Главная страница
Навигация по странице:

  • Что мог бы сделать купец против какого-нибудь паши, вздумавшего конфисковать его товары

  • Он. Законов 1 Электронная библиотека Гражданское общество


    Скачать 6.69 Mb.
    НазваниеЗаконов 1 Электронная библиотека Гражданское общество
    Дата13.05.2022
    Размер6.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMonteskye_O dukhe.pdf
    ТипЗакон
    #526362
    страница22 из 30
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   30
    Что же произойдет в республике, если это превосходство будет еще более усилено законами?
    В Афинах и в Риме первоначально дозволялось продавать несостоятельного должника. Солон отменил этот обычай в Афинах; он постановил, что кредитор не имеет власти над личностью должника. Но в
    Риме децемвиры не отменили этого обычая; имея перед глазами реформу
    Солона, они не захотели последовать его примеру, и это не единственный пункт в законах двенадцати таблиц, где обнаруживается намерение децемвиров поколебать дух демократии.
    Эти жестокие законы против должников не раз подвергали опасности Римскую республику. Человек, покрытый ранами, выбежал из

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    195
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ дома своего кредитора на площадь. Народ был потрясен этим зрелищем.
    Тогда и другие граждане вышли из тюрем своих кредиторов, которые не решились их задерживать. Им надавали обещаний, но ничего этим не добились, н народ удалился на Священную Гору. Он добился не отмены законов, а назначения особого должностного лица, на обязанности которого лежало защищать народ. Общество вышло из состояния
    .анархии, но ему угрожала тирания. Манлнй задумал для приобретения популярности вырвать из рук кредиторов граждан, которых они обратили в рабство. Замыслы Манлия были предупреждены; но старое зло продолжало существовать. Было издано несколько отдельных законов, облегчавших уплату долгов, и в 428 году от основания Рима консулы провели закон, который лишил кредиторов права держать своих должников в рабстве у себя в доме. Ростовщик Папирий попытался
    0бесчестить молодого человека по имени Публий, которого он держал в оковах, и, подобно тому как преступление Секста дало Риму политическую свободу, преступление Папирия дало ему гражданскую свободу.
    Такова была судьба этого города, что новые преступления упрочили в нем свободу, доставленную ему старыми преступлениями. Покушение
    Аппия на Виргинию вновь пробудило в народе то отвращение к тиранам, которое вселила в него несчастная участь Лукреции. Через 37 лет после позорного преступления Папирия подобное же преступление заставило народ удалиться на Яникульский холм и придало новую силу закону, созданному для ограждения должников.
    С этого времени не столько кредиторы преследуют своих должников за неуплату долгов, сколько должники – своих кредиторов за нарушение законов против ростовщичества.
    Глава XXII. О мерах, нарушающих свободу в монархи
    Глава XXII. О мерах, нарушающих свободу в монархи
    Глава XXII. О мерах, нарушающих свободу в монархи
    Глава XXII. О мерах, нарушающих свободу в монархиях ях ях ях
    В монархиях свобода часто терпела ущерб от меры, бесполезной в первую очередь для самого государя, а именно – от назначения особых комиссаров для суда над отдельной личностью.
    Государь получает так мало пользы от комиссаров, что не стоило бы из-за этого изменять обычного порядка вещей. В моральном отношении

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    196
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ он должен быть уверен, что у него больше честности и справедливости, чем у его комиссаров, которые всегда считают себя достаточно оправданными его приказами, сомнительными требованиями государственной пользы, оказанным им предпочтением и даже своей трусостью.
    При Генрихе VIII для суда над пэрами назначали комиссаров из палаты пэров, в результате были казнены все пэры, от которых желательно было отделаться.
    Глава XXIII. О шпионах в монархии
    Глава XXIII. О шпионах в монархии
    Глава XXIII. О шпионах в монархии
    Глава XXIII. О шпионах в монархии
    Нужны ли шпионы в монархии? Хорошие государи обычно не пользуются их услугами. Человек, который соблюдает законы, выполняет все, чего может требовать от него государь; надо, чтобы по крайней мере он мог найти убежище в собственном доме и спокойно заниматься своими делами, поскольку это не связано с каким-либо нарушением законов. Шпионаж, может быть, и был бы терпим, если бы шпионами были честные люди. Но по позору, который неизбежно ложится на лицо, можно судить о позоре самого дела. Государь должен проявлять по отношению к своим подданным кротость, прямоту и доверие. Тот, кто много тревожится, подозревает н опасается, подобен актеру, который затрудняется выполнить свою роль. Видя, что законы в общем остаются в силе и уважаются, государь может считать себя в безопасности.
    Поведение всех служит ему порукой за повеление каждого. Пусть он только оставит страх – и он сам поразится тому, как его будут любить. Да и в самом деле, почему бы его не любить? В нем видят лишь источник чуть ли не всего добра, которое совершается в государстве, между тем как все кары ставятся в счет законам. Государь показывается народу всегда с ясным выражением лица. Даже его славу мы считаем нашей славой и в его могуществе видим нашу силу. Одно из доказательств любви к государю заключается в том доверии, которое питают к нему: когда министр откажет в просьбе, думают, что государь удовлетворил бы ее.
    Даже в пору общественных бедствий его не обвиняют, но только сожалеют о том, что он многого не знает или находится под влиянием дурных людей. Если бы государь знал – говорит народ. Эти слова – призыв к государю и доказательство доверия, которым он пользуется.

