О том, что Испанская монархия находилась в
Глава XVIII. О том, что Испанская монархия находилась в
Глава XVIII. О том, что Испанская монархия находилась в
Глава XVIII. О том, что Испанская монархия находилась в исключительных условиях исключительных условиях исключительных условиях исключительных условиях
Пусть не опровергают меня примером Испании; этот пример скорее подтверждает мою мысль. Чтобы удержать за собой Америку, Испания сделала то, чего не делает даже деспотизм, – истребила ее обитателей.

Ш. Л. Монтескье. О духе законов
118
Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
Для того чтобы сохранить свою колонию, она поставила ее в зависимость от себя даже в средствах пропитания.
Она попробовала править деспотически Нидерландами; когда она от этого отказалась, ее затруднения увеличились. С одной стороны, валлоны не захотели, чтобы ими управляли испанцы, с другой – испанские солдаты отказывались повиноваться офицерам-валлонам. Она удержалась в Италии только потому, что разорялась для ее обогащения;люди, желавшие отделаться от испанского короля, не были расположены отказываться от его денег.
Глава XIX. Отличительные свойства деспотического образа
Глава XIX. Отличительные свойства деспотического образа
Глава XIX. Отличительные свойства деспотического образа
Глава XIX. Отличительные свойства деспотического образа правления правления правления правления
Обширные размеры империи – предпосылка для деспотического управления. Надо, чтобы отдаленность мест, куда рассылаются приказания правителя, уравновешивалась быстротой выполнения этих приказаний; чтобы преградой, сдерживающей небрежность со стороны начальников отдаленных областей и их чиновников, служил страх; чтобы олицетворением закона был один человек; чтобы закон непрерывно изменялся с учетом всевозможных случайностей, число которых всегда возрастает по мере расширения границ государства.
Глава XX. Выводы из предшествующих глав
Глава XX. Выводы из предшествующих глав
Глава XX. Выводы из предшествующих глав
Глава XX. Выводы из предшествующих глав
Если небольшие государства по своей природе должны быть республиками, государства средней величины – подчиняться монарху, а обширные империи – состоять под властью деспота, то отсюда следует, что для сохранения принципов правления государство должно сохранять неизменными свои размеры и что дух этого государства будет изменяться в зависимости от расширения или сужения пределов его территории.
Глава XXI. О китайской империи
Глава XXI. О китайской империи
Глава XXI. О китайской империи
Глава XXI. О китайской империи
Прежде чем закончить эту книгу, я отвечу на одно возражение, которое могут сделать против всего до сих пор мною сказанного.

Ш. Л. Монтескье. О духе законов
119
Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
Наши миссионеры рассказывают нам об обширной китайской империи, как о превосходном государстве, совмещающем в своем принципе страх, честь и добродетель. Выходит, что установленное мною различение принципов трех видов правления неосновательно.
Я не знаю, что можно понимать под словом честь у народов, которых ко всякому делу принуждают палочными ударами.
Сверх того, наши коммерсанты сообщают нам некоторые сведения об этой добродетели, которую так превозносят наши миссионеры.
Послушайте, что они рассказывают о разбойничестве мандаринов.
Сошлюсь также на свидетельство великого человека, милорда
Ансона. Да и сами письма Пареннена о суде, учрежденном императором над неугодными ему новообращенными принцами крови, обнаруживают перед нами тиранию, последовательно действующую по заранее составленному плану, и ряд оскорблений, нанесенных человеческой природе по правилу, т. е. хладнокровно.
Есть еще у нас письма Мэрана и того же Пареннена о правлении
Китая. После весьма основательных ответов на заданные вопросы все чудеса его исчезли. Не могло ли случиться, что миссионеры были введены в заблуждение видимостью порядка, что они были поражены этим непрерывным, проявлением воли одного – воли, которая управляет и ими самими и которую им так приятно встречать при дворах государей
Индии? По-видимому, посещая эти дворы с целью произвести там большие изменения, они находят, что гораздо легче уверить государей, что им все позволено делать, чем убедить народы, что они все должны выносить.
Наконец, доля истины часто бывает и в заблуждениях. Возможно, что в силу особенных и, может быть, единственных в своем роде обстоятельств китайское правление не так испорчено, как оно должно было бы быть. Причины, зависящие главным образом от климата, могли пересилить действие моральных причин в этой стране и произвести в ней своего рода чудесные явления, Климат Китая необыкновенно благоприятствует росту народонаселения. Женщины там так плодовиты, как нигде на земле, бамая жестокая тирания не останавливает там

Ш. Л. Монтескье. О духе законов
120
Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ процесса прироста населения. Государь Китая не может сказать. подобно фараону: „Будем притеснять их с благоразумием“. Ему, скорее, приходится пожелать вместе с Нероном, чтобы у рода человеческого была только одна голова. Несмотря на тиранию, население Китая благодаря его климату не перестанет размножаться и одолеет тиранию.
Китай, как и всякая страна, где возделывается рис, подвержен частым голодовкам. Умирающий от голода народ рассыпается по стране искать средства существования; повсюду образуются воровские шайки из трех-четырех или пяти человек. Большую часть их тотчас же истребляют; другие увеличиваются, но затем их тоже истребляют. Но при таком множестве областей, и притом столь отдаленных, может случиться, что какой-нибудь из этих шаек посчастливится. Она удерживается, усиливается, становится армией, идет прямо на столицу, и вождь ее восходит на престол.
Такова природа вещей, что дурное правительство там прежде всех несет наказание. Смуты возникают там внезапно, когда народ лишается продовольствия.
Если в других государствах злоупотребления исправляются так медленно, то это потому, что там их последствия менее чувствительны, и государь не получает о них такого быстрого и решительного известия, как в Китае.
Китайский государь не будет, подобно нашим государям, печалиться о том, что если он дурно управляет, то будет менее блажен в той жизни и менее могуч и богат в этой: он знает, что если его управление дурно, то он лишится и престола, и жизни.
Так как, несмотря на забрасывание детей, население Китая все увеличивается, то необходим неустанный труд, чтобы извлечь из земли пропитание. Это требует усиленного внимания со стороны правительства.
Собственный интерес побуждает его ежеминутно заботиться о том, чтобы люди могли работать без опасения лишиться плодов своего труда. Его управление должно быть более домашним, чем гражданским.
Вот причина регламентации, о которых столько говорят. Царство закона хотели соединить с царством деспотизма, но все, что соединяется с деспотизмом, утрачивает свою силу. Тщетно этот деспотизм,

Ш. Л. Монтескье. О духе законов
121
Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ преследуемый собственными бедствиями, попытался сам надеть на себя цепи: он вооружается этими цепями и становится еще ужаснее.
Итак, Китай есть государство деспотическое, принцип которого – страх. Может быть, при первых династиях, когда государство не было еще так обширно, оно несколько отклонялось от этого образца, но теперь этого уже нет.
Книга девятая. О законах в их отношении к оборонительной
Книга девятая. О законах в их отношении к оборонительной
Книга девятая. О законах в их отношении к оборонительной
Книга девятая. О законах в их отношении к оборонительной силе силе силе силе
Глава I. Как республики охраняют свою безопасность
Глава I. Как республики охраняют свою безопасность
Глава I. Как республики охраняют свою безопасность
Глава I. Как республики охраняют свою безопасность
Небольшие республики погибают от внешнего врага, а большие – от внутренней язвы.
Эти два бедствия свойственны и демократиям, и аристократиям, независимо от того, хороши они или дурны. Зло лежит в самой сути вещей, и никакое изменение формы не может его искоренить.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   30


написать администратору сайта