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    197
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
    Глава XXIV. Об анонимных письмах
    Глава XXIV. Об анонимных письмах
    Глава XXIV. Об анонимных письмах
    Глава XXIV. Об анонимных письмах
    Татары должны надписывать свои имена на стрелах, чтобы можно было узнать, чья рука выпустила их. Филипп Македонский был ранен при осаде города дротиком, на котором было написано: этот смертельный удар Филиппу нанес Астер. Если бы те, которые обвиняют человека, имели в виду общественное благо, то они обращались бы со своими обвинениями не к государю, которыйможет быть легко предубежден, а к судьям, которые действуют по правилам, страшным только для одних клеветников. Если же обвинитель не хочет допустить между собою и обвиненным посредничества законов, то это значит, что он имеет основание бояться их, и самое малейшее наказание, которого он заслуживает в таком случае, состоит в том, чтобы не верить ему. Можно удостоить его внимания лишь в тех случаях, которые не терпят медлительных приемов обычного судопроизводства и когда дело идет о безопасности государя. В таком случае можно предположить, что тот, кто обвиняет, сделал над собой усилие, чтобы заставить себя говорить, Во всех же прочих случаях следует сказать вместе с императором
    Констанцием: «Мы не можем подозревать того, кто, имея врага, не имел обвинителя».
    Глава XXV. О приемах правления в монархии
    Глава XXV. О приемах правления в монархии
    Глава XXV. О приемах правления в монархии
    Глава XXV. О приемах правления в монархии
    Королевская власть есть великий двигатель, действия которого должны совершаться легко и без шума. Китайцы прославляют одного из своих императоров, который, по их словам, правил, как само небо, т. е. своим личным примером.
    Есть случаи, когда власть должна действовать со всею своею силой, и другие, когда она должна действовать, ограничивая себя. Высшее искусство управления состоит в том, чтобы твердо знать, каковы должны быть пределы власти, которую следует применять при различных обстоятельствах.
    В наших монархиях все наше благоденствие состоит в мнении, которое составил себе народ о кротости правления. Неискусный министр любит заявлять вам, что вы рабы. Но если бы это было и так, то он должен был бы стараться скрывать это от вас. Он только и знает, что

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    198
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ извещает вас и сло-весно, и письменно о том, что государь разгневался, что он возмущен, что он наведет порядок. Дело управления может быть сильно облегчено; для этого надо, чтобы государь ободрял, а угрожали только законы.
    Глава XXVI. О том, что монарх должен быть доступным
    Глава XXVI. О том, что монарх должен быть доступным
    Глава XXVI. О том, что монарх должен быть доступным
    Глава XXVI. О том, что монарх должен быть доступным
    Легче всего это понять из примера противоположного: «Царь Петр
    I, – рассказывает г. Перри, – издал новый указ, по которому подавать ему жалобы разрешается лишь после того, как уже будут поданы две жалобы его чиновникам. Тогда в случае отказа в правосудии можно подать ему третью;но тот, чья жалоба окажется несправедливой, подвергается смертной казни. С тех пор никто не подавал царю жалоб».
    Глава XXVII. О нравах монарха
    Глава XXVII. О нравах монарха
    Глава XXVII. О нравах монарха
    Глава XXVII. О нравах монарха
    Нравы государя содействуют свободе в такой же степени, как и законы. Государь, как и закон, может обращать людей в животных н животных в людей. Если он любит свободные души – у него будут подданные; если ему нравятся низкие души – у него будут рабы. Если он желает постигнуть великое искусство царствовать, пусть приближает к себе честь, добродетель, пусть поощряет личные заслуги. Он даже может иногда обратить взор и на таланты. Ему незачем бояться соперничества так называемых достойных людей; он равен им, коль скоро он их любит.
    Пусть он покоряет сердца, но не налагает оковы на разум. Пусть он станет популярным. Ему должна быть приятна любовь малейшего из его подданных, ибо они тоже люди. Народ так радуется малейшему проявлению внимания к нему, что было бы несправедливо отказать ему в этом: бесконечное расстояние, которое отделяет его от монарха, не позволит ему стать назойливым. Пусть монарх будет благосклонен к просьбам и непреклонен перед требованиями, и пусть он знает, что народ радуется, когда он отказывает придворным, а придворные радуются его милостям.

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    199
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
    Глава XXVIII. Об уважении монархов к своим подданным
    Глава XXVIII. Об уважении монархов к своим подданным
    Глава XXVIII. Об уважении монархов к своим подданным
    Глава XXVIII. Об уважении монархов к своим подданным
    Монархи должны соблюдать большую осторожность в шутках.
    Умеренная шутка приятна, потому что она устанавливает более непринужденные отношения, но колкая шутка менее дозволительна для них, чем для последнего из их подданных, так как только в их устах она всегда наносит смертельные раны. Еще менее позволительно им подвергать подданного явному оскорблению: они поставлены для того, чтобы прощать или наказывать, но отнюдь не для того, чтобы оскорблять.
    Оскорбляя своих подданных, они поступают с ними более жестоко, чем повелители турок или московитов – со своими. Эти последние своими оскорблениями унижают, но не бесчестят людей; а они н унижают, и бесчестят их.
    Азиаты по свойственному им предрассудку видят в причиненной им государем обиде доказательство его отеческого внимания; а в нас по свойственному нам образу мыслей жгучая боль от перенесенного оскорбления усугубляется отчаянием от невозможности смыть его.
    Государи должны радоваться, что имеют подданных, для которых честь дороже жизни, для которых она является стимулом не только мужества, но и верности. Вспомним о несчастьях, постигших государей, которые оскорбили своих подданных: о мести Херея, евнуха Нарсеса и графа Юлиана, наконец, о герцогине Монпансье, которая, обидевшись на
    Генриха III за то, что он разгласил некоторые ее тайные недостатки, нарушала его спокойствие в продолжение всей его жизни.
    Глава XXIX. О гражданских законах, которые могут внести
    Глава XXIX. О гражданских законах, которые могут внести
    Глава XXIX. О гражданских законах, которые могут внести
    Глава XXIX. О гражданских законах, которые могут внести не не не немного свободы в деспотическое правление много свободы в деспотическое правление много свободы в деспотическое правление много свободы в деспотическое правление
    Хотя деспотическое правление по своей природе везде одинаково, но различные обстоятельства, религиозные убеждения, предрассудки, полученные примеры, свойства ума, обычаи, нравы могут внести в него значительные различия.
    Весьма полезно, если в таком государстве имеются определенные укоренившиеся понятия. Так, в Китае на императора смотрят, как на

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    200
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ отца народа, а в начале существования государства арабов государь был там проповедником.
    Хорошо также, если там есть какие-нибудь священные книги, которые могут служить правилом поведения, каковы Коран у арабов, книги Зороастра у персов, Ведды у индийцев, классические книги у китайцев. Религиозный кодекс восполняет недостатки гражданского и ограничивает произвол. Уместно также, чтобы судьи в сомнительных случаях совещались с духовными властями, как это делается в Турции, где кади вопрошают мулл. В случаях же преступлений, караемых смертью, желательно, чтобы судья, если он есть, уведомлял и губернатора, дабы гражданские власти и церковные умерялись еще и политической властью.
    Глава XXX. Продолжение той же темы
    Глава XXX. Продолжение той же темы
    Глава XXX. Продолжение той же темы
    Глава XXX. Продолжение той же темы
    Деспотизм в своем неистовстве распространил опалу отца на его детей и жен. Но последние н так уже несчастны, не будучи виновными.
    Кроме того, надо, чтобы между государем и обвиняемыми стояли лица, которые могут своими мольбами смягчить его гнев или побудить его вынести более справедливое решение.
    У малдивов есть хороший обычай, чтобы сановник, впавший в немилость, ежедневно являлся ко двору своего государя до тех пор, пока он снова не завоюет его благосклонность: его присутствие обезоруживает разгневанного государя.
    Есть деспотические государства, где полагают, что ходатайствовать за опального перед государем значит нарушать должное почтение к последнему. Эти государи как будто употребляют все усилия для того, чтобы лишить себя добродетели милосердия.
    Аркадий и Гонорий объявили в законе, о котором я столько говорил, что они не будут щадить тех, кто осмелится умолять их за виновных. Это очень дурной закон, так как он нехорош даже для деспотизма.
    Очень хорош обычай Персии, дозволяющий всем, кто этого пожелает, покидать государство, хотя противоположный обычай имеет

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    201
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ свое начало в деспотизме, который смотрит на подданных, как на рабов, а на тех, кто покидает государство, как на беглых рабов. Этот персидский обычай очень выгоден для деспотизма, так как опасение ухода плательщиков останавливает или ограничивает притеснения пашей и сборщиков податей.
    Книга тринадцатая. О зависимости между взиманием податей и
    Книга тринадцатая. О зависимости между взиманием податей и
    Книга тринадцатая. О зависимости между взиманием податей и
    Книга тринадцатая. О зависимости между взиманием податей и размерами государс размерами государс размерами государс размерами государственных доходов, с одной стороны, и твенных доходов, с одной стороны, и твенных доходов, с одной стороны, и твенных доходов, с одной стороны, и свободой свободой свободой свободой –


    – с другой с другой с другой с другой
    Глава I. О доходах государства
    Глава I. О доходах государства
    Глава I. О доходах государства
    Глава I. О доходах государства
    Доходы государства – это та часть имущества, которую каждый гражданин отдает государству для того, чтобы оно обеспечило за ним остальную часть или дало ему возможность приятно ее использовать.
    Чтобы правильно определить размеры этих доходов, следует иметь в виду как нужды государства, так н нужды граждан. Не следует лишать народ действительно необходимого ради удовлетворения мнимых потребностей государства.
    Мнимые потребности государства – это все то, чего требуют страсти и слабости тех, кто управляет: очарование необычного проекта, болезненная жажда суетной славы и некоторое бессилие рассудка перед фантазией. Нередко беспокойные умы, поставленные государем во главе правления, считали, что нужды государства – это нужды их мелких душ,
    Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных и какую часть оставлять им.
    Доходы государства надо измерять не тем, что парод может давать, а тем, что он должен давать. Если же их измеряют тем, что он может давать, то надо по крайней мере, чтобы он мог это давать всегда.
    Глава II. О том, что дурно рассуждают те, которые говорят, что
    Глава II. О том, что дурно рассуждают те, которые говорят, что
    Глава II. О том, что дурно рассуждают те, которые говорят, что
    Глава II. О том, что дурно рассуждают те, которые говорят, что большие большие большие большие налоги хороши сами по себе налоги хороши сами по себе налоги хороши сами по себе налоги хороши сами по себе

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    202
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
    В некоторых государствах было замечено, что небольшие страны, избавленные от налогов, столь же бедны, как и окружающие их обремененные налогами страны. Главная причина тут в том, что небольшое государство при таких соседях не может иметь ни промышленности, ни ремесел, ни мануфактур, потому что во всех этих отношениях его стесняют множеством различных способов окружающие его большие государства. У этих государств есть и промышленность, и ремесла, и мануфактуры, которые они регламентируют так, что им достается вся приносимая ими выгода. При таком положении вещей малое государство по необходимости будет бедно, как бы ни были низки взимаемые там налоги.
    Однако из факта бедности этих малых стран было выведено заключение, что для процветания трудолюбия в народе необходимы высокие налоги. Было бы правильнее заключить, что их совсем не нужно.
    Дело в том, что все бедняки из соседних государств направляются в такие страны, чтобы предаваться там праздности; доведенные до отчаяния непосильным трудом, они все свое счастье видят в лени. Богатство страны пробуждает честолюбие в сердцах людей, а бедность поражает их отчаянием. В первом случае люди ищут удовлетворения в труде, а во втором – находят утешение в лени. Природа справедлива к людям; она не оставляет без вознаграждения их труды. Она учит их трудолюбию, ибо с большей работой связывает и большее вознаграждение. Но если произвол власти лишил *их установленных природой наград, они проникаются отвращением к труду и праздность кажется им единственным благом.
    Глава III. О налогах в странах, где часть народа прикреплена к
    Глава III. О налогах в странах, где часть народа прикреплена к
    Глава III. О налогах в странах, где часть народа прикреплена к
    Глава III. О налогах в странах, где часть народа прикреплена к земле земле земле земле
    Прикрепление народа к земле бывает иногда последствием завоевания. В таком случае раб, возделывающий землю, должен быть издольщиком у своего господина. Одни только отношения, основанные на общности выгоды и убытка, могут примирить тех, удел которых работать, с теми, удел которых наслаждаться.
    Глава IV. О положении республики в подобном случае
    Глава IV. О положении республики в подобном случае
    Глава IV. О положении республики в подобном случае
    Глава IV. О положении республики в подобном случае

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    203
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
    Республика, принудившая народ обрабатывать для нее землю, не должна допускать, чтобы гражданин мог увеличивать платежи раба. В
    Лакедемоне не дозволяли этого: там полагали, что илоты будут лучше обрабатывать землю, если они будут знать, что их рабство не станет более тяжелым; там полагали, что господа будут лучшими гражданами, если будут довольствоваться тем, что они привыкли иметь,
    Глава V. О положении монархии в подобном случае
    Глава V. О положении монархии в подобном случае
    Глава V. О положении монархии в подобном случае
    Глава V. О положении монархии в подобном случае
    Когда в монархии дворянство заставляет покоренный народ возделывать землю в свою пользу, то и тут тоже не следует допускать увеличения податей. Более того, хорошо, если государь будет довольствоваться своим доменом и военной повинностью. Если же он хочет взимать денежные налоги с рабов своих дворян, то надо, чтобы за правильное поступление налогов был ответствен господин этих рабов; чтобы он уплачивал за них, а они возмещали ему уплаченное. Если же это правило не будет соблюдаться, то господин и сборщики налогов государя будут поочередно угнетать раба, передавая его друг другу из рук в руки до тех пор, пока он не погибнет от нищеты или не убежит от них в леса.
    Глава VI. О положении деспотического государства в подобном
    Глава VI. О положении деспотического государства в подобном
    Глава VI. О положении деспотического государства в подобном
    Глава VI. О положении деспотического государства в подобном случае случае случае случае
    Все сказанное мною еще более необходимо для деспотического государства. Господин, который ежеминутно может лишиться своих земель и своих рабов, не очень склонен заботиться о них.
    Петр I, желая по примеру Германии собирать налоги в денежной форме, сделал очень благоразумное распоряжение, которому до сих пор следуют в России. Дворянин собирает установленные подати с крестьян и уплачивает их царю. Если число крестьян уменьшается, он платит, как и прежде; если число их увеличивается, он не платит больше прежнего.
    Таким образом, дворянин сам заинтересован в том, чтобы не притеснять своих крестьян.
    Глава VII. О нало
    Глава VII. О нало
    Глава VII. О нало
    Глава VII. О налогах в странах, где нет крепостного права гах в странах, где нет крепостного права гах в странах, где нет крепостного права гах в странах, где нет крепостного права

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    204
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
    В государстве, где все люди – граждане, где каждый владеет своей собственностью, как государь – своим государством, можно взимать налоги с лиц, с земли или с товаров, с двух из этих категорий или со всех трех вместе.
    В подушном налоге способ обложения, строго пропорциональный имуществам, несправедлив. В Афинах граждане были разделены на четыре класса. Те, которые извлекали из своих имуществ 500 мер продуктов жидких или сухих, платили обществу один талант; те, которые имели 300 мер, вносили половину таланта; те, которые получали 200 мер, уплачивали 10 мин, или шестую часть таланта; граждане четвертого класса не платили ничего. Налог был справедлив, хотя и непропорционален: если он не был пропорционален имуществам, то был пропорционален нуждам. Было принято во внимание, что все нуждаются в равном минимуме необходимого для жизни; что этот минимум не подлежит обложению; что за необходимым для жизни следует полезное, которое следует облагать, но менее, чем излишнее; что высокое обложение излишнего препятствует излишеству.
    При обложении земель производятся росписи, в которые вносят различные классы поземельных имуществ. Но определить эти различия очень трудно, и еще труднее найти людей, которые не были бы заинтересованы в том, чтобы скрывать их. Отсюда – два рода несправедливостей: несправедливости, зависящие от людей, и несправедливости, связанные с самим существом дела. Но если обложение в общем не чрезмерно велико, если необходимое оставлено народу в изобилии, то эти частные несправедливости ничтожны. Если же, напротив, народу оставят лишь то, что ему нужно в обрез для поддержания жизни, то малейшая диспропорция поведет к самым пагубным последствиям. Нет большой беды, если некоторые граждане платят меньше, чем следует: их благосостояние всегда обращается на пользу обществу; но если некоторые лица платят слишком много – их разорение обратится во вред обществу. Если государство соразмеряет свое богатство с богатством отдельных лиц, то с обогащением последних увеличится вскоре и его богатство. Здесь все сводится к вопросу времени: начнет ли государство обогащать себя посредством разорения своих подданных или оно подождет, пока достигшие материального благосостояния подданные обогатят его? Станет ли оно пользоваться

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    205
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ выгодами первого или второго способа обогащения? Начнет ли оно с богатства или кончит богатством?
    Налоги на товары менее всего ощутительны для народа, потому что они не связаны с формальным требованием уплаты. Они могут быть так благоразумно распределены, что народ почти и знать не будет, что уплачивает их- Для этого особенно важно, чтобы уплата налога была возложена на того, кто продает товары. Последний прекрасно знает, что он платит не из своих средств; а в представлении покупателя, который в сущности уплачивает этот налог, он сливается в одно целое с ценой товара. Некоторые авторы сообщают, что Нерон отменил налог в размере одной двадцать пятой части с цены продаваемых рабов. Однако он только распорядился, чтобы этот налог уплачивал не покупатель, а продавец. Это распоряжение, оставлявшее весь налог без изменения, показалось отменой налога.
    В Европе есть два государства, где установлены очень высокие налоги на напитки: в одном налог уплачивается только производителем, в другом – он безразлично взимается со всех потребителей. В первом – никто не ощущает тяжести налога; во втором – он считается тяжелым.
    Там гражданин ощущает лишь свободу не платить; здесь он ощущает лишь необходимость платить.
    Кроме того, чтобы гражданин платил постоянно, приходится производить в его доме розыски, что в высшей степени противно свободе; и те, которые установили такого рода налоги, не имели счастья найти для этого удачной администрации.
    Глава VIII. Как сохраняется иллюзия
    Глава VIII. Как сохраняется иллюзия
    Глава VIII. Как сохраняется иллюзия
    Глава VIII. Как сохраняется иллюзия
    Чтобы цена товара и налог, которым он облагается, могли образовать одно целое в представлении налогоплательщика, надо, чтобы между товаром и налогом существовало некоторое соотношение и чтобы малоценные вещи не облагались высоким налогом. Есть страны, где налог на товар в 17 или 18 раз превышает цену товара. В таком случае государь не оставляет у подданных никаких иллюзий; они видят, что ими управляют неблагоразумно, и потому особенно остро ощущают свою несвободу.

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    206
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
    Кроме того, чтобы государь мог собирать налог, столь несообразный с ценностью товара, надо, чтобы он сам продавал этот товар и чтобы народ больше нигде не мог покупать его, а это сопряжено с массой неудобств. В таком случае злоупотребления становятся очень выгодными, причем естественное наказание за них, предписываемое разумом и состоящее в конфискации товара, не в состоянии остановить их, тем более, что стоимость этого товара обыкновенно ничтожна.
    Поэтому приходится прибегать к чрезвычайным наказаниям, подобным тем, которые назначаются за величайшие преступления. При этом уничтожается всякая пропорциональность между наказаниями. Люди, нисколько не злонамеренные, наказываются, как злодеи, что в высшей степени противно духу умеренного правления.
    Прибавлю, что, чем больше создается поводов для того, чтобы народ обманывал откупщиков, тем более обогащаются откупщики и разоряется народ. Чтобы прекратить злоупотребления, надо предоставить откупщику чрезвычайную власть, а тогда все погибло.
    Глава IX. Об одном дурном налоге
    Глава IX. Об одном дурном налоге
    Глава IX. Об одном дурном налоге
    Глава IX. Об одном дурном налоге
    Скажем мимоходом об установленном в некоторых государствах налоге на различные виды гражданских договоров. Чтобы защитить себя от откупщика, необходимо большое знание дела, так как дела этого рода подлежат самому тонкому расследованию. Поэтому в качестве истолкователя уставов государя откупщик получает произвольную власть над чужим имуществом. Опыт показал, что было бы гораздо лучше заменить эти налоги обложением бумаги, на которой должен быть написан контракт.
    Глава Х О том, что размеры налогов зависят от
    Глава Х О том, что размеры налогов зависят от
    Глава Х О том, что размеры налогов зависят от
    Глава Х О том, что размеры налогов зависят от природы природы природы природы правления правления правления правления
    В деспотическом государстве налоги должны быть очень низкими.
    Иначе, кто согласится заниматься там земледелием? Да и как платить большие подати при правлении, которое ничем не возмещает подданному то, что получает от него? При страшной силе государя и крайнем бессилии народа необходимо, чтобы между ними не было ничего

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    207
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ двусмысленного. Налоги должны быть так ясно установлены и способы взимания их так легки, чтобы сборщики не могли ни увеличивать, ни уменьшать их по собственному произволу. Некоторая часть натурой, подушная подать, налог на товары в размере определенного процента – вот что единственно приличествует такому правлению.
    Хорошо, если в деспотическом государстве купцам дается личная охрана и к ним принято относиться с уважением; без этого они оказались бы бессильными при возможных столкновениях с чиновниками государя.
    Глава XI. О фискальных наказаниях
    Глава XI. О фискальных наказаниях
    Глава XI. О фискальных наказаниях
    Глава XI. О фискальных наказаниях
    Фискальные наказания имеют ту особенность, что вопреки общему положению вещей они более строги в Европе, чем в Азии. В Европе конфискуют товары, иногда даже корабли и повозки, а в Азии не делают ни того, ни другого. Причина тут в том, что в Европе для купца есть судьи, которые могут оградить его от притеснения, между тем как деспотические судьи Азии сами являются в таком случае притеснителями.

    Что мог бы сделать купец против какого-нибудь паши, вздумавшего конфисковать его товары?
    Произвол видит себя вынужденным несколько смягчить гнет и преодолевает сам себя. В Турции ввозная пошлина взимается только однажды, после чего перед купцом открывается вся страна. Ложные заявления относительно товара не навлекают ни конфискации, ни увеличения пошлины. В Китае багаж лиц, не занимающихся торговлей, не подвергается освидетельствованию. В стране Могола контрабанда наказывается не конфискацией, а удвоением пошлины. Татарские государи, обитающие в городах Азии, почти ничего не взимают с провозимых товаров. И если в Японии торговая контрабанда считается уголовным преступлением, то это объясняется единственно желанием этой страны не иметь никакого общения с иностранцами, так что контрабанда является там не столько нарушением законов торговли, сколько нарушением законов, созданных для охраны безопасности государства.
    Народ-властелин, каковы были афиняне и римляне, может освободить себя от всех налогов, потому что он царит над подвластными

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    208
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ ему народами. Тогда он не платит пропорционально своей свободе, так как в этом отношении он уже не народ, а монарх.
    Но общее правило остается неизменным. В умеренных государствах есть вознаграждение за тяжесть налогов: оно заключается в свободе. В деспотических государствах есть вознаграждение за лишение свободы: оно заключается в умеренности налогов.
    В некоторых монархиях Европы встречаются провинции, которые благодаря природе их политического правления находятся в лучшем положении, чем прочие. Обыкновенно говорят, что они слишком мало платят, так как при более строгом правлении они могли бы платить больше; при этом всегда является желание лишить их этой привилегии, имеющей тенденцию распространяться и на другие провинции, которые охотно воспользовались бы этими преимуществами.
    Глава XII. Отношение размеров налогов к свободе
    Глава XII. Отношение размеров налогов к свободе
    Глава XII. Отношение размеров налогов к свободе
    Глава XII. Отношение размеров налогов к свободе
    Общее правило: чем больше свобода подданных, тем большие можно взимать с них налоги; и чем больше рабство, тем более приходится снижать их платежи. Так оно всегда было, и так всегда будет. Это правило самой природы, всегда и везде неизменное; ему подчиняются все страны
    – Англия, Голландия – и все государства, где свобода ограничена. вплоть до самой Турции. Швейцария составляет, по-видимому. исключение, так как там вообще не платят налогов; но особенная причина этого известна, и она даже подтверждает мою мысль. На этих бесплодных горах предметы продовольствия так дороги, а страна населена так густо, что швейцарец платит природе вчетверо больше, чем турок – султану.
    Глава XIII. В каких видах правления допустимо увеличение
    Глава XIII. В каких видах правления допустимо увеличение
    Глава XIII. В каких видах правления допустимо увеличение
    Глава XIII. В каких видах правления допустимо увеличение налогов налогов налогов налогов
    Увеличение налогов допустимо в большей части республик, потому что гражданин, думающий, что он платит их самому себе, желает платить их и обычно благодаря природе этого правления имеет возможность это делать.

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    209
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
    В монархии можно увеличивать налоги, потому что умеренный характер правления способствует там накоплению богатств: это как бы награда государю за то, что он уважает законы.
    В деспотическом государстве налоги увеличивать нельзя, потому что нельзя еще более увеличить и без того доведенное до крайней степени рабство.
    Глава XIV. Об отношении природы налогов к образу правления
    Глава XIV. Об отношении природы налогов к образу правления
    Глава XIV. Об отношении природы налогов к образу правления
    Глава XIV. Об отношении природы налогов к образу правления
    Подушный налог более свойствен рабству, налог на товары – свободе, потому что он не столь непосредственно затрагивает личность плательщика. В деспотическом правлении государь обыкновенно не платит денег своим воинам и придворным, но наделяет их землями, вследствие чего там взимают немного налогов- Если же государь хочет платить деньгами, то наиболее естественным налогом будет в таком случае подушный налог. Но этот налог должен быть по необходимости очень умерен, так как там невозможно разделять плательщиков на различные классы, ибо при несправедливости и жестокости правления это повело бы к злоупотреблениям; необходимость заставляет сообразоваться при определении величины налога с тем, что могут платить наиболее бедные люди.
    Для умеренного правления самый естественный налог – это налог на товары. Этот налог, в действительности уплачиваемый покупателем, хотя и взимаемый с продавца, есть ссуда, получаемая от купца покупателем; поэтому купец является общим должником государства н кредитором всех отдельных лиц. Он наперед уплачивает государству налог, который когда-нибудь будет ему уплачен покупателями; и он уже уплатил за покупателя налог, уплатив его за свои товары. Понятно поэтому, что, чем умереннее образ правления, чем более царит в нем дух свободы, чем в большей безопасности находятся имущества, тем легче купцу вносить вперед государству большие налоги, предоставляя таким образом ссуду частным лицам. В Англии купец авансом уплачивает государству от 50 до 60 фунтов стерлингов с каждой получаемой им бочки вина. Какой купец решился бы сделать что-либо подобное этому в стране, управляемой, как Турция? А если бы они решился, то как мог бы он

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    210
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ сделать это в стране, где нет неприкосновенности имущества и где собственник может быть разорен в любой момент?
    Глава XV. Злоупотребление свободой
    Глава XV. Злоупотребление свободой
    Глава XV. Злоупотребление свободой
    Глава XV. Злоупотребление свободой
    Преимущества свободы привели к тому, что люди стали злоупотреблять самой свободой. Видя, что умеренное правление дало превосходные результаты, они пожелали расстаться с этой умеренностью, получая большие налоги, пожелали получать налоги чрезмерные и, не поняв, что этот дар приносит рука свободы, обратились к рабству, которое всегда бесплодно,
    Свобода привела к чрезмерным налогам; но чрезмерные налоги ведут к рабству, а рабство ведет к уменьшению налогов.
    Азиатские монархи издают ежегодно указы, избавляющие от налогов какую-нибудь провинцию их государства: каждое изъявление их воли – благодеяние. У нас же, в Европе, указы государей огорчают подданных даже прежде, чем станет известно их содержание, потому что там всегда говорится о нуждах государей и никогда – о нуждах подданных.
    Непростительная беспечность правителей азиатских стран, обусловленная образом правления и часто климатом, приносит народам ту выгоду, что их не обременяют беспрестанно новыми требованиями.
    Расходы там не возрастают, потому что там не создают новых проектов, а если когда-либо такие проекты и возникают, то их всегда доводят до конца, не ограничиваясь одним началом. Лица, управляющие государством, не держат его в постоянной тревоге, потому что они сами не охвачены тревогой. Что же касается нас, то установить какой-нибудь порядок в наших финансах нет возможности, потому что мы всегда знаем, что будем что-то делать, но никогда не знаем, что именно.
    У нас великим министром называют уже не того, кто благоразумно распределяет общественные доходы, а того, кто отличается изворотливостью и всегда находит средства выпутаться из затруднительного положения.

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    211
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/
    Глава XVI. О завоеваниях магометан
    Глава XVI. О завоеваниях магометан
    Глава XVI. О завоеваниях магометан
    Глава XVI. О завоеваниях магометан
    Чрезмерные налоги были причиной той поразительной легкости, с которой магометане совершали свои завоевания. Народы, уплачивавшие ранее бесконечный ряд тяжких поборов, изобретаемых жадностью императоров, теперь должны были платить один простой налог, который было легко и уплачивать, и взимать. И они предпочитали повиноваться этим варварам, чем испорченному правительству, под властью которого им приходилось претерпевать все неудобства уже не существующей свободы вместе со всеми ужасами существующего рабства.
    Глава XVII. Об увеличении войска
    Глава XVII. Об увеличении войска
    Глава XVII. Об увеличении войска
    Глава XVII. Об увеличении войска
    Новая болезнь распространилась в Европе; она захватила наших государей и заставила их содержать беспорядочную массу войск. Она усиливается и становится заразительной, ибо как только одно государство увеличивает то, что оно называет своими войсками, другие тотчас же делают то же самое, так что в результате не получается ничего, кроме всеобщего разорения. Каждый монарх держит наготове столько войска, сколько ему пришлось бы иметь разве лишь в том случае, если бы его народам угрожало истребление; и эти усилия всех против всех называют миром. Немудрено, что Европа до того разорена, что если бы частные лица оказались в положении трех самых богатых держав этой части света, то им нечем было бы жить. Мы бедны, обладая богатствами и торговлей всего мира; и при нашем желании иметь побольше солдат скоро ничего не будем иметь, кроме солдат, и станем подобны татарам.
    Большие государства, не довольствуясь наймом войск у мелких государей, стараются приобретать себе повсюду за деньги союзников, что почти всегда означает бросать деньги на ветер.
    Следствием такого положения является непрерывное возрастание налогов, а также то исключающее всякую возможность исцеления обстоятельство, что войны ведутся уже не на доходы, а на самый капитал.
    И уже теперь мы видим, что государства нередко закладывают свои земли даже во время мира и употребляют для собственного разорения средства, которые они называют чрезвычайными и которые, действительно,

    Ш. Л. Монтескье. О духе законов
    212
    Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ настолько чрезвычайны, что едва ли до них может додуматься самый расточительный молодой наследник,
    Глава XVIII. Об освобождении от налогов
    Глава XVIII. Об освобождении от налогов
    Глава XVIII. Об освобождении от налогов
    Глава XVIII. Об освобождении от налогов
    Обычай великих империй Востока освобождать от налогов пострадавшие провинции следовало бы ввести и в монархических государствах. Во многих из них он существует, но стал для них только лишним отягощением, так как там государь не уменьшает общей цифры налогов, взимаемых со всего государства, вследствие чего все государство и является солидарным в их уплате. Чтобы облегчить одну деревню, которая платит неисправно, обременяют другую, которая платит исправнее, и, не оказав существенной помощи первой, разоряют последнюю. Народ, раздираемый между необходимостью платить из страха вымогательств и опасностью платить из страха надбавки, приходит в отчаяние.
    Хорошо управляемое государство должно всегда держать в запасе определенную сумму на непредвиденные нужды. Общество подобно отдельным лицам, которые разоряются, если расходуют без остатка доходы со своих земель. Круговая порука среди жителей одного и того же села оправдывалась тем, что в противном случае можно было бы предположить с их стороны заговор с целью обмана. Но не бессмысленно ли устанавливать на основании одних предположений правило, которое само по себе несправедливо и разорительно для государства?
    Глава XIX. Что выгоднее для государя и народа: отдача налогов
    Глава XIX. Что выгоднее для государя и народа: отдача налогов
    Глава XIX. Что выгоднее для государя и народа: отдача налогов

    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   30


    написать администратору сайта